«Искусство жить в мире непохожих людей»
статья (2, 3, 4 класс) на тему

Назарова Ирина Владимировна

«Искусство жить в мире непохожих людей» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iskusstvo_zhit_v_mire_nepohozhih_lyudey.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Искусство жить в мире непохожих людей».

Автор: Назарова Ирина Владимировна

МОАУ СОШ №7

городской округ город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще слышим слова: беженец, изгой, жертва насилия...

   В современном обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

     В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных  молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что  нашем обществе много агрессии и непримиримости, а значит, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности с самых первых дней обучения. Ведь именно на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Ещё одним доводом необходимости воспитания толерантности является то, что в образовательных учреждениях внедряется инклюзивное образование, целью которого является  создание условий,  для получения качественного образования и без дискриминации, для лиц с ограниченными возможностями здоровья. А ведь по мнению Т.Н.Петуховой: «толерантность – это сознательно сформированная модель поведения, направленная на миролюбивое восприятие иного человека…».

    Возникают вопросы: «Готова ли система образования к такому сотрудничеству?»  «Какие симптомы нетерпимости детей мы можем наблюдать в младшем школьном возрасте по отношению друг к другу?». Следует предположить, что это:

- оскорбления, имеющие уничижительный оттенок;

- негативное отношение к людям разных национальностей, религиозной принадлежности,  инвалидам, старикам, людям, отличающихся от них;

- склонность к дискриминации детей, их преследованию, запугиванию и даже физическому насилию .

Конечно, только школа не сможет устранить вышеназванные причины, но не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение к людям и активную преобразующую позицию ребенка по отношению к миру необходимо.

Можно выдвинуть предположение, что воспитание толерантности как качества личности младшего школьника возможно, если соблюдаются следующие условия:

  1. сформирована личность толерантного учителя, осознающего педагогическую сущность толерантности;
  2. организация процесса толерантного воспитания направлена на создание условий для включения младшего школьника в различные виды социально – значимой деятельности в школе и семье;
  3. работа организована на основе диагностики и мониторинга в тесном сотрудничестве с психологом, социальным педагогом и другими работниками школы, семьями воспитанников;
  4. работа по воспитанию толерантности основана на принципах: целенаправленности, систематичности, позитивности, учёта индивидуальных и половозрастных особенностей. 

Если, действительно, все эти условия будут выполнены, то можно ожидать, что будет создана атмосфера сотрудничества, которая поможет детям ощутить собственную значимость, поспособствует укреплению дружбы, уважению потребностей других детей, признанию достоинств и различий.  Дети не будут употреблять оскорбительных выражений, а свои взаимоотношения построят не на агрессии и оскорблениях, а используют совет, предложение, согласие. Родители обучающихся поймут и примут необходимость воспитания детей в духе толерантности.

      В педагогической литературе можно найти  различные определения понятия толерантность.

  • По определению академика РАН Тишкова В.А. толерантность – это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и  взгляды на этот мир различны  и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу»
  • Вульфом Б.З. толерантность понимается как «способность человека (или группы)  сосуществовать с другими  людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни»
  • Рожковым М.И., Байбородовой Л.В. и Ковальчук М.А.  толерантность рассматривается как «реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения».
  • Наиболее точное и ёмкое, на мой взгляд, понятие дал Асмолов А.Г. – «толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей».

          Очень важно каждому человеку придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами.

                

                Работать  можно по разным направлениям, но наиболее эффективными, на мой взгляд, являются следующие:

- организация трудовой и игровой деятельности, которая непременно присутствует в жизни младшего школьника и имеет большое значение в формировании толерантных взаимоотношений; особую роль имеют игры с правилами, т.к. в таких играх участники должны действовать согласованно,  выполнять определённые требования, строить общение;

- организация парных и групповых форм работы, коллективных творческих дел, бесед, диспутов, часов общения. Ведь активная деятельность в работе групп позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, помогает находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- организация работы по формированию адекватной самооценки ребёнка, т.к. уровень самооценки является показателем выражающим умение взаимодействовать с другими людьми;

- организация внеклассных мероприятий, позволяет развивать инициативу и творчество школьников, формировать организаторские и самоуправленческие навыки.

- организация работы с родителями, благодаря которой развивается система сотрудничества с семьёй в интересах ребёнка, совершенствуется педагогичская культура родителей, создаётся эмоциональный комфорт ребёнка в школе и за её пределами.

                Помимо вышесказанного, воспитанию толерантности школьников необходимо уделять внимание на каждом уроке. На уроках литературы во время анализа художественных текстов, приучать детей не оправдывать и осуждать, а стараться понять поступки того или иного героя, сложившуюся ситуацию. На уроках культуры ОРКСЭ, знакомить с культурными и языковыми традициями разных народов.

                Конечно, нельзя ждать быстрых результатов, ведь, чтобы чего-то достичь,  требуется время.

             Как говорил философ Чжуан – Цзы: «Все мы способны выполнять что-нибудь такое, что может увеличить сумму человеческого счастья и сделать мир более хорошим и более светлым, чем мы его нашли».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету « Окружающий мир». Тема : Как жить в мире людей? 4 класс.

1.      Довести до сознания учениками мысли о том, что людям необходимы разные личные и общественные способы регуляции человеческого поведения;2....

Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.

Это родительское собрание, на котором рассматривается проблема поведения учащихся в школе и дома. Форма проведения - дискуссионный клуб.Обсуждаются следующие вопросы: "Что значит быть культурным челов...

Урок окружающего мира "Как жить в мире людей?" 4 класс

Урок окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А., (комплект "Школа 2100").Линия 1. Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о ...

Педвсеобуч для родителей: "Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей"

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать вос...

Как научить своего ребёнка жить в мире людей

Сотрудничество с родителями способствует  успешной социализации детей в обществе...

Урок окружающего мира по теме: Как жить в мире людей

Урок окружающего мира по теме: Как жить в мире людей? для 4 классов (Школа 2100).Урок отвечает требованиям ФГОС, включает занимательный дополнительный материал, личностные умения, и заканчивается прек...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...