Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Обрезкова Ирина Геннадьевна

   Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности. Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

                     ОГБУ «Центр образования и системных

                      инноваций Ульяновской   области»

                     

      Конкурсная работа в номинации фестиваля          

     «Путешествие по родному  краю»

     Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом

      «Профессии людей моего края: профессии  бабушек и дедушек, профессии современности,  профессии будущего.»

                                                     

                                                   Автор проекта:

                                            Обрезкова Ирина Геннадьевна

                                             учитель начальных классов

                                            МОУ Игнатовской СОШ,

                                            Майнского района, Ульяновской области                                                        

                                                 

                                  Аннотация

   Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности. Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.

Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической, однако ключевая задача – формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни.

Цель :

Расширение представления учащихся о разнообразии профессий, их роли в жизни людей, воспитание у детей чувства благодарности к людям труда.

Задачи:

обучающие 

  • познакомить с разнообразием мира профессий;
  • дать общие сведения о содержании труда разных профессий;

воспитательные

  • формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности;
  • формировать уважительное отношение к людям труда;

развивающие

  • развивать интеллектуальные и творческие возможности;
  • показать способы самопознания для определения своих склонностей в профессиональной сфере;
  • формировать навык работы в группе

Возраст участников: 7-8 лет (2 класс)

Условия проведения:

Урок – праздник может быть проведён как в классном кабинете, так и в актовом зале. На праздник приглашаются родители, бабушки, дедушки

Оборудование:

Синтезатор (или фонограммы  музыкальных номеров),  компьютер, мультимедиа проектор, презентация PowerPoint «Кем быть?», 2 ноутбука для конкурса «Эрудиты», предметы для конкурсов: « Азбука профессий», 
2 детских ведёрка, фантики разного цвета, 2 пакета для продуктов, «товары» для игры «Поход в магазин», для оформления зала: фотографии родителей на рабочем месте, выставка проектов «Профессии моих родителей»,призы.

Оформление:

На доске записано название  урока, развешаны картинки «Азбуки профессий», пословицы о труде, музыкальное сопровождение обеспечивает музыкальный работник (из числа родителей) с помощью синтезатора.

            Подготовительная работа:

Работа по проведению праздника начинается задолго до него – с урока Окружающего мира  «Все профессии важны». На уроке проводится подготовка к созданию проектов «Профессии наших родителей» и «Азбуки профессий» в картинках. В ходе работы  предлагается детям и родителям обратить внимание на то, что о профессиях, о труде  сложено много стихов, загадок, песен, пословиц. Все найденные материалы  пригодятся для проведения урока – праздника.

Дети получают задания:

  • узнать о профессиях родителей и других родственников;
  •  подготовить проекты о профессиях своих родителей или других родственников;
  • составить азбуку профессий в картинках для оформления класса;
  • подготовить материалы к сценарию праздника.

Сценарный ход

Действующие лица:

Труд

Знайка

Незнайка

Роли исполняют учащиеся 6 класса.

1. Вступление.

Звучит музыка, дети строятся в центре.

 Ребята исполняют песню на сл. В.Викторова и Л.Кондратенко, муз. В.Агафонникова«Наш свободный и радостный труд»:

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Слышен грохот под землёй –

Рудокоп пошёл в забой.

Без работы, без труда

Не появится руда.

Экскаватор зашагал –

Будет рыть в степи канал.

Без работы, без труда

Не пойдёт в поля вода.

В корпусах станки стучат –

Человек работе рад.

Поспевая, шепчет рожь:

«Без труда не проживёшь!»

Учитель: - Ребята, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о труде, профессиях, работе).

Выходит Труд (мальчик в комбинезоне):

Труд: - Да, друзья, вы угадали – я Труд! И мне очень приятно, что на моём празднике все такие весёлые и радостные.

2.Актуализация знаний.

Раздаётся громкий плач, входят Незнайка и Знайка.

Труд: - Незнайка, почему ты рыдаешь?

Незнайка: - Мне очень грустно! Все мальчики и девочки уже знают, кем хотят стать, когда вырастут, а я ничего не знаю ни об одной из профессий и поэтому не знаю, кем быть. Хорошо Знайке – он давно решил, что станет учёным.

Знайка: -Конечно. Я, как и ребята, много учусь, читаю. Не то, что Незнайка.

