классный час на тему толерантности:"мы разные"
классный час по теме

Рязанцева Ирина Владимировна

классный час помогает учителю познакомить с детей с понятием "толерантность", учит детей находить компромиссы в конфликтных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_my_raznye.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Комментарий к  классному часу:  «Мы разные, но мы вместе»

   Человек, большой или маленький, никогда не живет  один. Его окружают множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, мужчин и женщин, знакомых, близких, родных и совершенно незнакомых. У каждого свои возможности, мозг каждого человека изначально имеет свои врожденные особенности, а значит, попав в одни и те же условия, мы станем разными людьми. То, что мы разные, - это важнейший фактор развития общества.  Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя, на близких тебе людей? В русском языке существует понятие «терпимость». Ты -  другой, но я уважаю твое право быть другим.

   Сейчас очень широко используют понятие «толерантность». Само слово происходит от латинского слова «tolerantia» - терпение. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к  другому и предлагается рассматривать толерантность в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

   Итак, воспитание толерантности к непохожим на тебя людям, воспитание терпимости, понимания, интереса к другому человеку и к его видению мира становится в нашем обществе одной из важнейших задач, стоящих перед взрослыми людьми по отношению к подрастающему поколению.

   Какие же конкретные шаги должен предпринять учитель. Когда он видит, что какого-то ребенка обижают, унижают, не принимают в свое сообщество? Во-первых, повысить его статус. Найти у этого ребенка такие достоинства, которые ценятся в обществе. Неплохо было бы, если они ценились не только взрослыми, но и детьми. При этом не стоит действовать в «лоб», просто рассказывая классу, какими достоинствами обладает этот ребенок. Лучше создать ситуацию, при которой он сможет проявить себя в действии. Очень хорошо, если эти его действия будут востребованы коллективом.  Становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей – одна из важнейших задач в моей работе. В решении столь не легкой задачи помогает реализация на практике технологии развивающего обучения и создание ситуации успеха. Стараюсь каждому из своих учеников дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Создание ситуации успеха приводит к сотрудничеству учителя и ученика. Воспитывая личность, необходимо создавать ей ситуации успеха, одобрения, Главное в моей педагогической деятельности  – видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее, считать, что все дети талантливы. Афоризм гласит: успех ученику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.

   Огромное значение для полноценного развития и воспитания детей имеет разнообразная внеклассная работа, которую провожу, где дети участвуют в роли организаторов и рядовых исполнителей. Именно внеурочная, внеклассная деятельность, а также создание ситуации успеха, дают возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества таланты и склонности. Основой воспитательной системы в моей работе является создание в классном коллективе:

  • комфортной атмосферы жизнедеятельности;
  • развитие партнёрских отношений между детьми;
  • активное участие всего класса во всех мероприятиях, конкурсах;
  • в соревнованиях, проводимых в школе;
  • сотрудничество и активная  взаимосвязь с родителями .

   Задача учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профессиях или одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, воображение. Конечно, чтобы воспитывать у детей уважительное отношение к другому человеку не за то, что он обладает какими-то выдающимися качествами или такими качествами, которые нравятся нам, а просто потому, что он имеет право быть другим, взрослому самому нужно воспитать в себе такую же терпимость к другим. В первую очередь, надо позволить детям иметь свою индивидуальность, быть другими, а не такими, как хотелось бы или было бы удобно нам. Ведь дети – это тоже люди, только маленькие.

Классный час: «Мы разные, но мы вместе»

Цели:

  •   формировать толерантное и уважительное отношение к личности;
  •    учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
  •    развивать навыки разрешения конфликтов;
  • стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания  толерантности.

Ожидаемые результаты:

 метапредметные:

  1. Оптимизация межличностного общения учащихся.
  2. Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.
  3. Осознание неповторимости себя и окружающих

                                                               предметные:

  1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность».  
  2.  Умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
  3.  Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

                                                            личностные:

  1. Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии  проблему.
  2. Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.
  3. Учить анализировать себя и свои поступки.

коммуникативные:

  1. Формирование умения аргументировать, высказывать собственное  мнение, отстаивать свою  позицию.
  2. Учиться работать в парах.

Наглядные пособия:  компьютер,  проектор, презентация «Мы разные, но мы вместе», презентация песни «Улыбка»,  апельсины, корзинка, клубок толстых ниток,  карточки - задания

Ход занятия:  

I.Приветствие гостей

 Учитель:

-Дети, сегодня у нас много гостей. Вы ждали гостей? Вы рады им?  Поприветствуем их.

II. Постановка темы и формулирование задач.

Ребята, вы каждый день встречаетесь в школе, общаетесь друг с другом. Среди вас случаются и ссоры, и непонимание друг друга, и конфликтные ситуации, а чтобы этого избежать необходимо учиться жить в коллективе.

Учитель:

- Предлагаю вам сегодня на классном часе поиграть. Для этого вам необходимо разделиться на команды.(Дети делятся на команды)

III.Исследовательская деятельность. 

