Классный час на тему «Мы все разные, но права у нас одинаковые», (тренинг по Конвенции о правах ребенка)
классный час

Щербакова Наталия Васильевна

Классный час на тему

«Мы все разные, но права у нас одинаковые»,

(тренинг по Конвенции о правах ребенка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya_konventsiya_o_pravah_rebenka.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему

«Мы все разные, но права у нас одинаковые»,

(тренинг по Конвенции о правах ребенка)

ЦЕЛИ:

  • Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • формировать положительное отношение к правам других.

Ход мероприятия

  1. Игра «Мы похожи. Мы разные»

Дети становятся в две шеренги напротив друг друга. Один ученик, обращаясь к другому говорит: «Мы похожи тем, что…». Другой ему отвечает: «Мы отличаемся тем, что…»

  1. Беседа

- Все люди разные. У нас разные имена, разный цвет глаз, волос, голоса, и еще многое, что нас отличает. Но у нас и много общего. Прежде всего то, что мы  люди, а все люди живут по общим правилам, т.е. имеют права. Подобно тому, как милиционер регулирует движение транспорта на дороге, так и право регулирует отношения между людьми, между гражданами и государством и даже между государствами. А значит,  их надо уважать.

А эти права где-нибудь записаны, как вы думаете? Да, эти права обязательно записываются в документе, который называется ЗАКОН. У разных стран, у разных народов, у разных государств свои законы, но в них бывает много общего. Так получается потому, что у многих государств (на определенной территории с границами живет какой-нибудь народ со своим правительством) цели зачастую бывают одинаковые: принять такие общие правила поведения (права), чтобы хорошо было всем, и выполнять их.

И сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах.
Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется
«Конвенция о правах ребенка»

Ученик:  Конвенция о правах ребенка – это самый важный документ, который защищает детей и их права. Он был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 20 ноября 1989 года. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права. Конвенция включает 54 статьи.  Каждый ребенок имеет равные права, в независимости от национальности, пола, религии и других особенностей.

20 ноября 2019 года Конвенция о правах ребенка отпраздновала свое 30-летие.

Учитель: Кто-то может сказать: «А я живу без всяких там прав и прекрасно себя чувствую».

- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

•        «ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению».

•        «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».

•        «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

- Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств, в том числе и Республика Беларусь. Именно эта организация и разработала Конвенцию о правах ребенка.

3 Знакомство с отдельными статьями Конвенции

- Послушайте стихи и скажите, о каких правах в них говорится:

1  Мы все равны в своих правах:

И взрослые и дети.

Все языки и расы, веры,

Все люди на планете.

2  Право есть у нас такое.

сохранить своё здоровье –

Заболеть, если случиться –

Каждый вправе полечиться.

3 Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу – он не прав –

Не дано таких им прав.

4  Не может вас никто пытать,

Больно делать, обижать.

Вы запомните одно –

Бить людей запрещено.

5  О правах своих послушай

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права других.

6 Этих прав  лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливыми нам всегда.

- Какие права здесь перечислены? (право на жизнь, на лечение, на учебу, на безопасность)

Работа с рисунком. Чтение и комментирование основных прав ребенка.

4. Пример из литературы

- Что происходит, если права нарушать.  Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? (Дети отвечают.)

- Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем непохож на других.)

- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который непохож на них цветом кожи, внешним видом, говорит на другом языке? (Дети отвечают.)

  1. Права и обязанности

-Но бывают ситуации, когда своими правами злоупотребляют. И при этом нарушают права других людей. Послушайте сценки.

Первая сценка

Мама. Ваня, сделай пожалуйста музыку потише! Уже очень поздно, ты разбудишь весь дом!

Сын. А я имею право на отдых, а также досуг! Я всегда отдыхаю с громкой музыкой! И выключать ее не буду! (Сын не уважает право других людей на отдых в тишине)

Вторая сценка

Учитель. Катя, ты сегодня дежурная, полей, пожалуйста цветы и подготовь доску к следующему уроку.

