И.С. Тургенева "Воробей"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Черкасова Ирина Валерьевна

Методическая разработка мероприятия в начальных классах ,посвящённого 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherkasova_urok_turgenev.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие,

посвящённое 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Черкасова Ирина Валерьевна,

учитель начальных классов

Тема: Стихотворение в прозе И. С. Тургенева "Воробей"

Цели:

Образовательные: познакомить с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева, со стихотворением в прозе «Воробей», идейно-смысловым и художественным содержанием произведения.

Развивающие: развивать умения интерпретировать художественное произведение, развивать устную речь, развивать образное и логическое мышление, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения.

Планируемые результаты:

предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения;

личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;

системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.

Материальное обеспечение : портрет писателя, презентация к уроку, отрывок из фильма, аудиозапись.

Методы и приемы: словесный, беседа, работа над лексическим значением слов, работа со словарём, нахождение кульминационного момента, определение темы, главной мысли, «фотографирование» и определение содержания по иллюстрации, предугадывание, фантазирование с опорой на иллюстрацию, включены задания проблемного характера, выборочное чтение.

Результат обучения: учащиеся должны познакомиться с автором, прочитать отрывок из произведения.

Продукт: ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос.

Ход занятия:

1.Актуализация знаний

Беседа «Любовь и страх - что сильнее?

- Что на свете не имеет ни цены, ни меры, ни веса?

- Есть в мире только один способ заслужить её - перестать требовать её и начать её дарить, не надеясь на благодарность. 
- Это непреодолимое желание быть рядом, заботиться, оберегать, жертвовать собой. (Любовь).

Прочитайте эпиграф к уроку:

"Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. 
Только ею, только любовью держится и движется жизнь".

-О каком ещё чувстве говориться в нём? (О страхе)

- А где можем узнать точное лексическое значение этих слов - "любовь" и "страх"? (В толковом словаре)

Двое ребят ищут в словарях значение слов.

-Пока ребята ищут слова в словарях, мы порассуждаем.

-Вслушайтесь в эти пять звуков – любовь, как вы понимаете значение этого слова? Какая бывает любовь? (Любовь к маме, любовь мужчины и женщины, к Родине, к профессии, к природе, к людям, к жизни. )

- А вы когда-нибудь испытывали страх?

- Что такое страх?

- Какое значение дано в словаре? (Любовь - глубокое эмоциональное влечение, чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Страх - очень сильный испуг, сильная боязнь.)

-В эпиграфе говорится о том, что любовь сильнее страха. Вы согласны с этим? Сегодня на уроке мы должны в этом убедиться или доказать обратное

Подготовка к восприятию литературного произведения

У вас на столах лежат карточки с текстами. Попробуем по содержанию текстов определить главного героя.

(Читает 1 ученик)

Карточка № 1

Эта птица небольшого размера. Её вес от 20 до 35 граммов.  Строение глаз птицы таково, что она видит мир в розоватом цвете. Сердце её делает до 850 ударов в минуту в состоянии покоя. При этом, сильный испуг опасен для птицы даже смертельным исходом, так как существенно повышает кровяное давление. Основной корм – растительная пища. Насекомых ловит для того, чтобы выкармливать птенцов, которым в период активного роста необходима белковая пища

Удалось ли вам догадаться, о ком идёт речь? Что помогло вам? (Описание внешности птички).

Какой это текст?

Прочитаем ещё один текст, возможно, он точнее расскажет о герое нашего произведения?

Карточка № 2

Как правило, эти птицы гнездятся парами. Самец и самочка сохраняют верность друг другу в течение всей жизни. После вылета птенцов из гнезда заботы о них, большей частью, ложатся на самца, в то время как самка подстраивает гнездо.

Это очень прожорливые птички. Часто они летают по садам и полям и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне, когда видели, как они уничтожают посевы. Так и зовут с тех пор.

Что помогло вам определить, что речь идет о воробье?

Этот текст немного отличается от первого. Он не такой строгий, но и не художественный. (Научно-популярный)

-Что нового узнали о воробье из этих текстов?

После того, как дети определили , кто главный герой, предлагаю посмотреть на нашего героя.

- Внимание на экран.

 (Появляется название произведения).

Стихотворение в прозе И. С. Тургеньева "Воробей" и эпиграф

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. 
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И. Тургенев))

Определяем проблемные вопросы урока.