Труд: - Незнайка, не переживай! Мы тебе поможем, ведь ребята готовились к празднику: выполнили проекты «Профессии моих родных», провели опрос «Кем стану?», подготовили стихи и песни. Думаю, в конце праздника ты задумаешься над будущей профессией. Садитесь и смотрите! 

Дети читают стихотворение «Кто он , как его зовут?»

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно, это труд!

Кто на свете самый умный,                                                                Самый старый, самый юный?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно, это труд!

Кто на все века и годы

Настоящий царь природы?

Царь полей, заводов, руд?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно, это труд!        

Учитель:(на фоне презентации «Кем быть» )
- В нашем классе ребята хотят получить разные профессии:

Полицейского – 5 чел 

Художника –2

Врача –2

Гонщика  –2

Охранника –1

Повара –1

Парикмахера –1

Пожарного –  5

Учителя -1

Ребята читают стихотворение  «Кем буду»

Хочу я стать врачом зубным

И улыбаться всем больным:

-Не дёргайся, голубчик,

Вот твой молочный зубчик!

И продавцом хочу я быть,

Но за прилавком не грубить:                                                                            - Пройдите, бабушка, вперёд,                                                                      А этот мальчик подождёт.

Быть парикмахером хочу:                                                                     Девчонкам косы отхвачу

И сделаю им стрижку  

Под плюшевого мишку!

3.Профессии мам.

Учитель: - Уважаемые гости, ребята вложили много труда, узнавая о разных профессиях. Подготовили проекты «Профессии наших родителей».

Дети читают стихотворение «Мамины профессии»:

Тёплые вещи быстро и тихо

Шьёт для детишек мама – портниха.

 Раны, ушибы, простуда, хандра-                                                      Вылечит мама – она медсестра.                      

В детском саду очень много занятий.                                                  Мама там няня и воспитатель.

В школе не меньше занятий. Смотрите:                                          Ставит оценки мама – учитель.

Вкусной колбаски достала с витрины                                               Мама, она – продавец в магазине.

Плюшки и булочки, суп и компот                                                  Мамочка – повар ребятам даёт.

Учитель: -И ещё много разных профессий у наших женщин.

Стихотворение – инсценировка «А что у вас?» (С. Михалков):

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь!

А у вас?

- А у нас сегодня гость!

А у вас?

- А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят!

 

- А у нас в квартире газ!

А у вас?

- А у нас водопровод!

Вот!

- А из нашего окна

Площадь Красная видна!

А из вашего окошка

Только улица немножко.

- Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий

Презеленый красный шар!

- А у нас огонь погас -

Это раз!

Грузовик привез дрова -

Это два!

А в-четвертых - наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется - пилот!

С лесенки ответил Вова:

- Мама - летчик?

Что ж такого?

Вот у Коли, например,

Мама - милиционер!

А у Толи и у Веры

Обе мамы - инженеры!

А у Левы мама - повар!

Мама-летчик?

Что ж такого!

- Всех важней,- сказала Ната,-

Мама - вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:

- Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну, конечно, не пилот!

Летчик водит самолеты -

Это очень хорошо!

Повар делает компоты -

Это тоже хорошо.

 

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны.

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

Мамы рассказывает о своей  работе

Незнайка: -Что-то я устал…

Труд: - А мы сейчас отдохнём! Поиграем в игру «Цветы – деревья – кусты»:

Идём под музыку по кругу. Музыка стихнет:

Ведущий говорит:

  • Дерево – дети должны встать на цыпочки, руки вверх;
  • Кустарник – руки на плечи друг другу;
  • Цветы –присесть.

Незнайка: - Можно я проведу игру?! 
(
выходит на середину круга – сначала путает ребят, потом делает всё верно.)

Труд: - Молодец, Незнайка!  Молодцы,  друзья! Можете попробовать себя в профессиях ботаника, садовода, цветовода, ландшафтного дизайнера.

4     .Профессии пап 

Незнайка: - А про папины профессии расскажете?

Учитель: - Обязательно!

Дети читают стихотворение  «Папины профессии»:

Дрожит мостовая и воет мотор –

Это к нам едет папа – шофёр.

Огонь  остановит и газ угарный,                                                             Если ваш папа отважный пожарный.

Стул поломался или карниз                                                                       на верёвочке повис,

Всё это совсем не беда,                                                                                   Папа – столяр их починит всегда.

