Адаптация первоклассника
статья на тему

Маркова Раиса Ивановна

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx38.2 КБ
Файл adaptatsiya.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация   первоклассника

(

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьников?

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

     Мы все хотим, чтобы наш ребёнок хорошо учился. Но может ли он это? Не являются ли наши требования завышенными? Отчего это зависит?

    Ведь мы передаём ребёнку в генах не только цвет волос и форму глаз, но и природные задатки, на базе которых развиваются способности к каким-то видам деятельности, к учебным предметам в частности. Оказывается, низкие успехи в каком-то предмете не являются его виной.

     Первая- проблема руки (тремор). Ребёнок ещё в детском саду успел натерпеться обид: “Все уже обулись, а ты - нет. У всех куртка застёгнута, а ты не можешь!“ Не может. Рука дрожит. Как это проверить? Очень просто. Возьмите двухрублёвую монету, обведите. Положите внутрь однорублёвую, тоже обведите. Попросите ребёнка нарисовать свой кружок между этими двумя. Посмотрите, каким он получится.

    Если линия получилась дрожащая, извилистая - это и есть тремор. Причина может быть разной: ребёнок плохо питается, часто болеет, много шумов дома… Другая причина возникновения тремора - слабые пальцы. Начинать их тренировать надо было ещё в 3 года, но и сейчас не поздно. Помните, как нам говорили: “Мы писали, мы писали, наши пальчики устали “, а мы сжимали и разжимали кисти рук.  Но на пустой руке жима, снимающего напряжение с пальцев, не получается. Эффективный способ тренировки – упражнения с мячиком, который подбирается по величине руки ребёнка.  Он должен быть достаточно плотным и упругим.

При рассмотрении линии, которую нарисовал ваш ребёнок, пожалуйста, обратите внимание на такую деталь: “не вылезает“ ли кружок вверх или вниз. Это уже не слабые пальцы, о которых мы говорили, это - нарушение координации движения, и здесь нужен другой способ тренировки. Разбросайте монеты или пуговицы. Ребёнку нужно попасть пальцем в разные монеты. Можно сразу тренировать и внимание: попасть тем пальцем, который вы укажете. Повесьте на стену лист ватмана, приклейте разные картинки, дайте ребёнку указку: “Попади в цветок, в стол … “. Конечно, эти упражнения лучше проводить лет в пять, но и сейчас вы ему поможете: сделайте прорезь на листе картона в 5 миллиметров и попросите малыша ежедневно заполнять пустоту разными линиями. Рука ребёнка постепенно привыкнет к заданной высоте, и буквы потом на строчке будут получаться одинаковыми. Так мы поможем своему ребёнку координировать движения обеих рук.

Следующие умения, которыми должны овладеть дети до школы, - это умение слушать и умение самому говорить. Понаблюдайте за ребёнком. Посчитайте, сколько раз вам нужно повторить просьбу, чтобы её он выполнил. Три – четыре, а, может, больше? А на уроке надо не только услышать, но ещё и запомнить. Получится ли у него это? Оказывается, мы слышим только тогда, когда повторяем все слова вслед за говорящим. Если у ребёнка бедный словарный запас, то ему придётся речь учителя сначала переводить на “свой“ язык, ему понятный, а уж потом запоминать. И вы уже, наверно, догадываетесь, что смысл высказывания будет неполным, где-то сужен или искажён до неузнаваемости.

        Хотите иметь ребёнка, который желает идти в школу? Тогда каждый день помогайте ему говорить с вами. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: “Что было днём? Что ты делал?” Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у будущего школьника не развивалась речевая застенчивость.

Конечно, это не все проблемы, с которыми столкнётся ваш ребёнок, придя в школу. Но вы должны помнить, что одной из причин школьных проблем является несформированность учебных умений, связанных с физическим и умственным развитием ребёнка. Вспомните, как вы учились. Ведь ваш сын или дочка будут изучать всё то, что изучали вы. И ребёнку потребуется, как когда-то и вам, память (зрительная, слуховая, двигательная), внимание (его концентрация, распределение, переключение), воображение, умение сравнивать, анализировать, обобщать, приводить простые доказательства и делать умозаключения. А это и есть основа учебной деятельности, без которой успех невозможен.

Помощь своему ребёнку-школьнику родителями понимается по-разному. Одни считают, что их задача – контроль в приготовлении домашних заданий, другие – помощь в приспособлении к новым условиям, режиму дня, а часть родителей считают, что чем меньше будут помогать ребёнку, тем быстрее он будет самостоятельным и быстрее примет на себя роль ученика.

Хочется обратить внимание, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Поэтому и совместная работа семьи и школы здесь – главная и общая задача. Помимо определённых программных требований по формированию знаний, умений и навыков, необходимо развивать внимание, память, воображение, волевые усилия, нравственные чувства. Всё это формируется через культуру учебного труда, а почвой для него является общая культура человека. И для семьи, и для школы воспитание культуры учебного труда – проблема комплексная:

это и охрана здоровья ребёнка, и развитие интеллекта, и психических процессов.