Прочитайте название произведения. Глядя на название произведения, фамилию автора, эпиграф, сформулируйте для себя задачу. Начните так: Сегодня на уроке я хотел бы узнать...

...что значит стихотворение в прозе?

... об И.С. Тургеньеве, так как ничего не знаю об этом авторе.

... что произойдет с маленькой птичкой, что научит нас любить?

...

Биография автора

Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?

У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина.

 И.С. Тургенев - великий русский писатель. Жил в то время, когда и И.А. Крылов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. Родился в богатой дворянской семье. Благодаря родительским заботам, Тургенев получил блестящее образование. Он с детских лет читал и свободно говорил на трех европейских языках - немецком, французском и английском. Сначала он учился в дорогих частных пансионах и у домашних учителей. Потом в Московском университете, в Петербургском университете, в Берлинском Университете (в Германии). Очень любил И.С. охоту. Благодаря этому увлечению написал много произведений и стал известным. Но писал он не о самой охоте. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, и делал это так, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице. Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Самые значимые для детей книги «Муму», «Записки охотника», «Бежин луг» (Выставка книг) . В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и прочитаем.  

Знакомство с новым жанром в литературе. 

Стихотворение в прозе. Как вы думаете какие два жанра смешаны.

В чём особенность стихотворного жанра? Произведения в прозе? Чтобы ответить на эти вопросы, возьмите конверт . Работаем в паре. Распределите листочки из конверта на две группы.

Стихотворение

Проза

Небольшое по объему произведение.

По объёму может быть достаточно большим.

Присутствует ритм, рифма.

Нет рифмы.

Текст делится на строфы.

Текст делится на абзацы.

Присутствует обращение к чувствам, переживаниям лирического персонажа.

Присутствует обращение к чувствам, переживаниям лирического персонажа.

В большей мере выражается личное переживание или впечатление.

В меньшей мере выражается личное переживание или впечатление.

- Назовите признаки стихотворения. Прозы.

- Выскажите свое предположение, что значит стихотворение в прозе.

- Действительно ...

2. Первичное чтение рассказа учителем и выявление первичного восприятия текста.

Сейчас вы послушаете произведение . Подумайте, о каком своём переживании или впечатлении говорит автор?

Учитель читает произведение.

Иван Тургенев

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. 
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

-О каком своём переживании или впечатлении говорит автор? (О восхищении маленьким воробьём.)

- А что чувствовали вы, когда слушали? (Испуг, страх, жалость, гордость, восхищение, удивление, отчаяние, переживание)

- Я чувствовал страх, когда птенец оказался перед мордой огромного пса. Это происходило почти в начале текста.

– Какой момент в произведении был самый напряжённый?

- Когда собака приблизилась к маленькому воробью;

- когда с дерева слетел старый воробей и заслонил собой своего детеныша;

-  когда автор сопоставляет размеры воробья и собаки.

- Почему автор назвал воробья «героической птицей»?

Лексическая работа.

Соотнесите слова и их значения

Красться - …

Проходить тайком, незаметно.

Жертвовать - …

Сильно восхищаться, преклоняться.

Смущённый - …

Замешательство, состояние застенчивости, неловкости.

Благоговея - …

Подвергать себя опасности ради другого.

Самостоятельное чтение всего текста и деление его на части

- Сколько частей у вас получилось? (3 части)

Чтение первой части.(Читает 1 ученик). Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

-Где произошла эта история? Подтвердите свой ответ словами из текста. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.

- Каким словом связаны первый и второй абзац? (Вдруг)

-Почему автор употребил это слово?

-Как вела себя собака? Почему? Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

-Почему автор решил, что это был молодой воробей? Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

- Почему он оказался на земле? Как это объяснил автор? Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно.

- Докажите, что автору жалко молодого воробья. (…сидел…беспомощно растопырив…крылышки. В слове крылышки – уменьш.-ласкат. суффикс –ышк-.)

-Как можно озаглавить эту часть? Возвращение с охоты.

Чтение второй части.(Читают по цепочке. Словесное рисование.)

После прочтения второй части мы опишем старого воробья. Возьмите карандаш и подчеркните те слова, которые помогут нам это сделать.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

-Найдите в тексте описание старого воробья. Какие части речи это будут? Прилагательные. Старый черногрудый воробей .

-С помощью чего автор показывает характер старого воробья и помогает нам увидеть, что он был смелым, отважным, самоотверженным? С помощью действий старого воробья.

