программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Паромова Алла Александровна

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_teremok.doc105 КБ
Microsoft Office document icon yunyy_kraeved.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Пятницкая  средняя общеобразовательная школа

 Волоконовского района Белгородской области»  

Рассмотрено: на заседании                                                                       Утверждаю:

                                                                                                                   Директор МОУ

педагогического совета    

                                                                                                                 «Пятницкая СОШ»

протокол № --- от---------2011г.                                                        ____Бурменский В. Г.

                                                                                                               «--»---------- 2011г.

Рабочая программа дополнительного образования

 детского объединения учащихся 1-х классов  

«Теремок »

в условиях ФГОС

второго поколения

(возраст 6, 5 – 7 лет)

Срок реализации - 1 год обучения

                                                                           

 

 Подготовили  :

   учителя  начальных классов

Паромова Алла Александровна,

Придворова Ольга Михайловна

Пятницкое

2011      - 2012 учебный год

Авторская   образовательная программа «Теремок»

Авторы: Паромова А. А., Придворова О. М.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

от « »  ---------2011 года

Протокол № -----

Председатель педагогического совета          

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое  воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

  Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся  с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно,  все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным  спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве.                                                                                                                                  Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).                                                                                                                          

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства  -  театру кукол.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Программные задачи

  • Развивать чуткость к сценическому искусству.
  • Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  • Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
  • Расширять представления детей об окружающей действительности.
  • Активизировать ассоциативное и образное мышление.
  • Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
  • Учить действовать на сценической площадке естественно.
  • Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
  • Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
  • Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.
  • Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.
  • Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
  • Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
  • Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
  • Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
  • Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.
  • Изучать и совершенствовать правила манипуляции с тростевыми куклами.
  • Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.
  • Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
  • Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
  • Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.
  • Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
  • Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки  от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
  • Воспитывать желание играть с театральными куклами. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  • Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
  • Воспитывать зрительскую культуру.

Формы и режим занятий:

 Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю.

 Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.

Требования к уровню подготовки учащихся

Предполагаемые умения и навыки детей:

  • Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  • Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  • Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  • Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  • Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  • Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  • Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
  • Умеют подбирать рифму к заданному слову.
  • Умеют составлять диалог между сказочными героями.
  • Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Содержание программы учебного курса

(33 часа, 1 час в неделю)

  1. Здравствуй, театр! – 1час

Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

  1. Театр кукол – 2 часа

Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней.

Правила поведения в театре.

  1. Артикуляционная гимнастика – 1 час
  2. Интонация. Пальчиковые игры – 2часа
  3. Таинственные превращения – 2часа

Театральная игра «Сказка, сказка приходи!»

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».

  1. Культура и техника речи – 2 часа

Работа над скороговорками.

Учить детей находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику. Формировать четкую и грамотную речь.

  1. Работа над новым  театрализованным представлением «Мы школьниками стали» - 5 часов

Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Выучить с детьми вступление к представлению. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки. Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей. Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

  1. Премьера театрализованного представления «Мы школьниками стали» с приглашением родителей  - 1 час
  2. Ритмопластика – 2 часа

Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.
7. Работа над спектаклем «С Новым годом, теремок!» - 5 часов

Расширять творческими возможностями детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Выучить с детьми текст пролога пьесы. Совершенствовать внимание, память. Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.

  1. Премьера спектакля «С Новым годом, теремок!» для родителей. – 1час
  2. Презентация «Мастерская кукол».  – 2часа

Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол, бутафории и декорации. Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

  1. Основные принципы драматизации – 2 часа

Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест). Драматизация в костюмах и декорациях. «Теремок». «Лисичка – сестричка и серый волк»

  1. Театральная игра- 2часа

Учить детей сочинять этюды с придуманными обстоятельствами.

Инсценирование сказок К.Чуковский «Телефон», «Федотка», русская народная сказка «Теремок»

  1. Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.- 1 час
  2. Творческая работа: волшебные превращения – 1 час

Передача характера героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Использование  приёма звукописи при изображении различных героев.

Чтение стихов наизусть.

Участие  в конкурсе чтецов ( декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца).

  1. Праздник «Путешествие в страну сказок»- 1 час

Костюмы, декорации, фонограмма.  Конкурс на лучшую инсценировку сказок

Календарно – тематический план

№п/п

Дата

Тема учебного занятия

Содержание деятельности

Интеграция с другими предметами или воспитательной работой

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1.

8.09

Здравствуй, театр!

Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

Рассматривание иллюстраций учебника «Азбука»

Обучение грамоте

2- 3

15.

09

22.

09

Театр кукол.

Рассказ учителя о видах театральных кукол

Рисование кукол

Изобразительное искусство

4

29.

09

Артикуляционная гимнастика

Знакомство с упражнениями для артикуляционной гимнастики

Выполнение упражнений

Обучение грамоте

5-6

6.10

13. 10

Интонация. Пальчиковые игры

Знакомство с понятием интонация, с пальчиковыми играми

Пальчиковые игры

Обучение грамоте

7-8

20.

