« Дорогою добра…»
классный час (2 класс) на тему

Суть воспитания мы видим в формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в  школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о близких людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Данное мероприятие поможет представить стратегию и тактику работы над нравственными качествами личности, в частности, «доброта»; показать, насколько важно быть добрым человеком;  воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания, и т. п.

Система заданий поможет детям регулировать свои действия в обществе с помощью норм морали, выработать свой стиль, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час  во 2  классе

 « Дорогою добра…»

Подготовила и провела: учитель начальных классов Модорова М.Ю.

Содержание разработки мероприятия

           Суть воспитания мы видим в формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в  школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о близких людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Данное мероприятие поможет представить стратегию и тактику работы над нравственными качествами личности, в частности, «доброта»; показать, насколько важно быть добрым человеком;  воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания, и т. п.

Система заданий поможет детям регулировать свои действия в обществе с помощью норм морали, выработать свой стиль, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.

Направление: Духовно-нравственное

Цель:

 Формирование норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностных отношений учащихся.

 Задачи:

1. Формировать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности, знания о категориях добра и зла;

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

3. Создать условия для развития умения строить отношения с окружающими;

4.Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

5. Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

6. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Функции:  Формирующая 

Тип классного часа: нравственный

Форма проведения:  игра- путешествие

Формы организации деятельности учащихся:

Индивидуальная, фронтальная.

Методы: беседа, пример, воспитывающие и игровые ситуации

Планируемые  результаты:

  • Личностные: осознавать необходимость изучения темы, формировать нравственные качества: умение творить  добро, ценить добрые отношения; давать оценку жизненным ситуациям и поступкам, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность.
  • Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми .
  • Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, устанавливать связи между изучаемым материалом  и жизненным опытом, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
  • Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли, воспринимать другие мнения и формулировать собственное.

Условия использования результатов реализации:

Применение  полученных знаний в повседневной жизни.

Срок реализации:  

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация

Музыкальное сопровождение

Выставка рисунков и фотографий, шапочки с вежливыми словами, солнышки, тучки, сигналы светофора.

                             

Ход занятия

«Жизнь  дана  на  добрые  дела».              

Организационный момент.

Всем, всем добрый день!

- Дорогие, ребята давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу и нашим гостям!

Дарите друг другу тепло и улыбки!

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

- Сегодня  мы совершим увлекательное путешествие в одну  необычную волшебную страну, которой нет на карте.

А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
ДОБРОТА.

Ребята, наверное, вы уже догадались,  о какой стране идет речь.  Как она называется? 

(Страна Доброты). Какая она?

 (В ней люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу,  любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова). - Ребята, давайте поразмышляем,  Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей

- Добрый человек - это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.

- Добрый человек любит природу и бережёт её.

- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

- Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми)

 

Сейчас об этом расскажут ребята:

К Счастливой стране ведут все дорожки.
Живут там счастливые милые крошки,
Там Вера с Добром поселились на веки.
Там ветер – из смеха, из радости – реки.

Там рыжее солнце играет лучами,
Там звонкие звёзды хохочут ночами
И маленьким жителям этой страны
Спускают на лучиках добрые сны.

К Счастливой стране по светлой дороге
Лишь добрые люди идут без тревоги.
Все добрые люди, счастливые люди
Творят чудеса и мечтают о чуде.

- Я приглашаю вас  в путешествие. По дороге в эту удивительную страну мы пройдём по мостику Улыбка, построим дом Доброты , поселим в него добрых героев, запустим золотых рыбок в море Добра для исполнения желаний, посадим цветочную полянку Волшебных слов, остановимся на перекрёстке Дружба , пробежим по тропинке Веселье и запустим в небо птичек(ладошки)или подарим частичку своего сердца самым дорогим для вас людям.

- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни.

Хорошо бродить по свету
С карамелькой за щекой.
А еще одну для друга
Взять в кармашке про запас.

Пр: Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.

  1. Хорошо бродить по улице

С теплым кроликом за пазухой,
Принимая как награду
Сердца маленького стук.

3. Хорошо бродить по городу
С белым голубем в цилиндре,
С красным шариком на ниточке,
И с улыбкой до ушей.

(звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»):

Дождик по земле босиком прошёл,
Клёны по плечам хлопал...
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись песенкой своей,
Рассыпая смех звучно...
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно!

1 куплет песни фунтика

- Итак, все  готовы? Отправляемся!

- Перед нами мостик Улыбка  Посмотрите, как ярко светит солнышко. Оно согревает всех  и посылает свои лучи всем людям, чтобы они стали добрее и у каждого из вас на парте лежит такой лучик. Давайте прочитаем, то, что на них написано и узнаем,  без чего не может быть доброты.

