Рабочая программа Театральная мастерская 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Рассохина Мария Владимировна

Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 класса в рамках внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_teatralnaya_masterskaya.docx58.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 150

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

__________ Т.С. Клецко

     

 «    » _________ 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮо»

Директор ГБОУ лицея № 150

___________ Л.А. Фукс

 «  »_____________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Театральная мастерская»

 4 класс

                        Рассохиной Марии Владимировны

Учителя начальных классов

        

2014 – 2015 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                 с.3
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися  программы

        внеурочной деятельности                                                                            с. 6

  1. Тематический план                                                                                        с. 9
  2. Содержание                                                                                                    с.11
  3. Список литературы                                                                                        с.16


1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная мастерская» разработана для занятий с учащимися 4 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.  В процессе разработки программы  главным ориентиром стала  цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. 

Современная экономическая ситуация не позволяет ребёнку в полной мере удовлетворить потребность в общении со сверстниками, родителями. Современные дети быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

В связи с этим возникла необходимость в разработке курса по «актёрскому мастерству», в котором раскрываются следующие направления и разделы: театральная игра; культура и техника речи; основы театральной культуры; ритмопластика; элементы грима, позволяющие преодолевать пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств, что обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание.

Актуальность программы состоит в том, что изучение курса «актёрское мастерство»  позволяет детям достичь определённых результатов: развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества. Курс «актёрское мастерство» помогает обучающимся раскрыть творческие способности и даёт возможность поиска и выбора пути самореализации в обществе как личности.

В  основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. И чем увереннее будет ребёнок в своей деятельности, тем больше удовольствия он получит от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится эмоциональный мир, тем выше будет результативность программы.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной,  художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных  особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.  Занятия  художественной  практической  деятельностью,  по  данной  программе    решают  не  только  задачи  художественного  воспитания,  но  и  более  масштабные  –  развивают  интеллектуально-творческий  потенциал  ребенка.  В  силу  того,  что  каждый  ребенок  является  неповторимой  индивидуальностью  со  своими  психофизиологическими  особенностями  и  эмоциональными  предпочтениями,  необходимо  предоставить  ему  как  можно  более  полный  арсенал средств  самореализации. Освоение множества технологических приемов  при  работе  с  разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям  познать  и  развить  собственные  возможности  и  способности,  создает  условия  для  развития  инициативности, изобретательности, гибкости мышления. В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на  основе  разумного  использования  развивающего  потенциала  информационной  среды  образовательного  учреждения  и  возможностей  современного  школьника.  Передача  учебной  информации  производится  различными  способами  (рисунки,  схемы,  видеоматериалы, презентации т т.д.). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации  –  в  книгах,  словарях,  справочниках.

Развитие  коммуникативной  компетентности  происходит  посредством  приобретения  опыта  коллективного  взаимодействия,  формирования  умения  участвовать в учебном диалоге, развития  рефлексии как  важнейшего качества, определяющего  социальную  роль  ребенка.

 Программа  курса  предусматривает  задания, предлагающие  разные  виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный  творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники

Цель программы:

Создание условий и формирование творческой личности ребёнка средствами театральной педагогики.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

- обогатить духовный мир ребёнка и обучить навыкам актёрского мастерства;

- научить детей понимать язык театра;

- познакомить обучающихся с основными видами театральной игры;

- раскрыть индивидуальные способности обучающихся, в том числе эмоционально-образное восприятие окружающего мира;

- развить основные психические процессы и качества (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения);

- развить речевой аппарат и пластическую выразительность движения;

- воспитывать общую культуру и художественный вкус;

- воспитывать культуру поведения в детском коллективе и театре;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.

 

К условиям, необходимым для реализации программы относятся:

актовый зал, наличие сцены, аудио – аппаратура, театральный занавес, подсобное помещение для театральных костюмов и декораций.

Отличительной особенностью данной программы является то, что подход педагога к воспитанникам основан на знаниях возрастных, психологических особенностей детей и модальности личности. Каждый обучающийся имеет  возможность попробовать свои силы в разных видах театральной деятельности, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

 Занятия могут посещать дети без какого-либо отбора. Возраст детей, участвующих в реализации программы от 10 до 12 лет. Программа рассчитана на один год обучения. Программа  рассчитана на 68 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Помимо занятий,  используются следующие формы обучения:

массовые: показы спектаклей, театрализованные представления, миниатюры;

индивидуальные (1-2 чел.): работа над ролью, актерские этюды.

