День космонавтики
методическая разработка (3 класс) на тему

Шагжеева Татьяна Владимировна

Про космос

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon день космонавтики59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ  КОСМОНАВТИКИ

Сценарий праздника-конкурса

Цель: развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса.

Задачи:

познакомить с историей создания ракетной техники

развивать у детей любознательность, мышление, речь, память, внимание

воспитывать дисциплинированность, любознательность, гордость за свою страну

обучать активности, коллективизму

Плакаты с законами космонавтов:

Только сильных звездолёт может взять с собой в полёт.

Космонавтом хочешь стать – должен много-много знать.

Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.

Очень дружно мы живём, скучных в космос мы не возьмём.

Учитель: Ребята, вы, знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

             С давних времён загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевернутой чашей, которая покоится на трёх гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звёзд. Таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения – небо. Но как?

             Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление – крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полётом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история. С тез пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

              Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль, а затем самолёт. И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.

               И вот 51 лет назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Космонавт – такого слова не было среди многих, многих тысяч слов. Привёз его на Землю с неба лётчик Юрий Алексеевич Гагарин. Эхо космического старта прокатилось по всей планете, вызывая восхищение и гордость. Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества. Впервые житель планеты «Земля» устремился к звёздам. Впервые человек в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин сделал виток вокруг земли, и этот полет открыл новую эру – эру полётов человечества в космическое пространство.

Чтец:  Живём мы на нашей планете

           В такой замечательный век!

           И первый из первых в ракете

           Наш русский летит человек!

           Не с целью разведки военной

           На сверхскоростном корабле

           Летел он один во Вселенной,

           Чтоб снова вернуться к земле!

Учитель: Ребята, вы хорошо слушали, а теперь мы немного поиграем.

Конкурс 1. Придумать название команды и эмблему. (Раздается бумага и фломастеры)

Учитель: Ребята, а вы бы хотели побывать в космическом пространстве? Почему? Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет по нашей солнечной системе. Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли. Побывать возле Солнца, посетить Меркурий, Венеру. Пролететь над Землёй и увидеть Луну. Затем мы совершим посадку на Марсе, увидим его спутники Деймос и Фобос. Потом мы вернёмся на Землю. Космонавты! Во время полёта будьте внимательны! Слушайте команды своих командиров.

Учитель: Действительно, чтобы лететь, нам нужен космический корабль.

Конкурс 2. Открывается рисунок ракеты на плакате. Второй экземпляр рисунка разрезан на детали. У команд конверты, в которых такие же ракеты, только разрезанные.

Задача: как можно быстрее собрать ракету. Для этого каждый член экипажа берет одну деталь чертежа, бежит к столу и относит её туда. Последним бежит командир и собирает чертёж.

Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием! Корабль подготовлен к полёту, а экипаж нет. Ребята, во что одеты космонавты?   (Дети: В скафандры.)

Правильно, А где ваши скафандры? А следующее задание у нас такое.

 Конкурс 3. Из геометрических фигур нарисовать скафандр. (Дети рисуют на бумаге и показывают результат.)

Учитель: Вот теперь можно лететь!

Космонавты! Одеть скафандры и шлемы!

Занять кресла и пристегнуть ремни!

Три! Два! Один! Летим!

Учитель: Ребята, а вы знаете сколько планет в Солнечной системе?

Конкурс 4. Назвать планеты, вращающиеся вокруг Солнца вместе с Землёй.  (Команды называют по очереди. За каждую планету команды получают балл.)

Учитель: Молодцы! Ещё в Древней Греции упоминали о семи светящихся телах, которые движутся по небу на фоне неподвижных звезд. Этими космическими телами были: Солнце, Меркурий, Венера, Луна, Марс, Юпитер и Сатурн. Земля в этот перечень не входила, так как древние греки считали именно Землю центром всего сущего. И только в 16 веке Николай Коперник в своей научной работе под названием «Об обращении небесных сфер» пришёл к выводу, что не Земля, а именно Солнце должно быть в центре системы планет. Поэтому из списка убрали Солнце и Луну и добавили в него Землю. А после появления телескопов добавили Уран и Нептун, в 1781 и 1846 годах соответственно. Последней открытой планетой Солнечной системы с 1930 года до недавних пор считался Плутон.

