Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение»
календарно-тематическое планирование на тему

Девятых Любовь Сергеевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Краеведение» 1-4 классы

В основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы легло изучение особенностей своего края – села, района, республики; его историческое, культурное, духовное и природное наследие. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая   программа «Краеведение» имеет туристско – краеведческую направленность.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kraevedenie_2018.docx465.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Селтинская начальная общеобразовательная школа»

Селтинского района Удмуртской Республики

Рассмотрено на заседании                                                                              «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогического совета                                                 Директор МКОУ «Селтинская  НОШ»

Протокол № _____                                                                   ______________Г.Н. Морозова

«____»__________2018г.                                                              «____»____________2018г.                                                

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа    

«Краеведение»

 

Возраст обучающихся 6,6-11лет.

Срок реализации 4 учебных года (208ч).

Составители программы:

                                                                                                       Девятых Любовь Сергеевна,

Пчельникова Елена Алексеевна,

Мосина Валентина Николаевна,

Базилевских Зинаида Алексеевна,

                               педагоги дополнительного образования.

с. Селты, 2018г.

1.Пояснительная записка

В основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы легло изучение особенностей своего края – села, района, республики; его историческое, культурное, духовное и природное наследие. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая   программа «Краеведение» имеет туристско – краеведческую направленность.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность обучающихся. 

В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность и        дополнительное образование.

Программа  «Краеведение» разработана  в соответствиис Федеральным  Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №1008); с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и программы воспитания и социализации как компоненты основной образовательной программы; методических рекомендаций по  духовно-нравственному развитию и  воспитанию младших школьников и авторской программы Н. В. Борлуковой, Г. С. Волковой  «Краеведение. 2-4 классы».

Отличительные особенности программы.Программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов. В ее основе лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей семьи, родного края, родной республики и страны. Программа  предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

Программа имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер.Обучающиеся  научатся проводить поиск краеведческой информации в источниках разного типа; анализировать источник краеведческой информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать краеведческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в краеведческой информации факты и мнения, краеведческие описания и краеведческие  объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых краеведческих процессов и явлений; участвовать в дискуссиях покраеведческим  проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации краеведческие  сведения; представлять результаты изучения краеведческого  материала в формах конспекта, реферата, рецензии, проекта.

Адресат программы: программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов (6,6-11лет).

Объем программы: общее количество часов, выделенных на изучение курса 52 часа в год, количество недельных часов – 1час.

Формы организации образовательного процесса:

- групповые;

- индивидуальные;

- коллективные.

Виды занятий: теоретические и практические занятия,экскурсии на природу, предприятие, в музей, в библиотеки; круглый стол,конкурс, защита проектов, мастер-классы, выставки и т.д.

Срок освоения программы.

Сроки реализации программы 2018-2022 г. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 208. Форма обучения – очная. Программа разработана с учетом каникулярного времени и предполагает реализацию программы в течение учебного времени и во время осенних, зимних, весенних и летних каникул.

Программа состоит из 4 модулей:

1 модуль: Я, моя семья, мои соседи.

2 модуль: Моя малая Родина.

3 модуль: Столица моей Республики.

4 модуль: Моя Удмуртия.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительность одного занятия - 45 минут, периодичность занятий еженедельная.

2. Цель и задачи программы.

Цель программы:

формирование представлений об истории и культуре народов Удмуртской Республики, формирование и развитие социального опыта обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Развивающие:  

  • развитие навыков системного мышления в области краеведения;
  • развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение краеведением;
  • развитие познавательной и социальной активности и самостоятельности.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, любви к родному селу,району, республике;
  • формирование духовно-ценностных ориентиров, нравственных и эстетических чувств, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир.

3. Содержание программы.

МОДУЛЬ 1 «Я, моя семья, мои соседи»

Учебно-тематический план 1 класс

№ п/п

Дата

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Моя маленькая родина

17

6

11

1.1.

 Введение. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.

1

1

Вводный урок

1.2.

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.

1

1

Работа по карте

1.3.

«Национальные цвета» Удмуртии.

1

1

Рассказ – беседа

1.4.

Я и моя семья. «Путешествие в детство наших родителей» (семейные реликвии и памятные вещи).

3

1

2

Рассказ – беседа

Защита презентаций

Выставка «Семейные раритеты»

1.5.

Тайны бабушкиного сундука.

1

1

Практическая работа

 Эскизы национального удмуртского платья

1.6.

Моя родословная.

2

2

1.7.

Я и мое имя.

1

1

Проектная задача

Защита проектной задачи

1.8.

Национальная  кухня моей семьи.

1

1

Защита национального удмуртского блюда

1.9.

Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы.

2

1

1

Беседа, просмотр презентации

1.10.

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

1

1

Составление презентации

Защита презентаций

1.11.

«Улицы нашего села»: пешая экскурсия (в рамках проекта «Я и моё село», музей)

1

1

Экскурсия

1.12.

Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил.

2

1

1

Лекция

экскурсия

2.

Село Селты: от  истоков к современности.

15

6

9

2.1.

Страницы истории. Первые поселенцы. Экскурсия в музей: «История заселения земли Селтинской.  Селтинские  крестьяне – земледельцы»

2

1

1

Лекция

Экскурсия

2.2.

Имя села. Символы нашего села. Библиотечный урок.

2

1

1

Проектная задача

Защита проектной задачи

2.3.

Культурно – просветительные учреждения нашего села. Ролевая игра «Машина времени» Экскурсия в РДК,ДШИ,ДДТ.

3

1

2

Ролевая игра

Экскурсия

2.4.

Люди. Профессии села. Где работают родители – проектная задача.

4

1

3

Проектная задача

Защита проектной задачи

2.5.

Памятники в нашем селе.

2

1

1

Работа над проектом

Защита мини-проектов

2.6.

Полезные ископаемые нашего района.

2

1

1

Практическая работа в группах

Составление коллекции ископаемых

3

 Экология села и района.

20

4

16

3.1.

«Что такое экология?»

1

1

Практическая работа

Выпуск плаката

3.2.

Экологический праздник. День древонасаждений.

1

1

Праздник

3.3.

Всемирный день защиты животных. Знакомство с животными из Красной книги района, Удмуртии.

2

1

1

Библиотечный урок.

Групповая работа

Защита презентаций, докладов,

Выпуск буклетов

3.4.

 День птиц, Изготовление и развешивание скворечников вместе с родителями.

2

1

1

Беседа - рассказ

Фотовыставка

3.5.

Экологическая кампания «Первоцвет». Агитационные листовки и плакаты в защиту  первоцветов.

1

1

Плакат

3.6.

Итоговая викторина по   модулю 1 «Я, моя семья, мои соседи»

1

1

Викторина

3.7.

Заказники, питомники (с.Копки) Селтинского района.

2

1

1

Беседа

Выездная экскурсия в питомник с.Копки

3.8.

Состояние водоемов: рек, прудов Селтинского района.

3

3

Фотосъемка объектов с участием родителей

Презентация

3.9.

Чистота моей улицы.

1

1

Фоторепортаж

4.0.

Цвети мой сад.

6

6

Посадка, прополка, уход за  цветником, садом

Фотоколлаж

ВСЕГО

52

16

36

Содержание изучаемого модуля.

Раздел 1. «Моя маленькая Родина»  (17 часов)

 1.2. Я и моя семья. «Старые фотографии рассказывают…», семейные реликвии и памятные вещи (7 часов).

