Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности «АЗ и БУКИ- основа науки»
методическая разработка на тему

Лысенко Ольга Анатольевна

Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности  «АЗ и БУКИ- основа науки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon az_i_buki-_put_k_nauke.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности

«АЗ и БУКИ

- основа науки».

Цели: воспитывать интерес к жизни и обычаям старины; пробудить интерес к  культуре славян.

Оборудование: славянский алфавит, книги о славянской письменности, портреты Кирилла и Мефодия.

Ход мероприятия.

Учитель. Дорогие ребята, уважаемые родители!

24 мая православная церковь поминает святых Кирилла и Мефодия- апостолов славян, создателей славянской азбуки. А  весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

На российскую землю этот праздник пришел совсем недавно- в 1992 году, когда в Москве, на Славянской площади был открыт памятник братьям- просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада- знак вечной памяти.

        С тех пор каждый год чествуют Кирилла и Мефодия. Чем они заслужили такую честь? Почему уже два тысячелетия помнят о них народы?

        Сегодня мы совершим путешествие в старину и узнаем о Святой Руси, о далёких временах вам неведомых.

Ученик. Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им , борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

Ученик. В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

          (Н. Кончаловская)

Учитель. Жили- были тогда добры молодцы и красны девицы. А у них были добрые матушки и бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом , а по- русски мудрецом. Ещё с детства мечтал он писать книги понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Это оказалось очень трудным делом и один Кирилл не мог с ним справиться. Ему стал помогать младший брат Мефодий. Они много работали и в результате появилась азбука. Это событие произошло в 863 году. В азбуке было 38 букв. Часть из них была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность- азбуку, которая назвалась кириллицей в память о её создателе.

(Раздаётся колокольный звон)

Ученик. По широкой Руси – нашей матушке-

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Ученик. Вспоминают Кирилла с Мефодием-

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, в Македонии,

 В Польше, в Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик. Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ученик. Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы ?

Хором. Мы- славяне!

Ученик. Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне- ныне россияне,

Издревле, кто вы?

Хором. Мы- славяне!  

Учитель. Придумали Кирилл с Мефодием  буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука?

Хором. Кириллица.

Учитель. Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Что они вам напоминают? Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела своё индивидуальное особенное имя: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живёте, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей волшебной азбуки.

( Входят буквы)

Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте , какая я буква? Правильно, меня зовут АЗ. Назовите слова, которые начинаются с меня.( Ответы детей)

Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут БУКИ. А теперь назовите нас по порядку.(Дети называют)

 

Учитель. Получилось слово «АЗБУКА». Вам , дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так говорят: «Сначала АЗ и БУКИ, а потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

        Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.

Кто хочет много знать , тому надо мало спать.

Идти в науку- терпеть муку. Без муки нет и науки.

Недоученный хуже неучёного. Переученный хуже недоученного.

Наука учит только умных. Не всякому всё даётся.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Ничего не мыслить- век киснуть. Ученье лучше богатства.

Учитель. А к нам спешит ещё одна буква. Представьтесь пожалуйста!

Веди. Здравствуйте, дети! Меня зовут ВЕДИ. Я всё знаю, про всё ведаю. Отгадайте мои загадки.

Чёрные, кривые,

От рождения все немые,

Встанут в ряд-

Сразу все заговорят.

                      (Буквы)

Поймаю гуся,

Пущу его в воду,

Буду им водить,

Оно будет говорить.

                        (Перо)

Хоть не шляпа ,а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

                              (Книга)

Учитель. Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Глаголь. Здравствуйте, дети! Я буква ГЛАГОЛЬ.

Учитель. Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята?

Дети. Говорить.

Глаголь. Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь- не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь.»; «Слово- не воробей, вылетит не поймаешь».

«Доскажи словечко»

         

Ежик вырос в десять раз,
Появился … (дикобраз)

Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал …(зуб)

         

Тихо-тихо снег идёт,

Белый снег, мохнатый,

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе …(лопатой).

Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится …(кошки)

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней … (помидора)

Шьёт, кроит, как заводной,

Замечательный …(портной)

Учитель. Смотрите, к нам спешит ещё одна буква.

Добро. Добрый день ! меня зовут ДОБРО.

 

Учитель. Какое у тебя доброе имя! Доброта- лучшая черта характера человека.

Добро. Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

 

А я тоже приготовила вам задание.

«Назовите одним словом»

Болтливый человек-…(болтун».

Ленивый человек - …(лентяй).

Храбрый человек-…(храбрец).

Мудрый человек-…(мудрец).

Богатый человек-… (богач).

Грубый человек-… (грубиян).

Сильный человек- ..(силач).

Весёлый человек-..(весельчак).

Учитель. А к нам из азбуки идёт новая гостья.

Люди. Здравствуйте, дети! Я буква ЛЮДИ.

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить!

Песня кота Леопольда.

1.

В небесах высоко

Ярко солнце светит.

До чего хорошо

Жить на белом свете.

Если вдруг грянет гром

В середине лета –

Неприятность эту мы переживём!

Неприятность эту мы переживём!

2.

Мелкий дождь бьёт в окно,

Хмурится природа.

Но известно давно-

Нет плохой погоды.

Всё желтеет кругом

И уходит лето.

Неприятность эту мы переживём!

Неприятность эту мы переживём!

 3.

Я иду и пою

Обо всём хорошем

И улыбку свою

Я дарю прохожим,

Если в сердце чужом

Не найду ответа,

Неприятность эту мы переживём!

Неприятность эту мы переживём!

 

Учитель.  Знакомьтесь, к нам идёт новая буква!

Мыслете. Здравствуйте, дети! Меня зовут МЫСЛЕТЕ.

Учитель. Какая мудрая буква к нам явилась!

Мыслете. Я принесла вам интересные задания.

Литературная игра.

-Угадайте, из какой сказки эти предметы. (Репка, яблоко, стрела, печка, стрела, гусли.)

-Кому принадлежат эти слова из сказки?

«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано»

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?»

«Не пей, братец, козлёночком станешь»

«Несёт меня лиса за тёмные леса»

-Назовите сказки, в которых главным героем была лиса.

Мыслете. Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились.

Учитель. Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие-

И только одна из них-

 Буква рычащая.

Рцы. Здравствуйте! Я буква РЦЫ.

Недаром я собой горжусь,

Ведь- я начало слова Русь.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,-

Значит будет жить она.

Учитель. Спасибо вам ,буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья- гордость всего славянского народа. По устоявшимся народным представлениям Кирилл и Мефодий- два бриллианта, два сокола, две чистых жизни. Именно они говорили: «Разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди- братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота.

        44 буквы-  сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Они надеются, что вы всегда будете помнить о них, потому что именно они стали основой современной русской азбуки.

Ученик. Буква к букве – будет слово,

Слово к слову- речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Ученик. Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит

Ученик. Мы отчизне верно служим,

Я один из сыновей.

И расту чтоб я был нужен,

Дорог Родине своей.

Ученик. Ждёт тебя за труд награда-

Цель прекрасная в дали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ученик. Ничего нет лучше , краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Ученик. Вспоминай их добрым словом,

Слава им борцам суровым.

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное состязание "Аз и Буки - основа науки".

Викторина, посвященная Дню славянской письменности....

Час славянской письменности и культуры АЗ, БУКИ, ВЕДИ…

Праздник "День славянской письменности и культуры" можно провести на классных часах или как внеклассное мероприятие....

Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности и культуры "Сокровища зеленого сундука"

Сокровища зеленого сундукаПознавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности и культуры.Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на встречу в фольклорно-краеведческий клуб «Родни...

ПРОЕКТ «Буква.Слово.Книга» «Аз и Буки –начало науки»

Мы решили выяснить, знают ли наши одноклассники как появились первые славянские буквы. ...

Сперва АЗ да БУКИ, потом науки

Методические рекомендации к выступлению обучающихся начальной школы на празднике, посвящённом Дню российской науки....

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...