Статья "Проблемы одаренности детей".
статья (3 класс) на тему

Михайлова Ирина Кузьминична

Вопросы  обучения  и  воспитания  одаренных  детей  имеют  важное  общественное  значение:  талантливый  человек  - особая  ценность  для  общества.  Умственные  возможности  ребенка,  которые  могут  оказаться  предпосылками  подлинной одаренности,  не  должны  быть  оставлены без  внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы одаренности детей.

Вопросы  обучения  и  воспитания  одаренных  детей  имеют  важное  общественное  значение:  талантливый  человек  - особая  ценность  для  общества.  Умственные  возможности  ребенка,  которые  могут  оказаться  предпосылками  подлинной одаренности,  не  должны  быть  оставлены без  внимания. Одаренность – наличие  задатков  для развития  способностей,  которые  в  исследованиях  Б.М.  Теплова  (1998) определяются так:

• во-первых,  под  способностями  понимают  индивидуально-психологические особенности,  отличающие  одного  человека  от  другого;

•  во-вторых,  способностями  называют не  всякие  индивидуальные  особенности,  а успешности  выполнения  какой-либо  деятельности  или  многих  деятельностей;

• в-третьих,  понятие  «способность»  не сводится  к  тем  знаниям,  навыкам  или  умениям,  которые  выработаны  у  данного  индивидуума.

Это  позволяет  охарактеризовать  одаренность  как  целостное  проявление  способностей  в  деятельности,  как  общее  свойство  интегрированной  в  деятельности  совокупности  способностей.

Заметим,  в  современной  психологии термин  «одаренность»  чаще  относят  к  когнитивным  способностям,  а  вот  термином «талант»  чаще  характеризуют  другие,  более  общие  стороны  развития,  Т.е.  творчество  и  творческое развитие  ребенка.  Творческий  потенциал – основа  для  развития одаренности.

Задатки – это  анатомо-физиологические особенности  нервной  системы, которые служат базой для формирования тех или иных  способностей. В качестве таких задатков принято  выделять:  типологические свойства  нервной системы, определяющие скорость образования  временных  нервных связей,  их  прочность,  легкость  дифференцировок;  анатомические  особенности  строения анализаторов  и  отдельных областей  коры  головного  мозга.

Как  известно,  есть  два  вида задатков:  врожденные  и  приобретенные.

Психомоторная,  или  спортивная,  одаренность.  Следует  отметить:  бытующее мнение  о  пониженных  умственных  способностях  спортсменов  не  соответствует действительности.  Исследования  показали,  что у выдающихся спортсменов интеллектуальные возможности  значительно выше  среднего.  Это  относится  даже  к  таким,  казалось  бы,  далеким  от  интеллекта видам  спорта,  как  тяжелая  атлетика  или футбол. Дети со  спортивной одаренностью далеко не  всегда хорошо учатся.  Это связано,  прежде  всего  с  недостатком  времени  и соответствующего желания.  Если  у детей, увлекающихся  спортом,  создать  соответствующую  мотивацию,  то  они,  как  правило,  могут  превосходно учиться.

Интеллектуальная  одаренность.  Таких детей  называют светлыми  головами  и надеждой  образовательного  учреждения».  Можно  выделить  два  основных  подвида  интеллектуальной  одаренности:  

1) проявляются  общие  умственные  способности  и  нет  какой-либо специализации

2) незаурядные способности проявляются прежде  всего  в  одной  какой-либо  специальной области знания. Как правило, такие дети  почти  всегда  вступают в  конфликт с педагогами,  оспаривают  свою  правоту, иногда конфликт перерастает в  принципиальное  несогласие  педагога  с  ребенком,  и ребенок либо  замыкается в  себе,  либо  попадает в  разряд трудновоспитуемых.

Академическая одаренность. Дети этого вида  одаренности  прежде  всего  блестяще учатся.  Академическая одаренность также имеет  свои  подвиды:

1) дети  с  широкой способностью  к  обучению  (легко  осваивают любую деятельность,  проявляют заметные  успехи  во  всех  сферах  учебной  деятельности

2) дети,  у  которых  повышенные  способности  к  усвоению  знаний  проявляются  лишь  в  одной  или  нескольких близких  областях деятельности  (в  точных науках  или  в  гуманитарных).

Художественная одаренность.  Этот  видодаренности,  как  правило,  проявляется  в высоких  достижениях  в  художественной деятельности:  в  музыке,  танце,  живописи, скульптуре,  сценической  деятельности. Может  проявляться  у  дошкольников.  С разной  степенью  широты:  есть  дети  с  различными  художественными  способностями  (ребенок  поет,  танцует  и  превосходно рисует. Дети с  этим видом одаренности не особенно  хорошо  учатся.  Для  этого  много причин:  и  пониженная мотивация к  усвоению  (придумать  легче,  чем  усвоить  готовое),  и  собственный, иногда очень  причудливый  мир,  В  котором  не  всегда  есть  место групповым занятиям.

Организаторская,  или  лидерская,  одаренность.  Она  характеризуется  способностью  понимать  других  людей,  строить  с ними конструктивные отношения, руководить  ими;  предполагает  достаточно  высокий  уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и  потребностей  других  людей,  способность  к  сопереживанию.  Во  многих  случаях  у  людей  с этим  видом  одаренности  наблюдается  и яркое  чувство  юмора.

Известны  разные  варианты  лидерской одаренности:  эмоциональные лидеры  (своего  рода  «жилетка»  для каждого, с  ними советуются,  их  любят);  лидеры  действия (умеют  принимать  решения,  которые  важны  для  многих  людей,  определяют  цели  и направление движения,  ведут  за  собой).

Чтобы  увидеть  подлинные  творческие способности  (креативность)  детей,  им нужно  предлагать  особую  деятельность, предполагающую  активное  проявление  их самобытности,  необычного  видения  мира.

Это  могут  быть  нестандартные  темы  занятий,  особые  творческие  задания,  исследовательские  проекты.

Литература. Анастaзи  А.  Психологическое  тестирование / Под  ред.  к.М.  Гуревича,  В.И.  Лу60ВСКОГО.  М.,1982.

Брушлинский  АВ  О  природных  предпосылках  психического  развития  человека.  М.,  1977.

Бурлачук  ЛФ.,  Морозов  СМ  Словарь-справочник  по  психодиагностике.  СПб,  1999.

Гуревич  к. М.  Психологическая  диагностика. М.,  1981.

Лейтес  Н.С. Возрастная  одаренность  и  индивидуальные  различия.  М.,  1997.

Лейтес  Н.С.  Способности  и  одаренность  в детские  годы.  М.,  1984.

Шванцара  Й.  и  др.  Диагностика  психического  развития.  Прага,  1978.

Методики  психодиагностики  в  спорте.  М.,1984.

Общая  психодиагностика  / Под ред.  А.А.  Бодалева,  В.В.  Сталина.  М.,  1987.

Психологическая  диагностика  /  Под  ред.к. М.  Гуревича.  М.,  1993.

Развитие  и  диагностика  способностей  / Отв.ред.  В.Н.  Дружинин,  В.Д.  Шадриков.  М.,  1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.

Общая  интеллектуальная одаренность  является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями,  легко запоминают и сохраняют информацию....

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...