РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР «ПЕТРУШКА»
рабочая программа (2 класс) на тему

Васильченко Нина Владимировна

программа внеурочной деятельности для начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл program_vneuroch_deyat._2_klass_petrushka.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование городской округ «Охинский»

Сахалинская область

Управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи

                                                                          Утверждаю

                                               Директор школы:  ___________ Цирихова С. А.

                                                                          «___»______________2012 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕАТР «ПЕТРУШКА»

начальное общее образование

2 класс

срок реализации программы 1 год

Составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности     и  авторской    рабочей  программы  по  внеурочной  деятельности школьный театр «Петрушка» автор  В. А. Горский.

                                   Программу составила

                                                                        учитель начальных классов Н. В. Васильченко

Оха

2012

Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского.

 Программа рассчитана на 34 часа.  Программа составлена для 2 класса общеобразовательной школы.

        1.2. Цели изучения программы - эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

  1. Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
  2. Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
  3. Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
  4. Развитие творческих способностей.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств.

     Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.

 В основу курса  положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  • обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы».  Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
  • построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие.  Но творческий итог должен быть.
  • взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.

  • построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.

1.3. Авторская программа  рассчитана на 34 часа.

1.4. Срок реализации программы 1 год.

1.5. При обучении  используется личностный подход . По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.

Тематический план

      театр «Петрушка»

Класс - второй

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

на тему

теория

практика

1

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

2

1

1

2

Устройство ширмы и декорации

6

1

5

3

Особенности изготовления кукол

8

2

6

4

Речевая гимнастика

4

1

3

5

Особенности работы кукловода

6

1

5

6

Выбор пьесы.

4

1

3

9

Генеральная репетиция. Спектакль

4

1

3

Всего

34

8

26

Календарно- тематический план

п/п

п/п

Наименование  разделов и тем

Кол-во

  часов

Дата

План.

Факт.

1

Вводное занятие.

1

2

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

2

Устройство ширмы и декорации

3

Знакомство с понятием «декорация»

4

Ознакомление с элементами оформления спектакля кукольного театра

5

Первичные навыки работы с ширмой

6

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных  декорациях

7

Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театральных реквизитах.

8

Установка  ширмы и изготовление элементов декораций

3

Особенности изготовления кукол

9

Знакомство с технологий разработки выкроек кукол. Порядок изготовления головы куклы.

10

Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

11

Изготовление различных кукол

12

Изготовление различных кукол

13

Изготовление различных кукол

14

Изготовление различных кукол

15

Изготовление различных кукол

16

Изготовление различных кукол

4

Речевая гимнастика

17

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля.

Голосовые модуляции.

18

Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов.

19

Речевая гимнастика. Работа со скороговорками

20

Отработка сценической речи.

5

Особенности работы кукловода

21

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол.

22

Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы.

23

Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы

24

25

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий.

26

Расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего театра

6

Выбор пьесы.

27

Выбор пьесы. Чтение сценария.

28

Распределение  и пробы ролей

29

Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

30

Соединение словесного действия с физическим действием персонажей

7

Генеральная репетиция.

31

Генеральная репетиция

32

Генеральная репетиция

33

Генеральная репетиция

34

Спектакль

Содержание курса

1.        Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2.        Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

3.   Особенности изготовления кукол

     Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа:. Изготовление различных  кукол

4. Речевая гимнастика Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. Отработка сценической речи

5.Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.

6.Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

7.        Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

-  правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

Метапредметные

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- о  способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий  .

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные

 -необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;

-о способах  кукловождения кукол этих систем;

-о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

-   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

-импровизировать;

 -работать в группе, в коллективе.

 -выступать перед публикой, зрителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
  3. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  5. Горский В.А.Примерные программы внеурочной деятельности. –М., 2010.
  6. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
  7.  Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
  8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  9. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
  10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
  11. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  12.  Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
  13. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
  14. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности " Театр"

Цель программы: создание условий для развития творческой  личности, готовой к самообразованию, социальному взаимодействию, к само строительству себя   Задачи:  формировать  ...

Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)

Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"

программа  и тематическое планирование для началбьной школы....

Презентация к внеурочной деятельности "Театр"

Презентация к внеурочной деятельности "Театр" знакомит учащихся с этапами создания спектакля...

"Играем в сказку" Конспект занятия по внеурочной деятельности "Театр в начальной школе"

Конспект занятия "Играем в сказку"+презентация.Инсценирование сказки "Репка " на новый лад, представление на ширме "Три поросёнка"...

Программа внеурочной деятельности «Театр» для детей 7 - 8 лет

Программа внеурочной деятельности «Театр»    рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Разработана  на основе  программы   «Театр» для начальной школыИ.А. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка" 1-4 класс ФГОС...