Методическая разработка "Калейдоскоп прогулок»
методическая разработка (2 класс) на тему

Колабухова Людмила

Труд только тогда хорош, когда он приносит пользу, развивает и реализует потребности ребёнка, когда он общественно значим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_2.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

      Государственное бюджетное образовательное учреждение

                    Лицей №470 Калининского района

Методическая разработка

«Калейдоскоп прогулок»

Тема:       «Делать добро легко и приятно»

 Участники: уч-ся 2-х классов

 

             

Форма работы:

целевая экскурсия

коллективный общественно полезный труд: мозаика добрых дел.

 

 

Автор:  Колабухова Людмила Ивановна,

воспитатель ГПД 2-х классов

стаж работы: 7 лет.

 

Санкт-Петербург

2014

 Цели и задачи:

∙••••••• формировать в сознании детей понятий «добрые дела», «благо труда;

∙••••••• расширить знания детей о добрых делах и их роли в жизни каждого человека;

∙••••••• воспитывать стремление совершать добрые дела;

∙••••••• способствовать созданию условий для возникновения желания трудиться и испытывать от этого эстетические чувства;

∙••••••• организовать деятельность детей для осуществления добрых дел;

∙••••••• прививать практические умения;

∙••••••• способствовать формированию и сплочению коллектива через совместную деятельность;

∙••••••• воспитывать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

∙••••••• развивать умение реально оценивать свои действия;

∙••••••• побуждать проговаривать свои чувства;

∙••••••• формировать экологические знания учащихся.

 

Виды деятельности:

    Беседа-диалог, прогулка-экскурсия, посещение школьной библиотеки, анализ и обсуждение прочитанных книг, работа с толковым словарём, выставка рисунков, показ презентаций, практическая работа, анализ полученных данных.

 

Этапы работы:

1.Теоретический. Формирование мотива необходимости и желания, стремления и интереса, побуждения к действию.

2.Практический. На этом этапе обеспечивается реальный труд, вклад детей в добрые полезные дела.

3.Обобщающий. Анализ полученных результатов.

 

 

 

                              Желание творить добрые  дела

                        должно непременно быть потребностью души.

 

                        Добро существует там,

                        где его постоянно творят.

 

    Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,  которые много умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах.

    Более чем когда либо актуальны сегодня слова МакаренкоА.С.: «В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Именно трудовая подготовка – это подготовка к самостоятельной жизни молодого человека.

    Труд – основа человеческой жизни. Человек трудится не только для того, чтобы заработать, а потому что сознательное отношение к труду определяет его природную сущность.

    Приобщение к труду – важная часть воспитания в школе. Но во внимание принимается не только физический труд. Труд воспитательно эффективен,если он многообразен, продуктивен, включён в воспитательную систему.

    Наша задача – одухотворить детский труд, сделать его созидательным,

 творческим, воспитывать у детей уважение к людям труда, учить  благотворительности, бескорыстию.

    Труд только тогда хорош, когда он приносит пользу, развивает и реализует потребности ребёнка, когда он общественно значим.

    Дети должны познать вкус успешного коллективного труда. Увидеть его плоды.

    Решению этой задачи способствует грамотная организация труда детей.

 

Ход работы:

I.Беседа о благе труда и добрых делах.

Цель: Побуждать проговаривать свои чувства.

1. Разговор с детьми о том, что особенно важно в жизни человека.

Учитель:  Ответьте на вопросы:

-Нравится ли вам трудиться?

-Любите ли вы труд?         (Ответы детей)

    Труд для каждого человека различается по тому, насколько он соответствует его интересам, возможностям, умениям.

    Одна и та же работа одному нравится, а у другого вызывает лишь скуку, одному она по силам, а другой никак не может с ней справиться.

    И всё же есть у самых разных видов труда какие-то общие черты, которые позволяют говорить о ценности труда для каждого человека, то есть о благе труда.

Учитель:  -А в чём ценность труда?

-Почему труд – благо?

-Когда труд приносит радость?

   - Давайте ответим на эти вопросы после чтения и обсуждения рассказа Е.Пермяка «Чужая калитка» и вспомним другие его произведения, которые читали раньше: «Пичугин мост» и «Смородинка». Кроме того, вам помогут книги, прочитанные самостоятельно.

(Накануне мы посетили школьную библиотеку, где Светлана Николаевна подготовила для нас выставку книг по теме. Каждый из детей выбрал и ушёл домой с книгой)

 

2.Анализ и обсуждение поведения героев.

 

3.Работа с пословицами.

-Восстановите пословицы, в которых потерялись слова.