Кирпичи кладёт он в ряд,                                                                       Строит школу для ребят.

Не шахтёр и не водитель,                                                                        Это  папа наш –  строитель.

На проспекте знак дорожный

Ставит папа наш – дорожник!

Пчёл приручит, мёд возьмёт,                                                                         Это папа – пчеловод.

И певец он, и артист,

Этот папа – баянист.

Незнайка: - Ну ничего себе! Сколько разных профессий вы знаете! А что же нужно делать, чтобы стать профессионалом? (ответы ребят: трудиться, учиться).

5. Говорим о профессиях родителей.

Учитель: - Правильно вы говорите, ребята. Но давайте посмотрим – нет ли среди вас вот таких ребят, которые много говорят, да мало делают…

Сценка «Всё делать своими руками»:

Девочка: Погладь мне платье, бабуся!

Бабушка: А что же сама, родная?

Д: Стихи подготовить должна я!

Б: Ну, ладно, учи поскорей,

А после обед разогрей.

Д:Пусть мама! А мне до того ли?

Сейчас классный час у нас в школе.

Б: Какой же вопрос перед вами?

Д: Всё делать своими руками.

Б: Так, значит, не нашими? Сами?

Своими-своими руками?

И что ты покажешь на классном-то сборе?

Д: А я запевать буду в хоре,

Потом выступать со стихами :

«Всё делай своими руками?»

Незнайка: Ай-я-яй! Какая нехорошая девочка!

Знайка: К сожалению, Незнайка, такими бывают не только девочки, но и мальчики.

Труд: Да нет у нас таких ребят! Я вам докажу.

Игра «Уборка квартиры»:

Два ученика  с ведёрками подбирают фантики разного цвета, разбросанные по полу. Кто быстрее?

  • Мама ученика рассказывает о профессии повара

Игра «Мы варим кашу» (проводит мама-повар):

Называются компоненты, из которых нужно приготовить кашу. Если ученики согласны, то отвечают «да» и хлопают в ладоши, если не согласны – говорят «нет» и топают. Дети и родители играют вместе.

Сорока-белобока задумала кашу варить.

Кашу варить – деток кормить.

На рынок собралась, да призадумалась:

Что ей нужно купить, чтобы кашу сварить,

Своих деток накормить?

            Парное молоко? (да)

            Куриное яйцо? (нет)

            Солёный огурец? (нет)

            Мясной холодец? (нет)

            Сахар да соль? (да)

            Белая фасоль? (нет)

            Масло топлёное? (да)

            Рыбку солёную? (нет)

            Лавровый лист? (нет)

            Китайский рис? (да)

            Чернослив да изюм? (да)

            Шоколадный лукум? (нет)

            Перец болгарский? (нет)

            Соус татарский? (нет)

            Клубничное варенье? (да)

            Бисквитное печенье? (нет)

- Молодцы, хорошая получилась каша!

  • Тётя одного из ребят рассказывает о профессии продавца книжного магазина

Игра «Поход в магазин»:

Дети и родители встают в две команды. Капитанам даются пакеты под продукты. На расстоянии 10-15 метров выставляются различные предметы – «товар». По сигналу участники  бегут, берут «товар» и возвращаются к своей команде,  кто быстрее.

Конкурс «Эрудит»:

На ноутбуках открыты задания электронного приложения к урокам Окружающего мира. Задания к уроку о профессиях. Ребята по двое соревнуются кто быстрее.

1) Взаимосвязь профессий.

2)Угадай профессию.

Незайка: Какие молодцы!

Труд: А вот ещё про некоторые профессии ребята споют частушки.

Частушки:

Говорю я всем знакомым,

Что хочу быть астрономом.

Не люблю я ночью спать,

Лучше звёзды изучать.

                  ***

Я люблю перед всем классом

На уроках отвечать.

Этот опыт пригодится –

Я хочу артисткой стать! 

Если, Петя, ты потом

Будешь депутатом,                                                                                              То дневник твой может стать                                                                  Жутким компроматом!

                   ***

- Пожалей меня, мамуля,

Дай мне школу пропустить!

- Ты ж, сыночек, там директор,

Должен ты на месте быть!

                   ***

Я решил, что ни к чему

Боксом заниматься –

Стану я зубным врачом,

Все его боятся.

                  ***

Вовка хвалится ребятам,

Что он станет адвокатом.