Умение учиться – сложная, но доступная способность. Ребёнку нравится та деятельность, с которой он справляется лучше всего. Успешное учение – основа для его самоутверждения, душевного равновесия. Но без необходимых умений успеха трудно добиться.

Чем должен овладеть первоклассник по организации учебного труда,  каковы необходимые умения при работе с книгой,  умения культура письменной и устной речи мы поговорим на следующих родительских собраниях.

Огромное количество умений, которыми должен овладеть младший школьник, пугает многих родителей, и они не видят своей роли в том, чем они могут помочь своему ребенку.

Несомненно, ведущая роль в обучении принадлежит учителю. Однако без помощи семьи, определённого домашнего уклада, сочувствия близких, их грамотной помощи - ему сложно будет одолеть учебные трудности.

Родителям важно знать не только требования школьных программ, но и темперамент своего ребёнка, который сказывается на темпе и режиме работы:

– сангвиники реагируют быстро, легко переключаются с одного дела на другое;

– флегматики медлительны, переключения требуют от них значительных усилий;

– холерики могут работать активно и продолжительно;

– меланхолики быстро утомляются, но работают тщательнее.

Знание темперамента избавит ребёнка от незаслуженных упрёков, поможет обеспечить оптимальный для него режим работы.

Стоит обратить внимание и на биоритмическую организацию ребёнка, которая определяет режим дня.

Главное – не ломать биологические часы человека. Родители легко могут определить ребёнка-“жаворонка” или “сову”. “Жаворонки” вскакивают около семи утра, они бодры в первой половине дня, а к вечеру “ валятся” с ног. Их пик работоспособности – с 9.00 до 10.00 и с 16.00 до 17.00.

“Совы” просыпаются поздно, но к вечеру становятся наиболее активными. Их пики – с 11.00 до 12.00 и с 18.00 до 20.00 часов. В соответствии с особенностями ребёнка нужно планировать домашний учебный труд.

Существуют правила психотерапии неуспеваемости, которые помогут эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, поменять отношение ребёнка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам:

– чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже;

– одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновреме

– успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради;

– не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;

– важно научить школьника самостоятельно оценивать свои достижения.

Сначала у первоклашек формируется интерес к самому процессу обучения, потом – к результату деятельности: как только ребёнок получит первые реальные результаы.

      Семья – это первый и главный воспитатель и учитель, а задача школы, учителя помогать вам в этом.



Предварительный просмотр:

Адаптация   первоклассника

(

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьников?

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

     Мы все хотим, чтобы наш ребёнок хорошо учился. Но может ли он это? Не являются ли наши требования завышенными? Отчего это зависит?

    Ведь мы передаём ребёнку в генах не только цвет волос и форму глаз, но и природные задатки, на базе которых развиваются способности к каким-то видам деятельности, к учебным предметам в частности. Оказывается, низкие успехи в каком-то предмете не являются его виной.

     Первая- проблема руки (тремор). Ребёнок ещё в детском саду успел натерпеться обид: “Все уже обулись, а ты - нет. У всех куртка застёгнута, а ты не можешь!“ Не может. Рука дрожит. Как это проверить? Очень просто. Возьмите двухрублёвую монету, обведите. Положите внутрь однорублёвую, тоже обведите. Попросите ребёнка нарисовать свой кружок между этими двумя. Посмотрите, каким он получится.

    Если линия получилась дрожащая, извилистая - это и есть тремор. Причина может быть разной: ребёнок плохо питается, часто болеет, много шумов дома… Другая причина возникновения тремора - слабые пальцы. Начинать их тренировать надо было ещё в 3 года, но и сейчас не поздно. Помните, как нам говорили: “Мы писали, мы писали, наши пальчики устали “, а мы сжимали и разжимали кисти рук.  Но на пустой руке жима, снимающего напряжение с пальцев, не получается. Эффективный способ тренировки – упражнения с мячиком, который подбирается по величине руки ребёнка.  Он должен быть достаточно плотным и упругим.

При рассмотрении линии, которую нарисовал ваш ребёнок, пожалуйста, обратите внимание на такую деталь: “не вылезает“ ли кружок вверх или вниз. Это уже не слабые пальцы, о которых мы говорили, это - нарушение координации движения, и здесь нужен другой способ тренировки. Разбросайте монеты или пуговицы. Ребёнку нужно попасть пальцем в разные монеты. Можно сразу тренировать и внимание: попасть тем пальцем, который вы укажете. Повесьте на стену лист ватмана, приклейте разные картинки, дайте ребёнку указку: “Попади в цветок, в стол … “. Конечно, эти упражнения лучше проводить лет в пять, но и сейчас вы ему поможете: сделайте прорезь на листе картона в 5 миллиметров и попросите малыша ежедневно заполнять пустоту разными линиями. Рука ребёнка постепенно привыкнет к заданной высоте, и буквы потом на строчке будут получаться одинаковыми. Так мы поможем своему ребёнку координировать движения обеих рук.

