Классный час на тему «Моя Родословная»
классный час (2 класс) на тему

Акулинина Татьяна Николаевна

Вопросы занятия:

  • Что такое Родина? Семья? Родословная?
  • Каким образом связана родословная с историей семьи?
  • Как взаимосвязаны история семьи и история страны?
  • В чем проявляется любовь к своей семье, своим близким?
  • Какова роль семейных традиций?
  • Из чего складываются семейные ценности?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Моя Родословная»

2 класс

Учитель: Акулинина Т. Н.

Задачи занятия:  в ходе занятия учащиеся смогут 

  • раскрыть смысл понятий «Семья», «Род», Родословная»;
  • осознать свое отношение к своей малой родине, к истории своей семьи;
  • познакомиться с понятием «Родословное древо»;
  • уточнить понятия «Семейные традиции», «Семейные ценности».

Вопросы занятия:

  • Что такое Родина? Семья? Родословная?
  • Каким образом связана родословная с историей семьи?
  • Как взаимосвязаны история семьи и история страны?
  • В чем проявляется любовь к своей семье, своим близким?
  • Какова роль семейных традиций?
  • Из чего складываются семейные ценности?

Основные понятия:

  • Родина
  • Семья
  • Род
  • Родственники
  • Родословная
  • Родословное древо
  • Семейные традиции
  • Семейные ценности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I ЭТАП: МОТИВАЦИЯ

Загадки о домочадцах.

- Кто на свете всех мудрее и добрее?

 Руки чьи всегда в работе?

Седина в чьих волосах?

Кто, забыв дела, заботы,

Приходила к нам на днях? (Бабушка)

- Кто в очках сидит с газетой,

Всё читает: то и это?

Кто в субботу спозаранку

 уезжает на рыбалку?

Домино кто обожает

и политиков ругает?  (Дедушка)

- В гараже кто пропадает,

Меры времени не знает?

Говорит: «Приду сейчас!»

Ждём его четвёртый час!

Кто зарплату в дом приносит?

Мусор раз в году выносит?  (Папа)

- Кто с утра всегда пораньше

Гладит, вяжет, моет, шьёт?

Кто рукой в окно помашет?

Кто от радости поёт?

В парикмахерскую мчится

Этот кто- то иногда.

А в глазах родных лучится

Нежность и любовь всегда. (Мама)

- У кого друзья повсюду,

Телевизор тоже друг?

Кто не любит мыть посуду,

Чистить вредный, едкий лук?

Кто, на улице гуляя,

Счёт минутам не ведёт?

Кто, параграфа не зная,

Смело на урок идёт?  (Сын)

- У кого всегда в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Маме кто всегда поможет?

Кто бельё в комоде сложит?

Кто польёт в горшках цветы?

С телефоном кто на «ты»?  (Дочь)

Как можно всех их назвать одним словом?( семья)

Как вы думаете,  о чем мы с вами будем сегодня говорить? (О семье)

- Нет человека, который появился бы сам по себе, у каждого есть родители. У них в свою очередь, тоже есть родители. Сегодня мы будем говорить о семье, о своём роде и малой родине.  ( Тема кл. часа…)

Давайте вместе подумаем и ответим на вопрос: Что такое семья?

  • Люди, живущие вместе.
  • Все наши родственники.
  • Родные друг другу люди, живущие вместе.
  • Группа живущих вместе близких родственников, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

(         Семья- это группа живущих вместе родственников, которые любят друг друга и заботятся друг о друге. )

Формулировку проверяем по слайду

В чём проявляется любовь к своим близким?

(ответы детей: помощь по дому, забота о родителях, …)

Учитель: давайте мы вместе с вами сочиним стихотворение о семье.

Семья – это                                          труд, друг о друге забота,        
Семья – это                                          много домашней работы.
Семья – это                                           важно!                                                                          
Семья – это                                          сложно!          
Но счастливо жить одному             невозможно
!                                

