Рабочая программа для 3 класса "Мастерская театра"
рабочая программа (3 класс)

Мельник Наталья Викторовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Мастерская театра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_teatra_3klass.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Гимназия имени Грина» г. Кирова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление проекта: начальное образование

в номинации: Творческое развитие обучающихся ( рабочая программа курса  внеурочной деятельности «Мастерская театра» 3 класс )

«Мастерская театра»

по внеурочной деятельности

общекультурного направления

3 В класс

на 2017- 2018 учебный год

                                                                                 Составитель : Мельник Н.В.,

                                                                                  учитель начальных классов

первая квалификационная категория

г.Киров, 2017


1.Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с требованиями Закона РФ- 273 от 29.01.2012г «Об образовании в РФ»,  соответствует  ФГОС НОО.

Учитывает изменения, внесенные в стандарты

        -  приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 года  № 1576  

Рабочая программа курса разработана с учетом  авторской программы (автор Генералова И.А. «Театр» УМК «Школа 2100».; М.;Баласс, 2012

Направление программы курса «Театр» во внеурочной деятельности - общекультурное.

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность. Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских.

Новизна программы прослеживается в применении системно-деятельностного подхода при изучении данного курса, что  позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой формирует основы  содержательных  компонентов функциональной грамотности: коммуникативную грамотность, читательскую грамотность, информационную грамотность. Программа  предусматривает активную  творческую деятельность  обучающихся эстетического характера в игровой форме;  помогает развитию эстетического сознания, приобщению к  духовным ценностям через театральную культуру; формирует  готовность обучающихся  к саморазвитию и самовыражению.

2.  Общая характеристика курса «Мастерская театра»

Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной педагогики

Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

 3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

4. через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

 Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи: познакомить детей с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басня, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.). Пополнять словарный запас, образный строй речи.

 Формы и методы работы

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  •       Игра
  •       беседа
  •      иллюстрирование
  •      изучение основ сценического мастерства
  •      мастерская образа
  •       мастерская костюма, декораций
  •       инсценирование прочитанного произведения
  •      постановка спектакля
  •       работа в малых группах
  •      актёрский тренинг
  •      экскурсия
  •      выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

 Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

 Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

 Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

   Структура курса.

Основные разделы программы.

Программа курса включает разделы:

Раздел «Создание спектакля»

 Раздел «Театральные профессии»

Раздел «Пластилиновый мир»

Раздел «Театральное мастерство»

 Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

3.Описание места курса в плане внеурочной деятельности Гимназии

В третьем классе – 34 часа, 1 час в неделю. Реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

 Ценность природы,  Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. 

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. 

Ценность свободы и социальной солидарности как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. 

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Личностные, метапредметные  результаты освоения

курса «Мастерская театра»

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:

  •      умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  •       умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  •      умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  •     активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  •       проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  •       проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  •       оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Театралия».

 Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  •      характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  •       общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  •      организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
  •      планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  •      анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  •      видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека;
  •      управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

6. Содержание программы

1.1 Тема «Пластичность»

1.2 Содержание

     «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

 1.3 Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».

 2.1 Тема «Речевая гимнастика»

2.2 Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

«Голос – одежда нашей речи».  В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

 2.3 Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог).

 3.1 Тема «Развитие речи»

3.2 Содержание

       В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

3.3 Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

 4.1 Тема «Фольклор»

4.2 Содержание

      Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

 4.3  Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

 5.1 Тема «Театр»

5.2 Содержание

Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности.  Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

      Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

 6.1 Тема «Творчество»

6.2 Содержание

      В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

 7.1 Тема «Постановка спектакля»

7.2 Содержание

«Постановка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

1.     Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.

2.     Коллективное разучивание реплик.  От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.

3.     Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.

4.       По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.

5.       Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.

6.       Индивидуальная подготовка главных исполнителей, отрабатывание мезансцены.

7.       Повторное обращение к тексту пьесы.

8.       Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

9.       Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Содержание разделов

Раздел 1. Создание спектакля (5 ч)

Работа режиссера: распределение ролей и репетиции. Знакомство с мастерской художника-декоратора, костюмера. Синтетичность театрального искусства. Живопись и декорация: назначение, сходство и различие. Повторение: «эскиз», «афиша». Задание «Я – художник».

