Программа внеурочной деятельности «Театр» для детей 7 - 8 лет
рабочая программа (1 класс) по теме

Андреева Елена Владимировна

Программа внеурочной деятельности «Театр»    рассчитана на 102 часа

 (3 раза в неделю).

 Разработана  на основе  программы   «Театр» для начальной школы

И.А. Генераловой.   

Цели  курса:

·         Познакомить с  элементами сценической грамоты.

·         Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.

·         Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 6

КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

приказом МОУ гимназии № 6

от 01.09.2013  № _______- ОД

УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета

от 31.08.2013  № 12

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания НМС

от 30.08.2013 № 6

Программа внеурочной деятельности

 «Театр»

для детей  7 - 8 лет

(объём программы:  102 часа)

Направленность: художественно – эстетическая. 

Срок реализации программы:  1год.

Составитель:  Андреева Елена Владимировна,

учитель  начальных классов

 первой квалификационной категории

Волгоград  2013г.

Пояснительная записка.

  Программа внеурочной деятельности «Театр»    рассчитана на 102 часа

 (3 раза в неделю).

 Разработана  на основе  программы   «Театр» для начальной школы

И.А. Генераловой.  

Цели  курса:

  •  Познакомить с  элементами сценической грамоты.
  •  Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
  •  Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Специфическая цель курса «Театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.

Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Театр».

Действие – это основа основ актёрского искусства. Именно поэтому, помимо способности к глубоко личностному переживанию судьбы своего героя, для актёра неоценимо важны способы пластического, внешнего выражения богатого внутреннего содержания. Искусство владения своим телом на сцене предполагает чистоту движений, их смысловую определённость, строгую количественную и качественную отобранность.  Всё должно быть в них точно и конкретно: смысловые оттенки движений, их скорость, сила, величина.

    На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

 Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).

    Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику.  Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.

Искусство движения на сцене  основывается на многих умениях и навыках, как общего, так и частного порядка. Одни из них способствуют развитию определённых психофизических качеств, другие оснащают практическими навыками. Отделить их друг от друга невозможно: как трудно овладеть практическими навыками, не развив в себе предварительно необходимых качеств, так и общие качества трудно развивать в отрыве от конкретных навыков. Поэтому в программу курса введены 8 часов упражнений по пластике.

Методическое обеспечение курса:

  • Литературные тексты в учебных тетрадях можно дополнить, используя учебники по литературному чтению для 1–4-х классов («Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света») авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов – задача не только программы «Чтение и начальное литературное образование», но и курса «Театр» в начальной школе.
  • Видео и аудиозаписи с голосами мастеров слова.
  • Презентации на развитие речи, артикуляции.
  • Книга Немеровского А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 1982.


Возраст  обучающихся  7  - 8 лет. Программа рассчитана на 1 год реализации.

Режим занятий    

Расписание занятий строится из расчета  три занятия в неделю. Каждое занятие длится  45 минут.

 

Учебно-тематический план (102ч.)

№ п\п

 Содержание курса

Кол-во часов

Перечень универсальных действий обучающихся.

Теория

Прак

тика

1.

Вводное занятие:

•        игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», и т.д.;

•        ознакомительная беседа о театральном искусстве, с использованием иллюстраций и личного опыта воспитанников в театральной сфере;

•        знакомство с планом работы на предстоящий учебный год, с ходом проведения занятий и своими обязанностями;

•        инструктаж по технике безопасности  на занятиях по сценическому движению.

1

Личностные:   АНАЛИЗИРОВАТЬ выбор  своей деятельности ,ОСОЗНАВАТЬ необходимость этих занятий.

Метапредметные:  ФОРМУЛИРОВАТЬ для себя конкретные задачи, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ правом выбора интересов.

Предметные: РАЗВИВАТЬ самостоятельность выбора.

2.

ПЛАСТИЧНОСТЬ

Первый этап – знакомство  обучающихся с собственным телом: с его анатомией, с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.