1.Упражнение “Апельсин” (актуализация темы)

Цель: осознание каждым обучающимся своей индивидуальности.

Для проведения этого упражнения необходимы апельсины(апельсины –по числу участников). Ведущий высыпает апельсины в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время

участникам предлагается внимательно рассматривать свой апельсин,

изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все

его индивидуальные «черточки». Затем апельсины  складываются обратно в тарелку, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача

каждого участника – найти свой апельсин.( Как правило, свой узнается с

первого взгляда). После того как все апельсины нашли своих владельцев,

ведущий приступает к обсуждению. Кто как свой апельсин запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти

(запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои

орехи, а в конце останется нужный).

 Вывод: на первый взгляд, кажется, что все апельсины очень похожи, но

если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно

заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой апельсин с другими . 

2.Упражнение «Облака»(Слайд 1)

Сравните облака ( на сладе фотографии). На что они похожи? Видели ли вы когда-нибудь одинаковые облака? (Нет). Найдите отличия одного облака от другого.

3. Упражнение «Кленовые листочки». (Слайд 2)

Учитель:

- Вам было дано задание найти и принести одинаковые листочки с одного дерева. Вы справились с этим заданием?

(Дети отвечают, что это невозможно и делают вывод: в природе одинаковые объекты встречаются крайне редко).

4.  Задание в парах «Рисунок линий  на ладонях».

(Дети сравнивают линии на своих ладонях). (слайд 3)

Вывод: у людей двух абсолютно одинаковых узоров на пальцах и ладонях не бывает. Это говорит об уникальности каждого человека. Его уникальность – это ценность. Поэтому, вам  нужно быть внимательными и заботливыми по отношению друг к другу, к своим близким,  а также к себе

  1. Игра «Давайте познакомимся»(Слайд 4)

Учитель:

Сейчас мы с вами  поиграем в игру « Давайте познакомимся»

Вы, наверняка скажите: " Да мы уже давно знакомы!"

А давайте проверим!   

Задание для 1 группы – построиться по цвету глаз(от самых светлых до самых темных).(Слайд 5)

Задание для 2 группы – построиться по росту (от самого высокого до самого низкого). ).( Слайд 6)

Задание для 3 группы – построиться по длине волос( от самых коротких до самых длинных

Учитель:

-Как вы думаете, можно ли среди вас найти совершенно одинаковых хотя бы 2 человек?(Нет)

А что нас отличает?(Цвет волос, рост, цвет глаз, одежда, национальность.(Слайд7)

Учитель:

А что объединяет?( Нас объединяет то, что все мы люди, живем в одной стране, на одной планете, учимся в одной школе,в одном классе, занимаемся одним делом)

Вывод: Необходимо помнить,что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя .

Учитель:

- С какой целью мы проводили эти игры?( Чтобы показать,что все мы разные)

-Попробуйте определить тему классного часа. 

 (Мы разные – но мы вместе)    ( Слайд 8)

-И мне трудно даже представить, наш класс без кого-то из вас .

 Игра  «Класс без меня…»

Учитель:

- Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются ребята, мы сейчас узнаем из игры «Класс без меня». Итак, продолжите фразу:  «Класс без меня был бы неинтересен, потому что я…»  (знаю много игр, хорошо рисую, умею петь, играю в футбол и др.)

- Какой же вывод? (Мы все разные – но все-таки мы вместе! )

Каждый ученик нашего класса неповторим, обладает уникальным сочетанием черт, привязанностей, интересов.(Слайд 9)

Дети читают стихи:

1. Все мы очень разные! Но все  при этом равные!

2. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить.

3. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

4. Ведь каждый из нас индивидуальность,
   И в этом, конечно, и есть уникальность!

5. Мы разные? Мы равные!
   И нет преград для дружбы

6. Мы дети все, мы просто дети
   Нам сориться не нужно!

7. Различиями нашими мы будем восхищаться!
   Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

7. Мини- спектакль « Крошка Енот» (играют дети).(Слайд 10-11)

Учитель:

- Давайте вспомним добрую, умную, поучительную сказку  «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» в исполнении детей 3 класса

 (Дети инсценируют сказку.  Действующие лица:  Крошка Енот,  Мама Енотиха,  автор)

Автор:    Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Однажды Мама Енотиха сказала.
Мама:    Крошка Енот, можешь ли ты один сходить к быстрому ручью и принести раков на ужин?
Крошка Енот:    Ну да, конечно, я наловлю вам таких раков, каких вы никогда ещё не ели.
Автор:    Крошка Енот был маленьким, но храбрым.  Он побежал к реке. Остановился и заглянул в реку. Кто- то сидел в реке! Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Крошка Енот поднял вверх свою большую палку и погрозил ею. Но у того в реке тоже была палка. И он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и побежал домой.

