Внеклассное занятие в начальной школе «Осенние узоры»
план-конспект на тему

Шуранова Ольга Борисовна

Внеклассное занятие в начальной школе «Осенние узоры»

Цель занятия: Формирование у детей эмоционального отношения к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt2osennie_uzory.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие в начальной школе «Осенние узоры»

Цель занятия: Формирование у детей эмоционального отношения к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
Задачи:
• Уточнить знания детей о приметах осени, показать, что природа прекрасна в любое время года, учить выполнять дизайн с использованием семян, камешков, листьев. Продолжать знакомство со средствами выразительности: цвет, материал, композиция.
• Развивать мелкую моторику рук посредством развития технических навыков в рисовании. Коррекция и развитие устной речи посредством беседы.
• Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: Дерево загадок, Дерево осенних примет, образцы творческих работ, альбомные листы, гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, салфетка. Презентация с использованием репродукций картин И. Левитана, И. Шишкина и др. об осени.
Образовательные области: коммуникация, здоровье, познание, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Ход занятия:
На фоне музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня» читаю стихотворение 
В. Авдиенко «Осень»
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! В начале занятия я хочу предложить вам вспомнить, куда мы вчера с вами ходили?
Дети. Мы ходили на экскурсию в лес.
Воспитатель. Вспомните, о каком времени года мы говорили?
Дети. Мы говорили об осени.
Воспитатель. Назовите мне признаки осени.
Дети называют основные признаки осени.
Воспитатель. Назовите-ка мне осенние месяцы.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. Правильно! В старину осенние месяцы называли по-другому. Сентябрь - хмурень, ревун, зоревник. Октябрь - подзимник, листопад, грязник, свадебник. Ноябрь - листочной, полузимник, грудень. (Слайд) Можете ли вы объяснить почему?
Дети дают свои объяснения.
Воспитатель. Об осени, ребята, в народе сложено множество загадок. Видите, сколько листочков выросло на Дереве загадок. Давайте их отгадаем.
Дети срывают листочки и отгадывают загадки.
1. Как надела сто рубах - захрустела на зубах (капуста)
2. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук)
3. Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картошка)
4. На дереве этом качаются детки, маленькие, озорные, на них шапочки резные (дуб, желуди).
5. Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы (рябина).
6. Без пути и без дороги ходит самый длинноногий, в тучах прячется, во мгле, только ноги на земле (дождь).
7. Летит без крыльев и поет, прохожих задевает, одним проходу не дает, других он подгоняет (ветер).
Воспитатель. А на втором Дереве осенние приметы потеряли свои окончания, попытайтесь их восстановить.
Дети срывают листочки с приметами и вспоминают их.
- Гром в сентябре – к теплой осени.
- Если много паутины летает на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
- Белки собирают много орехов – к холодной и продолжительной зиме.
- Если журавли летят высоко и медленно, перекликаясь – осень будет мягкой и долгой.
- Большой урожай рябины – к сильным морозам зимой.
Воспитатель. Молодцы! Осень – это прекрасное время года! Многие писатели, поэты, художники и композиторы посвятили ей свои произведения. Я знаю, что вы учите стихи к школьному празднику осени. Давайте, прочтем их.
Дети читают стихи. 
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь лес стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле… 
Ф.И. Тютчев
Осень.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья. 
К.Д. Бальмонт
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин
Воспитатель. Молодцы! Какие прекрасные стихи об осени вы рассказали. Слушая вас, я мысленно видела прекрасные картины осенней природы. Яркое буйство красок. Как вы думаете какие краски осени я представляла?
Дети. Жёлтые, красные, багряные и т.д.
Воспитатель. Верно, сейчас я вам хочу показать картины великих русских художников об осени. 
Дети рассматривают репродукции картин русских художников об осени.
Воспитатель. Ребята, а как называются картины, на которых нарисована природа? 
Дети. Картины, на которых изображаются различные предметы природы называются пейзажем. Это могут быть деревья, небо, облака, море, реки, горы и т.п.
Воспитатель. Какое время года изобразили художники на картинах, которые вы сейчас видели? 
Дети. Художники изобразили осень.
Воспитатель. Верно, а что вам подсказало, что на картинах изображены прекрасные осенние пейзажи?
Дети отвечают: Деревья, небо, облака, море, реки, горы, дома
Воспитатель. Сейчас, я предлагаю вам выполнить гимнастику для пальчиков «Будем листья собирать». Приготовьте руки. Повторяем за мной. 
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (Загибают большой палец)
Листья рябины, (Загибают указательный палец)
Листики тополя, (Загибают средний палец) 
Листья осины, (Загибают безымянный палец)
Листики дуба (Загибают мизинец)
Мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель. Осень – это точно сказка, не сравнимая ни с чем, я желаю эту осень в памяти оставить всем! Поэтому сегодня предлагаю вам изготовить весёлые осенние узоры в виде аппликации. Для работы вам понадобятся альбомные листы, гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, семена, листья. Внимательно рассмотрите образцы, которые выполнили дети, приготовившие свои работы на выставку и постарайтесь составить свой узор. А настроение вашего узора покажет всем ваши впечатления об услышанном и увиденном на занятии. Желаю вам удачи!
Дети сначала рассматривают образцы, затем придумывают свой узор и в последнюю очередь выполняют работы с дозированной помощью воспитателя. Выполненные узоры выставляют на выставку.
Воспитатель. Молодцы! Посмотрите, какие красивые работы у вас получились. А сейчас немного поиграем. (Играет музыка).
1. Игра «Кто быстрее съест яблоко» (сначала 3 мальчика, потом 3 девочки)
2. Игра «Больше наберёт листьев»
3. Эстафета «Докати тыкву»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе

В статье освещается важность и необходимость применения ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе...

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Осенний бал" (4 класс)

Цели и задачи мероприятия:обогащение знаний учащихся о приметах осени;сплочение классного коллектива;воспитание любви к своей Родине....

Конспект воспитательного занятия в начальной школе "Осенние занятия"

Конспект воспитательного занятия в начальной школе "Осенние занятия"...

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Осенний бал"

Внеклассное  мероприятие  для 1-5 классов....

Методическая разработка внеклассного занятия для начальной школы "Золотая Осень"

Методическая разработка внеклассного занятия для начальной школы "Золотая Осень"...

Внеклассное занятие в начальной школе "Финансовая школа в Простоквашино"

Цель данного занятия: формирование основ финансовой грамотности детей.Задачи:Дать первоначальное представление о семейном бюджете, формировать у детей умение распределять бюджет.Познакомить детей с по...