классный час на тему "Шежере - моя родословная"
классный час (3 класс) по теме

Хаматгалиева Розалия Мирзануровна

классный час для учащихся 3-4 классов с предварительной подготовкой презентаций учащимися своих семейных родословных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shezhere.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: Шежере – моя родословная.

Цель: познакомить детей с различными родословными; развивать интерес к истории своей семьи, башкирского народа;  воспитывать  чувство благодарности к предкам, родным и близким.
Оборудование: выставка рисунков «Моя семья», карточки с названиями древних племён, генеалогическое древо (плакат), презентации - родословные детей, пословицы.

Ход занятия:
I. Введение.

  1. Разгадывание ребуса   
  2. Слово учителя:
      - Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите на доске прекрасные родословные, которые вы составили вместе со своими родителями.
    На башкирском языке слово «шежере» означает «родословная».
    В древние времена башкиры, как и многие другие народы, жили племенами. Одно племя обычно состояло из нескольких родов. Каждое племя и каждый род имели свои названия. Например, были племена Бурзан, Кыпсак, Усерган, Юрматы, Табын, Мин, Катай, Гайна и др.
    У башкир издревле существовал обычай писать историю своего рода. Она и называлась - родословная. В родословной указывались все члены рода по мужской линии. По родословной записи легко можно было узнать о предках (прапрадедах, прадедах, отце, внуке) и потомках

(детях, внуках, правнуках, праправнуках) любого человека из данного рода. Считалось, что каждый человек должен был знать историю своего рода, помнить имена своих предков до седьмого поколения. 
Шежере писались в нескольких формах в виде таблиц, описаний истории каждого поколения.

      В настоящее время учёными республики обнаружено около 200 шежере различных башкирских родов и племён. Самые ранние из них были написаны ещё в 15 – 16 веках. Наиболее поздние относятся к концу 19 началу 20 столетий.
Шежере содержит самые разнообразные и интересные исторические сведения о различных периодах жизни башкир. Они, как и устные сочинения сэсэнов, написаны сочным, образным языком. В некоторые из них включены сюжеты из башкирских эпических сказаний, легенд и преданий. Некоторые  шежере имеют стихотворную форму. Поэтому памятники такого рода имеют сегодня огромную ценность для учёных. К ним обращаются в своих исследованиях историки, литературоведы, языковеды, этнографы. А отдельные тексты шежере можно рассматривать как произведения современных писателей на историческую тему.

II. Основная часть.
1) Выступления учащихся  о своей семье по родословной.

       (презентации родословных)
2) Стихи детей о родных, о семье.
Наша бабушка.
Много у бабушки с нами хлопот.
Варит нам бабушка сладкий компот.
Шапочку тёплую надо связать, 
Сказку весёлую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни.
Бабушка, милая, сядь, отдохни.
Мы тебе песенку нашу споём.
Дружно мы с бабушкой нашей живём.
( Т. Волгина)

     Буду как мама.
Так уютно в доме нашем,
Потому что есть ты, мама.
Вкусный суп у нас и каша – 
Ведь варила их ты, мама.
Буду у тебя учиться
Я заботам и старанью.
Буду я, как ты, трудиться,
Подыматься утром рано.
(Гариф Гумер)

3) Викторина

    - А сейчас мы проведём небольшую викторину, с помощью  которой узнаем:  хорошо ли вы знаете своих родственников.
I задание
1. А есть ли в вашей семье семейные реликвии?
2. От кого они перешли к вам? 
3. Есть ли интересные истории из жизни семьи?
4. Как зовут вашу любимую тётю?
5. Как зовут вашего любимого дядю?
6. Напишите телефон тёти или дяди. Вдруг вам понадобится их помощь.
7. Сколько у вас двоюродных братьев и сестёр?
8. Кто из них самый младший?
9. Кто из них самый старший?

II задание

     А знаете ли вы, что обозначают ваши имена?
  Даниил – мой судья, бог
  Алина – благородная

       Алсу – красивая, розовощёкая

       Гузель – неписанной красоты

       Султан – властелин, правитель

       Ильнар – пламя, Родина

       Ильназ – народный любитель

      Айназ – ясный, как месяц

      Динар - драгоценность

   III задание

   Соберите пословицы. 

   В поле ни отца, ни матери - заступиться некому.

   В родной семье и каша гуще.

   Вся семья вместе, так и душа на месте.

   Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.

III. Итог занятия.
Чтение учащимися стихов.

Умный, сильный наш народ.
Далеко глядит вперёд.
Но преданья старины
Забывать мы не должны.

Есть на свете зелёном
Разные края.
Только там, где отчий дом,
Родина твоя.
Веселись, расти и пой, 
Знай, что Родина с тобой.
Помни главные слова:
«МАМА», «РОДИНА», «СЕМЬЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя родословная"

Итоговый классный час по теме "Моя родословная"...

Классный час "Моя родословная".

Классный час "Моя родословная". Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит,кем были его предки,где его настоящая "малая Родина".Откуда я родом?...

Классный час "Моя родословная"

Цель:  дать детям понятие о родословной.Задачи:    развивать у учащихся потребность узнать историю своей семьи;  формировать понимание ценности семьи;воспитание чувств гордост...

Презентация к классному часу "Моя родословная"

Презентация к классному часу "Моя родословная"...

Классный час на тему: "Моя родословная"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11571080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Что может быть интереснее, чем изучение своего родословного др...

Классный час на тему «Моя Родословная»

Вопросы занятия:Что такое Родина? Семья? Родословная?Каким образом связана родословная с историей семьи?Как взаимосвязаны история семьи и история страны?В чем проявляется любовь к своей семье, своим б...