Теория: рассказ – беседа о роли семьи для ребёнка; забота о членах семьи; общение в семье.

Практика: выставка памятных вещей «Мир семейных увлечений» и фотографий, рассказы детей о семейных реликвиях.

1.3. «Национальные цвета» Удмуртии (1ч)

Теория: рассказ беседа о любимых  цветах удмуртов, наших прабабушек, бабушек. Значение цветов используемых  орнаментов в одежде.

1.4. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (3 часа).

Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном отношении к школьному имуществу.

Практика: экскурсия по школе, беседа о том, что запомнилось, конкурс рисунков «Моя школа».

1.5.Тайны бабушкиного сундука (1ч)

Теория: от льна до платья. Женский наряд – платье, фартук, головной убор.

Практика: создать эскиз удмуртского национального костюма (повседневный, праздничный, свадебный)

1.8.Национальная  кухня моей семьи (1ч)

Теория: беседа – рассказ о национальной кухне удмуртского народа, семьи обучающихся

Практика: защита презентаций и блюд удмуртской кухни.

1.10. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города» -пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой город», городской краеведческий музей  (2 часа).

Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего двора», «Название моей улицы».

Практика: «Улицы нашего села» - пешая экскурсия в рамках проекта «Я и моё село» (краеведческий музей).

1.12. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил (2 часа).

Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы изменил.

Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» (работа в группах).

Раздел 2. «Село Селты: истоков к современности»  (15 часов)

2.1. Страницы истории. Первые переселенцы. Экскурсия в музей «История       заселения земли Селтинской»  (2 часа).

Теория: представление об истории возникновения села Селты, о первых переселенцах; работа в парах: вопросы по содержанию.

Практика: экскурсия в краеведческий музей «История заселения земли Селтинской.

2.2. Имя села. Символы нашего села. Библиотечный урок  (2 часа).

Теория: история имени села, представление о территории села и района.

 Практика: умение находить и показывать на карте России Удмуртию, на карте Удмуртии – село Селты; раскрашивание герба и флага страны, герба республики и эмблемы Селтинского района (работа в парах).

2.3.Культурно – просветительные учреждения нашего села. Ролевая игра «Машина времени»- совершают путешествие во времени к первым просветительским учреждениям в нашем селе.  Экскурсия в РДК, Библиотеку,ДДТ, ДШИ, краеведческий музей, поездка в питомник(3 часа).

Теория: беседа о культурно – просветительных учреждениях нашего села ( РДК, краеведческом музее, Доме детского творчества, Детской школе искусств, районной библиотеке, заповеднике западно- сибирских лаек).

 Практика: экскурсия в РДК, просмотр кинофильма, поездка в питомник.

2.4.   Люди. Профессии села. Где работают родители –  проектная задача(4 часа).

Теория: рассказ о людях и их профессиях; беседа о профессиях родителей и о предприятиях, на которых они работают.

Практика: общение с родителями как способ получения информации об их профессиях; экскурсия, где работают родители.

2.5. Памятники в нашем селе.

Теория: рассказ об истории возникновения памятника, его предназначении и  отношении к памятникам

Практика: Экскурсия к памятникам

2.6. Полезные ископаемые нашего района.

Теория: Презентация познавательного вестника «Полезные ископаемые нашего района», Практика: работа с картой Селтинского района, рассматривание образцов полезных ископаемых

Раздел 3. Экология  села и района  (20 часов)

3.1.  «Что такое экология?»  (1 ч).

Теория: рассказ – беседа о состоянии растительного и животного мира района, их отношении друг к другу и к окружающей среде.

Практика: плакат «Экологическая чистота – залог здоровья».

3.2.Экологический праздник. День древонасаждений.(1ч)

3.3. Всемирный день защиты животных. Знакомство с животными из Красной книги района, Удмуртии. (2ч)

Рассказ о Всемирном дне древонасаждений

Практика: посадка деревьев, цветов  вместе с родителями.

Теория: беседа – презентация о Всемирном дне защиты животных, Красная книга редких растений и животных Удмуртии и Селтинского района

Практика:  изготовление буклета «Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты ».

3.4. День птиц, Изготовление и развешивание скворечников вместе с родителями (2ч)

Теория: календарь экологических дат- дни прилета птиц, рассказ – демонстрация о перелетных  и зимующих птицах.

Практика: наблюдения за  перелетными и зимующими птицами, фотовыставка,  составление презентации.  

3.5. Экологическая кампания «Первоцвет». Агитационные листовки и плакаты в защиту  первоцветов (2 ч)

Теория: рассказ – демонстрация о первых дикорастущих цветах нашего края.  

Практика: сбор информации о первоцветах,  оформление агитационных  листовок и плакатов

3.6. Итоговая викторина по станциям модуля 1 «Я, моя семья, мои соседи» 1 ч

3.7. Заказники, питомники (с.Копки) Селтинского района (2ч)

Теория: беседа-рассказ о заказниках и питомниках Селтинского района

Практика: выездная экскурсия в с.Копки «Западно-Сибирских лаек»

3.8.Состояние водоемов: рек, прудов Селтинского района (3ч)

Практика: экскурсии с родителями в летний период, фотосъемка водных объектов, их состояние. Презентация, фотоколлаж.

3.9. Чистота моей улицы (1ч)

Практика: фоторепортаж

4.0. Цвети мой сад (6 ч)

Практика: Посадка, прополка, уход за  цветником, садом. Фотоколлаж.

Ожидаемые результаты освоения модуля1.

     Дети, освоив программу,расширят знания  и узнают историю своей семьи, своей школы, своего села, земляков, прославивших родную землю, ремесла своего родногокрая, названияулиц села, национальную кухню удмуртского народа. Узнают, что такое экология.Научатся ухаживать за растениями и цветами в огороде.

Научатся  рассказывать о себе, о своей семье, решать проектную задачу и защищать ее, выполнять работы в технике коллаж.

МОДУЛЬ 2 «Моя малая Родина»

Учебно-тематический план 2 класс

№ п/п

Дата

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Селтинский район на карте Удмуртии (5ч)

1.1.

Селтинский район на карте Удмуртии.

1

1

Беседа-рассказ

Творческие работы «Мой район на карте Удмуртии»

Работа по карте

1.2.

Муниципальные образования Селтинского района.

1

1

1.3.

В мире живого и зелёного

Водоёмы. Зелёные острова района.( Красная книга).

2

1

1

Творческая работа:

«Реки Селтинско-го района»

1.4.

Жители района. Известные люди района.

1

1

Беседа

2

Раздел 2. Удмуртия на карте России (5ч)

2.1.

Города Удмуртии.

2

1

1

Работа с картой

Творческая работа» Удмуртия на карте России»

2.2.

Крупные реки, озера и водохранилища.

2

1

1

Работа в группах

Заслушивание групп

2.3.

Полезные ископаемые Селтинского района и их применение в производстве.

1

1

Беседа-рассказ

3

Раздел 3. Культура и традиции народов (9 ч)

3.1.

Национальные цвета Удмуртии.

2

1

1

Называют отличительные особенности цветовой гаммы предпочитаемого удм.народом

Составление герба класса

3.2.

Народные праздники жителей УР.

2

1

1

Беседа-рассказ, выполнение презентации

Презентация одного из народных праздников

3.3.

Традиционная кухня народов.

2

1

1

Описание блюда

Презентация пирога «Шунянь»

3.4.

Тайны бабушкиного сундука (наряды северных и южных удмуртов).