Все ранее полученные умения и навыки в области пластики и акробатики  обучающиеся учатся объединять в сюжетные пластически-акробатические зарисовки, ограниченные темой, заданной педагогом или предложенной самими  обучающимися.  

1

6

Личностные:  ОСОЗНАВАТЬ творческую потребность постоянного самосовершенствования культуры тела путём индивидуального тренинга и самосовершенствования

Метапредметные:  РЕАЛИЗОВЫВАТЬ  физические возможности тела, свободу в обращении со своим физическим аппаратом.

Предметные: РАЗВИВАТЬ лёгкость движения, ловкость и подвижность, повышение общего тонуса.

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА. 7 ч.

     Предусматривает ежедневный  тренинг, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, упражнения на развитие артикуляции, дыхания, тренировку голосовых возможностей, развитие  выразительного чтения.

2

5

Личностные:

ОСОЗНАВАТЬ разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, АНАЛИЗИРОВАТЬ чёткость своей речи.

Метапредметные:  РЕАЛИЗОВЫВАТЬ  голосовые возможности: тембр, тон, темп, громкость. Упражнения на развитие голосового аппарата.

Предметные : ПРОДУЦИРОВАТЬ уместные, эффективные упражнения на развитие голосового аппарата, упражнения на развитие выразительности речи, интонацию.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.12ч.  

Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).

    Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику.  Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.

12

Личностные: ОЦЕНИВАТЬ свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации, ОСОЗНАВАТЬ разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Метапредметные:  РЕАЛИЗОВЫВАТЬ высказывание на заданную тему, ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в своей системе знаний: продолжить стихотворение, сочинить стихотворение ФОРМУЛИРОВАТЬ задачу чтения, выбирать фантазию слов, звуков, движений

Предметные: СОЧИНЯТЬ и исполнять стихи, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте.

ФОЛЬКЛОР. 13ч

 Занятия   отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного коллектива. Поэтому обучающиеся знакомятся с русскими народными играми, песнями, танцами, игрушками, сказками.

Участвуют в инсценировках народных сказок, слушают музыкальные произведения.

4

9

Личностные: ОСОЗНАВАТЬ разнообразие речевых ситуаций в произведениях фольклора, ОЦЕНИВАТЬ соответствия речевой роли  в данной ситуации.

Метапредметные: РЕАЛИЗОВЫВАТЬ простое высказывание на заданную тему, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ приёмами чтения, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ сценки по текстам народных сказок с изобразительным и музыкальным решением.

Предметные: ОЦЕНИВАТЬ степень музыкальности и изобразительности предмета, СОЧИНЯТЬ несложные рассказы – описания предмета.

ТЕАТР. 24 ч

   Занятия посвящаются вопросам теории театра, зрительской культуре.  Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика и т. д.

Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение театров (один раз в месяц) и анализ увиденного в группе. Это не традиционные «походы» с учителем в театр, а семейный просмотр спектакля с одним из своих родителей.

2

22

Личностные: АНАЛИЗИРОВАТЬ тактичность своего поведения в театре, ОСОЗНАВАТЬ свои речевые роли.

Метапредметные: СОБЛЮДАТЬ некоторые правила поведения в театре, РЕАЛИЗОВЫВАТЬ устные высказывания, учитывать особенности речи для данной роли.

Предметные: уместно ИСПОЬЗОВАТЬ некоторые несловесные средства в своей речи, различного темпа, громкости, жестов, мимики

ТВОРЧЕСТВО. 10ч.

Работа современного образовательного  учреждения   сильно  учебной деятельностью. Для создания интересной, массовой и зрелищной концертной программы необходимо наличие разножанровых, оригинальных номеров. В этом смысле  курс «Театр» просто незаменимая внеурочная деятельность  Всё самое лучшее и зрелищное, из того, что студийцы усвоили в учебном процессе, объединяется в яркое представление для дальнейшего показа на концертных площадках округа, города и края.

