Мир загадок
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление, 66 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_zagadok_1_a.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«МИР ЗАГАДОК»

1а класс

(духовно - нравственное направление)

Составитель: учитель начальных классов Музалевская  Екатерина Владимировна

2018г.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

  • освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
  • готовность и способность к саморазвитию;
  • развитие познавательных интересов, мотивов;
  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
  • умение  объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • умение выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладение  креативными навыками, умением действовать  в нестандартной ситуации;
  • расширенное представление об окружающей действительности;
  • овладение навыкам эмоциональной саморегуляции;
  • овладение культурой мышления и поведения;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Метапредметные:

  • умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • умение понимать  и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • умение согласовывать свои действия с партнерами;
  • аргументировать свою точку зрения при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • умение выслушивать собеседника и вести диалог;
  • самостоятельное  включение в творческую деятельность;
  • расширение кругозор;
  • умение планировать работу и определять последовательность действий;
  • овладение способностью  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

Предметные:

  • способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
  • овладение навыками творческого мышления и управляемого воображения;
  • овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях.

Обучающийся научится:

  • различать цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твердого вещества от жидкого;
  • понимать назначение различных органов чувств;
  • осознавать возможность изменения объектов во времени;
  • описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»;
  •  понимать относительность размера «для кого? для чего?»;
  • описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по признакам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»
  • выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение;
  • использовать навыки   коллективного общения и взаимодействия.

Обучающийся получит возможность  научиться:

  • использовать нестандартные методы решения различных задач;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
  • решать логически поисковые задачи, нестандартные задачи;
  • находить несколько способов решения задач;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях.

Содержание курса внеурочной деятельности

Город самых простых загадок (26ч)

Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».

Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.

Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.

Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.

Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».

Город пяти чувств (10ч)

Какую работу выполняют различные органы чувств?

Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».

Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.

Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.

Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.

Город загадочных частей (14ч)

Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.

Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв». Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.  Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.

Путешествие на машине времени (16ч)

Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем? Системный оператор («многоэкранка»).  Описание объектов при помощи системного оператора.  «Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок.  Выполнение творческих работ по содержанию учебного материала. Обобщение знаний и умений в игровой форме.

Формы организации и виды деятельности

  • экскурсия;
  • игра;
  • викторина;
  • проект;
  • познавательная деятельность;
  • игровая.

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Город простых загадок (26ч)

1

Знакомство со Страной загадок.

03.09

2

Город самых простых загадок. Улица «Цвет». Три основных цвета.

05.09

3

Радуга. Сочинение «цветных» загадок.

10.09

4

Изменение цвета в природе.

Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире

12.09

5

Цвет в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования.

17.09

6

Творческая работа.  «Ниткопись».

19.09

7

Улица «Форма». Геометрические фигуры в окружающем мире.

24.09

8

Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие.

26.09

9

Практическая работа. Оригами.

01.10

10

Изменение формы. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству».

03.10

11

Замок похожестей-непохожестей. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов.

15.10

12

Геометрические головоломки. Сочинение сказки

17.10

13

Инсценирование сказки.

22.10

14

Практическая работа. Головоломки.

24.10

15

Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности.

29.10

16

Относительность размера. Знакомство с рекордами природы.

31.10

17

Измерительные приборы. Понятие «мерки».

07.11

18

Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.

12.11

19

Улица «Вещество». Вещество вокруг нас.

14.11

20

Практическая работа: свойства материалов.

26.11

21

Различные состояния вещества.

28.11

22

Инсценирование физических явлений.

03.12

23

Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика»

05.12

24

Вещества в изобретательских ситуациях .

10.12

25

Моделирование загадок с помощью «метода маленьких человечков».

12.12

26

Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».

17.12

Город пяти чувств(10ч)

27

Улица «Зрение».Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам».  Упражнение «Портрет Невидимки».

19.12

28

Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

24.12

29

В мире звуков. (практическая работа)

26.12

30

Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов.

09.01

31

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

14.01

32

Улица «Обоняние». Фантазирование: изменение запаха.

16.01

33

Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.

21.01

34

Аппликация. (практическая работа)

23.01

35

Решение изобретательских задач «на обнаружение».

28.01

36

Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.

30.01

Город загадочных частей(14ч)

37

Знакомство с Городом  загадочных частей.

04.02

38

Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей.

06.02

39

Портрет жителей Города загадочных частей. (практическая работа)

11.02

40

Сочинение загадок

13.02

41

Игры и упражнения со словами. Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот».

25.02

42

Практическая работа  «Конструктор из букв»

27.02

43

Необычные предметы. Придумывание необычных предметов.

04.03

44

Фантастическое животное (практическая работа)

06.03

45

Необычный портрет (практическая работа)

11.03

46

Инсценирование.  Творческая работа.

13.03

47

Город загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие».  Игра «Зонтик в Африке».

18.03

48

Загадочные животные. Оригами (практическая работа)

21.03

49

Сочинение загадок. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок  про «местоположение» объекта.

25.03

50

Придумывание метафор. Фантазирование.

27.03

Путешествие на машине времени(16ч)

51

Путешествие в прошлое.

01.04

52

История возникновения предмета.

03.04

53

Технология изготовления предмета.

15.04

54

Творческая работа. Коллективное панно.

17.04

55

Путешествие на машине времени в будущее.

22.04

56

Какими будут объекты в будущем?

24.04

57

Системный оператор («многоэкранка»).

29.04

58

Описание объектов при помощи системного оператора.

59

Путешествие в город загадочных дел.

06.05

60

Фантастический город (практическая работа)

08.05

61

Фантастический город (практическая работа)

62

«Загадочная» школа.  Использование алгоритмов сочинения загадок.

13.05

63

Творческая Мастерская.

15.05

64

Подготовка творческих работ

65

Праздник «Прощание со страной загадок»

20.05

66

Подведение итогов  «Я хороший - ты хороший»

22.05

   «Согласовано»

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол №____ от «____»_________________20____г.

Руководитель ШМО ___________/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _________/

 «____»_________________2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник загадок

Загадкой можно подзадорить, озадачить, заинтриговать.  Загадка может украсить любой урок, праздник, особенно в школе. Без нее не проходят ни конкурсы, ни викторины. ...

Подборка загадок о животных.

Подборку загадок о животных  можно использовать на уроках окружающего мира, рисования....

Аукцион шуток и загадок

Интеллектуально-творческий аукцион...

140 загадок

140 загадок на разные темы...

ПЛАНЕТА ЗАГАДОК

ПЛАНЕТА ЗАГАДОК   Программа внеурочной деятельности в начальной школе   1 – 4 класс...

Конкурс загадок о зиме

Здесь собраны загадки о самом прекрасном времени года- зиме, которые помогут Вам и Вашим ученикам познакомиться с явлениями природы  и народными приметами зимы...

Конкурс загадок о зиме

Внекласное мероприятие...