2

1

1

Беседа- рассказ. Выполнение Эскизов

Эскизы народных костюмов.

3.5.

Декоративно-прикладное искусство.

1

1

Экскурсия в Дом ремесел

4

Раздел 4. Почему языки такие разные? (8ч)

4.1.

Родной язык. Государственный язык. Языки наших соседей.

2

1

1

Словарь «Дружба»

4.2.

Разные народы – разное поведение.

1

1

Беседа - слушание

Презентация «Образ Бабы Яги и Обыды»

4.3.

Культура межэтнического общения.

1

1

 Беседа  

4.4.

Народные игры, общение и сказки.

2

2

Описание народной игры, участие в ней

Ролевая игра

Инсценирование сказки

4.5.

Фольклор удмуртского народ.а

2

1

1

Групповая работа

Мини-сборник пословиц, поговорок, загадок

5

Раздел 5. Природа и мы (7ч)

5.1.

Разнообразие животного мира.

2

1

1

Коллаж

5.2.

Знакомство с Красной книгой Удмуртии.

1

1

Беседа

Библиотечный урок

5.3.

Человек и природа.

2

1

1

Беседа. Практическая работа

Экологические плакаты

5.4.

Экскурсия по селу. Наблюдение за природой родного края.

1

1

Экскурсия

5.5.

Знакомство с календарем экологических дат.

1

1

Презентация

6

Раздел 6. Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности (5ч)

6.1.

Семейные раритеты

1

1

Выставка «Семейные раритеты»

6.2.

Семейные традиции

1

1

Знакомство одноклассников с традициями своей семьи

6.3.

Ценности учебного сообщества (класса)

1

1

6.4.

Праздник «День семьи»

1

1

Праздник

Выступление детей

6.5.

Итоговый тест по  модулю  2

« Моя малая Родина»

1

1

тест

7

Раздел 7. Я – исследователь (13ч)

7.1.

Писатели, поэты, композиторы, художники, ученые уроженцы Селтинского района

4

2

2

Работа в библиотекеПрезентация

Проектная работа

7.2.

Мой любимый питомец

2

1

1

Коллаж

7.3.

Птицы, живущие  в моем саду

4

2

2

Наблюдение, посещение библиотеки

Проектная работа

7.4.

Как я провел лето

3

3

Фотоколлаж

ВСЕГО

52

24

28

Содержание изучаемого модуля.

1.Селтинский район на карте Удмуртии. (5ч)

Селтинский район на карте Удмуртии, Муниципальные образования Селтинского района,  названия и населенные пункты их местонахождения, количество жителей района, территории с которыми граничит наш район, особенности рельефа района, водоемы. Известные люди, прославившие наш район.

2.Удмуртия на карте России.(5ч)

Удмуртия на карте России. Представление об Удмуртии как части России. Рельеф. Водоёмы.  Города. Полезные ископаемые. Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы. Взаимосвязь человека и природы

3.Культура и традиции народов.(9ч)

Национальные цвета Удмуртии, народные костюмы русского и удмуртского народов Народные праздники жителей УР общие и национальные, Общее представление о народах мира, России, республики. Отличительные черты того или иного народа. Народ и язык. Календарные, народные праздники и верования, религия народов, обряды некоторых народов России и Удмуртии. Семейные праздники. Традиционная кухня. Особенности праздничной пищи народов Удмуртии. Тайны бабушкиного сундука. Традиционная народная одежда. Виды декоративно-прикладного искусства.Для чего и как люди украшали одежду. Что означают  элементы вышивки на рубахе, сарафане, пояса и т. д.

4. Почему языки такие разные.(8ч)

Язык и география. «Почему языки такие разные?» Какие языки похожи друг на друга. Как  определить родственные языки? Как возникают родственные языки. Понятия «родной язык», «государственный язык».Языки народов Удмуртии. Правила общения на разных языках. Влияние совместного проживания на одной территории  русских и удмуртов на фольклор. Что отличает один народ от другого. Разнообразии форм,традиций, обычаев общения людей разных народов.Культура межэтнического общения. Способы решения спорных вопросов в соответствии с принципами толерантности. Народные игры, общение и сказки.

5. Природа и мы.(7ч)

Разнообразие животного мира лесной зоны, где мы с вами проживаем. Интересные факты из жизни животных.

Знакомство с Красной книгой Удмуртии.

6. Общечеловеческие, традиционные  и семейные ценности.(5ч)

Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. Традиционное отношение к родителям, старикам  в разные исторические эпохи. Старая фотография из семейного альбома. Понятие «раритет». Семейные праздники и традиции. Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Духовные ценности учебного сообщества: класса, школы.

Итоговый тест по модулю 2 «Моя малая Родина»

7.Я – исследователь.(13)

Обобщение знаний, полученных за год через проектную деятельность. Создание коллажей, презентаций, фотоколлажей на заданную тему.

Ожидаемые результаты освоения модуля № 2.

Обучающиеся расширят знания о своей малой родине, фольклоре удмуртского народа;  узнают о национальных костюмах удмуртов, животном мире родного края; познакомятся с прославленными людьми Селтинского района.   Получат представление о проектной деятельности, основных этапах выполнения и реализации проекта. Научатся  работать с картой, защищать проект.

МОДУЛЬ 3 «Столица моей Республики»

Учебно-тематический план 3 класс

Название раздела, темы

Да та

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Тео-

рия

Практика

1.                                                     Раздел 1. История моего села.(7ч)

1.1.

Славная история моего села.

1

1

Экскурсия по селу

1.2.

Символика села.

1

1

Беседа+презентация

1.3.

Памятные места села Селты.

2

1

1

Беседа+экскурсия

1.4.

Известные люди села.

2

1

1

Встречи

Презентация

1.5.

Поездка в питомник

с.Копки.

1

1

Экскурсия

Сочинение

2.                                                Раздел 2. История города Ижевска.(8ч)

2.1.

Известные люди Удмуртии.

1

1

Беседа+презентация

Коллаж

2.2.

Исторические и памятные места города.

2

1

1

Просмотр видео

2.3.

Достопримечательности Ижевска (цирк, музей Калашникова,зоопарк..)

2

1

1

Просмотр видео

2.4.

Легенды города.

1

1

Беседа+работа с интернет ресурсами

2.6.

Современный Ижевск.

1

1

Беседа+презентация

в

Мои прогулки по Ижевску.

1

1

Поездка в Ижевск

Выставка рисунков

3.                                              Раздел 3. Города на карте Удмуртии.(8ч)

3.1.

Ижевск на карте Удмуртии.

2

1

1

Беседа+презентация

Практическая работа по карте

3.2.

Можга.

2

1

1

Поездка

3.3.

Самый северный город Удмуртии. (Глазов)

1

1

Беседа+презентация

3.4.

Город стариных досто-примечательностей (Сарапул).

1

1

Беседа+презентация

3.5.

 Воткинск. Музей-усадьба П.И.Чайковсого.

1

1

Беседа+работа с интернет ресурсами

3.6.

 Камбарка-левобережняя «столица» Удмуртии.

1

1

Беседа+презентация

4.                                            Раздел 4. Культура и традиции народов.(11ч)

4.1.

«Национальные цвета» Удмуртии.

1

1

Панно «Друж

ба народов»

4.2.

 Народные праздники.

2

1

1

Обыгрывание праздников

Защита проекта

4.3.

 Традиционная кухня народов.

2

1

1

Подготовить рецепт национального блюда

Защита  проекта

4.4.