Жизнь дана на………….дела    (добрые)

Истинное…………..всегда просто    (добро)

(раскрываем смысл слов: доброта, добро)

 

4.Работа со словарём.

Знакомство с толковым словарём Ожегова С.И.

-Послушайте, как в словаре раскрывается значение слова «добро».

Это всё положительное, хорошее, полезное.

Значит, полезный труд приносит добро.

В результате приходим к выводу: «Труд только тогда хорош, когда он приносит пользу, добро, а вам радость!»

 

5.Задание: «Поделись своей добротой».

-Расскажите о случаях из своей жизни.

-Когда труд принёс вам радость?

-Какие добрые дела совершаете вы?

-Что ощущали при этом окружающие? Как они отнеслись к этому?

(Ответы детей)

-Послушайте, какие добрые дела можете сделать и вы.Они вам по силам.

Ученики:        Стать добрым волшебником

                          Ну-ка,попробуй!

                          Тут хитрости

                          Вовсе не нужно особой.

                          Понять и исполнить

                          Желанье другого –

                          Одно удовольствие,

                          Честное слово!

 

                          На клумбе цветок,

                          Его листья повисли.

                          Грустит он.  О чём?

                          Угадал его мысли?                         

                          Он хочет напиться.

                          Эй,дождик,полей!

                          И дождик спустился из лейки твоей.

                          А что же сестрёнка скучает в сторонке?

                          Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!

                          И ты обернулся ретивым конём-

                          Галопом сестрёнка помчалась на нём!

 

                          Хоть мама ещё не вернулась с работы,

                          Не трудно узнать

                          Её думы.Заботы.

                          «Вернусь,

                          Хорошо бы пошить,почитать:

                          Да надо с уборкой возиться опять».

                          И ты совершаешь великое чудо-

                          Пол засверкал,

                          Засияла посуда!

                          И ахнула мама,

                          Вернувшись домой:-

                          Да это,как в сказке,

                          Волшебник ты мой!

Учитель: - Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.

-На доске висят карточки. Выберите только добрые дела.

∙••••••• Забота о младших

∙••••••• Сделать кормушку

∙••••••• Обижаться

∙••••••• Выполнение заданий взрослых

∙••••••• Уборка участка у школы

∙••••••• Дежурство в классе

∙••••••• Завидовать

∙••••••• Посадить цветы

∙••••••• Уборка рабочего места

-Легко или трудно быть добрым? (Ответы детей)

Вывод: «Тот, кто хоть раз сделал доброе дело, почувствовал радость помощи другому человеку, захочет делать это снова и снова»,-уверены ребята.

Учитель: Я надеюсь, что ваши поступки будут только добрыми. Это просто человеческая необходимость – творить ежедневно добро своим близким и окружающим:      Пожелаю вам в удел:

                                Добрых слов и добрых дел!

                                Доброта, она от века,

                                Украшенье человека.

 

6.Рассказ учителя «Садик Маленького принца». (Название дал создатель садика)

-А вы, ребята, когда-нибудь восхищались трудом других людей?

(Ответы детей)

Учитель: В Петербурге энтузиасты, которые хотят сделать свой двор, а значит и город, красивым, сажают под окнами цветы и самые разные декоративные растения. Это красиво и радует глаз.  Около нашего лицея есть уютное и зелёное место. Во дворе, окружённом серыми одинаковыми домами, появилась своя достопримечательность. «Дедушкин садик» (так называют его окружающие) – яркий пример того, как на месте «помойки» может появиться красивый сквер, у которого есть душа и сердце.

    О существовании маленького сквера во дворе жилых домов на Гражданском,

31, я узнала однажды, возвращаясь домой с работы.

    Остановилась….. Захватило дух от увиденного. С замиранием сердца всё посмотрела сама: цветы, скульптуры, мостики, пруды, фонтаны. Восхитилась. И радостное сердце заторопилось поделиться увиденным сначала с коллегами ,

потом с вами, дети Это обязательно надо вам увидеть! Добрый человек   приносит радость окружающим! Зовут его Пётр Петрович Люленов.

    Таких людей называют энтузиастами.

 Читаем в словаре:   « Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъём, увлечённость чем-либо. Напр.,трудовой энтузиазм».

-А как вы думаете, зачем он занимается этим?

(Ответы детей)

-Вы это лучше почувствуете и поймёте, когда  побываете в гостях у этого

доброго человека.

 

II.Экскурсия.

Цель: формирование мотива необходимости, желания, интереса и побуждения к деятельности.

    Дети не были пассивными слушателями. Они отвечали на вопросы, рассуждали, рассматривали, запоминали, сами задавали вопросы, интересовались.

