Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"
рабочая программа по теме

Канторшина Ольга Валерьевна

программа  и тематическое планирование для началбьной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа» с. Хову-Аксы

«Рассмотрено»                  «Согласовано»                                 «Утверждаю»

Заседанием                        Зам.директора по НМР                    Директор Данзын-Хоо Р.Д.-Б.

Педагогического               ____________________                     приказ № ___

совета                              «__» __________ 2013г                      от «___» _____________ 2013г

Протокол №__

От «__»________2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Театр кукол»

(художественно-эстетическое  направление развития личности школьника)

для  1-4 классов

Составитель:

Учитель начальных классов

Канторшина О.В,

 первая квалификационная категория

с.Хову-Аксы

2013-2017 гг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Театр кукол помимо развития художественно- эстетических эмоций и навыков развивает умение работать самостоятельно при изготовлении кукол.

Основные цели развития школьника:

1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,

2) помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения,

 3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,

4) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

5)  воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

6) Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.

Общая характеристика занятий.

Наряду с занятиями в классе желательно посещать кукольные спектакли или организовать обязательный просмотр видеоматериалов с участием кукол разных видов: марионетки, перчаточные куклы, бумажные куклы и др. На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.

Занятия  проводятся в игровой форме с использованием кукол. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, в котором педагог становится одним из участников театральной игры.

Урок театра отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного коллектива.

Одной из идей программы по курсу «Театр» является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.

Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Актерская игра необходима для работы с куклой, чтобы  передать характер и настроение куклы только голосом и движением. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

На занятиях дети как бы включаются в работу существующих в театре технических мастерских: музыкального цеха, цеха по изготовлению декорации и реквизита, костюмерного цеха и т.д., где они не просто смотрят или слушают, но сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д.

Курс рассчитан на четыре года обучения в начальной школе при одном занятии в неделю по 35 минут (в 1 классе) и по 40 минут в 2-4 классах. Количество часов в 1 классе – 33 часа, в 2-4 классах -34 часа. Общее количество часов 135.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства.

Задачи курса:

- развивать познавательный интерес к театральной деятельности;

- учить навыкам общения и коллективному творчеству;

- развивать эстетические способности детей.

Ожидаемые результаты программы

 В результате  освоения этой деятельности школьники

        - приобретут      знания о     принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры; будет развиваться художественный вкус, расширяться общий кругозор, пополнится словарный запас;

        - овладеют практическими навыками одновременного  и последовательного включения в коллективную работу; умением  переходить из позиции зрителя в позицию  исполнителя и наоборот;

        - приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного  мнения при посещениях театра);

       - научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами являются:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- доброжелательное отношение к окружающим;

- позитивная моральная самооценка.

Метапредметные результаты:

-знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-умение составлять план и последовательность действий;

-умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Предметные результаты:

-- использовать средства общения;

- правильно распределять дыхание в речи;

- правильно использовать телодвижение, мимику, жесты;

- регулировать громкость, темп речи;

- умение изготавливать авторские куклы по собственным эскизам.

ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

- принцип поэтапного углубления знаний;

- принцип комплексного развития;

- принцип учета индивидуальности каждого ребенка;

- принцип совместного творческого поиска.

Содержание программы для 1 класса (33 часа).

Наименование разделов и тем.

Количество часов.

1

Сценическая речь.

3

2

Театральная игра.

3

3

Кукловождение.

5

4

Создание кукол. Прикладное творчество.

12

5

Основы театральной культуры.

3

6

Творческие проекты. Работа над спектаклем.

6

7

Итоговое занятие.

1

Содержание программы для 2-4 классов (по 34 часа).

Наименование разделов и тем.

Количество часов.

1

Сценическая речь.

3

2

Театральная игра.

3

3

Кукловождение.

5

4

Создание кукол. Прикладное творчество.

12

5

Основы театральной культуры.

3

6

Творческие проекты. Работа над спектаклем.

7

7

Итоговое занятие.

1

Содержание программы.

Первый раздел - Сценическая речь - 12 часов - объединяет игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом , развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Второй раздел - Театральная игра – 12 часов -подготовительный этап к репетиции спектакля, направленный на формирование готовности к творчеству. Здесь развиваются такие качества, как внимание и наблюдательность, воображение и фантазия. Не менее важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Третий раздел - Куловождение – 20 часов - дети знакомятся с различными видами кукол ( верховые: перчаточные, тростевые; марионетки, планшетные, бумажные и др.), их устройством, и понимают, что система управления куклами зависит от их конструкции. Существуют общие правила ведения кукол, которые дети отрабатывают на занятиях. Главная задача раздела – не только познакомить детей с различными видами кукол, но и добиться гармоничного слияния актера с куклой. Важно, чтобы ребенок не просто «махал» на сцене куклой, а понимал значение каждого жеста, знал основные правила работы с куклой.

