Воспитательный потенциал уроков ОДНКНР и ОРКСЭ.
статья на тему
В данной статье говорится о воспитательном потенциале уроков ОДНКНР и ОРКСЭ, которые помимо решения задач социализации и воспитания, знакомят младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формируют у них первичные представления о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом. Показано, как можно интегрировать уроки модуля «Основы светской этики» с уроками по другим предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал уроков ОДНКНР и ОРКСЭ.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Достижению этой цели призван содействовать учебные предметы «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс). Ещё А. С. Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как идея красоты вместе с идеей добра».
Курсы ОРКСЭ и ОДНКНР предполагают две линии развития личности: 1) объяснить главные понятия: «духовность», «бездуховность», «нравственность», «безнравственность», «добро», «зло», «отзывчивость», «справедливость», «милосердие», «терпимость»; 2) учить определять своё отношение к происходящему, делать правильный выбор поступков, оценивать свои и чужие поступки.
В нашей школе ведётся модуль «Основы светской этики» в 4 классе и предмет ОДНКНР в 5 классе. Содержание данных учебных предметов обладает значительным воспитательным потенциалом. Общей целью предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», помимо решения задач социализации и воспитания, является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование у них первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей, проживающих в нашей стране, людей разного вероисповедания. В то же время важным является формирование понимания того, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой. Главная воспитывающая задача – привить младшему подростку навыки нравственного самоанализа, т.е. познакомить ребёнка с тем, что у него есть внутренний мир – мир его души; научить реагировать не только на телесную боль, но и чувствовать боль души, которую посылает человеку совесть.
Важно, чтобы каждый урок данных предметов затронул душу ученика. На уроках мы учимся сопоставлять трудолюбие и лень, милосердие и жестокость, ответственность и халатность, кротость и раздражительность. Однако отметим, что материал учебника по отдельным темам (А. А. Шемшурин и др. «Основы светской этики») достаточно сложен для учащихся, многие слова требуют разъяснения, в учебнике много информации о теориях и взглядах философов и мыслителей, есть отдельные высказывания признанных мудрецов, тексты философского содержания известных писателей и исторических личностей. Чтобы соотнести эту информацию с жизнью учащихся, приходится искать примеры из жизни и литературы, интегрировать уроки этого модуля с уроками по другим предметам.
Очень часто на выручку приходят произведения из учебника «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.), многие из которых дают возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил. Так, при изучении темы «Россия – наша Родина» можно использовать следующие тексты из учебника «Литературное чтение»: К. Ушинский «Наше Отечество», С. Романовский «Русь».
***
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая…
Н. Языков
В названном учебнике много исторического материала, который воспитывает у младших школьников чувство гордости за свою Родину.
В учебнике представлены сказки разных народов, в которых отражаются их традиции и обычаи, читая их, учащиеся осознают себя частью могучего многонационального российского общества.
Знакомство с морально-этическими нормами – цель материалов разделов «Жить по совести, любя друг друга», «Жизнь дана на добрые дела». Доброжелательность, терпение, уважение, сострадание, забота о ближних, верность слову, честность, вежливость, отзывчивость – качества, которые формирует в четвероклассниках чтение художественных произведений из учебника по чтению. Вместе с героем рассказа М. Зощенко «Не надо врать» обучающиеся переживают историю раскрытия обмана, вместе с ним мучаются угрызением совести, вместе с ним дают себе слово всегда говорить себе правду. Прочитав рассказ Л. Каминского «Сочинение», ученики осуждают Лену за её лень, неуважительное отношение к маме, обман учителя. Они дают советы девочке, как ей исправиться, прогнозируют, как бы они поступили на её месте. А разве могут оставить равнодушными слова матери Котьки (рассказ Н. Носова «Огурцы»): «И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем сын вор». Трогают учащихся слова М. Зощенко (рассказ «Через тридцать лет»): «…надо любить и жалеть людей. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе. А которые ничего не дарят людям, а вместо этого преподносят неприятные сюрпризы, - у тех бывает мрачно на душе. Такие люди чахнут, сохнут… Память у них ослабевает и ум затемняется. И они умирают раньше времени. А добрые, наоборот, живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем».
Особенно актуальны материалы учебника «Литературное чтение» при изучение темы ОСЭ «Нравственный закон. Десять заповедей». Учащиеся вспомнили, что читали об этом в учебной книге, на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления «Волшебный мир книг». Обобщив прочитанное, мы составили целую копилку литературных произведений к религиозным заповедям.
Как показал опыт, возможна интеграция уроков ОРКСЭ и, особенно, ОДНКНР с уроками изобразительного искусства, окружающего мира, музыки, технологии. Темы разделов программы изобразительного искусства (авторская программа Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова), и непосредственно темы уроков ОДНКНР прямо перекликаются друг с другом. Ведь цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, являются средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка. Например, раздел Ι четверти 4 класса по ИЗО «Истоки родного искусства» включает в себя темы уроков «Горный пейзаж Адыгеи», «Образ традиционного русского дома», «Традиционные адыгейские жилища», «Народные праздники», раздел ΙΙ четверти «Древние города нашей земли» – уроки по теме «Древние соборы», «Древнерусские воины-защитники», раздел ΙΙΙ четверти «Каждый народ – художник» - «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (буддийские храмы), «Города в пустыне» (художественная культура Средней Азии, мечети), «Европейские города Средневековья» (дома и храмы), ΙV четверть «Искусство объединяет народы»: «Материнство», «Мудрость старости», «Сопереживание», «Герои-защитники». На уроках изобразительного искусства выполняются росписи пасхальных яиц, куличей, делаются рисунки храмов, средневековых городов, пагод, портреты мам, героев-защитников. Как известно, значительная часть методического аппарата учебников ОСЭ и ОДНКНР отведена на работу с иллюстративным материалом: фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями. Подобная работа – визуальное дополнение к работе с содержанием учебника. Иллюстративный материал помогает глубже понять тему и идею прочитанного, полнее раскрыть их, визуализировать содержание.
