Конференция школа. Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников.
учебно-методический материал на тему

Григорьева Ел. Ник.

Патриотизм— глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее. Таким образом патриотизм является важной государственной и личной ценностью и проявляется в активной общественной позиции личности, готовности самореализации для блага Отечества. Патриот уважает свою Родину, её историю и культуру, дорожит достижениями и ценностями своего народа.

Вопросами патриотического воспитания занимаются семья, государственные и общественные организации. Но приоритет в деле формирования и воспитания патриотизма отдаётся школе потому, что:

- во-первых, школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, активной жизненной позиции, пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью;

- во-вторых, в педагогическом смысле патриотизм рассматривается как целенаправленное воспитание, которое обеспечивается образовательной системой;

- в-третьих, важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Внеурочная деятельность в начальной школе — инновационный взгляд на образование. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитания любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Наш город, с наличием большого количества музеев с его многовековой сложной историей, город 3-х революций, выстоявший в блокаду позволяет реализовать

Особенностью нашего общеобразовательного учреждения является наличие отдельного здания, в котором располагается начальная школа, что позволяет во внеурочное время проводить конференции по различным темам, ориентированным на патриотическое воспитание младших школьников.

Несколько лет назад мной была разработана и утверждена методическим комитетом программа экскурсий по городу по тематике «Люби и знай историю своего города». Она учитывает не только возрастные особенности учащихся, но и что немало важно учебную программу по окружающему миру. Экскурсии закрепляют, дополняют, расширяют и систематизируют знания учащихся по определенному периоду истории. Неоценимую помощь при этом нам оказывают музеи, которые обладают мощными потенциальными возможностями.

В начальной школе становится доброй традицией ежегодное проведение общешкольных конференций по патриотическому воспитанию учеников. Проведение конференций приурочивается к 2-ум знаменательным историческим событиям в жизни нашего города и государства: к дню снятия блокады и Дню Победы. Указанные конференции проводятся в рамках программы внеурочной деятельности. На сегодняшний день участниками конференций стали все 2-е, 3-и и 4-е классы начальной школы.

Подготовка к проведению конференции начинается, как правило, с начала учебного года. Ребята совместно с родителями выбирают одну из предлагаемых тем предстоящего доклада, им определяется дата выступления в специально разработанном для этого графике проведения конференции, что позволяет наглядно представить сроки конференции и актуальность заявленных тем.

Цели проводимых конференций:

  • активизировать развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка младшего школьного возраста путём выявления исследовательских способностей;
  • привлечь учащихся к ведению научных исторических исследований;
  • расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;
  • создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Задачи проводимых конференций:

  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований младшими школьниками;
  • поддержка развития творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам; ознакомление с научной картиной мира;
  • пропаганда методических разработок по организации и содержанию учебно-исследовательской работы младших школьников.

Проводимая конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой, красочно оформлять проект, наглядно представлять практическую часть доклада, конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии родителей, учителей, учеников других классов, администрации школы и приглашенных ветеранов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grigoreva_statya_no_1.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева Е.Н., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 521 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конференция школа. Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

Патриотизм— глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее. Таким образом патриотизм является важной государственной и личной ценностью и проявляется в активной общественной позиции личности, готовности самореализации для блага Отечества. Патриот уважает свою Родину, её историю и культуру, дорожит достижениями и ценностями своего народа.

Многовековая история мирового развития свидетельствует, что без патриотизма невозможно создать сильное государство. Патриотическое воспитание рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Вопросами патриотического воспитания занимаются семья, государственные и общественные организации. Но приоритет в деле формирования и воспитания патриотизма отдаётся школе потому, что:

- во-первых, школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, активной жизненной позиции, пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью;

- во-вторых, в педагогическом смысле патриотизм рассматривается как целенаправленное воспитание, которое обеспечивается образовательной системой;

- в-третьих, важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Реализация Государственных программ патриотического воспитания граждан РФ, начиная с 2001 года, позволила создать в стране систему патриотического воспитания и её устойчивое функционирование. Разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». В ней определяется необходимость разработки и реализации инновационных моделей патриотического воспитания, которые должны соответствовать требованиям и вызовам XXI века.

Программа предусматривает повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, предлагает превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения. Важнейшая цель современного образования — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. А это значит, что школа должна дать своим ученикам не только хорошие знания, но и сформировать важные жизненные ценности. Процесс обучения и воспитания охватывает как учебную, так и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в начальной школе — инновационный взгляд на образование. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитания любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Наш город, с наличием большого количества музеев с его многовековой сложной историей, город 3-х революций, выстоявший в блокаду позволяет реализовать

Особенностью нашего общеобразовательного учреждения является наличие отдельного здания, в котором располагается начальная школа, что позволяет во внеурочное время проводить конференции по различным темам, ориентированным на патриотическое воспитание младших школьников.