В программе деятельности театрального объединения главным является реализация ребёнка как личности, раскрытие его способностей и умений. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является участие в конкурсах, фестивалях, праздниках, спектаклях, театрализованных представлениях.

Особенности реализации программы:

Программа включает следующие разделы:

  1. Театральная игра
  2. Культура и техника речи
  3. Ритмопластика
  4. Основы театральной культуры
  5. Работа над спектаклем, показ спектакля

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  мезансцены.

 Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • спектакли
  • праздники.

 Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

     Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.        

Алгоритм работы  над  пьесой.

  • Выбор пьесы,   обсуждение её с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком.  
  • Премьера.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

     

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

2.Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

  • общие театральные понятия (словарь театральных терминов);        
  • основы актерского мастерства (восприятие, внутреннее видение, сценическое действие);
  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  •  чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских  авторов.
  • основы художественного оформления (декорация, свет, музыкальное сопровождение, реквизит, костюм).

Учащиеся должны уметь:

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
  • действовать с воображаемыми предметами;
  •  работать с диалогами и монологами,
  • использовать речь для регуляции своего действия,
  • контролировать действия партнера;
  •  выполнять пластические импровизации,
  • подбирать музыкальное сопровождение,
  •  выполнять несколько видов несложного грима,
  • применять свои знания в итоговой постановке.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


3.Тематический план

       

Разделы и темы

      Теория          

 Практика              

    Всего                

1

Вводное занятие

1.«Театр снаружи и внутри». Театральные здания. Культура поведения в театре

1 ч.

  -

1 ч.

2

2.Основы театральной культуры

2.1 Виды театрального искусства. Театральные профессии.

2.2 Устройство зрительного зала

и сцены

2.3 Отличие театрального искусства от других видов искусства. Словарь театральных терминов

 

1 ч.

1ч.

      -

      -

 

   1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

3

 3. Посещение театра

  6 ч

6 ч.

4

4.Театральная игра

4.1 Игры на внимание

4.2 Игры на воображение

4.3 Игры на развитие координации движений

4.4 Игры на действия с воображаемыми предметами

4.5 Игры-драматизации

4.6 Игровые этюды

 -

-

-

 

-

-

-

    2 ч.

    2 ч.

    2 ч.

    2 ч.

    2 ч.

    2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

5

5.Культура и техника речи

5.1 Речевое дыхание. Артикуляция.

      Рождение звука

5.2 Дикция и скороговорка

5.3 Интонация

5.4 Диалог и монолог

1ч.

   

    1 ч.

    3 ч.

    1 ч.

    2 ч.

   

   

 1 ч.

 3 ч.

 1 ч.

 3 ч.

6

6.Ритмопластика

56.1 Разминка - разогрев тела. Жест и мимика.

6.2 Ритмичность. Внимание и координация движений

6.3 Рече - двигательная координация

      Гибкость рук

6.4 Пластические импровизации

 Этюды

    1 ч.

   

    1 ч.

   

    1 ч.

   

    2 ч.

 1 ч.

   

 1 ч.

   

 1 ч.

  2 ч.

7. Художественное оформление спектакля 

7.1 Декорация. Свет. Музыкальное сопровождение. Реквизит, костюм.

1 ч.

3 ч.

4 ч.

8.

8. Элементы грима

8.1. Из истории грима.

8.2 Анализ мимической работы лица

8.3 Грим, имитирующий животного. Грим, имитирующий растение.

8.4 Грим характерный

 Грим старого лица

1 ч.

1 ч

.

     

1 ч.

1 ч.

1 ч.

         

 1 ч.

 2 ч.

 1 ч.

  1 ч.

         

9.

9.Работа над спектаклем, показ спектакля

9.1 Репетиции отдельных картин спектакля

9.2 Сводная репетиция

9.3 Показ спектакля

12 ч.

6 ч.

6ч.

         

   12 ч.

       

    6 ч.

    6 ч.

Общее количество часов:

                                           

7 ч.

61 ч.

