программа кружка "Мир, в котором я живу"
рабочая программа (2 класс) на тему

Черникова Ольга Борисовна

Экологический кружок для учащихся 2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_v_kotorom_ya_zhivu._chernikova_o.b.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №20»

                                                                                                    УТВЕРЖДЕНА

                                                                          приказом директора

                                                                              МБОУ «Школа №20»

                                                                          от  августа    г. №

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Мир, в котором я живу»

Срок реализации программы 1 год

Возраст детей 7 – 9 лет

                         

                                                               

Автор: учитель начальных классов Черникова О.Б.

г. Нижний Новгород

2018 год

Программа экологического кружка «Мир, в котором я живу»

Постановка проблемы 

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития общества, государства. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей улице. Человек не может представить свою жизнь без природы. Очень важно научить ребенка понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками, воспитать в нем чувство хозяина, неравнодушное отношение к окружающему миру. Для подрастающего поколения особенно важно иметь сформированное экологическое мышление на уровне устойчивого поведения. Только экологически мыслящая личность, сознающая свои права и ответственность по отношению к природе, способна жить в гармонии с окружающим миром и успешно в нем социализироваться.

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для младших школьников. Охрана и защита природы позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

Актуальность программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (младшим школьникам), призвана помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, групповая работа, исследовательская работа.

Основные направления курса – экология, изучение родного города.

 

  1. Пояснительная записка

Программа кружка внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» предназначена для 2 классов начальной школы и рассчитана на 36 часов.

Преподавание кружка «Мир, в котором я живу» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Актуальность кружка «Мир, в котором я живу» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

   Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.  

Цель кружка: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа кружка призвана решить следующие задачи: 

  • расширение экологических представлений учащихся, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования: 

  • научно-познавательного;
  • ценностного;
  • нормативного;
  • практически - деятельностного.

 Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

 Нормативный аспект содержания экологического образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

 Программа кружковой работы построена на четырех основных направлениях работы:

  • познавательном;
  • познавательно-развлекательном;
  • практическом;
  • исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы:

дидактические игры, беседы, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это устные журналы, экологические игры, конкурсы.

Изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами, уходом за растениями, подкормкой птиц, выпуском листовок и плакатов способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка и рассчитана на младших школьников.

 Основное содержание: 

Введение. Первые шаги по экологическим тропинкам - 4 часа

Природа – наш чудесный дом – 16 часов

Ключ к здоровью – 5 часов

Я и мир вокруг – 11 часов

Прогнозируемые результаты:

  • учащиеся будут иметь представление об экологических проблемах, катастрофах нашей планеты;
  • смогут правильно вести себя как в обществе в целом, так и в природе;
  • смогут применять свои знания на уроках и в жизни.

2. Тематическое планирование работы кружка

№ п/п

Тема

Теория

Вид деятельности

Первые шаги по экологическим тропинкам (4 часа)

1

Что такое экология? Инструктаж по технике безопасности во время экскурсий, правилам поведения в природе

Что изучает наука экология. Экологические факторы.

Беседа, инструктаж

2

 

Мы – жители планета Земля. Экологические проблемы, катастрофы

Человек и экологическая обстановка на планете. Как я лично могу помочь природе?

Беседа

3

 

Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах

Народная мудрость о сохранении окружающего мира

 

Экологическое лото (игра)

4

 

Учимся работать с энциклопедией

Что такое энциклопедия? Принцип расположения материала в энциклопедии. Виды энциклопедий. Подбор необходимого материала по заданной теме

Практикум

Природа – наш чудесный дом (16 часов)

5

Что такое? Кто такой? Многообразие природы

Связи между живой и неживой природой

Беседа

6

Фенологические наблюдения

«Осень в природе»

Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Изготовление поделок из природного материала

Экскурсия, конкурс поделок

7

 

Занятие – дискуссия «Можем ли мы прожить без природы»

 

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Конкурс рисунков на тему «Охранять природу – значит охранять Родину!»

Дискуссия, конкурс рисунков

8

Экопрактикум «Знаешь ли ты ягоды и грибы?»

Лесные ягоды и грибы (полезные и ядовитые) Сбор информации

Экопрактикум

9

 

Редкие и исчезающие растения

Знакомство с растениями, нуждающимися в охране. Основные причины их исчезновения.

Беседа

10

Исчезающие животные

Знакомство с животными, нуждающимися в охране. Основные причины их исчезновения.