    Расставаясь с нами, Пётр Петрович пожелал: «Преображать пространство вокруг себя интересно. Это и для себя и для других. Попробуйте!»

 

III. Рефлексия

1.Выставка рисунков

    Важно было понять, что дети запомнили. Прошу нарисовать рисунки. Организовали выставку.

    Каждый из ребят ещё раз рассказал, что он изобразил и что именно задело его чувства  и душу.

 

    Дети отметили в рисунках и отзывах всё, что я хотела от них услышать.

 Беседа после экскурсии

 Уже после увиденного ответьте:

 -Зачем человек этим занимается?

 Ответы:- ему интересно; создаёт красоту вокруг; дарит людям добро; дарит    людям радость; хочет увлечь других; хочет научить других, тогда больше станет увлечённых людей и красоты вокруг.

-А вам приятно, что это сделано и для вас тоже?

 -Что вы ощущаете? (Благодарность)

-За что? (Думает о других; многое умеет делать сам и многому может научить).

 Учитель: -А ведь много уметь – это интереснее жить!

 Ученик:  -Это здорово:

                   Уметь! –

                   Сеять хлеб и песню петь.

                   Стог метать, дрова колоть,

                   Грядку чисто прополоть.

                   Это здорово:

                   Строгать! –

                   Делать стол или кровать.

                   Бак лудить, трамвай водить,

                   Дом на зорьке возводить,

                   Сталь ковать,деталь точить,

                   Мастерству других учить.

                   Сад лелеять,хлебы печь,

                   Матерей от бед беречь.

                   Добрым быть,

                   Друзей иметь.

                  Это здорово – уметь!

    Экскурсия сыграла большую роль в формировании мотивации. В процессе     беседы накопленные детьми знания и впечатления вызвали удивление, радость

и волнение, а главное – желание попробовать самим. На конкретных примерах дети не могли не понять, что всё это – результат большого труда, и что им тоже придётся работать для создания красоты вокруг себя.Но желание было большое. И желания детей «начали искать выход».

-Хорошо, чтобы около школы было так же.

-А как нам это сделать?

-Давайте попробуем вместе.

-Какой вы хотите видеть нашу территорию?

(Поступило много предложений)

 -Что посильное можете сделать вы, второклассники?

Составили план дел.

 

IV. Делать добро легко и приятно. Мозаика добрых дел.

1. Посадка цветов. Первые традиции.

   «Вид нашей школы будет нарядным, если посадить цветы на клумбе у входа»-решили мы. Идею её создания и воплощения в жизнь обсуждаем с детьми. Ведь они будут не только принимать участие в посадке цветов, но и ухаживать за ними в дальнейшем.(Презентация «Цветы на клумбе»).

    Определили, какие цветы посадить на клумбе осенью. Очень хорошо смотрятся и цветут до заморозков и не требуют особого ухода бархатцы.

    Привезли с дач бархатцы, георгины «Весёлые ребята», астры, очитки (все эти цветы не боятся пересадки).

    В начале осени делят многолетние растения. Для летнего цветения привезли и посадили ирисы.

    Для весеннего цветения приобрели и посадили 50 луковиц тюльпанов и нарциссов. Так решили отметить окончание учебного года.

    Никто не сомневается, что это начало традиции, которая будет продолжаться.

Уже планируем,какие кустики весной нам помогут посадить родители и семена каких цветов посеем.

    В детях, ухаживающих за растениями, воспитывается любовь ко всему живому, к природе. Они учатся ценить и понимать прекрасное. У школьников развивается привычка и любовь к труду. Они приобретают определённые трудовые навыки и умения. Большое воспитательное значение имеет для ребят труд в коллективе, общее для всех дело.

 

2. Благоустройство пришкольного участка.

    19 октября в нашем лицее прошёл субботник – день благоустройства территории. Принять в нём участие мог каждый, кто хочет сделать наш двор лучше. Наша группа 2-х классов решила сама убрать свой участок, где мы ежедневно гуляем и играем. Накануне два дня приводили его в порядок: убирали от опавшей  листвы и мусора, веток и сучьев.

   -Зачем нам это надо? 

Это наша школа, наша территория. Мы здесь учимся и проводим свободное время.

    В этом случае детям была понятна необходимость труда и ответственное к нему отношение.

    Ребята работали активно, весело, с усердием. У всех было хорошее настроение, поэтому с поставленной задачей справились на  «отлично».

    В процессе работы я старалась вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу!»

3. «Мы кормушки смастерили,

     Мы столовую открыли.