10

Личностные:  ОСОЗНАВАТЬ изобразительность выражения интонации, звука в речи.

Метапредметные: РЕАЛИЗОВЫВАТЬ высказывание  на заданную тему, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ приёмами слушания, фиксировать тему, ключевые слова.

Предметные: СОЧИНЯТЬ несложные истории на основе начальных предложений, ключевых слов.

ПОСТАНОВКА СПЕКТАКЛЯ. 28 ч.

Концертные выступления, показы

 являются неотъемлемой частью работы любого творческого коллектива, а также эффективным способом стимулирования стремления к профессиональному росту  обучающихся. График выступлений и показов составляется на основе плана мероприятий ЦДТ «Содружество».

1

27

Личностные: ОБЪЯСНЯТЬ выбор иллюстраций к произведению, подбора музыкального  сопровождения.

Метапредметные: учиться ДОГОВАРИВАТЬСЯ о распределении ролей, работы в совместной деятельности.

Предметные:  ПРОДУЦИРОВАТЬ  уместные, эффективные жанры применительно к разным ситуациям.

Итого

10

92

Результаты изучения курса «Театр»

Личностными результатами изучения курса «Театр» является формирование следующих умений:

  •  ОСОЗНАВАТЬ творческую потребность постоянного самосовершенствования культуры тела путём индивидуального тренинга и самосовершенствования.
  • ОСОЗНАВАТЬ разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, АНАЛИЗИРОВАТЬ чёткость своей речи.
  • ОЦЕНИВАТЬ свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.
  • ОСОЗНАВАТЬ разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.
  • ОСОЗНАВАТЬ разнообразие речевых ситуаций в произведениях фольклора.
  • АНАЛИЗИРОВАТЬ тактичность своего поведения в театре.
  • ОСОЗНАВАТЬ свои речевые роли.
  • ОСОЗНАВАТЬ изобразительность выражения интонации, звука в речи.
  • ОБЪЯСНЯТЬ выбор иллюстраций к произведению, подбора музыкального  сопровождения.

Метапредметными результатами изучения курса «Театр» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • РЕАЛИЗОВЫВАТЬ  физические возможности тела, свободу в обращении со своим физическим аппаратом.
  •  РЕАЛИЗОВЫВАТЬ  голосовые возможности: тембр, тон, темп, громкость.
  •   РЕАЛИЗОВЫВАТЬ высказывание на заданную тему.
  • ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в своей системе знаний: продолжить стихотворение, сочинить стихотворение.
  • ФОРМУЛИРОВАТЬ задачу чтения, выбирать фантазию слов, звуков, движений.
  • ПОЛЬЗОВАТЬСЯ приёмами чтения.
  •  ИМПРОВИЗИРОВАТЬ сценки по текстам народных сказок с изобразительным и музыкальным решением.
  • СОБЛЮДАТЬ некоторые правила поведения в театре.
  •  РЕАЛИЗОВЫВАТЬ устные высказывания, учитывать особенности речи для данной роли.
  • РЕАЛИЗОВЫВАТЬ высказывание  на заданную тему.
  • ПОЛЬЗОВАТЬСЯ приёмами слушания, фиксировать тему, ключевые слова.
  • учиться ДОГОВАРИВАТЬСЯ о распределении ролей, работы в совместной деятельности.

Предметными результатами изучения курса «Театр» является формирование следующих умений:

  •  РАЗВИВАТЬ лёгкость движения, ловкость и подвижность, повышение общего тонуса.
  • ПРОДУЦИРОВАТЬ уместные, эффективные упражнения на развитие голосового аппарата, упражнения на развитие выразительности речи, интонацию.
  • СОЧИНЯТЬ и исполнять стихи, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте.
  • Уместно ИСПОЬЗОВАТЬ некоторые несловесные средства в своей речи, различного темпа, громкости, жестов, мимики.
  • ПРОДУЦИРОВАТЬ  уместные, эффективные жанры применительно к разным ситуациям.
  • СОЧИНЯТЬ несложные истории на основе начальных предложений, ключевых слов.

