Классный час "Моя родословная"
классный час по теме

Валикова Валентина Петровна

Итоговый классный час по теме "Моя родословная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx21.58 КБ
Файл plany_po_fgos.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Моя родословная»

Классный руководитель

(Звучит песня) «Семейный Альбом» Сл. М.Танича Муз. Д.Тухманова

Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке
Прошедший век – он нашем веке
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давно участие волненья
Еще отбрасывают свет,
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме
Твердят о времени ином.

Учитель: Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы? Когда же появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

 И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

 Меня приласкает, украсит жилье?

 «Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я».

 Сказала она знаменитых семь «я»...

 Вот так на Земле появилась семья.

Исследователь: В газете «Неделя» под рубрикой «Сенсация» была напечатана заметка «Кто твой предок?». Оказывается, каждого новорожденного человечество ждёт в течение полутора веков и готовится к его появлению на свет.

Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на физическое развитие детей. Выяснилось, каждое поколение вносит свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно воздействует пятые-деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь, рожденного ранее, не пропадает бесследно.

К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.

Учитель: Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.
Родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них

. Слово эксперту – лингвисту:  
Родительский дом, родители, род… Итак, род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия « потомство » является порода, родня, родственники.

Родство бывает 

  • кровное родовое - по общему предку,
  • свойственное (сватовство)- по брачным союзам,
  • духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели

Различают родство по мужскому и женскому колену.

Дети, происходящие от одних и тех же родителей, называется единокровными, родившиеся от одной матери, но от разных отцов – единоутробными.

- Зная все тонкости родства, легко ответить на вопросы:

Кто является золовкой, снохой, деверем и т.д. Во многих семьях не поддерживают отношений далее, чем с двоюродными братьями и сестрами, считая остальных родственников «седьмой водой на киселе».

А сейчас проверим, как мы разбираемся в родственных связях.

Вам предлагаются вопросы викторины.

Викторина

  1. В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах)
  2. Твоя сестра вышла замуж. Как зять может называть тебя? (шурин, свояченица)
  3. Я тебе не отец, но ты мне – сын. Кто я? (мать)
  4. Шел старец. Жили молодец с девицей. Старик и говорит: «Как вам не стыдно жить вдвоем?» Они и отвечают: «Какой нам стыд? Мы большая родня: моя мать – то мать ее матери – родная свекровка». (дядя с племянницей)
  5. Кто такие сватья и кумовья? (Родители жениха и невесты – сватовья, кровные родители и духовные – кумовья).

(Звучит мелодия песни «Уголок России – отчий дом»)

- Но вы уже знакомы с этой работой. Как вы ее начинали?

Ученик: Работу над родословной я начинала с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки... Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей.

Учитель: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.

- А сейчас послушаем совет практиков как продолжить начатую работу.

Практик: Приступая к работе, заведите себе папку, конверты, куда вы будете складывать фотографии, документы черновики. Клей лучше не применять, чтобы не портить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками, липкими краями от марок. Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время)
Можно записать любые воспоминания о жизни и поступках членов ваших семей, различные случаи, предания, истории.
- Кто хочет рассказать о своей родословной?
(рассказ детей)

Чтец:    

Нам были память и любовь даны,
Чтобы сердцам ушедшим поклониться,
И, может статься, будут неполны
Без этих строк истории страницы.

В нашей стране создана книга памяти, в которую занесены имена наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину во время ВОВ. Одна из веточек на вашем родословном дереве связана с войной.

- Кто хочет рассказать о военной веточке на вашем дереве?
(рассказ детей)

 (Звучит мелодия песни «Уголок России – отчий дом»)

Учитель : Мы гордимся нашими предками- кто просто жил, творил, ошибался, совершал достойные поступки. О своих родных ваши рассказы, ребята.

Учитель: Мы многое запретили бы себе делать и немало бы сделали. Если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, а просчеты и ошибки лягут на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, рисунок носа и рта, но и историю нашей жизни со всеми ее достоинствами и просчетами.

 

Учитель:  А сейчас интервью 

  1. - Представьте, что у вас есть машина времени, на которой вы можете совершить путешествие в прошлое. Представьте, что вы навестили вашу семью, ваших предков.
    - Какие они по- вашему? (внешние черты, например, кудрявые волосы, голубые глаза)
    - Черты поведения (как говорят, ходят, какие привычки)
    - Отдельные черты характера, например, честность, гостеприимство, великодушие.
    2. - Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников?
    - О чем бы вам хотелось поговорить с ними?
    - Расскажете ли вы им, кто вы?

Учитель:
3. А сейчас вернемся в настоящее.
- С кем вместе ты живешь дома?
- А что вы всей семьей вместе делаете?
- Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
- А с кем у тебя в семье отношения лучше всего, с кем конфликтов не бывает?
- У вас есть в семье какие-нибудь праздники, которые вы все вместе празднуете? Семейные праздники?
- Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?

(Рассказы детей о своей семье)

(Слово эксперту историку) 

Слово «фамилия» в значении «семья» заимствовано из лат.языка – «наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям».

В русском языке это слово появилось в эпоху Петра 1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилия присваивалась на основании единственного признака- родства.
(Лаптев, Ложкин)

Учитель: Но недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку». (Как вы понимаете?)
Важно, кто и как носит свою фамилию.  О своей фамилии расскажет Воробьева Оксана.