А пока не адвокат,

Он колотит всех подряд

                ***

Быть разведчиком хочу я,

Ведь находчив я и смел.

Мама спрятала конфеты,

Я разведал где – и съел!

                   ***

Наконец до десяти-то

Научился я считать.

И теперь судьёй по боксу

Я могу уж точно стать.

                 ***

Стану мастером по стрижке

И Лариске отомщу –

Обстригу аж под мальчишку,

А потом тогда прощу.

            ***

На гимнастику хожу,

Ем лишь раз в неделю.

По секрету вам скажу:

Стать хочу моделью.

                    ***

Чтоб профессий много знать –

Много мы потопали.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

6. Подведение итогов.

Учитель: - Ну, а теперь давайте подведём итоги. Труд и Знайка приготовили  презентацию загадок, с их помощью они проверят как ребята и Незнайка усвоили урок. А гости тоже могут помогать.
Защищать в суде всех рад

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт ... (Банкир)

Расчёт зарплаты - знать пора -                                                       Проводят в срок ... (Бухгалтера)

От вирусов злобных компьютер наш чист:                                       Программы и файлы спас ... (Программист)

Сочинять законы рад                                                                                   В Думе нашей ... (Депутат)

Решать проблемы чётко, быстро

Должны в правительстве ... (Министры)

Справедливей всех, друзья,                                                                         Споры все решит ... (Судья)

Строгий вид, суровый взор,

Страж закона - ... (Прокурор)

Высока, стройна, как ель,                                                                                    В платье модном топ-... (Модель)

Вот вам чертёж, где каждый размер                                                         Новой детали дал ... (Инженер)

Мне мигает светофор,

Знает он, что я ... (Шофёр)

Все моря и океан                                                                                      Покорил наш ... (Капитан)

Замирает в страхе зритель                                                                                 -В клетке с тигром  ... (Укротитель)

Дупло и берлогу, дом лисий и птичий                                                        Всегда охраняет надёжно ... (Лесничий)

Зарю поёт селу петух                                                                                       - Коров на луг ведёт ... (Пастух)

У станка он дни и ночи,                                                                                      Всё умеет, он - ... (Рабочий)

На посту и в дождь и в град,

В бой за нас пойдёт ... (Солдат)

Для солдат своих пример                                                                             -Бравый, храбрый ... (Офицер)

Не решит больной задач,

Всех больных полечит ... (Врач)

У слона иль мышки жар                                                                                -Их спасёт ... (Ветеринар)

Наших душ, ума строитель -

Мудрый школьный наш ...(Учитель)

Знает точно детвора:                                                                                   Кормят вкусно ... (Повара)

Под весенний птичий свист

Пашет землю ... (Тракторист)

Нет тельняшки без полос,                                                                              Кто в тельняшке, тот ... (Матрос)

Чтоб амбар наш был с зерном,

Нужен в поле ... (Агроном)

Мебель, хлеб и огурцы                                                                           Продают нам ... (Продавцы)

Погружался сотни раз

В глубь морскую ... (Водолаз)

В небе синем самолёт,                                                                               Управляет им ... (Пилот)

Как воздушная принцесса,                                                                                  В форме лётной ... (Стюардесса)

Вот уж мал костюмчик мой,                                                                              Новый мне сошьёт ... (Портной)

Лесов строительных он житель,

Возводит нам дома ... (Строитель)

Поезд длинный голосист,                                                                             Дал сигнал нам ... (Машинист)

Под оркестр поёт наш хор,                                                                         Впереди нас - ... (Дирижёр)

Струны гитары, терпенье, талант

Плюс вдохновенье равно ... (Музыкант)

Пел с душою, молодец!                                                                                 Будешь знатный ты ... (Певец)

Пачку, пуанты надела Марина,                                                                       На сцену впорхнула, она - ...(Балерина)

Что побоится сделать актёр,

Выполнит смело в кино ...(Каскадёр)

Вдохновения заложник,                                                                                       У мольберта наш ... (Художник)

Натянутый холст, краски, треножник -

Пишет с натуры картину ...(Художник)

Почерком быстрым исписан весь лист                                                      -Очерк в газету строчит ... (Журналист)

Сапогам хромым помощник,

Каблуки прибьёт  ... (Сапожник)

Победит огонь коварный                                                                        Тот, кого зовут ...(Пожарный)

Секунды зря не тратили,

Детей спасли ... (Спасатели)

К телевизору запчасти                                                                         Подберёт нам ... (Телемастер.)