Составление памяток по охране природы

11

 

Как растут деревья?

Как деревья растут? Чем покрыт ствол? Вредители деревьев. Хвойные и лиственные деревья.

Беседа

12

Роль деревьев в жизни людей и животных  

 «Съедобные» деревья. Деревья тропиков. Осиные деревья. Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево.

Муравьиные деревья

Беседа

13

По страницам лесной энциклопедии

Интегрированное занятие (окружающий мир + математика) о растениях и животных леса

Урок- игра

14

Что даёт комнатное растение человеку?

Разнообразие комнатных растений, их родина, роль в жизни человека

Исследовательская работа

15

Живи, ёлочка!

 

Проблема вырубки ёлок в новогодние праздники. Как я лично могу помочь природе?

 

Выпуск агитационных листовок, конкурс альтернативных ёлочек

16

Зелёный мир на подоконнике

Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями.

Фотовыставка «Зелёный подоконник», уход за комнатными растениями

17

Растения, которые нельзя держать дома

Цветы-вредители, народные приметы

Беседа

18

 

Фенологические наблюдения

«Зима – покой природы». Инструктаж по правилам личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Инструктаж, наблюдения за сезонными изменениями в природе

Инструктаж, экскурсия

19

 

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?»

Зимующие птицы. Изготовление кормушек для птиц

Изготовление кормушек для птиц

20

Экологический марафон

«Кормушка»

Подкормка птиц

Подкормка птиц.

Ключ к здоровью (5 часов)

21

«Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продуты»

Влияние витаминов на развитие организма.

Беседа- практикум

22

В гостях у доктора Айболита

 

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Правила и нормы здорового образа жизни.

Подбор материала для оформления уголка здоровья

23

Я и моё здоровье. Может ли Земля болеть?

 

Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом.  

Беседа

24

Учёба и здоровье

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание.

Составление

индивидуального режима дня

 

25

Как нужно отдыхать на перемене и почему?

Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения.

Составление физкультминуток

Я и мир вокруг (11 часов)

26

 

Чудеса и тайны природы

 

Удивительные явления природы. Необычные растения и животные планеты

Работа со справочной литературой

27

 

Вода и жизнь

 

Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия.

 

Изготовление плакатов, призывающих экономить воду

28

 

Мир прудов, ручьев и речек. Загрязнение водоёмов

 

Как растут водные растения? Кто живет в пресном водоеме? Птицы пресных водоёмов.

Беседа

29

Считаем, экономим, платим

 

Бережное отношение к энергоресурсам.

Игровой тренинг

30

Фенологические наблюдения «Весна – пробуждение природы»

Экскурсия с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе

Экскурсия, конкурс рисунков на тему «Весна идёт! Весне дорогу!»

31

Домашние питомцы в моей семье

 

Рассказ о своих питомцах, их фотографии.

Фотовыставка «Домашние питомцы»

32

День Земли

Экологическая игра

Интеллектуальная игра

33

 

Анти - мусор

 

Детская художественная экологическая акция, направленная на улучшение санитарно-экологической обстановки на своей улице

Изготовление агитационных листовок «Городу быть чистым!»

34

 

Заповеди чистого города

 

Работа над мини- проектом «Каким я хочу видеть свой город?»

 

Конкурс мини- проектов

«Каким я хочу видеть свой город?»

 

35

 

Промежуточная аттестация

Диагностическое исследование

Итоговое тестирование

36

Обобщающий урок-викторина «Я и мир вокруг»

Закрепление знаний. Важность рационального использования и охраны окружающей природы, здоровья

Интеллектуальная игра-викторина

Календарно-тематическое планирование работы кружка

№ п/п

Тема

Дата план

Дата факт

Первые шаги по экологическим тропинкам (4 часа)

1

Что такое экология? Инструктаж по технике безопасности во время экскурсий, правилам поведения в природе

03.09

2

Мы – жители планета Земля. Экологические проблемы, катастрофы

10.09

3

Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах

17.09

4

Учимся работать с энциклопедией

24.09

Природа – наш чудесный дом (16 часов)

5

Что такое? Кто такой? Многообразие природы

01.10

6

Фенологические наблюдения «Осень в природе»

08.10

7

Занятие – дискуссия «Можем ли мы прожить без природы»  

15.10

8

Экопрактикум «Знаешь ли ты ягоды и грибы?»