Рисование афиши с необходимой информацией на ней.

Раздел 2. Мастерская художника. Театральные профессии (4 ч) Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в спектакле. «Дом, где водятся привидения». Чтение отрывка из сказки Т. Янссон «Опасное лето». Реквизит – реквизитор. Изготовление и назначение в спектакле. Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии». Театральный художник. Изготовление и назначение декорации в спектакле. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года. Задание: дорисуй вторую половину картин. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. Палитра для красок и палитра чувств. Значение света и цвета в жизни и театре.

Раздел 3. Как самому сделать макет декорации (2 ч) Декоратор – декорация. Эскиз декорации. Я – художник-декоратор. Рисование эскиза декорации и изготовление макета декорации.Сценическая история с нарисованными героями в макете декорации. Эскиз к сказке Дж. Р.Р. Толкина «Туда и обратно». Задание: составление композиции

Раздел 4. Пластилиновый мир (2 ч)Тело – материал для актёра. Этюды «Скульптор», «Сад». Художник-скульптор и используемый им материал. Задание: слепи из пластилина выдуманное существо и придумай историю с ним. Разыграй «Пластилиновую сказку».

Раздел 5. Истории про театр (7 ч)

Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого театра. Театр «Глобус». Нарисовать театр У. Шекспира, используя его

словесное описание. Театр под крышей. Вид театра в конце IX века. Первые декорации. Современный театр. Сообщения: «О профессии

режиссёра и актёра». Игра «Что? Где? Когда?». Мини-сочинение «Мой любимый актёр». Современные театры. Задание: «Нарисуй

театр твоей мечты». Устройство зрительного зала. Понятия «сцена»,«авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа»,

«балкон». Сравнение древнегреческого и современного театров. Рисование схемы устройства зрительного зала в театральный альбом. Игра «Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление. Театр кукол. История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Кукла в твоей жизни. Виды кукол. Кукольные театры. Изготовление куклы.

Раздел 6. Музыка в театре. Музыкальный театр (3 ч)

Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, оперетта. Основной язык музыки – звук, мелодия, ритм. Роль музыки в спектакле. Опера. История появления оперы. Первые оперные композиторы. Шедевры оперной музыки. Детские воспоминания С. Образцова об опере. Балет. История возникновения балета. Роль музыки в балете. Шедевры балетного искусства. Просмотр видеоматериала. Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. История появления оперетты и мюзикла. Шедевры оперетты и мюзикла. Просмотр или прослушивание известных мюзиклов и оперетт. Музыкальные инструменты. Музыкальные театры. Роль музыки в жизни каждого человека и в спектакле. Задание: «Любимая песня». Театральные жанры: драма; трагедия; комедия; мюзикл.

Раздел 7. Цирк – зрелищный вид искусства (2 ч)

Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк. История появления цирка в нашей стране и за рубежом. «Цирк – это…» Цирковое представление по истории цирка. Игра «Что? Где? Когда?». «Рекламная кампания в поддержку цирка» по стихотворению Д. Хармса «Цирк Принтипрам». Цирковые профессии. Сходства и различия циркового представления и спектакля, здания цирка и театра.

Раздел 8. Театральное мастерство. Этюд (3 ч)

Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актёр – единство материала и инструмента. Этюд на одушевление неодушевлённых предметов: «Из жизни мороженого». Задание: «Оживи слова: лампочка, стиральная машинка». Этюд «Знакомство» и «Ссора». Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».

Раздел 9. Музыкальное сопровождение (1 ч)

Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Виды оркестров. Детские воспоминания Н. Сац о посещении музыкального театра. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах. Шумовая и звуковая машинка.

Раздел 10. Звук и шумы (1 ч)

Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чём кричим и о чём шепчем». Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы «Леса», «Болота», «Моря», «Перемены». Чтение стихотворения А. Кушнера в предлагаемых обстоятельствах. Озвучивание места действия. Звуковая машинка.

Раздел 11. Зритель в театре (1 ч)

Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре».

Раздел 12. Урок-концерт (3 ч)

Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удачных игровых упражнений. Подготовка выставки лучших детских работ: эскизов и макетов декораций, театральных билетов, афиш. Показ театрализованного представления.