Четвертый раздел – Создание кукол. Прикладное творчество. – 48 часов -  после анализа пьесы идет выбор кукол для спектакля. Дети предлагают конструкцию кукол, их вид. После этого определяется материал для изготовления кукол, декораций и начинается их изготовление, после создания эскизов, определения их характера.  Костюм куклы должен быть лаконичным, без излишних деталей, чтобы видеть куклу как единое целое, а не как цветовое пятно.

Пятый раздел – Основы театральной культуры. – 12 часов - знакомство с основными понятиями и терминами театрального искусства. Данный раздел включает рассмотрение шести основных тем.

А) Особенности театрального искусства.

Разъяснения того, что театр объединяет разные виды искусства – литературу, живопись, хореографию, музыку. На практике дети познают, что театральное искусство коллективный вид творчества.

Б) Различные виды театрального искусства.

Разговор должен происходить только после просмотра видеозаписей кукольного, драматического, балетного, оперного спектаклей. После просмотра выполняются упражнения: Расскажи сказку используя  разные виды театра.

В) Рождение спектакля.

Формирование представлений о театральных профессиях, о спектакле глазами зрителей и актеров.

Г) Театр снаружи и изнутри.

С помощью фотографий и слайдов знакомство с устройством здания театра.

Д)  Культура поведения в театре.

Правила поведения в театре.

Е) знакомство с историей развития кукольных театров.

Используются видеоматериалы, ресурсы интернет, фотографии, статьи в журналах.

Шестой раздел. – Творческие проекты. Работа над спектаклем.- 27 часов - выбор спектакля, анализ, обсуждение. Ребенок усваивает основную конструкцию спектакля: завязка-кульминация-развязка; экспозиция; эпилог; для чего они нужны в пьесе, какие события являются главными, а какие промежуточными. Это помогает определить сверхзадачу, сквозные действия, жанр спектакля.

Итоговое занятие-  4 часа - подведение итогов работы за год.

Итого – 135 часов.

Материально- техническое, учебно - методическое и информационное обеспечение.

  1. Материалы для изготовления кукол и декораций: картон, цветная бумага, клей, ножницы, швейные принадлежности, фломастеры, цветные карандаши  – по количеству учащихся;
  2. Компьютер, сканер, принтер, проектор;
  3. Интернет- ресурсы по темам занятий;
  4. Фотоаппарат, магнитофон.

Литература.

  1. Крутенкова А.Д. Кукольный театр: программа, рекомендации, спектакли, пьесы. 1-9 класс.- Волгоград: Учитель,2009.- с.200.
  2. Электронный ресурс. Диск: Играем в театр с доктором Актеркиным.- Новый диск,2008.
  3. Электронный ресурс. Диск: Театр своими руками. Вырезаем и играем.- Новый диск,2009.



Предварительный просмотр:

Календарно- тематический план. 1 класс (33 часа).

№ п/п

Наименование разделов, блоков.

Тема занятия.

Элементы содержания

Всего часов

Формы и методы работы

Вид деятель-ности

Вид контроля

Дата проведения.

Практич.

Теор.

План.

Факт

1

Сценичес-кая речь.

Речевое дыхание и правильная артикуляция.

Развитие речевого дыхания, дикции на материале скороговорок и стихов, подбор рифм к заданным словам.

1

Упражне-ние игра, рассказ.

Произношение скороговорок в разных темпах

Опрос

2

Интонация.

Умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства (грусть, радость, удивление, таинственность, восхищение и т.д)

1

Рассказ, демон-страция.

Разучивание новых артикуляционных упражнений, произношение стихов в разных интонациях.

Практи-ческая работа.

3

Диалог.

Нахождение и выделение голосом ключевых слов, построение диалога между героями сказок.

1

Рассказ, демон-страция.

Рассказывать сказку от имени разных героев, сочинять этюды по сказкам.

Практи-ческая работа.

4

Театраль-ная игра.

Язык драматургии: Завязка – кульминация – развязка.

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления.

