Занятие "900 долгих дней и ночей".
методическая разработка (4 класс) на тему

Волченкова Татьяна Евгеньевна

Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая.

В плане «Барбаросс» разработанным военно-политическим руководством Германии, захвату Ленинграда отводилось особое место, поскольку этот город является политическим, экономическим, и военно-стратегическим центром Советского Союза.

Прошло уже более семидесяти лет с того грозного 1941 года, когда ранним утром 22 июня фашистские полчища вероломно напали на нашу Родину.

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 900_dlya_nsportal.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Открытое занятие

«900 долгих дней и ночей»

Воспитатель

Волченкова Т.Е.

                                                

Санкт-Петербург

2018 год

 «900 ДОЛГИХ ДНЕЙ И НОЧЕЙ»

 Цель: Воспитание чувства любви и уважения к истории своего города.

 Задачи:

Образовательная:

Познакомить с историей своего города.

Воспитательная:

Способствовать формированию духовно – нравственных  ценностей: гражданственности, патриотизма.

Коррекционная:

Развитие памяти, общего кругозора.

Оборудование: документальный фильм о блокаде (отрывок), музыка.

Оформление:  Стенд с фотографиями блокадного Ленинграда, рисунок с Ладожским озером, детские рисунки и газеты, посвящённые блокаде Ленинграда, плакат «Норма хлеба».

Ход занятия:

 Ведущий.

Прошло уже более семидесяти лет с того грозного 1941 года, когда ранним утром 22 июня фашистские полчища вероломно напали на нашу Родину.

(фонограмма Левитана о начале войны)

Чтец.

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

Ведущий.

Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая.

В плане «Барбаросс» разработанным военно-политическим руководством Германии, захвату Ленинграда отводилось особое место, поскольку этот город является политическим, экономическим, и военно-стратегическим центром Советского Союза.

Второй ведущий.

Немецкие войска наступали на всех фронтах. На северо-западном направлении,  преодолев  героическое сопротивление советских войск и прорвавшись через народное ополчение, испытавших нехватку оружия и боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года перерезал последнею железную дорогу, связывавшую Ленинград с остальной страной, и блокировал город. Началась героическая борьба Ленинградцев в условиях блокады.

Чтец.

На Ленинград обхватом с трёх сторон

Шёл Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артелерию  приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье,

Он сердца Ленинградское биение.

Второй ведущий.

Вскоре настала зима – блокадная зима 1941-1942года. Зима страшная. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125грамм.  Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякоти, целлюлозы.

Ведущий.

«Сегодня ела лишь студень из столярного клея… С хлебом перебои. Нет воды на хлебозаводе. По той же причине весь день и вечер горит, как факел, дом на Ивановской улице нечем тушить. Горит и уже не один день, Гостиный двор. Ноги еле ходят. Хоть бы скорей весна.

Второй ведущий.

Зимой 1941-1942года в городе не было топлива и электроэнергии. Замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Люди истощенные голодом, измученные непрерывными бомбёжками продолжали жить, трудиться и бороться.

Чтец.

В метельной ночи Ленинграда

Померк Петропавловский шпиль

С твоими ветрами, блокада,

Клубится морозная пыль.

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведёрком пустым

Чуть движется, а за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мёртвую мать…

(отрывок документального фильма, о Тане Савичевой).

Второй ведущий.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в Ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, замерзающие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром, 30 января 1942года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

        Но гитлеровцы просчитались. Люди пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Чтец.

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право - жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим.

Есть передышка- мы передохнём,

Нет передышки- снова будем драться

За город пожираемый огнём,

За милый мир, за всё, что было в нём.

За милый мир, за всё, что будет в нём,

За горд наш; испытанный огнём,

За право называться Ленинградцем!

Ведущий.

В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжёл путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила.  Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики  шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Чтец.

Девочка руки протянула

Уснула

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

Ведущий.

Ольга Бергольц  писала: « сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам». Город не только жил, он давал фронту танки и самолеты.

        Но рабочие требовались ещё больше, так как прежние уходили в ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных  училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, измождённые, они по 12 – 14 часов не выходили из промёрзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

(песня о Ленинграде из к/ф «Зелёные цепочки»).

Второй ведущий.

900 дней и ночей Ленинград находился во вражеской блокаде. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землёй, не занятой врагом. Эта дорога была названа Дорогой жизни.

        22 ноября 1941года по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Чтец.

«Дорогой жизни» шёл к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Второй ведущий.

«Во время ночного рейса машина Филиппа Сапожникова встала посреди озера – заглох мотор. Мороз около 30 градусов. Филипп работал без рукавиц, устраняя неисправность в моторе. Рукавицы мешали. Пальцы побели. Чтобы подогреть коллектор, Филипп облил бензином свои рукавицы и поджёг их. Пламя жгло обмороженные кисти, но он работал, а потом голыми руками крутил рукоятку.  К месту назначения Сапожников привёл машину, управляя локтями».

Вплоть до 23 апреля 1942года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощённых людей. Скольких людёй спасла эта дорога. Народ очень точно назвал её «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942года, но с весной в город пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они

приводили в порядок дворы и улицы. Летом была вскопана и

засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Ведущий

22декабря 1942года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».  Один миллион пятьсот тысяч ленинградцев были представлены к награде, из них 15249 детей.

Чтец.

Кто в город не пустил врага,

Кто в смертной схватке

Одолел блокаду,-

Тому, как высший орден, дорога

Медаль «За оборону Ленинграда».

Ведущий.

13января 1943года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13января 1944года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город был полностью освобождён от блокады.

        Ленинградцы выстояли и победили. 27января 1944года день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали город-фронт и все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобождён от  вражеской блокады!».

Прошло 74 года. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершённый ленинградцами в годы блокады навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных монументальных и мемориальных комплексах.

Чтец.

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Пол города лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновение

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания).

(песня М. Бернеса «Я люблю тебя жизнь»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация "900 дней и ночей", посвященная годовщине Ленинградской блокады.

Презентацию можно использовать при проведении классого часа, посвященного снятию блокады с города-героя Ленинграда. Презентация содержит фотоматериалы военных лет, некоторые исторические данные....

900 дней и ночей

Урок русского языка в 3 классе...

классный час 3 класс "200 дней и ночей Сталинграда!"

учитель: Узденова М.М.3 класс  2013г...

Сталинградская битва. 200 дней и ночей.

Презентация и сценарий "Освобождение Сталинграда"....

Классный час "1418 дней и ночей"

Классный час, посвящённый трудным испытаниям во время Великой Отечественной войны....

Классный час "1418 дней и ночей"

Классный час, посвящённый трудным испытаниям во время Великой Отечественной войны....

Классный час "1418 дней и ночей"

Классный час посвящён рассказу о трудных днях Великой Отечественной войны....