  Крошка Енот:    О, мама, мне так хотелось пойти одному за раками!  Мне так хотелось принести их на ужин домой!
Мама:    И ты принесёшь! Вот что я тебе скажу, Крошка Енот. Вернись назад, но на этот раз...не строй рож, , не бери с собой палки.
Крошка Енот:   Что же я должен делать?
Мама:    Только улыбнуться!  Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.
Крошка Енот:   И больше ничего?  Ты уверена?
Мама:    Это всё. Я уверена.
Автор:   И он пошёл обратно к пруду.  
Крошка Енот( сам себе):    Может быть, Он ушёл наконец!
Автор:    Нет, не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот заставил себя остановиться. Потом заставил себя заглянуть в воду. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!

Крошка Енот: Он хочет со мной дружить!

Учитель:

- Чего не понимал Крошка Енот? (Того, что как ты будешь относиться к людям, так и они будут относиться к тебе).

Учитель:  Это, конечно, сказка, но и в жизни улыбка способна воздействовать на окружающих. Увидев улыбающееся лицо, окружающие тоже начинают улыбаться.

V. Музыкальная физминутка

А теперь мы отдохнём. ( песня « Улыбка») (Презентация песни)

Учитель:

- Улыбка всегда располагает к общению,  уважению,  вниманию и доброте.

Игра  «Магазин»

Учитель:

Сейчас мы с вами «пойдем в магазин».(Выбираем продавца) Но магазин этот непростой. В этом магазине можно «купить» себе положительные черты характера. Но не за деньги, а за свои отрицательные качества..

   Запишите на карточках свои черты характера от которых вы хотите избавиться и смело идите в магазин за хорошими.

 (Дети выстраиваются в очередь  и обменивают карточки

 Вывод: Очень важно уметь не только видеть характер другого человека, но и свой собственный.

-Покажите какие качества вы для себя выбрали. Назовите их.

-Как назвать человека, который  ими обладает ?(Толерантным)

(Выступление ученика о Международном дне Толерантности)(Слайд12-13)

16 ноября отмечают Международный день Толерантности.       

Этот праздник был учрежден в 1996 году .Его создали для того, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия, терроризма и экстремизма. Эти явления пробуждают тревогу и заставляют правительства стран с ними бороться, а праздник – день толерантности им в этом помогает. Символом дня толерантности является радужный флаг

9.  Игра «Ситуация»

Учитель:  А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе. (слайд 14)

  • Товарищ  нечаянно сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударишь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой (братом) .

1. Ты попытаешься объясниться с ней (ним).
2. Ты обижаешься и мстишь ей (ему).

  • С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью взрослых или товарища.

  • Ты недоволен собой.
  1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
  2.  Ты все сваливаешь на других.

Ученица рассказывает стихотворение.

  Мне сказали слово злое, грустно стало на душе,
 Захотелось мне, не скрою, злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови, злое слово подбирать.
Но подумала: любовью надо раны врачевать.

 И тогда, чтоб ты не дулась, не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась. Стало вдруг легко-легко…

Учитель. -Как поступите вы в такой ситуации?

-  Прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!

Дети делают вывод: нужно терпимо и  уважительно относиться к другому человеку. Делай добро! Это принесет больше счастья, больше удовлетворения!

Учитель:

-Приятно когда тебя окружают внимательные и заботливые люди, когда тебе говорят добрые слова, но «чтобы поверить в добро, надо начать его делать», а поможет нам в этом игра «Клубочек дружбы»(Слайд 15)

V. Подведение итогов. Игра  « Клубочек дружбы

 Встаньте в круг.  

(Учитель берет клубок в руки).

Передавая этот клубок, скажите своему однокласснику «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне понравилось, как  ты…». Первым произносит фразу учитель, далее клубок передается следующему, но начало нитки остается в руках у учителя. В конце, пройдя через руки всех участников, клубок возвращается к учителю, нить замыкается.

Учитель:

-Приятно ли тебе говорить добрые слова другим людям?

-А слышать о себе приятные слова?

В этом разноцветном мире  все мы связаны одной ниточкой, чаще  всего она остаётся  невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека. Всегда  важно помнить об этом.

   Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку (на этих словах можно ножницами разрезать между 2-3 учениками нить) и тогда  человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам.

Учитель:

- Мы стоим в кругу, сделаем так, чтобы этот круг стал кругом толерантности. Положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. Напомните друг другу, как звучит тема нашего классного часа!

                                         «Мы разные, но мы вместе».

Очень хочется, чтобы эти слова для вас стали девизом.

VI.  Рефлексия.

Учитель:

Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. Давайте  ваши апельсины превратились в талисманы толерантного человека.  Для этого  напишите на них слово, которое вы считаете наиболее важным качеством личности. Зачитайте их.Помните эти слова. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Толерантность".

Классный час на тему "Толерантность"....

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

Классный час на тему "Толерантность"

Классный час на тему "Толерантность"...

Классный час на тему "Толерантность"

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»...

Классный час по теме "Толерантность"

Знакомство с термином "толерантность", развитие стремления быть терпимым в обществе....

Классный час по теме "Толерантность"

Знакомство с термином "толерантность", развитие стремления быть терпимым в обществе....