1

Упражне-ние, игра.

Сочинение этюдов по сказкам, выполнение одних и тех же действий в разных обстоятельствах.

Практи-ческая работа.

5

Язык движения: фиксация – откат – посыл.

Развитие находчивости, гибкости. Умение импровизировать.

1

Упражне-ние, игра.

Упражнения на физическую гибкость.

Практи-ческая работа.

6

Язык актерского мастерства: увидел – оценил – действую.

Умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

1

Упражне-ние, игра.

Упражнение : превращать и превращаться, вести себя естественно на сцене.

Практи-ческая работа.

7

Кукловождение

Марионетки.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Знакомство с видами кукол. Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

8

Перчаточные куклы.

Расширять и углублять представления детей о театре кукол.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Знакомство с видами кукол. Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

9

Пальчиковые куклы.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Знакомство с видами кукол. Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

10

Тростевые куклы, напольные.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Знакомство с видами кукол. Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

11

Конусные куклы, куклы из соломы.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстра-ция,рассказ

Знакомство с видами кукол. Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

12

Создание кукол. Приклад-ное твор-чество.

Эскизы кукол.

Знание основного принципа соотношения декораций и куклы: темное на светлом, светлое на темном.

1

Рассказ, беседа.

Создание эскиза куклы, декорации.

Практи-ческая работа.

13

Изготовление бумажных кукол.  Сказка Колобок.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы.

Практи-ческая работа.

14

Изготовление бумажных кукол.  Сказка Колобок.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы.

Практи-ческая работа.

15

Изготовление бумажных кукол.  Сказка Колобок.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы.

Практи-ческая работа.

16

Сказка «Колобок».

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Показ сказки.

Практи-ческая работа.

17

Изготовление бумажных кукол.  Сказка Заюшкина избушка.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы.

Практи-ческая работа.

18

Изготовление бумажных кукол.  Сказка Заюшкина избушка.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы.

Практи-ческая работа.

19

Изготовление бумажных кукол.  Сказка Заюшкина избушка.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы.

Практи-ческая работа.

20

Сказка «Заюшкина избушка».

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Показ спектакля.

Практи-ческая работа.

21

Эскизы декораций.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Показ спектакля.

Практи-ческая работа.

22

Декорации для  бумажных кукол.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление декораций.

Практи-ческая работа.

23

Фланелеграф.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление фланелеграфа

Практи-ческая работа.

24

Основы театраль-ной культуры.

Что значит для тебя театр?

Знакомство с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с создателями театра.

1

Рассказ, демонстра-ция.

Просмотр слайдов и видеоматериалов

Опрос, обсуж-дение.

25

Каким он был..театр?

Знакомство с театральными профессиями: костюмер, осветитель, звукорежиссер, с устройством зрительного зала.

1

Рассказ, демонстра-ция.

Просмотр слайдов и видеоматериалов

Опрос, обсуж-дение.

26

Первая встреча.

Знакомство с устройством театра.

1

Рассказ, демонстра-ция.

Просмотр слайдов и видеоматериалов

Опрос, обсуж-дение.

27

Творчес-кие проекты. Работа над спек-таклем.

Выбор спектакля.

Учить анализу пьесы. Определять сверхзадачу, сквозное действие, жанр спектакля.

1

Читка.

Анализ и рапределение ролей.

Наблю-дение.

28

Сказка  «Баба-Яга».

Проведение репетиций по эпизодам, прогоны, генеральные репетиции. Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам. Изготовление плоских .кукол, декораций.

Практи-ческая работа.

29

Сказка  «Баба-Яга».

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

30

Сказка  «Баба-Яга».

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

31

Сказка  «Баба-Яга».

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

32

Сказка  «Баба-Яга».

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Показ спектакля.

Самостоятельная работа.

33

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

Умение анализировать свою деятельность.

1

Опрос.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 2 КЛАСС (34 ЧАСА).

№ п/п

Наименование разделов, блоков.

Тема занятия.

Элементы содержания

Всего часов

Формы и методы работы

Вид деятель-ности

Вид контроля

Дата проведения.

Практич.

Теор.

План.

Факт

1

Сценичес-кая речь.

Речевое дыхание и правильная артикуляция.

Развитие речевого дыхания, дикции на материале скороговорок и стихов, подбор рифм к заданным словам.

1

Упражне-ние игра, рассказ.

Произно-шение скороговорок в разных темпах

Опрос

2

Интонация.