     68 ч.

     4.Содержание программы (68 часов)

     Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

   1 раздел. ( 1 час)  Вводное занятие.  

 На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.

«Театр снаружи и внутри».

Тема состоит из двух частей: театральные здания, культура поведения в театре. И позволяет развить интерес к сценическому искусству, воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. Занятие проходит в игровой форме. Детям предлагается сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр?»

 В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

- Знакомство с театрами  г. Санкт-Петербурга  (презентация)

2 раздел. (3 часа)  Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Тема 1. «Виды театрального искусства»: драматическое, музыкальное (опера, балет, оперетта) и кукольный театр. Основные театральные профессии: актёр, режиссёр, художник-оформитель, звукооператор.

Тема 2. «Устройство зрительного зала» Практическая работа «устройство зрительного зала и сцены». Детям предлагается построить из стульев зрительный зал, отметить расположение на сцене занавеса и кулис. Экскурсия: посещение театра с целью знакомства с устройством театра, зрительного зала и сцены, культурой поведения в театре и на концерте.

Тема 3. «Особенности театрального искусства. Словарь театральных терминов» отличие от других видов искусства (живописи, скульптуры, литературы). Основная задача раздела – показать взаимодействие всех видов искусства и использование их в театральном искусстве; позволяет пополнить словарный запас  и знакомит с терминологией театрального искусства.

Задачи учителя.  Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

3 раздел (6 часов) Посещение театров города Санкт-Петербурга.

Цель: Развитие интереса к сценическому искусству, знакомство обучающихся с различными театральными учреждениями: драматический музыкальный (оперетта) и кукольный театры. Характерные особенности устройства зрительного зала и сцены. Главные театральные профессии: актёр, режиссёр, композитор, сценарист, художник – декоратор, осветитель. Культура поведения в театре.

 

     4 раздел. (36 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Практическая часть.

Тема 1. «Игры на внимание» позволяют развить внимание, воображение, координацию движений, снимает зажатость и скованность (Упр. «Знакомство», «Кто я?», «Передай позу», «Где мы были?»). 

Тема 2. «Игры на развитие координации движений» развивают быстроту реакции и навыки работы в ограниченном пространств (Упр. «Горошины», «Стой», «Волшебная комната»).

Тема 3. «Игры на действия с воображаемыми предметами» помогают развивать воображение, фантазию.(Упр. «Оправдай предмет», «Волшебная палочка»).

        Тема 4. «Игры-драматизации» позволяют развивать способность к импровизации на тему знакомых сказок как драму, комедию, трагедию.

Тема 5. «Игровые этюды» способствуют умению самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

   5 раздел. ( 8 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

       Тема 1. «Разогревающий массаж» позволяет подготовить речевой аппарат и позволяет снять общую зажатость мышц речевого аппарата. Разогревающий массаж, как и тренинги по актёрскому мастерству проводится комплексами: упр. «Потолок-пол», «Метроном», «Черепаха», «Индийский танец», «Пиджак», «Верёвка» и т.д.

Тема 2. «Речевое дыхание. Артикуляция» является физиологической основой речеголосового звучания. Это один из самых существенных элементов искусства речи. Речевое дыхание формирует три вида выдыхания: упр. «Насос», «Погончики», «Кошка», «Большой маятник», «Китайский болванчик». Артикуляция позволяет развить мышцы губ, челюсти и языка: упр. «Назойливый комар», «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки».

Тема 3 «Рождение звука» позволяет голосу звучать свободно с мягкой атакой. Для достижения этого полезны упражнения по типу «стона»: упр. «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Бамбук», «Корни». 

Тема 4. «Дикция и скороговорка» тренирует чёткое произношение звуков и расширяет образный строй речи,  позволяет отработать звуки на материале скороговорок, долгоговорок, стихов.

Тема 5. «Интонация» позволяет выражать разнообразные чувства человека: упр. «В саду росли яблоки», упр. «Ступени». Диалог и монолог позволяет действовать в предлагаемых обстоятельствах от имени определённого героя и расширяет образный строй речи.