         3 класс (34 часа)

Учебно-тематическое планирование  

ТЕМА

Теоретические

Часы

Практические

Часы

Всего часов

1.

Создание спектакля.

3

2

5

2

Театральные профессии.

2

2

4

3

Как самому сделать макет декорации.

-

2

2

4

Пластилиновый мир.

-

2

2

5

Истории про театр.

6

1

7

6

Музыкальный театр.

2

1

3

7

Цирк – зрелищный вид искусства.

1

1

2

8

Театральное мастерство. Этюд.

-

3

3

9

Музыкальное сопровождение.

1

-

1

10

Звуки и шумы.

-

1

1

11

Зритель в театре.

-

1

1

12

Концерт.

-

3

3

ИТОГО:

15

19

34


Тематическое планирование и основные виды деятельности

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Теоретическая  часть занятия/ форма организации деятельности

Практическая часть занятия/ форма организации деятельности

Воспитательная работа

Создание спектакля (5ч)

1

 Чтение сказки А. Толстого «Приключения Буратино» по ролям

1

 Продолжить знакомство с понятием «искусство», видами искусства, их ролью в жизни.

Игровой тренинг. Упражнение«Полет в страну фантазии». Игровой тренинг"Змейка".

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных и игровых ситуациях.

2

 Драматург в театре. Пьеса «Приключения Буратино»

1

 Продолжить знакомство с театром как зрелищным видом искусства.

Игровой тренинг. "Нос, пол, потолок"

Развивать интерес к истории театрального искусства.

3

Работа театральных мастерских по подготовке спектакля

1

Умение употреблять театральные термины в нужном контексте.

Игры  «Нос, пол, потолок», «Жмурки».

Воспитание уважительного отношения к  творчеству  как своему, так и других людей.

4

Репетиция спектакля «Приключения Буратино»

1

Знакомство  с понятием «средства образной выразительности» Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку.

Игра «Снежный ком», работа с пластикой тела и упражнение «Буратино».

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Формирование культуры поведения в театре и других общественных местах.

5

Афиша к спектаклю. Показ спектакля

1

 Продолжить знакомство с историей театральной афиши. Умение употреблять театральные термины в нужном контексте.

Игра «Снежный ком», работа с пластикой тела и упражнение «Буратино».

Развивать интерес к истории театрального искусства.

Мастерская художника. Театральные профессии (4 ч)

6

Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в спектакле

1

Знакомство с театральными профессиями актера, режиссера, бутафора

Игра «Снежный ком», работа с пластикой тела и упражнение «Буратино».

Развивать интерес к истории театрального искусства.

7

Реквизит – реквизитор  

1

Продолжить знакомство с театром как зрелищным видом искусства.

Углубить представление о театральных профессиях, получить информацию о работе художника в театре

Любовь и уважение к театральной истории.

8

Художник-декоратор

1

Умение видеть проявления театрального искусства  в окружающей жизни: в доме, на улице, в классе, на празднике.

Игровой тренинг. Упражнения «Превращения квадрата», «Дорога из чисел»,

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства.

9

Я – художник

1

Углубить представление о театральных профессиях, получить информацию о работе художника в театре

Игровой тренинг. Упражнение «Расскажи стихи руками».

Осознавать роль фантазии и воображения в театральном творчестве.

Как самому сделать макет декорации (2 ч)

10

Изготовление макета декорации

1

Работа с понятием «декорация, их назначением

Игровой тренинг. Игра «Шар». Проведение игрового тренинга, упражнение «Слушаем тишину».

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Формирование культуры поведения в театре и других общественных местах.

11

Эскиз декорации к сказке Дж. Р. Р. Толкина «Туда и обратно»

1

 Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля.

Игровой тренинг. Игра  «Нос, пол, потолок».

Приобретение творческой смелости и  раскрепощённости.

Пластилиновый мир (2 ч)

12

Скульптор. Изготовление пластилиновых кукол

1

Получить представление о театральных профессиях. Значение понятий «грим», «бутафория». Получить первичное представление о мастерской гримера и бутафорской мастерской

Игровой тренинг. Упражнение «Гномы». Игровой тренинг, пластическая импровизация «Волшебная палочка», игра «Запрет».