Дикция.

Умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства (грусть, радость, удивление, таинственность, восхищение и т.д)

1

Рассказ, демон-страция.

Разучивание новых артикуляционных упражнений, произноше-ние стихов в разных интонациях.

Практи-ческая работа.

3

Диалог. Монолог.

Нахождение и выделение голосом ключевых слов, построение диалога между героями сказок, монолога одного героя.

1

Рассказ, демон-страция.

Рассказывать сказку от имени разных героев, сочинять этюды по сказкам.

Практи-ческая работа.

4

Театраль-ная игра.

Импровизация.

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления.

1

Упражне-ние, игра.

Сочинение этюдов по сказкам, выполнение одних и тех же действий в разных обстоятельствах.

Практи-ческая работа.

5

Импровизация.

Развитие находчивости, гибкости. Умение импровизировать.

1

Упражне-ние, игра.

Упражнения на физическую гибкость.

Практи-ческая работа.

6

Язык актерского мастерства.

Умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

1

Упражне-ние, игра.

Упражнение : превращать и превращаться, вести себя естественно на сцене.

Практи-ческая работа.

7

Кукловождение

Правила вождения кукол.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

8

Перчаточные куклы.

Расширять и углублять представления детей о театре кукол.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

9

Пальчиковые куклы.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

10

Правила вождения кукол.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

11

Правила вождения кукол.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстра-ция,рассказ

Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

12

Создание кукол. Приклад-ное твор-чество.

Эскизы кукол.

Знание основного принципа соотношения декораций и куклы: темное на светлом, светлое на темном.

1

Рассказ, беседа.

Создание эскиза куклы, декорации.

Практи-ческая работа.

13

Кукла в чулочке.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Создание куклы.

Практи-ческая работа.

14

Кукла в чулочке.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Создание куклы.

Практи-ческая работа.

15

Кукла варежка. Пират.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Создание куклы.

Практи-ческая работа.

16

Кукла варежка. Лягушка.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Создание куклы.

Практи-ческая работа.

17

Кукла из платка.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Создание куклы.

Практи-ческая работа.

18

Конусный театр. Мышка.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Создание куклы.

Практи-ческая работа.

19

Конусный театр.

Зайчик.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Создание куклы.

Практи-ческая работа.

20

Игрушка из цилиндра.

Кошка.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Создание куклы.

Практи-ческая работа.

21

Эскизы декораций.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Создание декораций.

22

Декорации для  пальчиковых кукол.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Создание декораций.

Практи-ческая работа.

23

Ширма для домашнего спектакля.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Создание ширмы, коллективное творчество.

Практи-ческая работа.

24

Основы театраль-ной культуры

История детского театра.

Знакомство с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с создателями театра.

1

Рассказ, демонстра-ция.

Просмотр слайдов и видеоматериалов

Опрос, обсуж-дение.

25

Детский театр в России.

Знакомство с историей детского театра в России.

1

Рассказ, демонстра-ция.

Просмотр слайдов и видеоматериалов

Опрос, обсуж-дение.

26

Освещение сцены.

Знакомство с устройством театра, правилами освещения сцены.

1

Рассказ, демонстра-ция.

Просмотр слайдов и видеоматериалов

Опрос, обсуж-дение.

27

Творчес-кие проекты. Работа над спек-таклем.

Выбор спектакля.

Учить анализу пьесы. Определять сверхзадачу, сквозное действие, жанр спектакля.

1

Читка.

Анализ и рапределение ролей.

Наблю-дение.

28

Выполнение декораций, распределение ролей.

Определение оптимальных цветов и фактур для декорации.

1

Беседа, рассказ.

Подготовка декораций, изготовление кукол.

Практи-ческая работа.

29

Теремок. Спектакль для пальчиковых кукол.

Проведение репетиций по эпизодам, прогоны, генеральные репетиции. Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

30

Теремок. Спектакль для пальчиковых кукол.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

31

Теремок. Спектакль для пальчиковых кукол.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

32

Теремок. Спектакль для пальчиковых кукол.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

33

Теремок. Спектакль для пальчиковых кукол.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Показ спектакля.

Самостоятельная работа.

34

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

Умение анализировать свою деятельность.

1

Опрос.

Календарно-тематический план. 3 класс (34 часа).

№ п/п

Наименование разделов, блоков.

Тема занятия.

Элементы содержания

Всего часов

Формы и методы работы

Вид деятель-ности

Вид контроля

Дата проведения.

