Главные вкладки

    Проект внеклассного мероприятия для учащихся 4 - го класса по теме «В гости к фразеологизмам»
    проект (4 класс) на тему

                Данный материал может быть использован для обобщения заний по теме "Фразеологизмы". Задания носят нестандартный характер, что побуждает детей к самостоятельному творчеству. Присутствуют элементы театрализации и соревнования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_vneklassnogo_meropriyatiya_dlya_uchashchihsya_4.docx24.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект внеклассного мероприятия для учащихся 4 - го класса
                  по теме «В гости к фразеологизмам»

    Предметная область: «Родной язык».
    Задачи мероприятия:
    - повторение, закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Фразеологизмы»,
    - развитие познавательных интересов учащихся,
    - обогащение активного словаря учащихся,
    - развитие интереса учащихся к самостоятельному творчеству,
    - воспитание любви к родному языку, понимание его красоты.

                                              Ход мероприятия

    Учёный: Здравствуйте! Здравствуйте! Я так спешил к вам!

    Ученик: Добрый день, господин Учёный! Это я отправлял Вам телеграмму с просьбой о приезде. Как хорошо, что Вы не опоздали! Дело в том, что сегодня мы отправляемся в гости к фразеологизмам, и Ваша помощь может оказаться очень кстати.

    Учёный: Замечательно! Уверен, что это путешествие будет увлекательным и очень полезным.

    Ученица: Мы серьёзно готовились и уже многое узнали о фразеологизмах. Например, что само слово фразеология произошло путём сложения двух греческих слов: phrasis (фрасис) и logos (логос): выражение, оборот речи, понятие, учение. (Слайд)

    Ученик: А учительница рассказывала нам, что о значении фразеологизмов можно узнать в словарях, о том, что существуют словари фразеологизмов.

    Учёный: Верно! Например, «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова. (Слайд) Из такого словаря можно узнать об истории происхождения фразеологизмов.

    Фразеологический словарь: Я, как вы могли заметить, фразеологический словарь. Своей жизнью я обязан толковому словарю В. И. Даля. Я включаю в себя около четырёх тысяч фразеологизмов, или устойчивых сочетаний слов, русского языка, даю толкование их значений, привожу различные формы их употребления, их синонимы и антонимы.

    Учёный: Ребята, давайте попробуем разобраться в том, нужны ли нам фразеологизмы.

    Фразеологический словарь: Господин Учёный, я приготовил для ребят задание. Сейчас они достанут из белых конвертов листочки и прочитают два текста, а затем  попробуют сравнить их.

    Учёный: Интересно! Начнём работу.

    Текст №1.
                                                  Глупые сороки
            Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где бы его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр. Об этом ещё Крылов писал. Понятно, что вороны уже увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут.
           Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы её не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко.

    Текст №2.
                                               Глупые сороки
            Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны – известные любительницы сыра, об этом ещё Крылов писал. Уже понятно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут сыр средь бела дня из-под носа.
            Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём не бывало… Удалилась подальше от греха… Когда хватились сороки, лисы и след простыл.
            Поделом сорокам! Не надо было ворон считать!

    (Прочитав тексты, дети обсуждают их в малых группах и высказывают свои мнения, называя общее и различия)

    Ученица: Господин Учёный, можно и мне сказать?

    Учёный: Конечно! Мне интересны все мнения.

    Ученица: Слушая ответы ребят, я поняла, что фразеологизмы украшают нашу речь. Они делают её меткой, яркой и выразительной.

    Учёный: Очень правильный вывод! Хотите, чтобы вас в кругу друзей слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

    Фразеологический словарь: А давайте, господин Учёный, расскажем ребятам о том, откуда берутся фразеологизмы.

    Учёный: Много фразеологизмов пришло в нашу речь в результате наблюдений за повадками и характерными особенностями животных.
    Даёт совет Ежиха-мать:
    - Детей не следует держать
    В ежовых рукавицах
    (При посторонних лицах!)
             
    Конечно, вы догадались, что выражение «держать в ежовых рукавицах» является фразеологизмом и означает «очень строго и сурово обходиться с кем-либо». А какие ещё выражения, связанные  с характеристиками животных, вы знаете?

    Фразеологический словарик: Возьмите жёлтые конверты, достаньте из них листочки и добавьте (на месте точек) названия животных.

    Пример карточки.

    Голоден как …                        Нем как …
    Надут как …                        Труслив как …
    Хитёр как …                        Грязный как …
    Здоров как …                        Упрям как …
    Изворотлив как …                Болтлив как …

    Учёный:
    Пеликан разинул рот:
    - Из-под ног уходит плот!
    Я – знаток морской науки,
    Взять себя обязан в руки!        
            