Знакомство с историей костюма.

2

1

1

Беседа+рисование эскиза народного костюма.

Защита проекта «Эскизы

народных костюмов»

4.5.

Народная игрушка.

2

1

1

Беседа+изготовление кукол-оберегов

4.6.

Музыканты, художники и писатели Ижевска и Удмуртии.

1

1

Знакомствос музыкантами, художниками и писателями

Создание сборникапесен, картин и стихов.

4.7.

Спортивная слава Ижевска и Удмуртии.

1

1

Знакомство  спортсменами

5.                                               Раздел 5.«Почему языки такие разные?»(6ч)

5.1.

Родной язык. Государственный язык.

1

1

Беседа+презентация

5.2.

Языки наших соседей.

1

1

Беседа+презентация

5.3.

Учимся общаться на разных языках.

1

1

Круглый стол

Составление

словаря на

тему «Дружба»

5.4.

«Почему так говорят?»

1

1

Беседа+презентация

5.5.

Чтение стихов о родном языке.

1

1

Конкурс

5.6.

Итоговый тест по  модулю 3 «Столица моей Республики»

1

тест

6.                                                 Раздел 6. Государственная символика.(2ч)

6.1.

Государственная символика Удмуртской Республики.

1

1

Беседа+презентация

6.2.

Символ Удмуртии – Италмас.

1

1

Познавательный час

7.                                                   Раздел 7.Межэтническое общение.(7ч)

7.1.

 Традиции общения.

1

1

Знакомство с правилами  и традициями общения

Создание правил общения

7.2.

Народные игры.

2

1

1

Знакомство с народными играми

Описание

народной игры, участие в ней.

8.                              Раздел 8. Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности.(2ч)

8.1.

 Ценности учебного сообщества

1

1

Беседа+презентация

Создание портфолио класса

8.2.

Места села, где

любим встречаться с

друзьями.

1

1

Беседа+презентация

9.                                                        Раздел 9. Я исследователь.(5ч)

9.1.

Работа над проектом.

1

1

Рекомендации по написанию проекта

Творческая работа.

9.2

Работа над проектом.

1

1

Консультация

Исследовательская работа

9.3.

Работа над проектом.

1

1

Консультация

Творческая работа.

9.4.

Работа над проектом.

1

1

Консультация

Исследовательская работа

9.5.

Работа над проектом.

1

1

Консультация

Творческая работа.

Итого:

52

29

23

Содержание изучаемого модуля.

1.Моё село- 7 часов

Три версии происхождения села Селты. Достопримечательности села: купеческие особняки, Сибирский тракт. Известные люди нашего села.Символика села.

2.История города Ижевска-8 часов

Легенды города. Город, лежащий «на семи холмах». Возникновение посёлка Ижевского завода (10 апреля 1760 года). Первый управитель Камских заводов А.С. Москвин. Дата открытия Ижевской оружейной конторы (10 июня 1807 г.)– второй день рождения Ижевска. А.Ф.Дерябин – основатель города. Ижевская индустрия – основа города. Столица края.  Первые ижевские поселенцы. История улиц и переулков Ижевска. Следы прошлого   в архитектуре города. Современный Ижевск. События, сделавшие Удмуртию известной в России, в мире. Достопримечательности нашего края. Туристические маршруты и экскурсии по музеям Удмуртской Республики. Путешествие в прекрасное. Театры города и музеи. Цирк.  Мои прогулки по Ижевску. Парки города. Пруд. Зоопарк. Ипподром.

3.Города на карте Удмуртии-8часов

Особенности географического местоположения  городов Удмуртии:  ландшафт, климат. Внутреннее районирование городов: официальное и бытовое. Транспортная система. Ижевск – крупный промышленный город.

4.Культура и традиции народов-11часов

Общее представление о народах России и республики. Некоторые отличительные черты того или иного народа. Календарные, народные праздники и верования, религия народов. Традиционные обряды некоторых народов республики: русских, татар, удмуртов, марийцев и др. Традиционная кухня народов. Особенности (виды и состав кушаний, способ приготовления, обрядовая сторона приготовления и подачи на стол того или иного блюда) приготовления традиционной праздничной пищи у народов Удмуртии. Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная. Виды декоративно-прикладного искусства народов, живущих в Удмуртии.

Творчество известных музыкантов, художников и писателей Удмуртии. Спортивная слава Удмуртии.

5.«Почему языки такие разные?»-6 часов

Общее представление о том, что в мире проживает множество народов, говорящих на разных языках. Какие языки похожи друг на друга? Как определить родственные языки? Как возникают родственные языки. Об изменениях в языке.

Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Удмуртии. Правила общения на разных языках. Этикет: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, просьба, благодарность. История города (села, населённого пункта) в названиях. Почему так говорят: «Рябинники», «Татарбазар», «Культбаза» и др.? Лексика гостеприимства.

Итоговый тест по модулю 3 «Столица моей Республики».

6. Государственная символика-2часа

Познакомить с символикой Удмуртской Республики: флагом, гербом, гимном.

Цветок-Италмас. Легенды о цветке, проблема сохранения купальницы. Поэма М.Петрова «Италмас». Государственный ансамбль «Италмас».

7.Межэтническое общение-3 часа

Традиции общения у разных народов, живущих в Ижевске (своем селе, деревне, в ином населённом пункте). Культура межэтнического общения. Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. Способы решения спорных вопросов в соответствии с принципами толерантности.

Народные игры. Проигрывание ситуаций дружбы, примирения, объединения для совместного дела.

8.Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности -2 часа

 Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Духовные ценности учебного сообщества: класса, школы.

Памятные, любимые и интересные места села Селты.

9.Я исследователь-5 часов

Обобщение знаний, полученных за год. Защита проектов.

Ожидаемые результаты освоения модуля № 3.

Обучающиеся расширят знания о столице своей республики, узнают о городах Удмуртии, познакомятся с прославленными людьми Ижевска и Республики.   Получат представление о проектной деятельности, основных этапах реализации проекта. Научатся защищать проект.

МОДУЛЬ 4 «Моя Удмуртия».

Учебно-тематический план 4 класс.

Название раздела, темы

Дата

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Тео-

рия

Прак-тика

                                                     Раздел 1. Природа Удмуртии  - 8 ч.

1.1.

Вводное занятие.

1

1

Беседа

 1.2.

Животный мир Удмуртии.

1

1

Беседа+ презентация

 1.3.

Растительный мир республики.

1

1

Экскурсии

1.4.

Заповедники Удмуртии.

1

1

Беседа

1.5.

Охрана естественных ресурсов.

2

1

1

Беседа по Красной книге УР

1.6.

Путешествие в парк, лес.

1

1

Экскурсии

1.7.

Родной земли просторы.

1

1

 Экскурсии

Презентация сборника о правилах поведения  в природе и защите природы

                                                Раздел 2. Исторические события и мой край – 11 ч.

2.1.

События, прославившие Удмуртию в России.

1

1

Беседа

 2.2.

События, прославившие Удмуртию  в мире.

1

1

Экскурсии в музей

2.3.

Знаменитые люди Удмуртии.

1

1

Экскурсии по музеям

2.4.

Детские писатели  Удмуртии.

1

1

Беседа в библиотеке

  2.5.

Детские поэты Удмуртии

1

1

Конкурс стихов

2.6.

Достопримечательности нашего края

3

2

1

Экскурсии

2.7.