Учитель:                                                                                                      

Семья-это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

II ЭТАП: РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

Учитель:

 Сегодня у нас в гостях Дед – Всевед, который, как  и все дедушки, много знает и поэтому будет с вами делиться своими знаниями и воспоминаниями.  Он нам прислал письмо, в котором рассказал, как жили семьи в старину.

(Рассказывает ученик)

.  В старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому на Руси семьи были большие и дружные. А вы знаете, какой уклад был у семей в давние времена? Каждая семья – отец, мать, дети, - жили в одной избе. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Дети почитали родителей на протяжении всей их жизни.

Существует множество пословиц и поговорок о доме, о семье.

Учитель:  Давайте составим  пословицы о семье. У каждого ряда свои пословицы.

1ряд

ЗАДАНИЕ

Составьте пословицы:

1.Когда семья вместе,                                                            не страшны и тучи

2. Добрые дети - дому венец,                                             и сердце на месте.

3. Семья в куче -                                                                       худые дети - дому конец.

Объясните значение пословицы «Семья в куче – не страшны и тучи ».

2 ряд

ЗАДАНИЕ

Составьте пословицы:

        1. Не красна изба углами,…                                                    большой клад

         2. Где родился,…                                                                       а красна пирогами

3. Мир да лад…                                                                          там и пригодился      

Объясните значение пословицы «Где родился, там и пригодился».

3 ряд

ЗАДАНИЕ

Составьте пословицы:

  1. Нет ничего краше,…                                           когда в семье лад  
  2. Не нужен клад,…                                                над ней крыша одна
  3. Семья сильна, когда                                          чем Родина наша

Объясните значение пословицы «Нет ничего краше, чем Родина наша».

 В каждом доме своя жизнь, своя история. И история эта – неотъемлемая часть истории народа. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Наши предки, наши корни – наша родословная. Родители и мы – часть чудесного родословного древа. Если мы будем проникать ещё глубже в прошедшие века, то обнаружим, что корни наших родословных пересекаются, то есть, мы все находимся в родстве друг с другом, пусть и очень отдалённом. Мы все – ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева. Не случайно все люди, любящие страну, в которой они родились и живут, называют её светлым словом «РОДИНА». Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней жили испокон века отцы и деды наши. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

III ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

 Посмотрите на слайд и ответьте, что общего имеют слова:

  Родители, Родина, народ, город, природа, родник, род, родословная?

   1.Что такое род?

          2. Кто такой предок?

          3. Что такое родословная?

Значение этих слов нам подскажет дед Всевед

1 ученик

В древнерусской языческой мифологии Род -  бог, творец вселенной, создатель всего видимого и невидимого мира. Род выражал светлое, доброе  первоначало, производными от которого были Сварог  и его сын Дажьбог,  прародитель русского племени. Со словом "Род" связано все самое значительное для русского человека.

  Род-  ряд поколений, происходящих от одного предка.

2 ученик

        

Предок  –  это древний предшественник по роду.   (Бабушка, дедушка, прадедушка и т. д.)

Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.

Учитель

Изучением истории семей и родов занимается специальная наука – генеалогия. Ее название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословная», т. е. Слово о роде.  Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, для того, чтобы сохранить историю своего рода, семьи.  Родословную изображают в виде традиционного дерева. Оно называется Родословное древо. Молодые ветки – это мы с вами, родители. Ствол дерева – дедушки и бабушки, а его корни – наши предки, прабабушки, прадедушки.  

Как вы думаете, ребята, почему мы должны знать биографию своей семьи, родословную своих предков?

- В жизни, как в природе всё взаимосвязано. Если погибнут корни – засохнет дерево. Если мы забудем дедов и прадедов – мы истощимся духовно.

Все члены вашей семьи имеют свою историю. Но ваша семья не живёт обособлено от других: она связана со многими семьями, со знакомыми, с другими людьми, каждый из которых имеет свою собственную историю. Значит, история вашей семьи является частью истории страны.

История семьи всегда связана с историей того места и края, где она жила.

Все мы с вами живем в одном городе и нас  назывют  ( липчанами).

А за что вы любите свой город?