Следующие умения, которыми должны овладеть дети до школы, - это умение слушать и умение самому говорить. Понаблюдайте за ребёнком. Посчитайте, сколько раз вам нужно повторить просьбу, чтобы её он выполнил. Три – четыре, а, может, больше? А на уроке надо не только услышать, но ещё и запомнить. Получится ли у него это? Оказывается, мы слышим только тогда, когда повторяем все слова вслед за говорящим. Если у ребёнка бедный словарный запас, то ему придётся речь учителя сначала переводить на “свой“ язык, ему понятный, а уж потом запоминать. И вы уже, наверно, догадываетесь, что смысл высказывания будет неполным, где-то сужен или искажён до неузнаваемости.

        Хотите иметь ребёнка, который желает идти в школу? Тогда каждый день помогайте ему говорить с вами. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: “Что было днём? Что ты делал?” Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у будущего школьника не развивалась речевая застенчивость.

Конечно, это не все проблемы, с которыми столкнётся ваш ребёнок, придя в школу. Но вы должны помнить, что одной из причин школьных проблем является несформированность учебных умений, связанных с физическим и умственным развитием ребёнка. Вспомните, как вы учились. Ведь ваш сын или дочка будут изучать всё то, что изучали вы. И ребёнку потребуется, как когда-то и вам, память (зрительная, слуховая, двигательная), внимание (его концентрация, распределение, переключение), воображение, умение сравнивать, анализировать, обобщать, приводить простые доказательства и делать умозаключения. А это и есть основа учебной деятельности, без которой успех невозможен.

Помощь своему ребёнку-школьнику родителями понимается по-разному. Одни считают, что их задача – контроль в приготовлении домашних заданий, другие – помощь в приспособлении к новым условиям, режиму дня, а часть родителей считают, что чем меньше будут помогать ребёнку, тем быстрее он будет самостоятельным и быстрее примет на себя роль ученика.

Хочется обратить внимание, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Поэтому и совместная работа семьи и школы здесь – главная и общая задача. Помимо определённых программных требований по формированию знаний, умений и навыков, необходимо развивать внимание, память, воображение, волевые усилия, нравственные чувства. Всё это формируется через культуру учебного труда, а почвой для него является общая культура человека. И для семьи, и для школы воспитание культуры учебного труда – проблема комплексная:

это и охрана здоровья ребёнка, и развитие интеллекта, и психических процессов.

Умение учиться – сложная, но доступная способность. Ребёнку нравится та деятельность, с которой он справляется лучше всего. Успешное учение – основа для его самоутверждения, душевного равновесия. Но без необходимых умений успеха трудно добиться.

Чем должен овладеть первоклассник по организации учебного труда,  каковы необходимые умения при работе с книгой,  умения культура письменной и устной речи мы поговорим на следующих родительских собраниях.

Огромное количество умений, которыми должен овладеть младший школьник, пугает многих родителей, и они не видят своей роли в том, чем они могут помочь своему ребенку.

Несомненно, ведущая роль в обучении принадлежит учителю. Однако без помощи семьи, определённого домашнего уклада, сочувствия близких, их грамотной помощи - ему сложно будет одолеть учебные трудности.

Родителям важно знать не только требования школьных программ, но и темперамент своего ребёнка, который сказывается на темпе и режиме работы:

– сангвиники реагируют быстро, легко переключаются с одного дела на другое;

– флегматики медлительны, переключения требуют от них значительных усилий;

– холерики могут работать активно и продолжительно;

– меланхолики быстро утомляются, но работают тщательнее.

Знание темперамента избавит ребёнка от незаслуженных упрёков, поможет обеспечить оптимальный для него режим работы.

Стоит обратить внимание и на биоритмическую организацию ребёнка, которая определяет режим дня.

Главное – не ломать биологические часы человека. Родители легко могут определить ребёнка-“жаворонка” или “сову”. “Жаворонки” вскакивают около семи утра, они бодры в первой половине дня, а к вечеру “ валятся” с ног. Их пик работоспособности – с 9.00 до 10.00 и с 16.00 до 17.00.

“Совы” просыпаются поздно, но к вечеру становятся наиболее активными. Их пики – с 11.00 до 12.00 и с 18.00 до 20.00 часов. В соответствии с особенностями ребёнка нужно планировать домашний учебный труд.

Существуют правила психотерапии неуспеваемости, которые помогут эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, поменять отношение ребёнка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам:

– чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже;

– одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновреме

– успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради;

– не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;

– важно научить школьника самостоятельно оценивать свои достижения.

Сначала у первоклашек формируется интерес к самому процессу обучения, потом – к результату деятельности: как только ребёнок получит первые реальные результаы.

      Семья – это первый и главный воспитатель и учитель, а задача школы, учителя помогать вам в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...