10

27.

10

Таинственные превращения

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

Обучение грамоте

9-10

10.

11

17.

11

Культура и техника речи

Работа над скороговорками.

Работа над скороговорками.

Обучение грамоте

11-16

24.

11

1.12

8.12

15.

12

22.

12

29.

12

Работа над новым  театрализованным представлением «Мы школьниками стали»

Работа над дикцией. Чистоговорки, скороговорки. Изучение приемов импровизации с помощью музыки.

Театрализованное представление

17-18

19.

01

26.

01

Ритмопластика

Совершенствование  умений детей создавать образы с помощью жестов, мимики

Презентация

19-24

2.02

9.02

1.03

15.

03

22.

03

5.04

Работа над спектаклем «С Новым годом, теремок!»

Разучивание с детьми текста пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Формирование произношения, артикуляции, быстроты и четкости проговаривания слов и фраз.

Театрализованное представление

25-26

12.

04

19.

04

Презентация «Мастерская кукол».  

Обучение работе над ширмой

Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол

27-28

26.

04

3.05

Основные принципы драматизации

Беседа

Драматизация в костюмах и декорациях. «Теремок». «Лисичка – сестричка и серый волк»

29-30

10.

05

17.

05

Театральная игра

Беседа

Инсценирование сказок К.Чуковский «Телефон», «Федотка», русская народная сказка «Теремок»

31

24. 05

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

Беседа

Работа над загадками, песенками, потешками

Литературное чтение

32

Творческая работа: волшебные превращения

Беседа

Творческая работа: чтение стихов наизусть.

Участие  в конкурсе чтецов ( декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца).

33

Праздник «Путешествие в страну сказок»

Беседа

Инсценировка сказок

Литературное чтение

                        

Средства контроля

  1. Защита выполненных проектов.
  2. Конкурсы выполненных работ.

Учебно – методические средства обучения

1.  Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний»  Л; Искусство, 2010

2.    Королев М. «Искусство театра кукол»  Л;  Искусство ,2010

3.   Образцов С.  «Актер с куклой» Кн. 1. - М; л; Искусство , 2009

4.  Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 2010

5. Чурилова В. Т. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М.- 2009



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Пятницкая  средняя общеобразовательная школа

 Волоконовского района Белгородской области»  

Рассмотрено: на заседании                                                                       Утверждаю:

                                                                                                                   Директор МОУ

педагогического совета    

                                                                                                                 «Пятницкая СОШ»

протокол № --- от---------2011г.                                                        ____Бурменский В. Г.

                                                                                                               «--»---------- 2011г.

Рабочая программа дополнительного образования

 детского объединения учащихся 1-х классов  

«Юный краевед»

в условиях ФГОС

второго поколения

(возраст 6, 5 – 7 лет)

Срок реализации - 1 год обучения

                                                                   

 

 Подготовили :

   учителя  начальных классов

Паромова Алла Александровна,

Придворова Ольга Михайловна

Пятницкое

2011      - 2012 учебный год

Авторская   образовательная программа «Юный краевед»

Авторы: Паромова А. А., Придворова О. М.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

от « »  ---------2011 года

Протокол № -----

Председатель педагогического совета                                  

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования  детского объединения учащихся 1-х классов  «Юный краевед» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. 

Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации  краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.  

         Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, мы предлагаем содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.

   Программа дополнительного образования «Юные краеведы» предназначена  для детского объединения   учащихся 1 классов, занимающихся проектной деятельностью.

Программа рассчитана на  33 часа в год,  в неделю 1 час.

Программа детского объединения учащихся «Юные краеведы» изучается  в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках  внеучебной работы.  Программа имеет краеведческую, туристическую,  социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Актуальность программы  заключается в предоставлении возможности  развивать  познавательную активность, творческие способности  в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных  работ.

Программа  носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого,  но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.  Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности,  уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.

Учебно-проектная  деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;
  • целеполагание,  выдвижение гипотез;
  • ознакомление с литературой по данной проблематике;
  • овладение методами проектной деятельности
  • сбор собственного материала, его анализ;
  • обобщение, выводы;
  • защита работы.

Цели и задачи:

  • Углубление  и расширение знаний учащихся по истории Белгородской области, Волоконовского района, посёлка Пятницкое, школы;
  • Развитие креативных способностей и умений самостоятельно работать с источниками;
  • развитие навыков исследовательской работы школьников;
  • Приобщение школьников к поисково-исследовательской работе;
  • Получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;
  • Воспитание волевых качеств, гражданского отношения к отечественной истории.
  • Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Встречи с интересными людьми
  • Мини-сочинения
  • Походы, экскурсии
  • Конкурсы, викторины
  • Составление презентаций Power Point

Требования к уровню подготовки учащихся

Что должны знать и уметь учащиеся :

  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
  • Составлять рассказ.
  • Оформлять фото-дневник похода, экскурсии, экологической акции
  • Применять полученные знания на практике
  • Самостоятельно провести беседу с населением.
  • Практиковаться в умении проводить экскурсии

Ожидаемые результаты реализации  программы

Воспитательные результаты внеурочной  краеведческой деятельности кружка «Юные краеведы» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.  