Верность, честность, ласка, нежность, сочувствие, забота, милосердие, радость, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, милосердие, прощение, трудолюбие, уважение, улыбка, внимание, мечта, благодарность, скромность.

А сейчас послушаем как про это  нам расскажет ………

(исслед раб)

В толковом словаре Ожегова.

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Жить  достойно – значит жить по заповедям? Я думаю уместно вспомнить заповеди Иисуса Христа (их десять). Вот некоторые из них:

- Возлюби ближнего как самого себя.

- Почитай отца и мать.

- Не убий.

- Не укради.

- Не лжесвидетельствуй (то есть говори правду).

- Не возжелай из ближнего своего (то есть не проси)…

 О доброте говорили всегда и, прежде всего великие писатели.

"Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других.

Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. В жизни есть только одно несомненное счастье- жить для других".

Л.Толстой 

"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям".

Жан Жак Руссо 

"Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе".

Вильям Шекспир 

- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

- Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

- И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

- Так какие три понятия доброты мы узнали?

- Ребята, а как вы думаете, где живет доброта?

(Доброта  живет в сердце человека. Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети.).

- На пути у нас дом доброты, как вы думаете, какие люди здесь живут?

Подумайте,  о  каких  качествах  человека  говорится.  

человек, на которого всегда и во всём можно положиться, любит во всём порядок - …. добропорядочный

человек, у которого доброе сердце - …. добросердечный

человек, который желает другим добра - …. доброжелательный.

 человек с доброй душой и мягким характером - …. Добродушный.

К любому делу подходит ответственно, всё делает на совесть - ….добросовестный

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Давайте вспомним пословицы о доброте.

Пословицы о доброте:

- Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.

- Про доброе дело говори смело.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Худо жить без ласкового слова.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

- Добрые слова дороже богатства.

- В ком добра нет, в том и правды мало.

- Не ищи красоты, ищи доброты.

- кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Наша жизнь скучна без сказки,

Долог день, как целый год.

Взгляд добрей и ярче краски,

Если сказка к нам придет.

- Сейчас мы с вами поселим добрых героев в наш дом Я буду показывать героя, если добрый, вы будете хлопать в ладоши если  злой - тишина. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Водяной, Баба Яга, Морозко, Мальвина)

- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы читаете книги и умете отличать злых героев от добрых.

2 куплет песни фунтика

- Итак, все  готовы? Отправляемся!

- В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море и на нашем пути Море добра,  в котором живут необычные рыбки, а какие догадайтесь, подберите антонимы к словам  (Рыбки)

Плохо - хорошо

Зло – добро

Война - мир

Жадность- щедрость

Грубость – вежливость

Жестокость – ласка

Ложь - правда

Предательство - преданность

-Смотрите перед нами волшебное дерево добрых поступков. 

Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. В Евангелии от Матфея сказано: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.

Стихотворение-инсценировка М. Садовского «Доброе сердце» (Слайды)

Мальчик:

Я как-то в дом принёс щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

Девочка:

- Ну, что ж, сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка...

Мальчик:

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого,

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова:

Девочка:

- Ну, что ж, конечно - пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка...

Мальчик:

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

Девочка:

- Ну, что ж, конечно, пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка...

Мальчик:

Однажды я принёс ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное со страху.

Сказала мама:

Девочка:

- Пусть живут -

В квартире так чудесно,

А если потеснится, тут

И нам найдётся место.

Покорми собачку,

Накорми кота,

Им поможет выжить

Ваша доброта!

- Есть люди, которые оказывают благотворительную помощь престарелым людям, инвалидам, бездомным, сиротам. Они собирают пожертвования, устраивают благотворительные концерты, вечера, посещают одиноких людей, чистят парки, помогают в больницах, приютах для животных и т.д. их называют волонтёрами от английского слова volunteer – добровольный помощник.

-Вы нас и своих родителей тоже радуете добрыми делами. Вы  ребята сделали много добрых дел, давайте посмотрим на нашу стенгазету

(сделать уборку в доме;

навести  порядок  в  школьном  дворе;

накормить бездомную собаку;

подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;

отнести вещи в организацию по социальной защите населения;

 помочь  детям  сиротам  и  инвалидам;

сделать кормушки птицам зимой;

сделать скворечники весной;

помочь пожилому человеку нести сумку)

Перед  нами дерево Добрых поступков, посмотрите, ребята, от ваших добрых дел оно расцвело.

3 куплет песни фунтика

- Итак, все  готовы? Отправляемся!

- Вот так незаметно мы добрались до цветочной полянки Вежливых слов. Давайте их вспомним .

- Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.