            Здесь выражение «взять себя в руки», конечно же, означает «сдерживать себя, успокаиваться». А какие ещё фразеологические  обороты со словом «рука» вы знаете? Подумайте и вспомните как можно больше. Кроме того, объясните их значение.

    (Звучат ответы детей)

    Фразеологический словарь: Фразеологизмов со словом «рука» насчитывается более 50! Вот некоторые из них.

    Слайд:
    - Отбиться от рук (не слушаться)
    - Умывать руки (отходить от дела)
    - Сходить с рук (избежать наказания)
    - Всё валится из рук (не получается, не клеится)
    - На скорую руку (быстро)

    Учёный: Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

    Слайд:
    - Доводить до белого каления; между молотом и наковальней.
    - Трещать по швам; на один покрой; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками.
    - Заварить кашу; калачом не заманишь; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип.
    - Как рукой сняло; затаить дыхание; позолотить пилюлю.
    - Снять стружку; без сучка и задоринки; разделать под орех; топорная работа.

    Ученик: А мы хотим рассказать о происхождении фразеологизма «Денег куры не клюют». Посмотрите сценку.

    (Участники: купец, 6-ть соседей, хозяйка, 6-ть кур, курятница).

             В селе Большие Златы жила семья богатейших купцов Доположских-Вынь. Однажды любопытные соседи, повисшие на заборе, наблюдали такую картину: как вернулся хозяин из города с мешком золота, и вдруг лопнула  тесёмка на мешке, и золотые монеты раскатились по всему двору. Шум, гам, переполох… Все бросились их собирать, а напуганная курятница оступилась и растянулась поперёк двора, рассыпав ведро пшена… Пшено смешалось с монетами, куры набросились на пшено. В этот момент выскочила хозяйка дома, взмахнула руками и заголосила: «Клюют! Деньги клюют!» Переполох набирал обороты. Когда через полчаса всё улеглось, хозяйка уговорила мужа общипать кур и провести экспертизу желудков на предмет поиска монет. Ещё через час  купец (хозяин) тряс перед носом хозяйки кучей куриных потрохов и кричал: «Ну что убедилась? Денег куры не клюют!» В этот же день счастливое село отмечало праздник. Каждой семье выдали по курице. С той поры выражение «Денег куры не клюют» прижилось в народе – это означало неожиданное поступление материальных благ.

    Фразеологический словарь: Господин Учёный, давайте ещё ребят проверим. Пусть они попробуют заменить фразеологизм словом-синонимом, а значение фразеологизмов, если будут затрудняться, найдут в словарях.

    Учёный: Отличная мысль, мой друг!

    Фразеологический словарь: Ребята, возьмите красные конверты, выньте карточки и приступайте к работе.

    Примеры карточек.

    - зарубить на носу –                                 - дуется как мышь на крупу -
    - коптить небо -                                        - намылить шею -
    - себе на уме -                                           - брать быка за рога -
    - куры не клюют -                                     - купить кота в мешке -
    - вставлять палки в колёса -                     - наложить вето -
    - сесть на любимого конька -                   - вилять хвостом -

    Учёный: А ещё существуют фразеологизмы с противоположными по смыслу значениями. Например, «в двух шагах» - очень близко, рядом, а противоположное ему выражение – «за тридевять земель», означающее «очень далеко».
              Как вы думаете, ребята, противоположным выражением к фразеологизму «спустя рукава» будет выражение «опустив рукава», «засучив рукава» или «отрезав рукава»? Почему?

    Ученица: А давайте мы потренируемся в подборе фразеологизмов с противоположным значением.

    Фразеологический словарь: Тогда за дело! Возьмите зелёные конверты.

    Пример карточки.
    - заварить кашу – расхлёбывать кашу
    - чуть свет -
    - душа в душу
    - на чужой шее сидеть
    - повесить нос -
    - по чайной ложке -
    - хоть иголки собирай -
    - сидеть, сложа руки -

    Учёный: Давайте немного разомнёмся! Я буду давать вам команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять. (Музыка)
    - Встанем, как аршин проглотили.
    - Проголосуем обеими руками.
    - Согнёмся в три погибели.
    - Дадим задний ход.
    - Разведём руками.
    - А теперь – руки в брюки.
    - Подержим нос по ветру.
    - Намылим друг другу голову.
                В ногах правды нет. Занимайте свои места. Продолжим наше путешествие.

