Главные вкладки

    Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
    план-конспект на тему

    Колесникова Оксана Николаевна

    Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

    Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия воспитатель или старший воспитанник читает  их.  Не следует подробно разъяснять  суть каждого, лучше сосредоточить внимание на  игровых ситуациях, которые будут побуждать  воспитанников  к высказываниям,  к осознанию своих прав и обязанностей.

    Сценарий  занятия (ролевое моделирование) содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у воспитанников. Игровые сценки исполняют сами дети, разучивают их во время подготовки  к мероприятию.

    Цель:  обобщить знания  воспитанников об основных правах ребенка.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravovoe_zanyatie.docx29.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот

    и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Ролевое моделирование

    «Права и обязанности»

    ( посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)


    i.jpeg

    Воспитатель 1 семейной группы

    Колесникова О.Н.

    2018г.

    Пояснительная записка

    Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

    Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия воспитатель или старший воспитанник читает  их.  Не следует подробно разъяснять  суть каждого, лучше сосредоточить внимание на  игровых ситуациях, которые будут побуждать  воспитанников  к высказываниям,  к осознанию своих прав и обязанностей.

    Сценарий  занятия (ролевое моделирование) содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у воспитанников. Игровые сценки исполняют сами дети, разучивают их во время подготовки  к мероприятию.

    Цель:  обобщить знания  воспитанников об основных правах ребенка.

    Задачи:  

    - разделить понятия «права» и «обязанности»;

    - показать единство прав и обязанностей;

    - сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам;

    - побуждать воспитанникам к защите своих прав;

    - воспитывать уважение к правам других людей;

    - способствовать активной жизненной позиции.

    Подготовительная работа

    •Поисковая работа старших воспитанников:

    - нахождение материала по Правам ребенка;

    - поиск фотографий и картинок для презентации.

    • Подготовить воспитанников которые будут участвовать в сценках (роли: мама, учитель, ученица, ученик, Маугли, Гарри Поттер.)

    • Изготовить книжку-малышку «Правовая азбука подростка»

    План занятия

    1. Игра «Имена»
    2. Интерактивная беседа «Право на имя»
    3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»
    4. Ролевая игра «Юридическая консультация»
    5.  Разбор ситуаций «Права и обязанности»
    6. Подведение итогов (рефлексия)

    Сценарий ролевого моделирования

    1. Игра «Имена»

    Воспитатель.  Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция

    «О правах ребенка».

    Сегодня мы будем говорить о правах детей.

    Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться с места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первая.

    (Воспитатель называет свое имя, например: « Оксана - опрятная» Воспитатель показывает на воспитанника, и дети по цепочке принимают участие в игре: называют свое имя и добавляют к нему прилагательное.

            2.Интерактивная беседа «Право на имя»

    Воспитатель.  Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

    Воспитанники. Конечно, имеем.

    Воспитатель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?  Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

    Воспитанники. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождения, а у кого есть паспорт в нем.

    Воспитатель. Да свидетельство о рождении это первый документ  человека. А в 14 лет человек получает паспорт.  Еще в этих документах записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права?  Где они записаны? Кто их утвердил?

    Примерные ответы воспитанников.

    -В конституции, законах, указах и т.д.

    -разрабатывает президент, депутаты и т.д

    1. Мини-лекция  «Конвенция о твоих правах»

    Воспитатель.  Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года  Организация Объединенных наций. Это авторитарная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов  людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились  в организацию Объединенных наций.

    К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия,  голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными  оказываются дети. Они даже  в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей,  и была принята Конвенция «О правах ребенка».

    Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

    Какие же права есть у детей всего мира?

    Воспитатель показывает презентацию, приготовленную совместно со старшими воспитанниками.

    4.Ролевая игра «Юридическая консультация»

    Воспитатель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте  себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (мы их рассмотрели  в презентации). И к вам за советом приходят литературные герои, давайте их внимательно выслушаем и разъясним какие их права нарушены ссылаясь  на Конвенцию о правах ребенка.

    Маугли: « Так случилось, что я долгое время жил в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как все дети?»

    Примерные ответы воспитанников:

    - Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 –летнего возраста. Вам еще нет 18, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

    Маугли: « Но я не умею говорить человеческим языком. я говорю на языке зверей и птиц.  Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?»

    Примерные ответы воспитанников:

    - Согласно Конвенции  «О правах ребенка» никто не имеет права унижать человеческое достоинство.

     - Согласно Конвенции  «О правах ребенка» никто не имеет права  подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

    - Согласно Конвенции  «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

    - Согласно Конвенции  «О правах ребенка» вы имеете право  на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

    Воспитатель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя. Гарри Поттера.

    Гарри Поттер: « Мой опекун постоянно перехватывает  и читает письма, адресованные мне. нарушает ли он мои права?»

    Примерные ответы воспитанников:

    - Согласно Конвенции  «О правах ребенка» каждый ребенок  имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

    - Согласно Конвенции  «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

    Воспитатель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

    Примерные ответы воспитанников:

    - Не все знают права детей.

    - Не считают детей полноценными людьми.

    - Не уважают детей, считают их глупыми.

    Воспитатель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноценными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их права.

    1. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

    Воспитатель.  Ребята, у каждого человека  есть права. Но пользоваться ими можно тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. а всегда ли мы это делаем?

    Предлагаю посмотреть несколько сценок и дать  оценку поведению героев.

    Сценка 1.

    Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

    Сын.  А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

    Воспитатель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться , кто здесь прав.( Сын нарушает право соседей  на отдых в тишине. он не уважает права других людей)

    Сценка 2

     Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

    Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над ребенком.

    Воспитатель. Объясните, Оле, в чем она не права.

     ( Кроме прав у Оли есть и обязанности – дежурного, как и всех детей класса. Кроме того, есть обязанность уважать прав других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)

    Сценка 3

    Учитель. Костя, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

    Костя. А что здесь такого? Я имею право сидеть  на занятия своим любимым делом – рисованием!

    Воспитатель. Кто разъяснит, почему Косте его права и обязанности?

    ( Другие дети имеют право сидеть за чистой партой. Костя должен уважать права других учеников класса)

     6. Подведение итогов (Рефлексия)

    Воспитатель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

    Примерные ответы детей:

    - Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

    -понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

    - свои права нужно знать, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

    Воспитатель. У каждого из вас есть смайлик, придайте ему такое выражение какое у вас осталось после занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конвенция о правах ребенка в стихах и картинках

    Данная презентация может использоваться как на уроках, так и во внеурочное время, а также для показа родителям на родительских собраниях....

    Конвенция о правах ребенка

    Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?...

    Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребенка"

    Данный материал может быть использован при проведении мероприятия по гражданско-патриотическому мероприятию  в начальных классах по теме "Конвенция о правах ребенка"...

    Презентация "Конвенция о правах ребенка"

    Презентация к классному часу в начальной школе на тему "Конвенция о правах ребенка"...

    «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка».

    «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»...

    Методическая разработка Инсценировка сказки ««Морозко» и Конвенция о правах ребенка»

    Методическая разработка Инсценировка сказки ««Морозко» и Конвенция о правах ребенка»...