Особенности адаптации младших школьников при переходе в 5 класс
статья (4 класс) на тему

Харитонова Наталия Владимировна

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности адаптации младших школьников при переходе в 5 класс

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросткок ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

  • – возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • – возросший объем работы как на уроке, так и дома;
  • – новые требования к оформлению работ;
  • – необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
  • В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
  • 1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  • 2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  • 3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • 4. Нежелание выполнять домашние задания.
  • 5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • 6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • 7. Беспокойный сон.
  • 8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • 9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

  • 1) Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • 2) Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • 3) Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • 4) Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.
  • 5) Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, главная задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации необходимо учитывать результаты психологической  диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

Как преодолеть трудности младших школьников при переходе в среднюю школу

Статья с рекомендациями опытного педагога для родителей учащихся 4-х классов для лучшей адаптации при переходе в среднюю школу....

Методика "Рисунок класса", направленная на диагностику адаптации младших школьников

Методика "Рисунок класса", направленная на диагностику адаптации младших школьников...

« Психологические особенности младших школьников при переходе к обучению в среднем звене»

 В педагогике и психологии социальная адаптация младших школьников при переходе в среднее школьное звено является не менее проблематичным и сложным процессом, чем социальная...

Особенности социально-психологической адаптации младших школьников

В данной работе раскрываются особенности социально-психологической адаптации младших школьников, рассматриваются причины школьной дезадаптации, приводятся описание и анализ результатов исследования со...

Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы

Очень много говорится о готовности к обучению первоклассников. Разработаны специальные тесты, позволяющие эту готовность диагностировать. Это обосновано, потому что начало школьного обучения – с...