Формирование мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

13

 Разыгрывание историй с пластилиновыми куклами

1

Углубить представление о театральных профессиях, получить информацию о работе художника в театре.

Коллективная игра «Хоровод»

Формирование мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Истории про театр (7 ч)

14

 Происхождение театра

1

Получить первоначальный опыт самореализации в раз личных видах творческой деятельности, знакомство с профессией драматурга в театре.

. Игровой тренинг. Упражнение «Гномы». Игровой тренинг, пластическая импровизация «Волшебная палочка», игра «Запрет».

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства.

15

 История про театр «Глобус»

1

Уметь давать характеристику героям, используя понятия:  «положительный герой», «отрицательный герой», «нейтральный».

Упражнения  «Колокольчики», «Кто сильнее».

Осознавать роль фантазии и воображения в театральном творчестве.

16

История про театр под крышей

1

Знакомство с видами театра.

Игры  «Нос, пол, потолок», «Жмурки».

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства.

17

История про современный театр

1

Знакомство с видами театра.

Игровой тренинг. Упражнение «Расскажи стихи руками».

Любовь и уважение к театральной истории.

18

История про устройство зрительного зала

1

Знакомство с видами театра.

Игровой тренинг. Упражнение «Расскажи стихи руками».

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства.

19

История про театральный билет

1

Знакомство с видами театра.

Игровой тренинг. Упражнение «Гномы». Игровой тренинг, пластическая импровизация «Волшебная палочка», игра «Запрет».

Любовь и уважение к театральной истории.

20

История про кукольный театр

1

Знакомство с видами театра.

Игры  «Нос, пол, потолок», «Жмурки».

Любовь и уважение к театральной истории.

 Музыка в театре. Музыкальный театр (3 ч)

21

 Опера

1

Получить первичное представление о роли музыки в театре.

Работа по книге. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Коллективное выполнение упражнения «В пещере горного короля».

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству.

22

 Балет

1

Получить первичное представление о роли музыки в театре.

Игровой тренинг, обсуждение, распределение ролей и разыгрывание стихотворений.

. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству.

23

 Оперетта и мюзикл

1

Получить первичное представление о роли музыки в театре.

Игровой тренинг, обсуждение, распределение ролей и разыгрывание стихотворений. Работа в парах.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству.

Цирк – зрелищный вид искусства (2 ч) (2ч)

24

 Истории про цирк. Музыка в цирке

1

. Получить первичное представление о роли музыки в цирке

Упражнения  «Колокольчики», «Кто сильнее».

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства.

25

 Разыгрывание стихотворения Д. Хармса «Цирк Принтипрам»

1

Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля.

Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома).

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству.

 Театральное мастерство. Этюд (3 ч)

26

Этюд. Одушевление неодушевлённых предметов

1

Получения первичного представления о этюде

Игровой тренинг «Хлопки».

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

27

 Этюд «Знакомство» и «Ссора»

1

Получения первичного представления о этюд

. Игровой тренинг, обсуждение, распределение ролей и разыгрывание стихотворений

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.  

28

Этюды «В театре», «Покупка театрального билета»

1

Получения первичного представления о этюд

Упражнения  «Колокольчики», «Кто сильнее».

Формирование мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Музыкальное сопровождение (1 ч)

29

Роль музыки в театре

1

Получить первичное представление о роли музыки в театре.

Игровой тренинг «На корабль погрузили».

Формирование мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Звук и шумы (1 ч)

30

 Создание атмосферы места действия

1

Умение видеть проявления театрального искусства  в окружающей жизни: в доме, на улице, в классе, на празднике.

Игровой тренинг «Карлики и великаны».

Формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

 Зритель в театре (4 ч)

31

 Этика поведения в театре. Этюд «В театре»

1

Знать основные правила поведения в театре и применять их на практике.

Распределение ролей к уроку-концерту. Групповые игры, тренинги, упражнения в парах.

Формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

32

Репетиция урока-концерта

1

Умение употреблять театральные термины в нужном контексте.

Распределение ролей к уроку-концерту. Групповые игры, тренинги, упражнения в парах.

Формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

33-34

Открытый урок-концерт

2

Умение употреблять театральные термины в нужном контексте.

Распределение ролей к уроку-концерту. Групповые игры, тренинги, упражнения в парах.

Формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.


8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Алянский, Ю.П. Азбука театра. [Текст]/Ю.П.Алянский. - Л.:Дет.лит., 1990 . –159 с.
  2. Генералова, И.А «Театр». Методические рекомендации. – М. :Баласс, 2013.

3. Генералова, И.А. Театр : учебное пособие для детей. – М. :Баласс, 2013.

4. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств[Текст]/ С.В.Гиппиус. – СПб Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 377 с.

5. Колчеев В.М. Театрализованные игры в школе. [Текст]/ В.М.Колчеева,  Ю.В.Колчеева - М.: Школьная пресса, 2003. – 95 с.

6. Куликова К.  Российского театра первые актёры. [Текст]/ К.Куликова - Л.: Лениздат., 1991 . – 150 с.

7.Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей    дошкольного и школьного возраста. [Текст]/ О.А.Куревина - М.: Линка-Пресс, 2003. – 175 с.

8.  Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. (Пособие для классных руководителей). [Текст]/  - М.:АРКТИ, 2002 .- 56 с.

9. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации: Методическое пособие. [Текст]/  Составитель Н.К.Беспятова – М.: «Айрис-Дидактика», 2004. – 169 с.

10.  Прокопова Н.Л. На пути к голосоречевой выразительности. От самораскрытия к гротеску. [Текст]/  - Кемерово: Кем ГУКИ,2005 . – 87 с.

11.Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. [Текст]/ Н.И.Смирнова -            М.:Искусство,1991 . – 115 с.

12.Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. - Книга для учителя. [Текст]/  -   М.:     «Просвещение»,1993 . – 96 с.

13.Театр, где играют дети: Учеб. - метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. [Текст]/ Под редакцией А.Б.Никитиной–М.: Изд.центр ВЛАДОС,2001 .- 286 с.

14.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. [Текст]/ Э.Г.Чурилова-М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004 .- 159 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2011г.

Литература для детей.

1.Бартенев, М.М. Волшебная академия Деда Мороза. Сборник новогодних сказок и сценариев. [Текст] /    М.М.Бартенев , А.А. Усачев, Э.Н.Успенский . - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2003 .- 205 с.

2.Васильева Н. Праздничные сказки и сказочные праздники. [Текст] /  Н.Васильева -М.:Рольф,2002 . – 92 с.

3.Загадки.Скороговорки:Любимые стихи [Текст] /  Сост.В.И. Пунин. -М.:АСТ-ПРЕСС,1999 . – 65 с.

4.Коломейский А.М. Капустники, скетчи, миниатюры для школьников

и студентов. СТЭМ на вырост .-Изд. 2-е, исправ. [Текст] /  А.М.Коломейский. - Ростов н. Д.:Феникс,2005 . – 114 с.

5.Михальва М.А. А у наших у ворот. [Текст] /  М.А.Михальва. - Ярославль: Академия развития: Академия  Холдинг,2002 . – 193 с.

6.Немчинский М.И. Цирковой номер-спектакль. [Текст] /  М.И.Немчинский.  –М .: «Искусство»,1961 . – 77 с.

7.Осипенко И.Л. Классные праздники. [Текст] /  И.Л.Осипенко. - Ярославль: Академия развития:Академия Холдинг,2001. – 85 с.

8.Соловьёв Н. Театр кукол для детей. [Текст] /  Н.Соловьёв .  -  М .: Сов. Россия , 1967 . – 69 с.

9.Шлитт Эвалд, Маскарадный грим для праздников. [Текст] /  Эвалд Шлитт, Вольфангер-фон Кляйст Николь. -«Артлайн».- Ростов н.Д,2005 . – 82 с.

Ресурсы интернета

Материально-техническое обеспечение программы

Электронно-программное обеспечение:

  • презентации;
  • видеофильмы.
  • аудиозаписи (минусовки);
  • видеозаписи с русскими народными сказками, театральными представлениями для детей;
  • аудиозаписи звуков природы, крика птиц, животных и т.п.;
  • печатные пособия(карточки с игровыми упражнениями, шаблоны кукол, шаблоны для оформления программок и афиш)
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов;
  • сценический грим;
  • пальчиковые куклы, куклы-перчатки.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • демонстрационный экран.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Предполагаемыми результатами являются:

К концу первого года обучения обучающиеся знают: общие театральные понятия (словарь театральных терминов); основы театральной культуры (основные виды театрального искусства); основы речевой культуры; основы ритмопластики.