-Расширить знания детей о зимующих птицах

Просмотр презентации «Зимующие птицы».

- С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека.

-Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Птицы не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма. Надо им помочь.

-Как же люди могут помочь?

Ученик: Покормите птиц зимой,

                Пусть со всех концов

                К вам слетятся, как домой,

                Стайки на крыльцо.

 

                Не богаты их корма.

                Горсть зерна нужна,

                Горсть одна –

                И не страшна

                Будет им зима.

                Сколько гибнет их -  не счесть,

                Видеть тяжело.

                А ведь в нашем сердце есть

                И для птиц тепло.

 

                Приучите птиц в мороз

                К своему окну,

                Чтоб без песен не пришлось

                Нам встречать весну.

    Птицы – наши друзья, младшие братья и мы, как старшие, должны беречь их и охранять.

    -Давайте посмотрим, какие бывают кормушки (просмотр презентации «Виды кормушек») и как сделать несложные самостоятельно.

    -Возьмём прямоугольную коробку от сока, вырежем с противоположных сторон отверстия. Отогнём «ушки» и проденем через них тесьму. На дно коробки насыплем смесь зерна – и кормушка готова.

    Некоторые дети потрудились ещё и дома с родителями.

    Далее выясняем, какой корм можно насыпать, потому что помогать птицам мы будем всю зиму:

                                 Если начал птиц кормить,

                                 Ты уж не бросай!

                                 И пустой кормушку ты

                                 Им не оставляй!

                                 Так доверчивы они,

                                 Верят нам, как дети.

                                 Помни – ты их приручил,

                                 Ты за них в ответе!

V.Итог. Обсуждение результатов.

 По окончании работы обсуждаем итоги.

-Что мы успели с вами сделать?

-Как изменилась наша территория?

-Что вы ощущали во время и после работы?

Впечатления оказались яркими, лёгкими и приятными.

Дети поняли главное: «Сделать доброе дело – просто, и в этом нет ничего необычного.

Учитель:-Я с удовлетворением отмечаю, что работая вместе и дружно, вы сделали много хороших добрых дел.

    Оценивая качество работы, отмечаю настойчивость, старательность, тщательность выполнения детьми всех дел.

    При обсуждении итогов коллективного труда отмечаю такие поступки, как стремление помочь товарищу.

     В посильном труде младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.

    Труд – главный воспитатель, необходимый помочь детям увидеть в нём источник развития своих способностей.

    Результатом трудового воспитания является трудолюбие.

Учитель:    Дорогие ребята!

    Всё, что мы делаем, должно увеличить количество добра в мире.

Маленькие добрые дела помогают осчастливить Землю.

    Творите добро, учитесь делать добрые дела, ребята!

     Конечно, у нас ещё недостаточно опыта, но желание делать добрые дела огромное! Добрые дела позволяют детям ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать полезное, реально видеть результаты своей работы, приносить радость окружающим.

 

 

Литература

∙••••••• Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика.-М., 2004

∙••••••• Воспитание школьников в труде (под редакцией Шибанова А.А.).М.,1996

∙••••••• Гордин А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде .-М.,2006

∙••••••• Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. -М.,2009

∙•••••••  Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. –М.,1997

∙••••••• Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. –Кл. руководитель, 2000, №2

∙••••••• Макаренко А.С. Сочинения, т.4

∙••••••• Пашков А.Г. Труд как средство воспитания.-Педагогика,1992

∙•••••••  Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками. -М.,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНСТРУКЦИЯ № 04-ПП ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОГУЛОК, ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ, ЭКСКУРСИЙ

1. Общие требования безопасности2. Требования безопасности перед проведением прогулки, туристического похода, экскурсии3. Требования безопасности во время прогулки, туристического по...

Сезонное планирование прогулок в ГПД. И беседы к ним.

Цель: закреплять знания о культуре поведения в природе, учить детей видеть красоту окружающего мира, природы, бережно к ней относиться, способствовать развитию потребности в получении новых знаний о п...

НЕСТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК

В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ Я КОРОТКО ИЗЛОЖИЛА ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕ СТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ КАК В ГРУППЕ ТАК И НА ПРОГУЛКЕ.В ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИ...

Доклад на тему: " Методические рекомендации по организации прогулок в режиме ГПД"

Этапы организации и структура прогулки,рекомендации по проведению разных видов прогулок в ГПД...

Презентация на тему: "Методические рекомендации по организации прогулок в режиме ГПД"

Особенности организации и структкра прогулки,рекомендации по проведению разных видов прогулок в ГПД...

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок в ГПД. Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Что такое прогулка?Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, разв...