Задачи учител: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

 

    6 раздел. ( 5 часов)  Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

      Тема 1. «Разминка – разогрев тела» включает в себя два важнейших компонента: первый – это разогрев тела и концентрация внимания. Знакомство с основами ритмопластики через беседу-диалог «Пластика как элемент оздоровления и пластика как подспорье в постижении актёрского мастерства». Разминка-разогрев тела - это начальный этап обучения. Для разогрева тела необходимо не менее 20 минут. Разминка включает в себя несколько уровней: 1)голова, шея; 2)плечи, грудная клетка; 3)пояс, тазобедренная часть; 4)ноги, руки.

Жест и мимика позволяет научиться создавать образы с помощью мимики и жеста: упр. «Как живёшь?», упр. «Бабушка Маланья», упр. «Считалочка» и т.д. Далее в этюдах дети проявляют индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог же рассказывает, вызывая нужные эмоции, подсказывает, но как меньше подсказывает, чтобы не выработать штампы. К концу обучения по данной теме дети выполняют некоторые жесты, которые могут использоваться в различных жизненных ситуациях, а также в сценической деятельности: «Иди сюда», «Уходи», «Согласие», «Несогласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Ласка», «Клич», «Приветствие», «Прощание», «Приглашение», «Благодарность», «Негодование», «Не знаю».

Тема 2. «Ритмичность. Внимание и координация движений»  развивает чувство ритма, произвольное слуховое внимание и согласованность действий с партнёром. В первую очередь, ученики должны научиться воспринимать и отражать движениями тела длительность музыкальных звуков, их соотношение. Занятия по воспитанию чувства ритма можно начать с элементарных хлопков в ладоши и топанья ногами. Для проверки выдержанности темпа можно использовать метроном. Предлагаемые упражнения: «Стоп – кадр», «Тело – звук», «Разная музыка – разное тело» (см. раздел «Методическое обеспечение программы»).

Внимание и координация движений позволяет организовать движение в различных сочетаниях, в установленном пространстве и в постоянных или меняющихся по ходу выполнения темпах. В этих упражнениях: «Неудобная поза», «Маленькое зеркало», «Тень», «Снежная королева», «Не ошибись», «Голова или хвост (см. раздел «Методическое обеспечение программы») - совершенствуется способность создавать представление о нужных движениях и воспроизводить эти движения в темпах, диктуемых музыкальным сопровождением.

Тема 3 «Рече-двигательная координация» позволяет научить соединять речь и движения в одинаковых и меняющихся по ходу исполнения темпо-ритмах действия. Занятия основаны на стихотворном материале: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Кошкин дом».

Тема 4. «Гибкость рук» позволяет добиться выразительной руки актёра, что помогает выразить не только логику жизни сценического героя, но и всю сложность его чувств и эмоций. Для развития гибкости и подвижности обеих рук, главным образом кистей и пальцев; но основной акцент – на повышение двигательных возможностей левой руки. (Актёрам на сцене часто приходится выполнять левой рукой то, что в жизни они сделали бы правой. Это диктуется условностями сценического пространства и положением тела в нём.) Моторные упражнения для развития гибкости и подвижности рук: «Волна», «Тянучка», «Рыба», «Змея», «Когти», «Веер».

Тема 5. «Пластические импровизации» становятся подобием действия только при достаточной фантазии обучающихся. Эти упражнения помогают обучающимся сначала активно фантазировать, а затем действовать так, чтобы оправдывались заданные движения. Для выполнения импровизаций педагогом задаётся определённая тема: «Огонь», «Водопад», «Листопад», «Млечный путь» и т.д.

Тема 6 «Этюды» позволяют создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. Этюды включают в себя 2 основных направления: жест и мимика и упражнения с воображаемыми предметами. Этюды создают у обучающихся яркое представление о пластике: «Схватить-бросить», «Пружинки», «Зеркало», «Да-нет», «Пушинка» (см. раздел «Методическое обеспечение программы»)

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

7 раздел (4 часа) Художественное оформление спектакля

Выразительные средства спектакля: свет, декорация, музыкальное сопровождение, реквизит и костюм.

Тема 7.1 «Декорация. Свет. Музыкальное сопровождение. Реквизит. Костюм.»

 Оформление сцены, общий вид места действия. В создании декорационного оформления участвуют многие виды искусств: архитектура, скульптура, живопись, художественное и сценическое оформление.