Практич.

Теор.

План.

Факт

1

Сценичес-кая речь.

Речевое дыхание и правильная артикуляция.

Развитие речевого дыхания, дикции на материале скороговорок и стихов, подбор рифм к заданным словам.

1

Упражне-ние игра, рассказ.

Произно-шение скороговорок в разных темпах

Опрос

2

Диапазон и сила звучания голоса.

Умение пользоваться голосом.

1

Рассказ, демон-страция.

Разучивание новых артикуляционных упражнений, произношение стихов с разной силой звучания.

Практи-ческая работа.

3

Виды дыхания.

Знакомство с тремя видами дыхания.

1

Рассказ, демон-страция.

Пользоваться разными видами дыхания.

Практи-ческая работа.

4

Театраль-ная игра.

Учусь делать отзыв.

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления.

1

Упражне-ние, игра, видеоматериал спектакля.

Просмотр кукольного мультфильма, отзыв.

Практи-ческая работа.

5

Язык движения, мимика.

Развитие находчивости, гибкости. Умение импровизировать.

1

Упражне-ние, игра.

Упражнения на физическую гибкость.

Практи-ческая работа.

6

Язык актерского мастерства: увидел – оценил – действую.

Умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

1

Упражне-ние, игра.

Упражнение : превращать и превращаться, вести себя естественно на сцене.

Практи-ческая работа.

7

Кукловождение

Куклы вокруг нас.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

8

Повторение. Марионетки.

Расширять и углублять представления детей о театре кукол.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Знакомство с видами кукол. Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

9

 Повторение. Пальчиковые куклы.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Знакомство с видами кукол. Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

10

Сочинение по любимой сказке.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Устное сочинение: продолжаю сказку..

Опрос, практическая работа.

11

Предметы - герои спектаклей.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстра-ция,рассказ

Знакомство с видами кукол. Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

12

Создание кукол. Приклад-ное твор-чество.

Эскизы кукол.

Знание основного принципа соотношения декораций и куклы: темное на светлом, светлое на темном.

1

Рассказ, беседа.

Создание эскиза куклы, декорации.

Практи-ческая работа.

13

Птенец.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

14

Птенец.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

15

Птенец.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

16

Собачонок.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

17

Собачонок.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

18

Собачонок.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

19

Козленок.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

20

Козленок.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

21

Эскизы декораций.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Изготовление декорации. Работа с бумагой, картоном и т.д.

22

Декорации для  перчаточных кукол.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Практи-ческая работа.

23

Ширма для кукольного театра.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление ширмы при помощи родителей.

Практи-ческая работа.

24

Основы театраль-ной культуры

Пластика.

Знакомство с театральной терминологией, с видами движений на развитие пластичности тела.

1

Рассказ, демонстра-ция, упражне-ние.

Просмотр слайдов и видеоматериалов, выполнение упражнений.

Опрос, обсуж-дение.

25

Искусство грима.

Знакомство с театральными профессиями: гример..

1

Рассказ, демонстра-ция.

Просмотр слайдов и видеоматериалов

Опрос, обсуж-дение.

26

Сам себе режиссер.

Знакомство с устройством театра, работой режиссера.

1

Рассказ, демонстра-ция.

Просмотр слайдов и видеоматериалов

Опрос, обсуж-дение.

27

Творчес-кие проекты. Работа над спек-таклем.

Выбор спектакля.

Учить анализу пьесы. Определять сверхзадачу, сквозное действие, жанр спектакля.

1

Читка.

Анализ и рапределение ролей.

Наблю-дение.

28

Перчаточные куклы для спектакля. Курочка Ряба.

Проведение репетиций по эпизодам, прогоны, генеральные репетиции. Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам. Изготовление кукол, декораций.

Практи-ческая работа.

29

Дед.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

30

Бабка.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

31

Курочка.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

32

Мышка.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Показ спектакля.

Самостоятельная работа.

33,34

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

Умение анализировать свою деятельность.

1

1

Опрос.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 4 КЛАСС (34 ЧАСА).

№ п/п

Наименование разделов, блоков.

Тема занятия.

Элементы содержания

Всего часов

Формы и методы работы

Вид деятель-ности

Вид контроля

Дата проведения.

Практич.

Теор.

План.

Факт

1

Сценичес-кая речь.

Речевое дыхание и правильная артикуляция.

Развитие речевого дыхания, дикции на материале скороговорок и стихов, подбор рифм к заданным словам.