Календарно -тематический план (102ч.)

№ п\п

 Содержание курса

Кол-во часов

Дата

Теория

Прак

тика

План

Факт

1

Введение. Знакомство с коллективом.

1

ПЛАСТИЧНОСТЬ. 7 ч.

2-3

Упражнения на мышечное раскрепощение.

2

4-5

Упражнения на развития внимания, памяти, внимания, наблюдательности.

2

6-7

Упражнения на развитие фантазии, воображения. Театр-экспромт.

2

8

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Мимика.

1

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА. 7 ч.

9

Дыхание. Дыхательная гимнастика.

1

10-11

Голосовые возможности: тембр, тон, темп, громкость. Упражнения на развитие голосового аппарата.

1

1

12-13

Артикуляционная гимнастика. Чёткость речи. Скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки.

1

1

14-15-16

Упражнения на развитие выразительности речи. Интонация.

3

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.12ч.  

17-18

Любимое стихотворение.

2

19-20

Изобразительная и музыкальная оценка моего стихотворения.

2

21-24

Упражнения на развитие речи: «Продолжи стихотворение», «Сочини стихотворение».

4

25-26

Упражнения на развитие творческого воображения. Фантазия слов, звуков, движений.

2

27-30

КВН «Шкатулка фантазий» Оформление, подготовка  и проведение.

4

ФОЛЬКЛОР. 13ч

31-32

. Моя игрушка. Музыкальная и изобразительная оценка моей игрушки. Рассказ-описание.

2

33-34

Русская народная игрушка. Матрёшка. Изображение народной игрушки по впечатлению.

1

1

35-36

Изготовление бумажных игрушек.

2

37-38

Русские народные игры.

1

1

39-40

Русские народные песни и танцы. Хороводы.

1

1

41-43

Русские народные сказки. Импровизированные сценки по текстам народных сказок с изобразительным и музыкальным решением.

1

2

ТЕАТР. 24 ч

44-47

.Экскурсия в театр. Правила поведения в театре. Виды театров.

1

3

48

Актёр и его качества.

1

49

Знакомство с произведением. Обсуждение авторского замысла, характера героев их поступков.

1

50-52

Разучивание реплик.

3

53-54

Составление эскизов декораций, костюмов. Афиша.

2

55-57

Изготовление декораций, костюмов, афиши.

3

58-63

Упражнения на развитие смелости публичного выступления. Репетиции.

7

64-65

Выступление. Обсуждение.

2

ТВОРЧЕСТВО. 10ч.

-66-67

Сочинение своих скороговорок, считалок, сказок.

2

68

Изобразительное выражение интонации, звука в речи.

1

69

Сочинение-небывальщина «Если бы человек летал…»

1

-70-71

Рассказ «Самый смешной (грустный)  случай в моей жизни»

2

72-73

Рассказ о незнакомом человеке по его фотографии.

2

74

Конкурс «Карнавал идей»

1

ПОСТАНОВКА СПЕКТАКЛЯ. 28 ч.

75

Знакомство с произведением. Обсуждение замысла автора, характеристики героев.

1

76-79

Создание иллюстраций к произведению. Подбор музыкального  сопровождения.

4

80-87

Разучивание реплик.

8

88-92

Изготовление костюмов и декораций.

5

93-98

Упражнения по развитию техники речи.

6

99-102

Выступление. Обсуждение спектакля.

1

1

Итого

12

90

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)

Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР «ПЕТРУШКА»

программа внеурочной деятельности для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"

программа  и тематическое планирование для началбьной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр и мы" для 2 класса

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС 2 поколения . Направлена на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности, на развитие задатков и творческих способностей младших школьников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театр на английском"

Программа внеурочной деятельности «Театр на английском»  имеет общекультурную направленность, разработана как целостная система работы с детьми, неразрывно связана с урочной программой по ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка" 1-4 класс ФГОС...