( Читают стихи)

Липецка светлые улицы

Я полюбил с давних пор…

В липах цветущих волнуется

Птиц несмолкающий хор,

Вторит он песне сердечной –

Светлому гимну души…

Город мой юный и вечный,

Только стареть не спеши!

 Липецк, любимый мой город –

 Звонкая песня огня

 Ты удивительно молод,

 Ты обнимаешь меня…

В старых курортных аллеях

Снова «пылят» тополя,

Зори за речкой алеют,

Душу огнем веселя…

Ели Быханова сада

Стрелами рвутся в зенит,

Легких фонтанов прохлада

Возле театра звенит…

 Липецк, любимый мой город –

 Звонкая песня весны

 Ты удивительно молод,

 Сотканный из старины…

В небе – церквей позолота,

Гордая поступь Петра;

Рвущимся ввысь самолетам

Вторят оркестров ветра

Светлой торжественной песней…

И, бесконечно любя,

О, Петербурга ровесник,

Я обнимаю тебя,

 Липецк, любимый мой город –

 Звонкое сердце страны,

 Ты удивительно молод,

 Сотканный из старины…

Учитель

История Липецка уходит своими корнями глубоко в прошлое. Еще до начала разрушительного монголо-татарского нашествия здесь было расположено укрепленное славянское поселение. Расположенное на крутом холме, защищенное со всех сторон крутыми склонами, поселение быстро росло и набирало силу. Впервые Липецк упоминается в летописях, связанных со сражением русичей с монголо-татарскими завоевателями. Но, в 1284 году город пал под натиском врагов и был полностью разрушен.
Годом основания нынешнего Липецка принято считать 1703-й, когда Петр I приказал строить село на реке Липовке, где она впадает в реку Воронеж.
16 сентября 1779 г - по Указу Екатерины II слобода Липские Заводы официально получает статус уездного города с названием Липецк.

 Свой герб Липецк получил в 1781-м году – это герб, под которым раскинула свои ветви липа, древний символ процветания и возрождения.

Липецк – наша малая родина. Город прошел долгий и нелегкий путь от небольшого поселения до крупного и преуспевающего во всех отношениях центра.

Выставка рисунков детей.

Город  имеет славную историю, которой мы можем гордиться.

Звучит песня «Край , в котором ты живешь» ( стихи Ю. С. Энтина, муз. Г. Гладкова)

Иистория города, нашей Родины – это, прежде всего, люди, которые жили до нас, люди, которые живут сейчас, работают.  Ваши родители, вы сами – это тоже часть истории, только современной. Когда вы станете взрослыми, вы можете тоже внести свой вклад в развитие и процветание

города Липецка. Что бы вы хотели сделать для своего родного города?

4 ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Мы сегодня говорили об очень важных вещах: о своей семье, своей родословной, о своих предках, малой родине.  Подумайте над следующими вопросами:

ЗАДАНИЕ:

  • - можно ли жить без имени, отчества, фамилии?
  • - можно ли жить, не зная историю своей семьи?
  • - можно ли жить, не думая о своём будущем?

Рефлексия

Что изображено на доске? (дерево)

Что на нем не хватает?(листочков)

Кому понравился наш классный час прикрепить зеленый листочек, а кому не понравился – желтый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...

конспект урока истории в з классе по теме:"Моя родословная"

Пропедевтический курсначального  исторического образования -3 класс, система Л.В.Занкова. На данном уроке дети знакомятся  с такими понятиями, как "предок", "родословная", "поколение". Учатся составля...

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)

Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...

классный час на тему "Шежере - моя родословная"

классный час для учащихся 3-4 классов с предварительной подготовкой презентаций учащимися своих семейных родословных...

Творческая работа учеников 2 класса по теме:"Моя родословная".

Ученики 2 класса подготовили творческую работу по теме:"Моя родословная"....

Классный час на тему: "Моя родословная"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11571080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Что может быть интереснее, чем изучение своего родословного др...

Классный час по теме "Моя родословная"

Классный час по теме "Моя родословная". Разработка может быть использована при проведении внеклассных мероприятий в начальных классах...