РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему

Закурдаева Регина Искандеровна

В статье раскрывается роль экологического образования, формирования экологической культуры личности младших школьников в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zakurdaeva_v_ulgpu.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Р.И. Закурдаева

ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова»,

г. Ульяновск

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

           Дополнительное образование детей на сегодняшний день – незаменимая и составная часть процесса обучения детей в общеобразовательной школе, которая позволяет обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Дополнительное образование является той нишей, где произрастает творческое зерно ребёнка. Именно в подобном учреждении ребенок постигает главные вещи в жизни, реализовывает свой творческий потенциал, удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности.

           Поскольку экологическое образование выступает сегодня в качестве приоритетного направления совершенствования деятельности образовательных систем, то значение и роль формирования экологической культуры младших школьников возрастает в несколько раз.

           В системе экологического образования исключительно важную роль играет учреждение дополнительного образования детей, развитие и воспитание в котором должно носить непрерывный, интегрированный характер и осуществляться в течение всей жизни человека, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста [1, с. 34].

           Экологическое образование изучает не объекты окружающего мира, а отношение к ним людей, вследствие чего оно влияет на этические, ценностные идеалы, стремится ограничить потребительский смысл жизни человека. Главное для устойчивого развития – переход к экологической культуре. Поэтому целью работы объединений экологической направленности является экологическое воспитание детей. Ведущей тенденцией становления системы дополнительного  образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом профессиональной деятельности. На смену традиционного педагога необходим педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследователь, консультант. Педагог способный к творческой и профессиональной деятельности, к саморазвитию. Такой педагог будет положительно влиять на качество обучения и воспитания, создаст условия для духовного развития ребенка [4, с. 132].

С целью формирования экологической культуры детей педагог может использовать самые разнообразные формы и методы работы: экскурсии на природу и в биологические центры, экологические сказки и спектакли, коллективно-творческие дела, экологические игры, диспуты и круглые столы [2]. Обучающиеся, посещающие учреждение дополнительного образования, могут организовывать акции и конкурсы, совместно с социальными партнерами учреждения и под четким руководством педагога. Наибольшей популярностью пользуется такой вид работы, как создание социального проекта. Обучающиеся могут разработать экологический социальный проект, в котором отразят наиболее волнующие их проблемы природоохранного характера. Экологические и натуралистические, природно-защитные и биологические мероприятия направлены на развитие бережного отношения воспитанников к природе, на правильную ориентацию в мире, на формирование культурной, эмоционально отзывчивой личности воспитанника. Они создают особую эмоционально-игровую среду, в которой возникают условия для включения воспитанников в активный процесс познавательной деятельности, «самоопределения», «самовыражения» в мире экологии и биологии. Игровые ситуации и мероприятия обеспечивают возможность достаточно широкого личностного развития в соответствии с индивидуальными склонностями, интересами, мотивами. Значительно успешнее закладывается фундамент конкретных представлений воспитанников об окружающем мире, в дальнейшем появляется живой интерес к различным экологическим вопросам и проблемам, наиболее удачно сочетается познавательно - практическая и игровая деятельность [3, с. 2].

           Таким образом, вся работа по экологическому образованию школьников основывается на использовании природной любознательности детей, их интереса к тайнам и чудесам окружающего мира, желания постичь законы природы. И именно учреждение дополнительного образования способствует в полной мере достижению поставленных целей. Педагоги дополнительного образования имеют широчайшие возможности для реализации программ экологической направленности, свобода выбора предоставляется в форме организации занятия и в месте проведения, а занятия отличаются особой эмоциональной насыщенностью. С течением времени роль экологического воспитания младших школьников будет только возрастать, поэтому так необходимо развивать систему дополнительного образования, которая способствует наиболее полному всестороннему развитию личности, раскрытию творческого потенциала и профессиональному самоопределению личности.

           Список литературы:

1. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. и др. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гладос, 2002.

2. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей, - М., 1993

3. Егоренков Л. И. Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание // Народное образование, 2000, №7.

4. Ксензова, Г.Ю.  перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Дополнительное образование как средство экологического воспитания младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников МОУСОШ №5 г.Унеча на сегодняшний день является актуальной задачей воспитательной работы, о чём и говорится в стандартах второ...

«Роль игры в экологическом воспитании младших школьников»

Использование игры как формы организации обучения и воспитания....

Роль экскурсий в экологическом воспитании младших школьников

1.Значение экскурсий.2.Значение экскурсий - один из видов занятий и основные формы организации работы (первичное представление о взаимосвязи вприроде. Задача экскурсии - освоение детьми системы элемен...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....