«Мы за ценой не постоим» (Из истории строительства железной дороги Ижевск – Балезино – встреча с ветеранами тыла)

2

1

1

Просмотр документальных фильмов.

Беседа.

 2.8.

Боевой и трудовой подвиг жителей УР в годы Вовойны.

1

1

Просмотр документальных фильмов.

Беседа.

Мини-проект

                                             Раздел 3. Культура и традиции народов – 11 ч.

3.1.

Уникальность каждого народа и его культуры.

3

2

1

Беседа.

Экскурсии.

3.2.

Традиционная кухня народов.

3

2

1

Экскурсия в кафе (знакомство с технологией изготовления блюд)

3.3.

Мастера декоративно-прикладного искусства и их творчество.

2

1

1

Экскурсия

3.4.

Традиции обучения и воспитания у разных народов.

1

1

Беседа

3.5.

Названия народов в УР. Введение в этнонимику.

1

1

Беседа

3.6.

Короленко В.Г. в Удмуртии.

1

1

Беседа

Викторина

Раздел 4. Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности - 5 ч.

4.1.

Добрососедство как ценность.

2

2

Беседа

Работа по карте

4.2.

Литература и фольклор народов о духовных ценностях.

2

1

1

Встреча с ветеранскими клубами.

4.3.

Традиции соседской взаимопомощи.

1

1

Просмотр фильмов.

Беседа

Презентация родословной.

                                               Раздел 5.Почему языки такие разные? – 4 ч.

5.1.

Песни моего народа.

1

1

 Изучение песен

 Исполнение песен. Мини-концерт

5.2.

Мифы, легенды, посло-вицы, поговорки народов о родной земле, о мире.

2

1

1

Беседа

Сценическое исполнение

5.3.

Итоговый тест по модулю 4  «Моя Удмуртия»

1

1

Тест

                                                 Раздел 6. Межэтническое общение – 3 ч.

6.1.

Представь себя другим.

2

1

1

Диспут

6.2.

Праздник «Дружба народов».

1

1

Изучение песен

Праздник

                                                        Раздел 7. Я исследователь – 10 ч.

9.1.

Работа над проектом.

2

2

Беседа - консультация

Творческая работа.

9.2.

Работа над проектом.

2

2

 Рекомедации по написанию  проекта

Исследовательская работа

9.3.

Работа над проектом.

2

2

Консультация

Творческая работа.

9.4.

Работа над проектом.

2

2

Консультация

Исследовательская работа

9.5.

Работа над проектом.

2

2

Консультация

Творческая работа.

Итого:

52

27

25

        Содержание изучаемого модуля.

        

 Раздел 1. Природа Удмуртии  - 8 ч.

Растительный и животный мир республики. Заповедники Удмуртии: история возникновения, их характеристика и значение. Охрана естественных ресурсов. Восстановление численности редких животных и растений. Понятие «Красная книга». Красная книга Удмуртии. Путешествие в парк, лес. Познакомятся с просторами родной земли.

Раздел 2. Исторические события и мой край – 11 ч.

События, прославившие Удмуртию в России, в мире. Знаменитые люди Удмуртии. Детские писатели и поэты Удмуртии. Достопримечательности нашего края.

Туристические маршруты и экскурсии по музеям Удмуртской Республики.

Известные памятники Удмуртии. Внешний облик и назначение памятников сегодня.

История строительства железной дороги «Ижевск-Балезино» - встречи с ветеранами тыла.

Раздел 3. Культура и традиции народов – 11 ч.

Уникальность каждого народа и его культуры. Особенности в культуре народов, проживающих в Удмуртии. Показать, что развитие, обогащение культуры любого народа происходит только через взаимные контакты народов. Традиционная кухня народов. Повседневные и праздничные блюда народов, населяющих Удмуртию. Традиционные занятия населения региона. Ремёсла, прославившие Удмуртию.

Мастера декоративно-прикладного искусства и их творчество. Знакомство с мастерской, музейным залом или музейной экспозицией декоративно-прикладного искусства. Традиции обучения и воспитания детей у разных народов. Знакомство с народами Удмуртской Республики. Введение в этнонимику. Роль и историческая значимость В.Г.Короленко в Удмуртии.

Раздел 4. Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности - 5 ч.

Добрососедство как ценность. Тема добра, согласия и мира в народном фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования народов в Удмуртии. Литература и фольклор народов о духовных ценностях. «Золотое правило нравственности». Обычаи и традиции соседской взаимопомощи у разных народов при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Необходимость объединения людей для выполнения тяжелых работ. Радость от совместного труда и его результата.

Раздел 5.Почему языки такие разные? – 4 ч.

Лексика гостеприимства. Формы приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки. Приветствие (поздравления, соболезнования) на родном языке и языке соседа. Застольный этикет. Прощание. Мифы, легенды, пословицы, поговорки  разных народов Удмуртии о родной земле,  о мире. Песни моего народа: песня и общение.

Итоговый тест по модулю 4  «Моя Удмуртия»

Раздел 6. Межэтническое общение – 3 ч.

Представь себя другим. Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. Учебное сообщество: класс, школа как модель многонациональной Удмуртии. Праздник «Дружба народов.

Раздел 7. Я исследователь – 10 ч.

Проектная и исследовательская работа. Этапы работы над проектно-исследовательской деятельностью. Сбор материала, создание презентации по теме. Защита работы.

Ожидаемые результаты освоения модуля № 4.

Обучающиеся расширят знания об  истории Удмуртии.Познакомятся с растительным и животным миром Удмуртской Республики. Узнают об исторических событиях Удмуртии и своего района.Получат представление о проектно-исследовательской деятельности, основных этапах реализации исследования. Научатся презентовать свои работы на школьном и районном уровнях.

4. Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные:

•формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

•формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.

•воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;

•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом.

•формирование основ экологической культуры: принятие ценной природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения; ориентации на здоровый образ жизни;

•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения и поведения.

Метапредметные:

•формирование умения планировать, контролировать и оценивать  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•формирование умения понимать причины успеха/неуспеха  и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

•использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;

•активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории Удмуртии;

•использование различных способов поиска информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

•осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

•готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

•умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

•готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

•уметь использовать знания в учебных предметах по  литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии и английскому языку.