    Фразеологический словарь: Меткие образные выражения, фразеологизмы, украшают нашу речь. В следующих стихотворениях значение фразеологизмов обыгрывается и в прямом, и в переносном смысле. Попробуйте их найти и объяснить их значение.

    Зайка пишет письмо.
    «Здравствуй, милая Мартышка!
    Шлёт тебе привет Зайчишка.
    Что ты друга обижаешь -
    Почему не приезжаешь?
    Ждёт тебя лесной народ.
    Летом дел невпроворот!
    Разводить в лесу бананы -
    Это дело обезьяны.

    «Носорог, родной, привет !
    Покупай скорей билет:
    Нам в лесу нужна охрана,
    Так как поздно или рано
    В лес охотники нагрянут
    И стрелять по зайцам станут.
    Твой  могучий острый рог
    Нам бы здорово помог.
    Будут звери за тобой
    Как за каменной стеной».

    «Крокодил, дружок, здорово!
    Обращаюсь с просьбой снова:
    - Ты уж нам не откажи -
    Зубы Волку покажи.
    Вздумал он зверей стращать.
    Кто нас будет защищать?!
    - Без тебя мы как без рук.
    Приезжай скорее, друг!»

    «Уважаемый Жираф!
    Зная Ваш добрейший нрав,
    Я надеюсь, что  друзьями
    Непременно станем с Вами.
    Это в Африке жара,
    А у нас как из ведра
    Льют дожди в разгаре лета.
    Что Вы скажете на это?
    Мы нашли для Вас работу
    (Выходной один – в субботу)
    Тучи в небе разгонять.
    Разрешите Вас обнять.
    Каждый вечер под дождём
    Мы Вас очень-очень ждём».

    «Слоник, здравствуй!
    Как живёшь?
    Писем нам давно не шлёшь.
    Без тебя стоит работа.
    Цирк построить нам охота.
    Будешь ты подъёмным краном.
    Показаться может странным
    Это предложение.
    Сделай одолжение:
    Приезжай в конце недели -
    побеседуем о деле».

    (Ответ.
    Дел невповорот – очень много дел.
    Показать зубы – быть готовым к защите, дать отпор.
    Как без рук – оказаться беспомощным без кого-либо (чего-либо).
    Поздно или рано – о том, что обязательно произойдёт.
    Как за каменной стенй – находиться под надёжной защитой.
    (Льёт) как из ведра – о проливном дожде.)

    Учёный: К сожалению, бывают случаи, когда дети употребляют фразеологизмы неправильно. Исправьте ошибки и составьте предложения с фразеологизмами.

    Слайд.
    два сапога – дорого
    одного поля помидор
    язык без мышц
    пальчики откусишь
    показать где креветки зимуют
    заблудиться в двух липах

    Фразеологический словарь: А теперь попробуйте отгадать, о каких предметах идёт речь.

    - За него тянут; на нём что-то вертится; его держат за зубами.
    - Ими хлопают, если что-то не понимают; их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные люди.
    - Его вешают, приходя в уныние; за него водят; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; его задирают, зазнаваясь.
    (1. Язык.  2. Уши.   3. Нос.)

    Учёный: Думаю, настало время подведения итогов.
                  Чем мы сегодня занимались? О чём вспоминали?
                  Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня?

    Фразеологический словарь: Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка. Во фразеологии запечатлён богатый исторический опыт народа. Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека. Правильное и уместное употребление фразеологизмов придаёт речи особую выразительность, меткость, образность.

    Ученик: Я теперь обязательно буду употреблять в своей речи фразеологизмы!

    Ученица: И я буду пытаться украсить свою речь.

    Учёный и Фразеологический словарь: Мы желаем вам только удачи в изучении родного языка! Ни пуха, ни пера!





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса на тему: "8 Марта".

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса на тему: "8 Марта"....

    Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса по теме «Секреты общения».

    Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса по теме «Секреты общения».Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга.Цели:...

    Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса "Гости с другой планеты"

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.С. Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан...

    Внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса по теме "Семья и семейные ценности". Фотоотчёт.

    - Какая семья называется счастливой?- Что такое семейные ценности?Что на свете всего дороже? Семья.А что значит семья? Это – семь я.Без чего не может быть она? Без папы, мамы и меня.А чем же скр...

    Внеклассное мероприятие с учащимися 1 класса по теме "Все ли кошки мурлыкают?"

    Методическая разработка внеклассного мероприятия...

    Конспект внеклассного мероприятия с учащимися 1 классов на тему: «Уроки вежливости»

    Представлен конспект внеклассного мероприятия с детьми 1 класса, направленный на формирование этических и нравственных представлений у детей....