На уроках музыки в 4 классе (авторская программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной) при изучении разделов «Россия – Родина моя», «О России петь – что стремиться в храм…» звучат колокольные звоны, записи народных песен, отрывки из музыкальных произведений, посвящённые святым земли Русской, защитникам Отечества. Мы разучиваем песни о дружбе, взаимопомощи, доброте, нравственном выборе: «Будьте добры», «Большой хоровод», «Настоящий друг», «Когда мои друзья со мной»», «Дорогою добра», «Улыбка».
На уроках технологии в рамках реализации национально-регионального компонента мы изготавливали прихватку с адыгейским национальным орнаментом, аппликации «Русский и адыгейский народные костюмы», поделки «Матрёшка», «Малахитовая тарелка» и др.
Темы уроков окружающего мира ΙΙ полугодия 4 класса практически полностью совпадают с темами ОСЭ «Государство. Светская этика», ОДНКНР «Величие российской культуры», «Жизнь ратными подвигами полна», «Культурное наследие христианской Руси», «Как сохранить духовные ценности». Материал этих уроков даёт представление о верованиях древних славян, Крещении Руси, о создании славянской азбуки, древнерусской культуре, первопечатнике Иване Фёдорове, дети знакомятся с «Героической летописью России», начиная с древних времён до современной России, о патриотах нашей страны, государственных и религиозных праздниках.
Известно, что наибольшую пользу приносят творческие виды работ обучающихся, которые требуют сил, старания и души. Игры, загадки, ребусы, кроссворды, викторины, сообщения делают процесс изучения предмета более интересным, занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Работы, которые требуют длительной подготовки и занимают достаточно много времени, мы обычно выполняем на занятиях внеурочной деятельности духовно-нравственной, социальной и общекультурной направленности (по 1 часу в неделю).
Необходимым условием формирования нравственной сферы учащихся становится организация их совместной деятельности, что способствует развитию коммуникативных навыков. В процессе общения младшие школьники получают представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Здесь немаловажную роль играет проектная деятельность. Четвероклассники и пятиклассники в рамках курса ОДНКНР и ОРКСЭ работали над творческими и социально-значимыми проектами. В зависимости от темы урока были осуществлены мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты.
В рамках гражданско-патриотического воспитания (темы «Береги землю родимую, как мать любимую», «Культура ислама») мы работали над проектами «Вклад моей семьи в победу над фашизмом», «Они сражались за Родину», «Быт и культура адыгского народа», нравственное воспитание (темы Семья – хранитель духовных ценностей», «Человек – творец и носитель культуры», «Что составляет твой духовный мир») – проекты «Любовь – основа жизни», «Чему учат сказки», экологическое воспитание (тема «Бережное отношение к природе») – проект «Экологические проблемы леса и реки», трудовое воспитание (тема «В труде – красота человека») – проект «Школа – территория чистоты», (тема «Плод добрых трудов славен») «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны».
Опыт работы по модулю «Основы светской этики» учебного курса ОРКСЭ и учебному предмету ОДНКНР показывает, что введение этих предметов является эффективной формой приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре своей семьи, российского народа и его традициям.
Использованная литература
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
2. Катышева И. Б., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы светской этики. Методическое пособие к учебнику А. А. Шемшурина, Н. М. Брунчуковой, Р. Н. Демина и др. «Основы светской этики». М., 2013.
3. Мережковский Д. С. Пушкин в русской философской критике: Конец XΙX – первая половина XX в. М., 1990.
4. Огурцова Н. С. И др. Стыд, вина и извинение // Начальная школа. 2013. № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/02/picture-32190-1349128335.jpg)
Презентация "Воспитательный потенциал урока"
Презентация использовалась при выступлении на методическом семинаре в школе. Каждый урок должен нести воспитательный потенциал для развития личности младшего школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-137325-1352045254.jpg)
Презентация на тему "Развивающий и воспитательный потенциал урока"
Прежде чем готовиться к выступлению, я задумалась над тем, что же включают в себя воспитательный и развивающий потенциал урока?Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе неза...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/14/picture-136357-1671035908.jpg)
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378575-1389288589.jpg)
Воспитательный потенциал урока литературы в начальной школе
«Только книга и знания смогут сделать насдуховно сильными, честными, разумными людьми,которые способны искренне любить человека,уважать его труд и сердечно любоватьсяпрекрасными плодами его непрерывно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/06/picture-683084-1504719281.jpg)
Воспитательный потенциал урока в начальной школе.
Использование активных методов обучения на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/13/picture-97107-1465771892.jpg)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Данная статья поможет начинающему учителю иностранного языка правильно спланировать воспитательную работу со школьниками на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/10/picture-674838-1602358698.jpg)
Воспитательный потенциал урока.
Развитие ребенка целостный процесс, не учитывать этого в воспитательной работе нельзя. Я считаю, что смысл всей школьной жизни заключен в единстве воспитания и обучения.Воспитание в процессе обучения ...