Учитель: А сейчас мы с вами перенесемся в центр солнечной системы. Солнечная система – это семья, в которой живёт и наша планета Земля. В центре её раскаленный газовый шар – это Солнце. Температура на поверхности +6000° С. Ещё в древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но этого хватает для всего живого на Земле. Свет от Солнца до Земли идёт со скоростью 300км/ч и достигает её за 8 минут 19 секунд. Вокруг Солнца вращаются 9 планет, тысячи астероидов и комет.

А мы уже пролетаем над планетой Меркурий. Космонавты, внимательно смотрите в иллюминаторы! Ой, сколько здесь невиданных животных!

Конкурс 5. Прибыв на Меркурий, космонавты попадают в космический зоопарк. Каждый экипаж получает задание: нарисовать одно животное и рассказать, как оно питается, как называется и где обитает.

(Дети получают листы и карандаши или фломастеры. Рисуют животных и рассказывают о них.)

Учитель: Молодцы! Интересные рисунки у вас получились. Летим дальше, подлетаем к Венере.

Конкурс 6. Разгадать кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

1. Летательный аппарат, на котором передвигалась Баба Яга.

2. Её видно только ночью.

3. Самая большая планета.

4. Самая ближайшая звезда, видимая днём.

5. Кличка собаки, которая отправилась в космическое пространство.

6. На каком космическом корабле Юрий Алексеевич Гагарин побывал впервые в космосе.

7. Спутник Земли.

8. Летательный аппарат инопланетян.

Учитель: А мы уже пролетаем над Землёй. Нам хорошо видно, что происходит на нашей планете. Мы пролетаем над Россией. Наша страна очень большая. Она раскинулась от Балтийского моря на западе до Чукотки и Берингова пролива на востоке. А вот и Луна. Луна – спутник Земли. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться и как бы «привязана» к Земле. В 1969 году на Луне побывали американские астронавты Н. Армстронг,  Э. Олдрин и М. Коллинз.

 Учитель: Теперь наш путь лежит к Марсу. Вокруг Марса вращаются два спутника: Фобос и Деймос. Фобос чуть больше Деймоса и имеет такую же неправильную овальную форму. Оба спутника открыты в 1877 году американским астрономом Асафом Холлом. Марс – планета Солнечной системы, четвертая по счету от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года. Вокруг своей оси она обращается за одни сутки,как и Земля. Что же давайте совершим посадку на Марс и проверим вашу ловкость!

Конкурс 7. Задание «Кто быстрее».

Приглашаются по одному участнику из каждой команды. Нужно взяться за угол газеты одной рукой. По сигналу постараться собрать весь лист в кулак. Поправлять лист другой рукой нельзя. Победит тот, кто первым завершит.

Учитель: Пора возвращаться на Землю! А по дороге – ещё один конкурс.

Конкурс 8.  Составьте как можно больше слов из букв слова  КОСМОНАВТИКА.

Учитель:  Молодцы ребята! А теперь попробуем ответить на вопросы викторины.

Викторина.

1. Кто придумал ракету, с помощью которой можно подняться в космос?

2. В каком году был запущен первый искусственный спутник земли?

3. Какие животные побывали в космосе?

4. 12 апреля 1961 г – день полёта первого в мире космонавта. Кто он?

5. Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты? Где он находится?

6. Как назывался корабль, на котором Юрий Гагарин поднялся в космос?

7. Как назывались корабли, на которых был совершен первый советско-американский полёт?

8. Назовите первую русскую женщину – космонавта.

9. Назовите вторую русскую женщину – космонавта.

10. Назовите третью русскую женщину – космонавта.

11. Кто первым вышел в открытый космос?

12. Сколько минут длился первый полёт в космос?

13. Как называется путь по которому движутся планеты?

14. Назови самую маленькую планету Солнечной системы?

15. Как называется специальный костюм космонавта?

16. Как называется состояние, в котором находится космонавт во время полёта?

17. Кто впервые открыл, что Земля движется вокруг Солнца?

18 Как называется окно ракеты?

Учитель:   Молодцы, ребята хорошо слушали и играли! Сейчас жюри объявит нам победителя.

(Жюри подводит итоги и награждает команды.)

Учитель:   Я хочу процитировать слова великого космонавта Ю.А.Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её» Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта! До свидания!