1

Упражне-ние игра, рассказ.

Произно-шение скороговорок в разных темпах

Опрос

2

Диапазон и сила звучания голоса.

Скороговорки и считалки.

Умение пользоваться голосом.

1

Рассказ, демон-страция.

Сочинение скороговорок и упражнение в произношении.

Практи-ческая работа.

3

Тембр, темп и сила голоса.

Умение пользоваться голосом.

1

Рассказ, демон-страция, упраж-нение.

Произношение стихов в разном темпе и тембре, с разной силой.

Практи-ческая работа.

4

Театраль-ная игра.

Учусь делать отзыв.

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления.

1

Упражне-ние, игра, видеоматериал спектакля.

Просмотр кукольного мультфильма, отзыв.

Практи-ческая работа.

5

Язык движения, мимика.

Развитие находчивости, гибкости. Умение импровизировать.

1

Упражне-ние, игра.

Упражнения на физическую гибкость.

Практи-ческая работа.

6

Актерское мастерство.

Умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

1

Упражне-ние, игра.

Упражнение : превращать и превращаться, вести себя естественно на сцене.

Практи-ческая работа.

7

Кукловождение

Куклы вокруг нас.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

8

Повторение.  Куклы вокруг нас.

Расширять и углублять представления детей о театре кукол.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Знакомство с видами кукол. Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

9

 Повторение. Виды кукол.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Знакомство с видами кукол. Упражнения по управлению куклами.

Опрос, практическая работа.

10

Сочинение по любимой сказке.

Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстрация,рассказ.

Устное сочинение: продолжаю сказку..

Опрос, практическая работа.

11

Театр теней.

Формировать навык управления куклами. Воспитывать бережное отношение к куклам.

1

Метод нагляд-ности, демонстра-ция,рассказ

Изготовление кукол - силуэтов.

Опрос, практическая работа.

12

Создание кукол. Приклад-ное твор-чество.

Эскизы кукол.

Знание основного принципа соотношения декораций и куклы: темное на светлом, светлое на темном.

1

Рассказ, беседа.

Создание эскиза куклы, декорации.

Практи-ческая работа.

13

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

14

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

15

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

16

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

17

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

18

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

19

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

20

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления кукол. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление куклы. Работа с бумагой, картоном и т.д.

Практи-ческая работа.

21

Эскизы декораций.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Изготовление декорации. Работа с бумагой, картоном и т.д.

22

Декорации для  перчаточных кукол.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Практи-ческая работа.

23

Ширма для кукольного театра.

Анализ эскизов, определение материалов для изготовления декораций. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

1

Демонстрация. Рассказ, беседа.

Изготовление ширмы при помощи родителей.

Практи-ческая работа.

24

Основы театраль-ной культуры

Сам себе костюмер.

Знакомство с театральной терминологией, с видами костюмов.

1

Рассказ, демонстра-ция, упражне-ние.

Просмотр слайдов и видеоматериалов, выполнение упражнений.

Опрос, обсуж-дение.

25

Мастер звука.

Знакомство с театральными профессиями: звукорежиссер.

1

Рассказ, демонстра-ция.

Просмотр слайдов и видеоматериалов

Опрос, обсуж-дение.

26

Правила хорошего тона в театре.

Знакомство с правилами поведения в театре кукол.

1

Рассказ, демонстра-ция.

Просмотр слайдов и видеоматериалов

Опрос, обсуж-дение.

27

Творчес-кие проекты. Работа над спек-таклем.

Выбор спектакля.

Учить анализу пьесы. Определять сверхзадачу, сквозное действие, жанр спектакля.

1

Читка.

Анализ и рапределение ролей.

Наблю-дение.

28

Пластилиновые куклы для создания фильма: Три поросенка.

Проведение репетиций по эпизодам, прогоны, генеральные репетиции. Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам. Изготовление кукол, декораций.

Практи-ческая работа.

29

Три поросенка: Ниф-Ниф.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

30

Три поросенка: Нуф-Нуф.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

31

Три поросенка: Наф-Наф.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Проведение репетиций по эпизодам.

Практи-ческая работа.

32

Съемка фильма.

Умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

1

Наблюде-ние.

Просмотр. спектакля.

Самостоятельная работа.

33,

34

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

Умение анализировать свою деятельность.

1

Опрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочая программа внеурочной деятельности Театр кукол «Рукавичка» 1-2 классы

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...