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;  развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Календарно – тематическое планирование (33 часа)

Раздел 1. «Моя родословная» - 11часов

п/п

Тема

Содержание деятельности.

Дата

Интеграция с другими предметами или воспитатель-

ной работой

Теоретическая часть занятия.(Форма организации деятельности)

Практическая часть занятия.(Форма организации деятельности)

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

Просмотр презентации «Посёлок Пятницкое»

5.09

2

Имя твое.

Беседа «Что означает твое имя».

Самостоятель-

но найти в книгах.

12.09

3

Фамилия – герб семьи

Беседа «Что означает твоя фамилия» .

Самостоятель-

но найти в книгах.

19.09

4,5

Моя семья. Семейные традиции.

Беседа «Где работают мои родители».

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи.

26.09

3.10

6,7

Семейные гербы

Знакомство со знаменитыми семейными гербами России

Составление герба своей семьи .

10.10

17.10

8,9

Летопись семьи

Беседа «Генеалогичес-

кое древо семьи».

Составление генеалогического древа семьи.

24.10

7.11

10,

11

Конкурс исследователь-

ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Беседа «Что такое биография»

Работа  по изучению биографии своих предков.

14.11

21.11

Раздел 2 «Малая родина - моя деревня» - 10 часов

12,

13

Моя школа - мой дом.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

Конкурс рисунков «Моя школа»

28.11

5.12

14,

15

Учителя нашей школы

Рассказ учителя об учи-телях села

Сбор материала об учителях села

12.12

19.12

16

Учителя-ветераны

Рассказ учителя об учителях-ветеранах

Сбор материала об учителях-ветеранах

26.12

17,

18

Реставрация церкви на селе. Экскурсия.

Изучение истории церкви

Экскурсия.

16.01

23.01

19

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа

Составление небольших рассказов о своем дворе

30.01

20,

21

Улицы села. Экскурсия.

Беседа

Сбор материала о названиях улиц села

6.02

20.02

Раздел 3 « Начальные навыки туризма» -3часа

22

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу.

Беседа.

Практическая работа: укладывание рюкзака

27.02

23

Гигиена туриста. Правила техники безопасности.

Беседа.

Практическая работа.

Доврачебная помощь.

5.03

24

Поход на Меловую гору.

Инструктаж по ТБ.

Экскурсия.

12.03

Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа

25,

26

Растительность нашего края. Экскурсия

Беседа.

Экскурсия .

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю-

щих в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения.

19.03

9.04

27

Животный мир нашей местности.

Беседа.

Сбор информации о животных местности.

16.04

28

Защита проекта «Наша экологическая тропа»

Беседа.

Защита проекта

23.04

Раздел 5 «  Поиск»  – 5часов

29,

30

Война– глазами очевидцев.

Беседа.

Оформление записей, фотоматериа-

лов.

30.04

7.05

31,

32

Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит»

Беседа.

Конкурс презентаций

14.05

21.05

33

Фотовыставка “Живи, родное село!”

Сбор фотографий с видами села. Организация выставки.  Показ выставки ученикам и родителям.

«Мой современный посёлок».

Содержание программы (33 часа, 1 час в неделю)

1. Вводная беседа - 1 ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

2. Мой дом, моя семья - 10ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка

Семейный альбом

     Практические занятия:

1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”

2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.

3. Герб семьи. Эмблема класса.

3  . «Малая родина- моя деревня»- 10 часов

Моя школа, мой класс, мои учителя

Мой дом, моя улица.

История школы

Мои родители учились в этой школе….  Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

4. Начальные навыки туризма - 3ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно

Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь

Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу

Что должен помнить турист

Правила техники безопасности

Практические занятия:

1. Поход на Меловую гору.

5. Охрана природы – 4ч.

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды,“Красная книга”

Практические занятия:

1.Проект «Наша экологическая тропа»

6. Поиск - 5ч.

Война – глазами очевидцев

Учителя - выпускники нашей школы.

Оформление записей, фотоматериалов

Практические занятия:

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

Средства контроля

  1. Защита выполненных проектов.
  2. Конкурсы выполненных работ.
  3. Тестовые задания.

Учебно – методические средства обучения

  1. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2007 год.
  2. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
  3. Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008год.
  4. Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9.
  6. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
  7. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.
  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
  9. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.

    10. Учительская газета, № 15, 2006 год.

   11. Учительская газета, № 21, 2006 год.

 12. Шаблон VCT-проекта  портала Сеть Творческих Учителей

 13. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения.

//Начальная школа, 2008. № 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....