Несколько лет назад мной была разработана и утверждена методическим комитетом программа экскурсий по городу по тематике «Люби и знай историю своего города». Она учитывает не только возрастные особенности учащихся, но и что немало важно учебную программу по окружающему миру. Экскурсии закрепляют, дополняют, расширяют и систематизируют знания учащихся по определенному периоду истории. Неоценимую помощь при этом нам оказывают музеи, которые обладают мощными потенциальными возможностями.

В начальной школе становится доброй традицией ежегодное проведение общешкольных конференций по патриотическому воспитанию учеников. Проведение конференций приурочивается к 2-ум знаменательным историческим событиям в жизни нашего города и государства: к дню снятия блокады и Дню Победы. Указанные конференции проводятся в рамках программы внеурочной деятельности. На сегодняшний день участниками конференций стали все 2-е, 3-и и 4-е классы начальной школы.

Подготовка к проведению конференции начинается, как правило, с начала учебного года. Ребята совместно с родителями выбирают одну из предлагаемых тем предстоящего доклада, им определяется дата выступления в специально разработанном для этого графике проведения конференции, что позволяет наглядно представить сроки конференции и актуальность заявленных тем.

Цели проводимых конференций:

  • активизировать развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка младшего школьного возраста путём выявления исследовательских способностей;
  • привлечь учащихся к ведению научных исторических исследований;
  • расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;
  • создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Задачи проводимых конференций:

  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований младшими школьниками;
  • поддержка развития творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам; ознакомление с научной картиной мира;
  • пропаганда методических разработок по организации и содержанию учебно-исследовательской работы младших школьников.

Проводимая конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой, красочно оформлять проект, наглядно представлять практическую часть доклада, конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии родителей, учителей, учеников других классов, администрации школы и приглашенных ветеранов.

Особый интерес всех без исключения вызывает историческая часть доклада юных исследователей (её активное обсуждение среди одноклассников происходит порой задолго до предстоящего выступления). Умение в выступлении наглядно продемонстрировать теоретические знания по выбранной теме становится очень важным для учеников.

Порой простая, казалось бы, тема порождает нескончаемый поток вопросов и обсуждений со стороны учеников, побуждая развивать тему и расширять рамки доклада. Особый интерес на конференции вызывают выступления учеников, опирающиеся на воспоминаниях старших членов семьи участников войны – бабушек и дедушек, а также рассказы родителей о родителях, принимавших участие в описываемых событиях.

Пожалуй, самый главный положительный (педагогический) итог таких проектных исследований состоит в том, что присутствующие в качестве слушателей ученики непременно изъявляют желание стать участниками конференции, активно вовлекая в этот процесс родителей и друзей.

Умение родителей вовремя поддержать инициативу ребёнка, невзирая на свою занятость либо невладение компьютерной программой, проявить заинтересованность, дать дельный совет, спланировать работу, направить общие творческие усилия на результат – всё это иногда гораздо больше ценится ребёнком, чем занятое место или полученный приз.

Несмотря на то, что отведённое для выступления каждому участнику время составляет 10-15 минут, неукоснительное следование этому правилу не является обязательным, ведь напряжение и волнение ребёнка зачастую становятся очевидными. И такой подход не раз оправдывал себя увлекательным докладом и желанием участвовать в конференции вновь.

Членами жюри, как и ответственными за подготовку и проведение научно-практической конференции, являются инициативные родители классов. Их роль не ограничивается одним судейством. Небольшие очерки-статьи о выступлении каждого участника конференции и яркие фотографии, появляющиеся в классном уголке уже на следующий день, не оставляют равнодушными ни одного ученика и создают дух соперничества будущих участников. По итогам выступления все участники конференции получают грамоты и ценные призы, побуждающие их к новым исследованиям и экспериментам.

По итогам конференции школьники посещают экскурсии на Пискаревское кладбище, в Музей Блокады Ленинграда, в музей «Дорога жизни», в музей заповедник «Прорыва Блокады Ленинграда». По рекомендации школы ученики совместно с родителями посещают Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, крейсер «Аврора», город Выборг и город Старая Ладога. Итоги посещения указанных мест являются темами для проведения во внеурочной работы классных конференций

Главный результат этой работы — воспитание гражданина страны на основании чувства патриотизма и любви к Родине, что является одним

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Используемые технологии и формы работы по патриотическому воспитанию детей позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.

Литература:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы». Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, Москва

2. И.А. Пашкович. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2006

3. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетент...

Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию " Я - Патриот"

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, се...

Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника

Внеурочная деятельность – это важнейшая возможность ведения систематической работы по формированию у школьников универсальных учебных действий, нравственных качеств личности, развитию творческих спосо...

" Роль внеурочной деятельности в социализации младших школьников"

В статье рассказывается о роли  внеурочной деятельности в социализации младших школьников. Приводятся различные формы проведения занятий по внеурочной деятельности, которые способствуют лучшей ад...

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию

В данной работе рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается педагогическая программа патриотическ...

Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника

Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника.Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над ...

Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию школьников.

   Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, включая окружающий мир, природоведение, физику, химию, биологию, геог...