Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)
рабочая программа (1 класс) по теме

Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_zhivyh_kukol.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Начальная школа – детский сад»с.Ивановка  

Рассмотрено: на заседании                                                                       Утверждаю:

                                                                                                                   Заведующая  МОУ

педагогического совета    

                                                                                                                 «МОУ НООШ»

протокол № --- от---------2012г.                                                        С.В.Белякова

                                                                                                               «_______»_______ 2012г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

 детского объединения учащихся 1-4 классов  

«Театр живых кукол »

 (возраст 6, 5 – 10 лет)

Срок реализации - 1 год обучения

                                                                           

 

 Подготовила  :

   учитель  начальных классов

Белякова Светлана Васильевна

2012      - 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое  воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

  Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся  с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно,  все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным  спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве.                                                                                                                                  Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).                                                                                                                          

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства  -  театру кукол.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Программные задачи

  1. Развивать чуткость к сценическому искусству.
  2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
  5. Расширять представления детей об окружающей действительности.
  6. Активизировать ассоциативное и образное мышление.
  7. Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
  8. Учить действовать на сценической площадке естественно.
  9. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
  10. Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
  11. Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.
  12. Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.
  13. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
  14. Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
  15. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
  16. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
  17. Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
  18. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
  19. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.
  20. Изучать и совершенствовать правила манипуляции с тростевыми куклами.
  21. Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.
  22. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
  23. Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
  24. Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.
  25. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
  26. Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки  от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
  27. Воспитывать желание играть с театральными куклами. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  28. Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
  29. Воспитывать зрительскую культуру.

Формы и режим занятий:

 Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени. Занятия проводятся в разновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю.

 Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.

Требования к уровню подготовки учащихся

Предполагаемые умения и навыки детей:

  1. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  2. Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  3. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  4. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  5. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  6. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  7. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  8. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
  9. Умеют подбирать рифму к заданному слову.
  10. Умеют составлять диалог между сказочными героями.
  11. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Содержание программы учебного курса

(33 часа, 1 час в неделю)

  1. «Здравствуй, театр!» – 1час

Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

  1. «Кукла – дело серьезное» – 2 часа

Театр верховых кукол (перчаточных, и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней.

Правила поведения в театре.

  1. Артикуляционная гимнастика – 1 час
  2. Интонация. Пальчиковые игры – 2часа
  3. Таинственные превращения – 2часа

Театрализовано - игровая программа игра «Кто во что горазд»

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

Культура и техника речи – 2 часа

Работа над скороговорками.

Учить детей находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику. Формировать четкую и грамотную речь.

  1. Работа над новым  театрализованным представлением сказка «Новый терем - теремок» - 5 часов

Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Выучить с детьми вступление к представлению. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки. Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей. Разучивать с детьми текст сценария, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

  1. Премьера театрализованного представления «Новый терем теремок» с приглашением родителей  - 1 час
  2. Ритмопластика – 2 часа

Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.
7. Работа над спектаклем «Зимняя сказка » - 5 часов

Расширять творческими возможностями детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Совершенствовать внимание, память. Разучивать с детьми текст сценария, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.

  1. Премьера спектакля «Зимняя сказка» для родителей. – 1час
  2. Презентация «Мастерская кукол».  – 2часа

Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол, бутафории и декорации. Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

  1. Основные принципы драматизации – 2 часа

Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест). Драматизация в костюмах и декорациях. «Ворона и Лисица». «Лисичка – сестричка и серый волк»

  1. Театральная игра- 2часа

Учить детей сочинять этюды с придуманными обстоятельствами.

Инсценирование сказок К.Чуковский «Телефон», «Федотка»

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.- 1 час

  1. Творческая работа: волшебные превращения – 1 час

Передача характера героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Использование  приёма звукописи при изображении различных героев.

Чтение стихов наизусть.

Участие  в конкурсе чтецов ( декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца).

  1. Праздник «Путешествие в страну сказок»- 1 час

Костюмы, декорации, фонограмма.  Конкурс на лучшую инсценировку сказок

Календарно – тематический план

№п/п

Дата

Тема учебного занятия

Содержание деятельности

Интеграция с другими предметами или воспитательной работой

(Теоретическая часть занятия, практическая часть занятия)

1.

Здравствуй, театр!

Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

Рассматривание иллюстраций учебника «Азбука»

Обучение грамоте

2- 3

Театр кукол.

Рассказ учителя о видах театральных кукол

Рисование кукол

Изобразительное искусство

4

Артикуляционная гимнастика

Знакомство с упражнениями для артикуляционной гимнастики

Выполнение упражнений

Обучение грамоте

5-6

Интонация. Пальчиковые игры

Знакомство с понятием интонация, с пальчиковыми играми

Пальчиковые игры

Обучение грамоте

7-8

Таинственные превращения

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

Обучение грамоте

9-10

Культура и техника речи

Работа над скороговорками.

Работа над скороговорками.

Обучение грамоте

11-16

Работа над новым  театрализованным представлением сказка «Новый терем- теремок»

Работа над дикцией. Чистоговорки, скороговорки. Изучение приемов импровизации с помощью музыки.

Театрализованное представление

17-18

Ритмопластика

Совершенствование  умений детей создавать образы с помощью жестов, мимики

Презентация

19-24

Работа над спектаклем «Зимняя сказка»

Разучивание с детьми текста пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Формирование произношения, артикуляции, быстроты и четкости проговаривания слов и фраз.

Театрализованное представление

25-26

Презентация «Мастерская кукол».  

Обучение работе над ширмой

Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол

27-28

Основные принципы драматизации

Беседа

Драматизация в костюмах и декорациях. «Ворона и Лисица». «Лисичка – сестричка и серый волк»

29-30

Театральная игра

Беседа

Инсценирование сказок К.Чуковский «Телефон», «Федотка»

31

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

Беседа

Работа над загадками, песенками, потешками

Литературное чтение

32

Творческая работа: волшебные превращения

Беседа.Творческая работа: чтение стихов наизусть. Участие  в конкурсе чтецов ( декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца).

33

Праздник «Путешествие в страну сказок»

Беседа. Инсценировка сказок

Литературное чтение

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Курс «Живой мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы. Значение курса «Живой мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьник...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса кружок "Тропинка к своему я"

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему я»: уроки психологии в ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса кружок "Все цвета, кроме чёрного"

Рабочая программа «Все цвета, кроме чёрного» составленная на основе авторской программы М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой «Все цвета, кроме чёрного» «Вентана- Граф» 2012 г., программы форм...

Программа внеурочной деятельности "Живое слово"

 Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенн...

Программа внеурочной деятельности "Живое слово"

Программа предназначена для реализации в начальных классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития,...

Программа внеурочной деятельности "Живое слово"

Программа предназначена для реализации в начальных классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, лого...