(Выходят ученики, на шапочках написаны вежливые слова)

Доброе утро.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

                                                    (Н. Красильников «Доброе утро»)

Добрый день!

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Как две палочки связали

Теплоты и доброты.

 

Доброго пути!

Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

 

Спасибо.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

 

Пожалуйста.

Отменить что ли слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет. Пожалуй, что без «пожалуйста»,

Нам становится неуютно.

 

Простите.

Если мама нас бранит за шалости,

мы ей говорим: прости, пожалуйста.

Здравствуйте.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

До свидания

Уходя, обернись на прощанье

что ты должен сказать: До свидания

Сила  волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

Перекрёсток Дружбы

Давайте проведём небольшое исследование.

Поднимите руку те, кто считает себя добрым. А кого из класса вы считаете самым добрым. У вас на парте лежат ладошки и вы в них напишите, кому бы из ребят нашего класса вы протянули руку помощи,  кого считаете самым  добрым человеком в нашем классе. (Дети пишут). После занятия вы мне их сдадите и мы выясним, кто же у нас в классе самый добрый.

Хорошо, когда рядом есть  верный и надёжный добрый друг.  

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами!

Игра "Стоп - красный свет" (сигнальные круги)

- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку. Карточки у вас на столе.

  • Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.) 
  • На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.) 
  • Две девочки в столовой "хлюпают" носами, болтают за столом во время еды. (Красная.) 
  • Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.) 
  • По утрам убираем свою постель. (Зеленая.) 
  • После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.) 
  • Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете.
    (Красная.) 
  • Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.) 

Так мы с вами дошли до тропинки Веселье

«Делая доброе дело, не смущайся, что оно мало». Посмотрим  весёлый танец!

 Танец  с зонтиком (звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»)

Заключение

Учитель:  Дорогие мои ребята, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. 

Вывод:

Какие правила доброты вы усвоили в ходе занятия    (слайд)

  • Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду;
  • Прощать ошибки других;
  • Не жадничать;
  • Не завидовать;
  • Жалеть других.
  • Помогай другу в беде.
  • Умей с другом разделить радость.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Умей принять помощь, совет.
  • Не обманывай друга.
  • Относись к другу как к себе.
  • Умей признавать свои ошибки.

- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.                                                                                                                          

            ПОМНИ:     Попробуй не наступить, а уступить.

                                  Не захватить, а отдать.

                                  Не кулак показать, а протянуть ладонь.

                                  Не спрятать, а поделиться.

                                  Не кричать, а выслушать.

                                  Не разорвать, а склеить.

- Попробуй  - и ты увидишь, какими теплыми, радостными станут твои отношения с людьми, какое удивительное чувство согреет твое сердце. Спешите делать добро! Ведь добро творит чудеса!

 Рефлексия:

Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.

- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.

- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение  поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно –  поднимите тучку.


Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.

Давайте закончим наше внеклассное занятие песней, которая так и называется: Песня «Дорога добра»

Дорога Добра

Из телефильма «Маленький Мук»

Слова Ю. Энтина

Музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо…

Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!

3. Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь – не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

Домашнее задание

Придумайте и нарисуйте медаль самому доброму человеку.

Доп. Материал.

Игра-тренинг «Планета  добра».

Дети,  слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении планету добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Самоанализ классного часа    «Дорогою добра…»

       Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества…

                                                                               В.А.Сухомлинский.

Суть воспитания мы видим в формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в  школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о близких людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Данное мероприятие поможет представить стратегию и тактику работы над нравственными качествами личности, в частности, «доброта»; показать, насколько важно быть добрым человеком;  воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания, и т. п.

Система заданий поможет детям регулировать свои действия в обществе с помощью норм морали, выработать свой стиль, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.

Направление: Духовно-нравственное

Цель:

 Формирование норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностных отношений учащихся.

 Задачи:

1. Формировать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности, знания о категориях добра и зла;

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

3. Создать условия для развития умения строить отношения с окружающими;

4.Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

5. Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

6. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Функции:  Формирующая (формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. 

Форма проведения:  игра- путешествие (интересна тем, что развивает воображение учеников, помогает в игровой форме расширить их кругозор)

Методы: словесно-наглядный (рассказ, объяснение, показ  презентации); практический (игра); проблемно – поисковый (полные ответы учащихся на поставленные вопросы); исследовательский.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Подготовительная работа:  составление подходящего по уровню развития сценария праздника,  подготовка презентации,  разучивание стихотворений обучающимися, сценки, песен, танца, пословиц и поговорок о доброте, стенда «Жизнь дана на добрые дела», костюмов, подготовка дидактических материалов.