22.10

9

Редкие и исчезающие растения

29.10

10

Исчезающие животные

12.11

11

Как растут деревья?

19.11

12

Роль деревьев в жизни людей и животных  

26.11

13

По страницам лесной энциклопедии

03.12

14

Что даёт комнатное растение человеку?

10.12

15

Живи, ёлочка!

 

17.12

16

Зелёный мир на подоконнике

24.12

17

Растения, которые нельзя держать дома

31.12

18

Фенологические наблюдения «Зима – покой природы». Инструктаж по правилам личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

14.01

19

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?»

21.01

20

Экологический марафон

«Кормушка»

28.01

Ключ к здоровью (5 часов)

21

Беседа-практикум «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продуты»

04.02

22

В гостях у доктора Айболита

 

11.02

23

Я и моё здоровье. Может ли Земля болеть?

 

18.02

24

Учёба и здоровье

25.02

25

Как нужно отдыхать на перемене и почему?

04.03

Я и мир вокруг (11 часов)

26

 

Чудеса и тайны природы

 

11.03

27

 

Вода и жизнь

 

18.03

28

 

Мир прудов, ручьев и речек. Загрязнение водоёмов

 

25.03

29

Считаем, экономим, платим

 

01.04

30

Фенологические наблюдения «Весна – пробуждение природы»

08.04

31

Домашние питомцы в моей семье

 

15.04

32

День Земли. Экологическая игра

22.04

33

 

Анти - мусор

 

29.04

34

 

Заповеди чистого города

 

06.05

35

 

Промежуточная аттестация

13.05

36

Обобщающий урок-викторина «Я и мир вокруг»

20.05

Литература: 

1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.

2.Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.

3.Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
4.Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.

5.Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.

6.Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.

7.Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
8. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003

9.Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

10.Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель», 2003.



КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Даты

недели

Количество часов 1 год обучения

сентябрь

01.09.

1

Н

03.09.–08.09

2

1

10.09.–15.09.

3

1

17.09.- 22.09.

4

1

24.09-29.09

5

1

октябрь

1.10-6.10

6

1

8.10-13.10

7

1

15.10-20.10

8

1

22.10-27.10

9

1

29.10-3.11

10

1 К

ноябрь

5.11-10.11

11

Н

12.11-17.11

12

1

19.11-24.11

13

1

26.11 – 01.12

14

1

декабрь

3.12-8.12

15

1

10.12-15.12

16

1

17.12-22.12

17

1

24.12-29.12

18

1

31.12-5.01

19

январь

7.01-12.01

20

Н

14.01-19.01

21

1

21.01-26.01

22

1

28.01-1.02

23

1

февраль

4.02-9.02

24

1

11.02-16.02

25

1

18.02-23.02

26

1

25.02-2.03

27

1

март

4.03-9.03

28

1

11.03-16.03

29

1

18.03-23.03

30

1

25.03-30.03

31

апрель

1.04-6.04

32

8.04-13.04

33

1

15.04-20.04

34

1

22.04-27.04

35

1

29.04-4.05

36

1

май

6.05-11.05

37

1

13.05-18.05

38

20.05-25.05

39

1

27.05-31.05

40

Н

июнь

3.06-8.06

41

Н

10.06-15.06

42

Н

17.06-22.06

43

Н

24.06-29.06

44

Н

июль

1.07-6.07

45

Н

8.07-13.07

46

Н

15.07-20.07

47

Н

22.07-27.07

46

Н

29.07-03.08

48

Н

август

5.08-10.08

49

Н

12.08-17.08

50

Н

19.08-24.08

51

Н

26.08-31.08

52

Н

всего учебных недель/ часов

39

всего часов по программе

теор

26

практ

10

Условные обозначения:           в                Ведение занятий по расписанию

                                                               Промежуточная аттестация

                                                    К        Каникулярный период

Проведение занятий не предусмотрено расписанием      

Праздничные дни: 5 ноября, 7 января


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

Презентация воспитательной программы Мир в котором я живу

В программе представлена система воспитательной работы на 4 года....

Авторская воспитательная программа "Мир, в котором Я живу"

Программа предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Я надеюсь, что данный материал поможет классным руководителям  грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении чет...

Воспитательная программа " Мир, в котором я живу"

Программа “Мир, в котором Я живу” предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Программа поможет классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеклассную работу...

Программа "Мир в котором мы живем"

Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности....

Программа "Край, в котором я живу"!

Прогрмма "Край, в котором я живу"...