5.Календарный учебный график

Год обучения

Количество  часов в неделю

Сентябрь. В т.ч. по неделям

Октябрь. В т.ч. по неделям

29.10-04.11

Ноябрь. В т.ч. по неделям

26.11-02.12

03.09- 09.09

   10.09-16.09

17.09-23.09

24.09-30.09

01.10-07.10

08.10-14.10

15.10-21.10

22.10-28.10

05.11-11.11

12.11-18.11

19.11-25.11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1 год обучения

1

 ко

 ко

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

2 год обучения

1

ко

ко

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

3 год обучения

1

ко

ко

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

4год

обучения

1

ко

ко

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

Год обучения

Количество часов в неделю

Декабрь. В т.ч. по неделям

31.12-06.01

Январь. В т.ч. по неделям

28.01-03.02

Февраль. В т.ч.   по неделям                  

03.12-09.12

10.12-16.12

17.12-23.12

24.12-30.12

07.01-13.01

14.01-20.01

21.01-27.01

45.02-10.02

11.02-17.02

18.02-24.02

25.02-03.03

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

1 год обучения

1

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

2 год обучения

1

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

3 год обучения

1

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

4год

обучения

1

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

Год   обучения

Количество часов в неделю

Март. В т.ч. по неделям

Апрель. В т.ч. по неделям

29.0405.05

29.04-05.05

Май. В т.ч. по неделям

Всего недель

Всего часов

04.03-10.03

  11.03-17.03

18.03-24.03

25.03-31.03

01.04-07.04

08.04-14.04

15.04-21.04

22.04-28.04

06.05-12.05

13.05-19.05

20.05-26.05

27.05-02.06

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

1 год обучения

1

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

А

39

39

2 год обучения

1

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

А

39

39

3 год обучения

1

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

А

39

39

4год

обучения

1

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

А

39

39

«КО» - комплектование групп

«У» - учебные занятия

 «А» - итоговая  аттестация

Календарный учебный график на летний период

Год обучения

Количество часов в  ннннннненеделю

Июнь. В т.ч. по неделям

Июль. В т.ч. по неделям

29.07-04.08

Август. В т.ч. по неделям

26.08-31.08

Всего недель

Всего часов

03.06-09.06

10.06-16.06

17.06-23.06

24.06-30.06

01.07-07.07

08.07-14.07

15.07-21.07

22.07-28.07

05.08-11.08

12.08-18.08

19.08-25.08

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

13

13

1 год обучения

1

у

у

у

у

о

о

о

о

о

о

о

у

у

13

 13

2 год обучения

1

у

у

у

у

о

о

о

о

о

о

о

у

у

13

 13

3 год обучения

1

у

у

у

у

о

о

о

о

о

о

о

у

у

13

13

4год

обучения

1

у

у

у

у

о

о

о

о

о

о

о

у

у

13

13

«У» - учебные занятия

«О» - отпуск педагога

5.1 Условия реализации программы

В школе созданы условия реализации образовательной программы дополнительного образования, обеспечивающие для участников образовательных отношений возможность:

-достижения планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе учащимися с ОВЗ и инвалидами;

-развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации учащихся, в том числе одаренных и талантливых, через систему кружков, секций, студий с использованием возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта;

-формирования социальных ценностей обучающихся;

-участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии системы дополнительного образования и условий ее реализации;

-формирования   лидерских качеств, опыта социальной деятельности;

-формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной,  

-проектно-исследовательской и художественной деятельности;

-формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

-использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

-обновления содержания программ  дополнительного образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов учащихся и их родителей (законных представителей);

-эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников школы, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;

-эффективного управления школой с использованием информационно-коммуникационных технологий.

5.2 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Краеведение

- персональные выставки учащихся;

- тематические выставки; 

- викторины;                                                                                                              

- тестовые работы;

- защита проекта.

5.3 Оценочные материалы  (См. приложение «№ 1-4»)

6. Методические материалы.

1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников и программы воспитания и социализации как компоненты основной образовательной программы.

2.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В2ч. [Т.Л.Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казачёнок и др.]; под ред.А.Я.Данилюка.-М.:Просвещение,2011

3.Н.В.Борлукова, Г.С.Волкова Краеведение. 2-4 классы: Образовательная программа учебного предмета для образовательных учреждений Удмуртской Республики. - Ижевск: Издательство ИПКиПРО УР, 2011г.

6.1 Список литературы.

1.Агамова Н.С., Слепцова И.С. Народные игры для детей: Организация, методика, репертуар // Сб. игр и развлечений по традиционной народной культуре. – М., 1995.

2.Атлас музыкальных инструментов народов СССР / Сост. К.Вертков, Г.Благодатов, Э.Язовицкая. – М., 1975.

3.Белых С.К. История народов Волго-Уральского региона. – Ижевск, 2006, 2007.

4.Борлукова Н.В., Волкова Г.С. История наших народов. – Ижевск, 2006.

5.Блинова Т.В. Истоки: Авторская краеведческая программа: В 2-х частях. – Ижевск, 2001.

6.Буня М.И. Глазовские находки. – Ижевск, 1971.

7.Ванюшев В.М. Литература для детей и юношества // История удмуртской советской литературы. Т. 2. – Ижевск, 1988.

8.Голубкова А.Н. Музыкальная культура Удмуртии: Учебное пособие / А.Н. Голубкова, Р.А. Чуракова. – Ижевск, 2004.

9.Дмитриева Е.Ю., Харлова Е.Л. Связующая нить поколений: Сборник методических материалов по краеведению. –Ижевск, 2009.

10.Дурова Н.А. Записки кавалерист-девицы. – Ижевск, 1960.

11.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.

12.Корняева Г.А. Программа по краеведению для детей дошкольного возраста «Детям об Ижевске». - Ижевск, 2006.

13.Куликов К.И. Возрожденная древность. Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии: альбом / К.И. Куликов. – Ижевск, 2005.

14.Лебедева С.Х. Удмуртская народная одежда. Научно-популярное иллюстративное издание. – Ижевск, 2008.

15.Напольских В.В. Как Вукузё стал создателем суши. – Ижевск, 1993.

16.Г. Мессершмидта. Дневниковые записи, декабрь 1726 г. – Ижевск, 2001.

17.Никонов В.А. География фамилии. – М., 1988.

18.Новиков А.В. Золотой ларец. – Ижевск, 1999.

19.Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье. – М., 1998., М., 2001.

20.Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – М., 1996.

21.Попов А.И. Названия народов СССР. Введение в этнонимику. – Л., 1973.

22.Попов А.И. Географические названия. – М. – Л., 1965.

23.Ренев Е.Г. География памяти: (по старым улицам Первомайского района.Исторические очерки) / Е.Г. Ренев. – Ижевск, 2005.

24.Сарапул: Документы и материалы (1596 – 1985). – Ижевск, 1987.

25.Удмуртия в изобразительном искусстве. Живопись, графика, скульптура: альбом репродукций. – Ижевск, 2001.

26.Удмуртские народные сказки, мифы и легенды / Состав. Н.П. Кралина. – Ижевск, 2008.

27.Фролова Г.Д. Просветители удмуртского народа. – Ижевск, 1996.

Чебоксаров

28.Шпикалова Т.Я. Творения российских мастеров. – М., 2006.

29.Шумилов Е.Ф. Архитектура Ижевска. История развития и перспективы архитектуры, градостроительства и монументального искусства. – Ижевск, 1978.

30.Шумилов Е.Ф. Город на Иже. – Ижевск, 1987, 1998, 1990.

Приложение № 1

Оценочный материал по модулю 1 «Я, моя семья, мои соседи»

Викторина по краеведению «Самый умный краевед», 1 класс

  Разработка викторины по краеведению для детей 6,5 -7,5 лет «Самый умный краевед». Данная работа будет полезной учителям краеведения и педагогам дополнительного образования, организаторам. Она поможет проверить, систематизировать и пополнить свои знания по родному краю.  Викторина проводится в форме игры по станциям.   

Цель: повторить, обобщить и расширить ранее полученные знания по краеведению Селтинского муниципального района.

Задачи:

  • Образовательная: формирование у школьников системы знаний об истории развития края.
  • Развивающая: развитие умений и навыков, необходимых для активной, творческой жизнедеятельности в современных условиях для успешной социализации молодёжи.
  • Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к событиям и процессам, происходящим в районе.

Оборудование: 5 станций  с названиями.

Раздаточный материал: 

  • путеводные листы, 
  • журнал команды, 
  • контурные карты Селтинского муниципального района,
  • ребусы,
  • фотографии, 
  • кроссворд.