Умеют: действовать с воображаемыми предметами; выполнять разогревающий массаж; работать с диалогами и монологами; выполнять пластические импровизации.

К концу второго года обучения обучающиеся знают: историю театра кукол (возникновение кукольного театра, театр Петрушки); несколько видов кукол (марионетка, маппет-кукла, кукла бибабо); законы вождения нескольких видов кукол  (марионетка, маппет-кукла, кукла бибабо); историю возникновения грима;

основы художественного оформления (декорация, свет, музыкальное сопровождение, реквизит, костюм).

Умеют: работать с тремя видами кукол; изготавливать перчаточную куклу; делать анализ мимической работы лица; выполнять несколько видов грима (грим животного, грим растения, характерный грим, старческий грим); подбирать музыкальное сопровождение.

К концу третьего года обучения обучающиеся знают: основы актерского мастерства (восприятие, внутреннее видение, сценическое действие); основы работы с воображаемым партнером; основы пластической импровизации.

Умеют: выполнять упражнения на развитие восприятия; выполнять упражнения на развитие внутреннего видения; выполнять упражнения на развитие артистической смелости; пластически импровизировать; применять свои знания в итоговой постановке.

В программе деятельности театрального объединения главным является реализация ребёнка как личности, раскрытие его способностей и умений. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является участие в конкурсах, фестивалях, праздниках, спектаклях, театрализованных представлениях.

Результаты исследования уровня развития связной речи учащихся

класс

Повышенный

Необходимый (базовый)

Ниже базового

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

16

73%

6

27%

0

По результатам исследования можно сделать вывод о преобладании среди учащихся повышенного уровня развития коммуникативных действий, направленных на учёт позиции собеседника.

Результаты анкетирования родителей

По результатам анкетирования родителей  81% опрошенных родителей посещают театры, кинотеатры с целью расширения кругозора у детей. 37% число родителей устраивают дома театрализованные представления. У 60 % опрошенных родителей дома есть диски с записями сказок.

100%  родителей положительно относятся  к тому, что в школе дети принимают участие в постановке спектаклей, праздников.

Приложение 1

ДИАГНОСТИКА КУРСА

Исследование уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок. (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина)

  • Цель: выявить умение ребёнка по серии сюжетных картинок понимать тему и последовательно выстраивать грамматические конструкции с адекватным использованием вербальных средств.
  • Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные
  • - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
  • - формулировать собственное мнение и позицию;
  • - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
  • Возраст: 3 – 4 класс.
  • Метод оценивания: индивидуальная и групповая работа работа с детьми.
  • Задание 1: Разложи картинки по порядку и составь рассказ.
  • Тема:  «Находка».
  • Критерии оценивания (адаптированная в соответствии с ФГОС НОО):
  • 3 (повышенный уровень) – картинки разложены самостоятельно и правильно, верно передан смысл происходящего. Рассказ полный, точный, связный, последовательный, с соблюдением языковых норм;
  • 2  (необходимый (базовый) уровень)– использование помощи при раскладывании картинок, в рассказе нарушена связность, пропуски эпизодов, отдельные морфолого-синтаксические нарушения;
  • 1 (уровень ниже базового) – раскладывание картинок с помощью наводящих вопросов, нарушена связность, пропуски, бедность содержания.
  • Источник: Электронный ресурс // Сайт Управления образования администрации Озерского городского округа Челябинской области // Режим доступа http://gorono-ozersk.ru/node/187

Анкетирование родителей

1.Сколько лет вашему ребенку?

2.В каких формах у ребенка проявляется творчество?

3.Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в учебном заведении?

5.Вызывают ли эмоциональный отклик у него спектакли, театрализованные представления?

6.Есть ли в доме детские диски с записями сказок?

7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

8.Были ли вы со своим ребенком в театре?

9.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности .

Приложение 2

Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы

играем – мы мечтаем!»  (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)

  • Картинки из спичек

 Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

  • Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

  • Рисунки на заборе

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения  художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

  • Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.

  • Роботы 

Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

     Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.