В поле комбайнов слышится хор,                                                          Хлебный корабль ведёт ... (Комбайнёр.)

Груши, яблони, крыжовник

Посадил весной ... (Садовник.)

Сыграны игры все без замен,                                                                                 И чемпионом стал наш ...   (Спортсмен.)

Учитель: - Молодцы ребята! Сегодня мы говорили о многих  профессиях. Какие профессии вы запомнили? (ответы детей)

- А о каких профессиях вы узнали более подробно?(ответы детей)

- Скажите, ребята, а какая профессия самая главная, важная?(ответы детей)

- Верно, ребята, все профессии важны, потому что для нормальной жизни человека, общества, страны  все профессии нужны. И очень важно сделать правильный выбор. Для этого уже сейчас вы должны прислушаться к себе: чем вам нравится заниматься, что интересно, а что вызывает скуку, усталость. Когда станете немного взрослее, вы познакомитесь с различными методиками, в которых при помощи вопросов, тестов можно определить, какая профессия вам больше подходит. А пока нужно развивать свои способности и интересы, много читать, общаться, пробовать.

Труд: Да! Какие ребята молодцы! Ну что, Незнайка, определился с профессией?

Незнайка: Теперь у меня большой выбор! Нужно всё обмозговать хорошенько, время-то ещё есть. А пока попрошу Знайку помочь мне в учёбе.

Учитель: Знайка поможешь другу?

Знайка: Только если с нами будет Труд!

Труд: А я всегда с теми, кто не ленится, ведь терпенье и труд – всё перетрут.

Песня насл. М.Ивенсена, муз. А.Александрова

«Всегда найдётся дело для умелых рук»:

Всегда найдётся дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг:

Цыплёнка надо напоить,

Котёнка надо накормить

И посуду, и посуду,

И посуду перемыть.

Всегда найдётся дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг:

И грядку надо поливать,

И куклу надо обшивать,

И картинки, и картинки,

И картинки рисовать.

Всегда найдётся дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг:

А тот, кто дело не найдёт,

Пускай скучат целый год

И лентяем, и лентяем,

И лентяем прослывет!

Герои благодарят ребят, прощаются и уходят.

7.Рефлексия.

Учитель:

- Ребята, что вам понравилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Что нового узнали?

Подведение итогов. Призы всем участникам и гостям.

Использованные источники и литература:

1.Арутюнян М. Позиция школьника в классе. Воспитание школьников.,1993 год №3 с. 14-18

2.Белобородова А.Н. Каталог названий коллективно творческих дел, коллективных творческих праздников, конкурсов. Классный руководитель М, 1998 с 98-100

3.Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., Просвещение 2004 с 224.

 4.Педсовет.-2009.-№11.-с. 2-7

5.Праздник в школе. На крыльях мечты.-2007.-с.90-96

6.Энциклопедия для детей. Выбор профессии ( глав.ред. Е.Ананьев.- М.:2003.-432с.

Интернет ресурсы:

http://zna-i-ka.narod.ru/zagadki/professii.html

http://slovari.299.ru/word.php?id=27903&sl=oj

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по внеурочной деятельности "Символы моего края"

Конспект занятия по внеурочной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Тема "Сомволы моего края"...

Открытый урок по внеурочной деятельности на тему "Профессии людей"

Конспект построен на основе Сингапурского метода обучения...(с элементами сингапурской методики)...

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Особенности труда людей родного края, их профессии. Мы в городе, селе."

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Особенности труда людей родного края, их профессии. Мы в городе, селе."...

Проект по краеведению во внеурочной деятельности "Гордость моего края" 4 класс

Цели проекта: - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жи...

Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале на тему: "Северная тундра – Родина моя!"

Историческое краеведение – это система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленная на познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразры...

Открытый урок окружающего мира в 1 классе «Профессии взрослых. Профессии людей родного края.»

Тема урока: «Профессии взрослых. Профессии людей родного края.»Класс: 1Цели деятельности учителя: обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в жизни людей; воспитывать уважительное...

Внеурочное мероприятие по курсу " Разговор о важном"- " Известные люди моей малой Родины"

В разработке рассказывается о знаменитых людях Челябинской области....