 

Викторина «Самый умный краевед»

Все ребята делятся на небольшие группы по 3-4 человека и получают путеводные листы с указанной последовательностью прохождения станций и журнал команды:

  

Вступительное слово:

Здравствуйте уважаемые участники викторины по краеведению «Самый умный краевед». Она пройдет в форме игры по станциям. Это своеобразное закрепление полученных знаний и умений на занятиях по краеведению. Викторина проводится в пять этапов:

1-я станция «Географическая», 2-я станция «История в ребусах», 3-я станция «История в фотографиях», 4-я станция «История в лицах»,  5-я станция «Архитекторы». 

Внимание, условия викторины: Каждой команде выдается путеводный лист, в котором по порядку прописаны станции, которые необходимо пройти. Порядок прохождения станций строго соблюдается членами команды. 

 

Также каждой команде выдается журнал, в котором фиксируются все их набранные баллы за каждую пройденную станцию. По завершению прохождения всех станций в  журнале команды должны быть заполнены все строки документа. В противном случае журнал не рассматривается. 

Название станции

Количество баллов

Подпись ответственного

1

Станция «Географическая»

2

Станция История в ребусах»

3

Станция «История в фотографиях

4

Станция «История в лицах»

5

Станция «Архитекторов»

Общее количество балов _________________

 Если ко мне больше не имеется вопросов, то команды могут пройти на свои станции. Желаю всем удачи!

1 станция. Географическая. (Работа с контурной картой Селтинскогоного района)

На контурной карте обозначьте: 

- место расположения юга, севера, запада, востока

- районы, с которыми граничит Селтинский муниципальный район

- населенные пункты, расположенные на территории Селтинского муниципального района. 

2 станция. История в ребусах

(Работа с зашифрованными терминами по краеведению) 

- дайте определение следующим терминам (бортничество, родословная, национальная кухня, сундук, кология, первые поселенцы))

3 станция. История в фотографиях. (Работа с фотографиями)

- Назови, что изображено на фотографии ( рушник, кочерга, сундук, прялка, маслобойка, женская рубаха, чугунок, кекы).

4 станция. История в лицах. (Работа с кроссвордом) 

1.Назовите имя батыра, в честь которого названо наше  село? (Селта батыр)

 

2. Назовите фамилию участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, именем которого названа улица в с.Селты (Карачева)

3.Братья – купцы, основавшие пимокатный завод?

4. Почетный гражданин Селтинского района. Работала учителем в средней школе. Имеет звание «Заслуженный учительшколы Удмуртской АССР» (Капитолина Николаевна Кочурова)

5. Артист цирка со знаменитым воспитанником Гошей (Кудрявцев И.Ф.)

6. Художник. Окончил Копкинскую школу. Работал в газете «Удмурт дунне» художественным редактором. (Прозоров Л.А)

7.Мастер спорта международного класса по спортивной ходьбе. Родился в деревне Вутно Селтинского района (Скурыгин Г.А)

8. Родился в с.Узи. Дважды занесен в книгу Гинесса, как самый сильный  человек планеты (Шутов И.В)

9.Воевал на Южном фронте в должности командира мотострелкового батальона 6-й гвардейской мотострелковой бригады 2-го гвардейского механизированного корпуса. В честь его названа одна из улиц в д.Новая – Монья (Субботин  С.М)

5 станция. Архитекторы.

История нашего района очень богата событиями и выдающимися личностями. Их очень много, а памятников на территории Чесменского Муниципального района очень мало. Вспомните,  какое историческое событие или личность не были отражены в монументах нашего района и создайте свой эскиз будущего памятника из пластилина.  

Учитывается оригинальность памятника и его историческое значение. Педагогу сдаются все журналы команд и подводятся итоги викторины. Та команда, которая набрала большее количество баллов, становится победителем викторины по краеведению «Самый умный краевед» и получает звание «Самые умные краеведы 2015 года». 

Заключительное слово

- Сегодня мы ещё раз убедились в том, насколько богато интереснейшими событиями история нашего края, какое культурное наследие осталось нам от предков. Огромное спасибо за участие, до новых встреч!

 

Приложение № 2

Оценочный материал по модулю 2 «Моя малая Родина»

Цель: повторить, обобщить и расширить ранее полученные знания о  своей малой Родине.

Задачи:

  • Образовательная: формирование у школьников системы знаний своей малой Родины.
  • Развивающая: развитие умений и навыков, необходимых для активной, творческой жизнедеятельности в современных условиях для успешной социализации молодёжи. Изучение трудовых подвигов жителей родного края
  • Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к истории малой Родины.

1. Как называется наша Республика?

А) Ижевск

Б) Удмуртская

В) Селты

2. Сколько цветов в  флаге Удмуртской Республики?

А) 3 – Белый, красный, синий

Б) 2 – Белый, черный
В) 4 – Белый, красный, зеленый

3. Найди на карте столицу  нашей Республики. Напиши, как она называется.

А) Глазов

Б) Воткинск

В) Ижевск

4. Напиши, с какими областями и республиками граничит Удмуртская Республика.

А)Кировская область, Сюмсинский район, Красногорский район, Игринский район, Увинский район

Б)Кировская область, Вавожский район, Красногорский район, Увинский район, Кизнерский район

В)Увинский район, Вавожский район, Красногорский район, Дебеский район, Сюмсинский район

5.Выпиши  города, которые  есть на территории нашей Республики? Подчеркни названия городов, в которых ты был.

(Можга, Камбарка, Чайковск, Воткинск, Сарапул, Глазов, Ижевск, Москва, Селты)

6.Кого называют почётным гражданином города, села?

А) Почетный гражданин города (села) - звание, которое присваивается за особые заслуги перед городом  (селом) в общественной, политической, спортивной, культурной и других сферах.

Б) Почетный гражданин города (села) - звание, которое присваивается за особые заслуги перед Родиной

В) Почетный гражданин города (села) - звание, которое присваивается за особые заслуги  в бою, службе в Армии.

7.Как называется учреждение, которое собирает, изучает, хранит разные интересные предметы?

А) Музей

Б) Центр декоративно-прикладного искусства

В) Библиотека

8. Что означает слово «фамилия»?

А) Семья

Б) Родственники

В) Родители

9.Как называется последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

А) Родословная

Б) Поколение

В)Семья

10.Крупные реки, протекающие по территории Удмуртии

А) Кильмезь, Кама, Волга, Палвайка, Вятка

Б) Кама, Кильмезь, Чепца, Вала, Лоза, Вятка

В) Ува, Арлеть, Нылга, Иж, Кама

11. Какие природные богатства добывают в твоем населенном пункте?

А) Гравий, торф, известняк,

Б) Нефть, торф, глину

В) Каменный уголь, торф, известняк

Максимальное количество баллов за всю работу – 11 баллов.

5-7 баллов – «3»

8-9 баллов – «4»

10-11 баллов – «5»

Приложение № 3

Оценочный материал по модулю 3 «Столица моей Республики»

Цель:  определить уровень усвоения и дать оценку качества краеведческого образования в 3 классе.

Задачи: 

1.Выявить  знания по истории родного края; города Ижевска; памятные места  и культурные учреждения УР.

2. Определить знания о коренных жителях республики, об их особенностях культуры и быта.

3.Известные и  великие люди, прославившие УР.

1. На какой реке располагается город Ижевск?

А) Иж

Б) Вятка

В) Кама

2. Какой объект послужил основанием для зарождения города Ижевск

А) Железоделательный завод

Б) Кирпичный завод

В) Канифольный завод

3. Как называют жителей города Ижевск?