-Найдите в тексте и подчеркните фразы, показывающие действия, с помощью которых мы видим, как вел себя старый воробей. Находят в тексте и подчеркивают:

«сорвавшись с близкого дерева», «камнем упал», «с отчаянным и жалким писком прыгнул», «ринулся спасать», «он замирал, он жертвовал собою».

-Слова появляются на доске.

-Давайте попробуем изменить эти фразы, используя синонимы. Слетев с близкого дерева, быстро прилетел, испугавшись прыгнул, бросился спасать, он боялся.

-Что изменилось бы в тексте, если бы автор использовал те фразы, которые предложили вы? Мы бы не почувствовали как стремительно все произошло, не увидели бы каким отважным был воробей.

- Неужели воробей хотел напугать пса?

(Сработал инстинкт защиты своего ребёнка. Воробей, защищая своё дитя, не думал о собственной жизни, о том, что ей тоже грозит опасность.)

- Какой писк издал взрослый воробей? Почему?

(Отчаянный и жалкий писк: воробей чувствовал, что смерть рядом.)

-Как он оказался рядом с собакой? Найти и прочитать.

- Как автор сравнивает собаку и воробья по росту и размеру?

-Как можно озаглавить эту часть? Встреча собаки и воробья.

Самостоятельная работа

- А сейчас ребята предлагаю вам выполнить работу, которая вам очень нравится. Напишите синквейн. Тема - ВОРОБЕЙ. Эту работу будете выполнять тоже в парах. Алгоритм написания синквейна на доске на слайде.

  1. Слово – тема.

1.Воробей

  1. Два прилагательных по теме.

2. Старый, черногрудый

  1. Три-четыре глагола по теме.

3.Сорвался, ринулся, жертвовал.

  1. Предложение с использованием слов текста или близких по теме.

4.Заслонил собою свое детище.

  1. Слово. Отражающее основную мысль текста.

5.Любовь.

Физминутка

Чтение третьей части.(Читает 1 ученик).

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

-Как повел себя Трезор?

-Почему? Что значит смущённо?

- Можно ли Трезора назвать воплощением зла? (Охотничий пес Трезор не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Она подчиняется охотничьему инстинкту, хватать дичь-это ее назначение, даже если эта дичь совсем маленький птенчик.)

Докажите, что автор не зря назвал воробья «Героической птицей»

-Как можно озаглавить эту часть? Сила родительской любви.

-Прочитайте еще раз эпиграф.

- О какой любви говорит автор.

- Какова главная мысль этого произведения? Что хотел донести до нас писатель на примере этого воробья?

(Главная сила не в физических показателях. Наша сила – в нашей любви к ближним, в самоотверженности. С любовью можно преодолеть многие трудности.)

- Если бы Иван Тургенев не дал своему произведению названия, как бы по-другому можно было бы его озаглавить (Маленькая героическая птица.)

3. Фаза рефлексии.

Обобщение

- В начале урока мы узнали, что это произведение - стихотворение в прозе. Просмотрите ещё раз весь текст и скажите, что почувствовали герои этой истории.

МОЛОДОЙ ВОРОБЕЙ: страх, заботу.

СТАРЫЙ ВОРОБЕЙ: страх, отчаяние, ужас.

СОБАКА: силу старого воробья, огромную любовь к своему детёнышу,

смущение, удивление.

- ПИСАТЕЛЬ: глубочайшее почтение перед этой маленькой героической птицей, восхищение.

- Какой вывод сделали вы для себя?

(Надо быть смелыми, храбрыми, добрыми.)

МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ.

- Назовите главную мысль рассказа.

(Любовь – могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти.)

- Ребята, учитесь любить и любите. Любите своих родителей.

Материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей, и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь, а любовь /учитель читает слайд№1/ сильнее смерти и страха смерти. Только её, только любовью движется жизнь. Давайте помнить об этом.

Рефлексия

  • У вас на партах лежат сердечки, как вы думаете почему?

Любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца.

  • Это чувство, присуще и птицам и животным, но в высшей степени - человеку. Сердце ликует от радости любви, оттого что может дарить эту любовь людям. Сердце болит от горя, от скорби, от тревог.
  • Пусть эти сердечки послужат символами любви ко всему, что вас окружает, а вы наполните их словами, которые вы бы хотели сказать своим мамам.

Мероприятие окончено.