При подготовке к мероприятию ребята были очень активны, с удовольствием учили стихи, мини-инсценировки. Проводилась индивидуальная работа с каждым ребенком по выразительному чтению, декламации, усовершенствованию сценического мастерства.

Инициаторами проведения мероприятия были я и мои ученики.

Все этапы занятия логически связаны между собой, и мероприятие имеет логическую завершенность. Содержание  соответствует уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

   Помещение, где проходило мероприятие ( классная комната), было чистым и проветренным.

Проведение мероприятия выбрала в форме  путешествия, с элементами беседы и тематическими игровыми моментами.

1.Цель организационного этапа – психологически и эмоционально подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию. С самого начала создана доброжелательная и располагающая обстановка. Для  эмоционального настроя использовала стих и загадку. (Л. и К. ууд)

2.Самоопределение к деятельности - заинтересовать темой  беседы, подготовить ребят к восприятию. На этапе постановки учебной задачи дети при незначительной помощи учителя  назвали тему мероприятия.(Р.)

3.В основной части мероприятия, чтобы вызвать интерес старалась применять стихотворения, пословицы и поговорки,  наглядность и вопросы проблемного характера.(П) Учащиеся  анализировали ,обобщали, самостоятельно делали выводы.(К) (Р)Заранее продумала маршрут, по которому дети следовали всё занятие.  (Р) В ходе всего мероприятия проводила физминутку, с целью здоровьесбережения. (Л) Включила некоторые моменты исследовательской работы, которую заранее выполнила ученица(П). На протяжении всего занятия прослеживается связь с литературным чтением, русским языком, окружающим миром. Старалась,  чтобы беседа проходила ненавязчиво, где на конкретных примерах дети смогли бы отличить хорошее от плохого. (П). Участники мероприятия были активные, старались отвечать на все вопросы полными предложениями, высказывали свои мнения, участвовали в мини- инсценировке, рассказывали стихи, исполняли песни, танцевали.(Л)  Вводится новое слово(волонтёры)(П). Ребята  сами создают стенд о добрых поступках(Л) Считаю, что игровые моменты заинтересуют каждого учащегося, развивают логическое мышление, внимание, воображение, координацию движения, творческие способности, фантазию.

    Считаю, что мне удалось наладить хороший контакт с классом, общение было свободным и непринужденным. В общении с детьми старалась демонстрировать педагогический такт и доброжелательность.

  4.   Учащиеся дают самооценку, подводят итог мероприятия (Р)

 Кроме  того, я старалась уделить внимание такому вопросу, как развитие речи ребенка. Не секрет, что у большинства детей очень беден словарный запас. В процессе общения стараюсь работать над развитием творческого потенциала у детей, развиваю активность, любознательность, фантазию, оптимизм, доброту.

Задача учителя - не только научить детей учиться, но и помочь раскрыться маленькой личности. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который  должен обязательно реализоваться, а моя задача очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, доброту по отношению к другим, дать почувствовать свою ценность  независимо от успехов в учебной деятельности.

       Использованная мною компьютерная презентация, видеоролики  способствовали разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса.

Считаю, что на своем занятии  мы с ребятами раскрыли тему добра,  и я пробудила у детей стремление быть  добрыми по отношению к взрослым и сверстникам. Считаю, что это мероприятие сыграло большую роль в формировании и развитии духовности моих учеников. Цели, поставленные  учителем, были достигнуты. Ребята получили положительные эмоции, а это самое важное.

Педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

  • - Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.
  • - Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
  • - Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -  Твори добро.
  • - Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
  • - Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.

   Я хочу подарить эти высказывания всем присутствующим.

 Список использованной литературы:        

Словарь русского языка. Под ред. С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова, А. Б. Шапиро. — М.: 1956.Бачева Е.В. Уроки семейной любви. [б.и.], Пермь, 2005, 55 с.

Жиренко О.Е., Лапина Е.В. Классные часы по этическому воспитанию 4-5  классы. – М.: ВАКО, 2007, - 208 с.

Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н. Классные часы: 5  класс. – М.: ВАКО, 2010, - 240 с.

stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/67.htm

www.douchit.ru/1-gafiaj.php4

images.yandex.ru/yandsearch

сайт http://aida.ucoz.ru

 Мой путь к доброте. Классный час для учащихся 5 классов. Андреева К.Еfestival.1september.ru/articles/314477/

 «Воспитательная работа в  школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.

 «Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.

 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание (www.KM.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога добра

Минусовка и текст песни...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

"Дорогою добра"

Урок литературного чтения...

Презентация к уроку "Дорогою добра"

Презентация к уроку "Дорогою добра"      по духовно-нравственному воспитанию...

урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"

подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной  культуры...

Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"

С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...