А) Ижевцы

Б) Ижевчане

В) Ижевы

4. Какой экспонат, ставший любимым аттракционом для местных мальчишек, установили в конце 80-х годов возле Дворца пионеров?

А) Самолет Ан-12

Б) Танк ИС- 3

В) Вертолёт Ка-27

5. В каком году в Ижевске было построено здание цирка?

А) 1943

Б) 1939

В) 1945

6. Что начали выпускать на мотозаводе Ижевска в 1948 году?

А) Автомат Калашникова «АК»

Б) Мотоцикл «Иж»

В) Автомобиль

7. В каком году открылся первый в Ижевске широкоэкранный кинотеатр?

А) 1947

Б) 1962

В) 1971

8. Какое почетное звание носит город Ижевск?

А) Город воинской славы

Б) Город трудовой славы

В) Город-герой

9. Как звали собаку-космонавта, которой установлен памятник в Ижевске? Она стала последней собакой-космонавтом, благополучно вернувшейся на Землю в 1961 году.

А) Звездочка

Б) Лайка

В) Стрелка

10. Чему посвящен один из популярных музеев Ижевска?

А) Клинковому оружию

Б) Стрелковому оружию Калашникова

В) Артиллерийскому оружию

 Максимальное количество баллов за всю работу – 10 баллов.

5-6 баллов – «3»

7-8 баллов – «4»

9-10 баллов – «5»

Приложение № 4

Оценочный материал по модулю 4 «Моя Удмуртия»

Цель:  Проверить знания учащихся о родном крае - Удмуртии.

Задачи:

1.  Закрепить знания о природе Удмуртии, ее истории, быте удмуртского народа, культуре современной Удмуртии.

2. Развивать познавательную активность учащихся к истории родного края.

3.  Воспитывать чувство гордости за свой родной край, уважение к истории Удмуртии, ее людям.

Познавательная викторина «Удмуртия – мой край родной»

Часть 1. Природа Удмуртии.

1.Этот цветок имеет несколько названий. Одно из них – «купальница европейская». Как его называют в удмуртских песнях и преданиях?

А) Купанча.

Б)  Италмас.

В) Лазоревка.

Г) Инвожо.

2.Укажите самого крупного зверя, обитающего в  лесах Удмуртии.

А) Кабан.

Б) Медведь.

В) Лось.

Г) Корова.

3.Укажите самое распространенное дерево в Удмуртии.

А) Ель.

Б) Рябина.

В) Береза.

Г) Черемуха.

4.Какое полезное ископаемое в больших объемах добывают сейчас в Удмуртии?

А) Торф.

Б) Природный газ.

В) Нефть.

Г) Железная руда.

5.Укажите самую крупную пресноводную рыбу, которая водится в водоемах Удмуртии.

А) Щука.

Б) Карп.

В) Судак.

Г) Сом.

Часть 2. История, обряды и быт удмуртского народа.

1.Из чего (по удмуртской легенде) была сделана священная книга удмуртов?

А) Лыко.

Б) Ткань.

В) Береста.

Г) Кожа животного.

2.Чем принято встречать гостей у удмуртов?

А) Перепечами.

Б)  Табанями.

В) Молоком с медом.

Г) Хлебом, медом, маслом.

3.Это животное помогало древним удмуртам найти место для строительства дома. Его выпускали погулять, куда оно ложилось отдыхать, там и строили дом.

А) Бык.

Б) Лошадь.

В) Собака.

Г) Петух.

4.Удмуртского крестьянина считали зажиточным по количеству…

А) Домашних животных.

 Б) Пахотной земли.

 В) Строений.

 Г) Детей.

5.Как называется предмет, в котором в старину переносили маленьких детей?

А) Ныпъет.

Б) Воршуд.

В) Сарба.

Г) Крезь.

Часть 3. Современная Удмуртия.

1.Кто основал Ижевский оружейный завод?

А) М.Т.Калашников.

Б) А.Ф.Дерябин.

В) С.Е.Дудин.

Г) П.И.Шувалов.

2.Что означает черный цвет на гербе Удмуртии?

А) Победа над злом.

Б) Единство с природой.

В) Солнце и жизнь.

Г) Земля и стабильность.

3.Кто был избран первым Президентом Удмуртии?

А) Кузебай Герд.

Б) А.А.Волков.

В) М.Д.Пастухов.

Г) Д.Ф.Устинов.

4. В честь какого события на берегу Ижевского пруда был построен монумент Дружбы народов?

А) В честь 200-летия вхождения Удмуртии в состав России.

Б) В честь 300-летия вхождения Удмуртии в состав России.

В) В честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России.

Г) В честь 450-летия вхождения Удмуртии в состав России.

Тест по краеведению

«Моя   Удмуртия»

Часть 1

1. С каким регионом России не имеет общих границ Удмуртская Республика?

А) Республика Татарстан      Б) Пермский край        В) Республика Бурятия

2. Какая крупная река протекает по территории Удмуртии?

А) Кама               Б) Волга               В) Лена

3. Какой город является столицей Удмуртской Республики?

А) Глазов             Б) Ижевск             В) Воткинск

4. Исток какой реки находится в Ярском районе, севернее рабочего поселка Пудем?

А) Вятка               Б) Чепца               В) Кама

5. В народе эту дорогу прозвали «великий кандальный путь», «государева дорога», поскольку по тракту проходили тысячи арестантов. Часть этой дороги проходила у села Дебёсы. Как называлась эта дорога?

А) Великая дорога         Б) Сибирский тракт        В) Северный путь

6. Этот город раньше называли купеческим, а название его буквально переводится «желтая рыба», или стерлядь, которую жители поставляли к царскому столу. Что это за город?

А) Ижевск              Б) Можга          В) Сарапул

7. В каком городе родился известный русский композитор Петр Ильич Чайковский?

А) Воткинск           Б) Ижевск           В) Глазов

8.Какой город Удмуртии получил своё название от формы планировки в виде глаза?

А) Сарапул             Б) Воткинск            В) Глазов

9. Какая птица изображена на Государственном гербе Удмуртской Республики?

А) Лебедь               Б) Орёл               В) Голубь

10. Какой цветок является символом Удмуртии?

А) Италмас             Б) Ромашка             В) Василёк

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Часть 2

Много знаменитых людей внесли свой вклад в развитие и процветание нашего края. Определите, кто изображен на каждой картинке и запишите ответ.

Ответ ________________Ответ _________________          Ответ_________________

Часть 3

Перед Вами изображения гербов некоторых городов Удмуртии. Определите, какому городу принадлежит каждый герб.

Ответ ________________           Ответ ________________Ответ ______________

Система оценивания:

Часть1. Правильные ответы на задания части 1 оцениваются 1 баллом. Максимум баллов за задания части 1 – 10 баллов.

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный ответ

В

А

Б

А

Б

В

А

В

А

А

Часть 2. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимум за задание 3 балла.

Изображение

1

2

3

Ответ

М.Т. Калашников

Г.А.

Кулакова

М.М. Вылегжанин

Часть 3. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.Максимум за задание 3 балла.

Герб

1

2

3

Ответ

Глазов

Камбарка

Ижевск

Максимальное количество баллов за всю работу – 16 баллов.

8-10 баллов – «3»

11-13 баллов – «4»

14-16 баллов – «5»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения

Для кружка по изготовлению  работ  из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)

Программа "Цветная экология" способствует  широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"

Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...