Локальное и общее освещение. К локальному относятся бытовые светильники: лампы, настольные лампы, фильмоскопы, торшеры. Общий же свет – это стандартные театральные прожекторы, цветные фильтры и рампа.

Стилистика (основные музыкальные направления) и звуковой баланс спектакля.

Вещи подлинные или бутафорские, необходимые актёрам по ходу действия спектакля: портфель для учительницы, велосипед – в квартире спортсмена, скрипка – для музыканта. Реквизитом называют и некоторые дополнения к костюму: латы для Дон Кихота, очки для Кота Базилио, кортик – для военного моряка. Также сюда входят мелкие предметы утвари: посуда. Подсвечники, лампы и т.д. Всё это позволяет зрителю лучше представить обстановку и время действия, «среду обитания» персонажа.

Костюм как элемент художественного оформления способен создавать особую цветовую гамму, формировать стилистику и общую атмосферу той или иной постановки. Отличие театрального костюма от бытового.

       

Практическая работа «Свет». Обучающиеся учатся выставлять световое оформление к основным сценам спектакля. Практическая работа «Декорация». Детям предлагается выполнить зарисовку и макет декорации на определённую тему. Практическая работа «Музыкальное сопровождение». Обучающиеся выполняют подборку к отдельным сценам спектакля из предлагаемого музыкального материала. Практическая работа «Звуки». Обучающиеся занимаются выбором из подобранного материала характерных звуков ( например, звук стекла, воды, ветра, дождя, космические звуки и т.д.) к постановочному материалу. Практическая работа «Изготовление реквизита». Практическая работа «Изготовление элемента костюма». Обучающиеся из предлагаемых материалов: кисть, клей, цветная бумага, пакеты, плёнка и т.д. – изготавливают один из элементов костюма  (например, шляпу, маску и прочие).

   8 раздел (5 часов)

Тема 8.1 «Из истории грима».

История возникновения грима. Виды сценического грима. Раскрытие образа по средством грима. Необходимые материалы для грима, палитра цветов.

Тема 8.2 «Анализ мимической работы лица».

 Анатомические основы грима. Мышцы и мимические выражения и их роль в создании образа.

       Практическая работа

Анализ мимической работы лица. Практическая работа: «Прочерчивание контура костей своего лица», «Прочерчивание основных мимических выражений лица: гнев, грусть, улыбка». 

Тема 8.3. «Грим, имитирующий животного» Практическая работа «Грим кошки». Грим, имитирующий растение. Практическая работа «Грим цветка».

Тема 8.4. «Грим характерный» Практическая работа «Грим клоуна».

 « Грим старого лица» Практическая работа «Грим старого лица».

      9 раздел. ( 15 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)  базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Раздел «постановочная работа» является итоговым и соединяет в себе все накопленные знания.

Тема 1 «Репетиции отдельных картин спектакля»  – это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно в этот процесс вовлекаются все члены коллектива. На репетиции один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст, звучит несколько раз, это позволит детям быстро выучить все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?).

Тема 2. «Сводные репетиции» – это самый непродолжительный по времени репетиционный этап. В этот период проходят репетиции всего спектакля, миниатюры целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки и т.д.). В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива общих репетиций может быть от одной до трёх.

Тема 3. «Показ спектакля»  – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги, родители. После показа необходимо выяснить, что было хорошего, что получилось, а что нет. Затем следуют повторные показы спектакля, миниатюр.

      Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

   Заключительное занятие ( 1 час)

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.


5.Список литературы.

1. Алянский, Ю.П. Азбука театра. [Текст]/Ю.П.Алянский. - Л.:Дет.лит., 1990 . –159 с.

2. Буйлова Л.Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. [Текст]/ Л.Н.Буйлова, С.В.Кочнева – М.: Гуманитарный издательский центр, 2001. – 159 с.

3. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД.[Текст]/В.Н.Иванченко  – Ростов н/Д: «Учитель», 2007. – 288 с.

4. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. [Текст]/М.О.Кнебель. - М.:ВТО,1984 . – 201с.

5. Колчеев В.М. Театрализованные игры в школе. [Текст]/ В.М.Колчеева,  Ю.В.Колчеева - М.: Школьная пресса, 2003. – 95 с.