Катя. Я не буду дежурить! Вы не имеете права заставлять меня дежурить! В Конвенции прав ребенка говорится о том, что насилие над детьми запрещено! (У Кати есть не только права, но и обязанности. Одна из которых обязанность уважать право других людей на чистоту)

Сценка третья

Учитель. Даня, ты опять разрисовал парту! Дети её только что вымыли!

Даня. У меня есть право заниматься своим любимым занятием – рисованием!

(У других учеников есть право сидеть за чистой партой.)

Сценка четвертая

Учитель. Ира, ты почему на уроке русского языка бегала по классу?

Ира: Я имею право на свободу перемещения!

(Ее одноклассники имею право на образование, она нарушает это право)

- Эти ученики забыли, что кроме прав есть и обязанности. Есть такое утверждение: Нет прав  без обязанностей, нет обязанностей без прав. Согласны вы с таким высказыванием?

- Какие обязанности есть у учеников? Где они записаны? Главным документом, где прописаны права и обязанности ученика, является Устав гимназии. А ещё о правах и обязанностях ученика вы можете прочитать в дневнике.

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Правила поведения в школе
- А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.
 
Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-
После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
        Обсуждение

Задание № 2. Определите, что  является обязанностью школьника
 -
Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
 -
Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
 -Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому
- А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...)
- Каждый из вас имеет право на семью. А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей
- Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей.

  1. Игра «Паутина»

Выходит ученик. Читает право и  подбирает соответствующие ему обязанности. Например, «У нас есть право на имя, и есть обязанность не нарушать  право на имя своих одноклассников и не давать обидные клички.»

Виды карточек:

  • Право на безопасность
  • Право на учебу
  • Право на собственное мнение
  • Право на защиту от жестокого обращения
  • Право играть и дружить
  • Право быть понятым и принятым таким, какой я есть
  • Право творить, отдыхать

7. Практическое задание «Паспорт»

-Я предлагаю  начать писать свою книгу по правам человека, назовем ее, например «Мой паспорт».  Пусть первая страничка книги будет называться «Кто я?». На первой страничке обведите свою ладонь, напишите своё имя, фамилию. Приклейте фотографию. На второй странице кратко напишите о себе: запишет, сколько  лет, какие  интересы, что  любишь и немного о своей семье, домашних животных и обо всем, что  нравится. Здесь же  можно описать своё заветное желание. На третьей странице напишите «Мои права». На четвертой – «Мои обязанности». В дальнейшем при изучении прав  можно записывать интересные суждения, делать тематические рисунки.

Все странички паспорта разные, кроме последних двух. Права и обязанности у всех общие.

  1. Подведение итогов

   Дети!

 За свое будущее мы все в ответе!

Права и обязанности все свои знайте,

Вы, дети!

Хорошими людьми вырастайте!

Ваши права в ваших руках! Всем всяких благ!

Вывод. Мы сегодня с вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.

- Какие документы защищают ваши права?

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему толерантности:"мы разные"

классный час помогает учителю познакомить с детей с понятием "толерантность", учит детей находить компромиссы в конфликтных ситуациях....

Классный час на тему "Доктора бывают разные"

Сюжетно – ролевая игра «У врача»...

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...

Классный час по теме: "Труд бывает разным. Мир профессий"

Классный час построен с использованием технологий: игровой, групповой, проектной. Занятие поможет учащимся расширить мир профессий....

Конспект классного часа на тему: «Путешествие по разным странам», 2 класс

Цели: 1. Расширение представления детей о праздновании Нового года в России и других странах;2. Развитие речи, внимания, мышления, сообразительности, находчивости....

Классный час на тему: «Все – мы разные, все мы – равные!»

Все – мы разные, все мы – равные!(классный час для учащихся 3-4 классов)Цели: Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, ф...

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Классный час имеет целью обобщить знания об основных правах ребёнка; показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам; воспитывать уважение к прав...