Приложение 3

Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)

Тренинг гласных звуков

  • Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

  • С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.

Вопрос

Ответ

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?      

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.        

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

Тренинг согласных звуков

  • Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л]            – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р]            – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п]    – хлопки в ладоши;

[д] - [т]    – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к]    – щелчки;

[з] - [с]    – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф]   – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

  • Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.

Приложение 4

Скороговорки (из сборника скороговорок, http://littlehuman.ru/393/)

  • Как известно бобры добры,

Добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра,

Надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

Значит сам ты в душе бобр!

  • Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

  • У крошки матрешки пропали сережки,

Сережки Сережка нашёл на дорожке.

  • Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

  • Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

Приложение 5

  1. Упражнения к теме «Учимся говорить красиво». (упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата)
  • Дыхание

Дыхание является основой речи. От умения пользоваться дыханием зависит красота, музыкальность и мелодичность речи, сила и лёгкость голоса. Начнём с осанки:

- правильная осанка;

- бесшумный вдох носом;

- ровный, без толчков выдох.

  • Самомассаж

- Поглаживаются лицо, шея, грудная клетка кончиками пальцев обеих рук. Одновременно с поглаживанием лба и лица произносить «ми-ми-ми…», постукивание верхней губы со звуком «в», нижней – «ф», груди – «ж-ж-ж».

- Кончиками пальцев поглаживать лоб от середины к ушам,

- От середины подбородка к ушам,

- Кончиками пальцев поглаживать лицо под глазами от носа к ушам,

- Обеими руками поглаживать затылок, от затылка к подмышечным впадинам;

- Поочерёдно каждой рукой поглаживать шею спереди от подбородка к груди;

- Легко и быстро постукивать кончиками пальцев лобные пазухи, двигаясь от середины лба к ушам, произнося слитно сочетание «ми-ми»;

- Так же полость под глазами, произнося слитно сочетание «ку-ку- ку», «ни-ни-ни»;

- Так же постукивать ладонями грудную клетку, произнося сочетание «ж-ж-ж», «м-м-м».

  • Гимнастика для губ

- «Пятачок». Губы вытягиваются вперёд, принимая формы пяточка.

- Покусывание губ.

- Натягивание губ.

- «Свечи». Представим, что наши 10 пальцев – свечи и мы должны их задуть.

- «Лошадка». Всем языком как бы прилипаем к нёбу. При отлипании языка раздаётся щелчок, изображающий скачущую лошадку.

- «Колокольчик». Язык бьётся о края губ как язычок колокольчика.

- «Уколы». Острым кончиком языка коснуться левой щеки, а затем правой.

- «Часики». Язык двигается по часовой стрелке и против часовой стрелки.

- Жуём язык. Как будто во рту находится жвачка.

- Покусывание языка.

- «Лопата».

  • Тренинг гласных звуков.

- С мячом. Мяч передаётся с одновременным произнесением гласных или ударяется о пол.

  • Тренинг согласных звуков.

- «б-п» - хлопки в ладоши.

- «д-т» - попеременное постукивание кулаком по ладони.

- «г-к» - шелчки и т. д.

  1. Тренинг речевого аппарата.

- Испорченный телефон. Ведущий шепчет на ухо какое-то слово, рядом сидящему, а тот передаёт следующему, до последнего.

- Рифма. Назвать слово в рифму.

- Интонация. Произнести фразу с разной интонацией.

- Пантомима.

- Писатель. Сочинить сказку, историю.

- Стихи. Сочинить стихи из предложенных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы кружков "Кукольный театр" и "Капелька".

Кружок "Кукольный театр" рассчитан на учащихся начальных классов.Цель кружка:- эстетическое воспитание учащихся , создание атмосферы творческого взаимодействия, сотрудничества.Занятия кружка помогут д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР «ПЕТРУШКА»

программа внеурочной деятельности для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"

программа  и тематическое планирование для началбьной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр и мы" для 2 класса

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС 2 поколения . Направлена на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности, на развитие задатков и творческих способностей младших школьников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театр на английском"

Программа внеурочной деятельности «Театр на английском»  имеет общекультурную направленность, разработана как целостная система работы с детьми, неразрывно связана с урочной программой по ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка" 1-4 класс ФГОС...