    6. Куликова К.  Российского театра первые актёры. [Текст]/ К.Куликова - Л.: Лениздат., 1991 . – 150 с.

7.Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей    дошкольного и школьного возраста. [Текст]/ О.А.Куревина - М.: Линка-Пресс, 2003. – 175 с.

   8.  Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. (Пособие для классных руководителей). [Текст]/  - М.:АРКТИ, 2002 .- 56 с.

  9. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации: Методическое пособие. [Текст]/  Составитель Н.К.Беспятова – М.: «Айрис-Дидактика», 2004. – 169 с.

 10.  Прокопова Н.Л. На пути к голосоречевой выразительности. От самораскрытия к гротеску. [Текст]/  - Кемерово: Кем ГУКИ,2005 . – 87 с.

11.Сборник программ.[Текст]/ Сост. А.Г.Лазарева - М. «Просвещение»,1994. – 200с.

12.Сборник программ лауреатов конкурса. [Текст]/ Сост.Г.И.Васинская. -     Кемерово,1999 . – 54 с.

13.Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. [Текст]/ Н.И.Смирнова -            М.:Искусство,1991 . – 115 с.

14.Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. - Книга для учителя. [Текст]/  -   М.:     «Просвещение»,1993 . – 96 с.

15.Театр, где играют дети: Учеб. - метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. [Текст]/ Под редакцией А.Б.Никитиной–М.: Изд.центр ВЛАДОС,2001 .- 286 с.

16.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. [Текст]/ Э.Г.Чурилова-М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004 .- 159 с.

17. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств[Текст]/ С.В.Гиппиус. – СПб Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 377 с.

18. Яковлев Д.С.Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей. Методическое пособие. [Текст]/  Д.С.Яковлев. – М.: «Айрис Пресс», 2004. – 107 с.

Литература для детей.

1.Бартенев, М.М. Волшебная академия Деда Мороза. Сборник новогодних сказок и сценариев. [Текст] /  М.М.Бартенев , А.А. Усачев , Э.Н.Успенский . - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2003 .- 205 с.

2.Васильева Н. Праздничные сказки и сказочные праздники. [Текст] /  Н.Васильева -М.:Рольф,2002 . – 92 с.

3.Загадки.Скороговорки:Любимые стихи [Текст] /  Сост.В.И. Пунин. -М.:АСТ-ПРЕСС,1999 . – 65 с.

4.Коломейский А.М. Капустники, скетчи, миниатюры для школьников

и студентов. СТЭМ на вырост .-Изд. 2-е, исправ. [Текст] /  А.М.Коломейский. - Ростов н. Д.:Феникс,2005 . – 114 с.

5.Михальва М.А. А у наших у ворот. [Текст] /  М.А.Михальва. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002 . – 193 с.

6.Немчинский М.И. Цирковой номер-спектакль. [Текст] /  М.И.Немчинский.  –М .: «Искусство»,1961 . – 77 с.

7.Осипенко И.Л. Классные праздники. [Текст] /  И.Л.Осипенко. - Ярославль: Академия развития:Академия Холдинг,2001. – 85 с.

8.Соловьёв Н. Театр кукол для детей. [Текст] /  Н.Соловьёв .  -  М .: Сов. Россия , 1967 . – 69 с.

9.Шлитт Эвалд, Маскарадный грим для праздников. [Текст] /  Эвалд Шлитт, Вольфангер-фон Кляйст Николь. -«Артлайн».- Ростов н.Д,2005 . – 82 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс

Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....

Рабочая программа театральной студии "Творчество"

Данная программа разработана на основе авторской программы курса "Творчество" Ю.В. Колчеева, Н.М. Колчеевой, относится к системе дополнительного образования младших  школьников и реализует...

Рабочая программа театрального кружка "Мир театра".

Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей начальных классов. Расчитана на 4 года обучения....

Рабочая программа театрального кружка "Сказка"

Рабочая программа составлена для огранизации внеурочной деятельности учащихся...

Рабочая программа для 3 класса "Мастерская театра"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Мастерская театра"...

Программа "Театральная мастерская"

Пояснительнаязаписка Данная программа «Театральная мастерская» разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУд/с№156 и определяет содержание и ...

Рабочая программа "Творческая мастерская" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Творческая мастерская» 2 класс...