Эксперт-лингвист : Что такое герб? Это символ государства, рода, семьи.

(Рассказ детей о своих гербах).

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.

Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

Обобщение: «Я такой же, как люди, жившие до меня, и в то же время, я – это я и никто другой».    



Предварительный просмотр:

План- конспект урока

Валиковой Валентины Петровны, учителя начальных классов

Место работы МБОУ СОШ №5 г. Курчатова

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Знакомство с буквой И, и. Письмо заглавной буквы И.

Класс: 1 класс

Предмет: Русский язык.

Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.

Русский язык: 1 класс / под редакцией Л.Е.Журовой и С.В.Иванова. М.: Вентана – Граф, 2011.

Рабочая тетрадь №1 «Русский язык» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, М.: Вентана – Граф, 2011.

Урок №33  в теме «Речь».

Тема урока: Знакомство с буквой И, и. Письмо заглавной буквы И.

Педагогические задачи:  создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения; познакомить с гласной буквой И, и; научить писать заглавную букву И; способствовать развитию мелкой моторики, глазомера положительного отношения к предмету.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают правила проведения звукобуквенного анализа слов и обозначения мягкости согласных звуков;  умеют различать печатное и письменное написание буквы И; проводить поэлементный анализ и письмо заглавной буквы И; соблюдать гигиенические требования к правильной посадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность научиться  писать заглавную букву И.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – написание буквы по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; логические – осуществление анализа поэлементного состава печатной и  письменной  заглавной буквы И; моделирование звуковой схемы слов, доказательство   выбора фишки при обозначении звука.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.

Коммуникативные: умеют выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают).

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; сохраняют положительную мотивацию к учебе, к усвоению новых действий; проявляют старание в применении усвоенных знаний.

Средства обучения:

п/п

        Ход урока

              Формирование УУД

коммуника

тивные

познаватель

ные

регулятивные

личностные

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя и учащихся

I

Мотивация к деятельности

Введение ситуации, мотивировать учащихся к учебной деятельности

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадки.

(Проверка готовности к уроку)

Вызвать  готовность к учебной деятельности

II

 Актуализация опорных знаний.

Создать условия для осознания темы урока. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Слайд с рисунком буквы И

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

-Три!

-А какая буква?

-И!

           Е. Тарлапан.

-Рассмотрите буквы И, и. На что они похожи?

-Сравните заглавную и маленькую буквы между собой.

-С.Я.Маршак сочинил стихотворение об этой букве. (Чтение стихотворения в учебнике хорошо читающим учеником. Остальные рассматривают иллюстрации)

- Догадались ли вы, какая тема нашего урока?

Строят понятные высказывания. Формулируют простые выводы

Представление о видах и формах общения.

Оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

III

Открытие новых знаний.

Постановка учебной задачи

Актуализировать правила проведения звукобуквенного анализа слов и обозначения мягкости согласных звуков.

-Сегодня мы познакомимся с буквой И., проведем звуковой анализ новых слов, поиграем в игру «Живые звуки» и научимся писать заглавную букву И.

1. Работа по учебнику. Звуковой анализ слов «флаги», «гиря».

-Рассмотрите картинку в учебнике. (У доски ученик).

-Определите по схеме, сколько звуков в слове «флаги»

Игра «Раз, два, три, указка, звуки оживи!»

- Прочитайте слово так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Дайте характеристику первому звуку. Обозначьте его фишкой. Какого цвета должна быть фишка?

(Анализ каждого звука слова «флаги». Обозначение его фишкой определенного цвета).

-Уберите первые четыре фишки. Какой звук остался?

-Дайте характеристику этого звука

Вывод: Если в слове звук (и) находится сразу после мягкого согласного, он обозначается буквой и.

(Аналогичная работа со словом «гиря»).

2. Работа по таблице гласных букв.

-В русском языке 10 гласных букв. Посчитайте, сколько букв мы узнали. Назовите эти буквы по таблице сверху вниз.

-Назовите гласные, обозначающие твердость (мягкость) предыдущего согласного.

Чтение букв с доски.

А – У – АУ          И – Е – ИЕ    

И – А – ИА         Ы – Е – ЫЕ

У- Ю – УЮ

А- Я - АЯ

Работа по карточкам

Карточка 1.

-Подчеркни в словах гласные буквы.

Ира            Иван          икра

пить           кони          игрок

зима           Лиза          иголки

Карточки 2.

-Придумайте слова с буквой и

. и .;    . . . и;    и . . . ;    . и . .  

Умение выстраивать коммуникативно-речевые действия (вслух говорит один, а другие внимательно слушают).

Умение выражать свои мысли.

Самостоятельное решение проблем поискового характера.

 Моделирование звуковой схемы слов, доказательство выбора фишки при обозначении звука.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Владеют приемами действовать по алгоритму.

Вызвать внимание и интерес к усвоению знаний.

IV

Пальчиковая гимнастика

Подготовить руку к письму

Вращения кистями рук

Сжимание пальцев в кулак, разжимание.

«Погладим котенка»

Ладонь, ребро, кулак

Здоровьесберегающие

V

Минутка каллиграфии

Соблюдать гигиенические требования к посадке и письму.

Отработка каллиграфических навыков

Повторение правил правильной посадки при письме, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме. (Слайд).

Работа по тетради «Я учусь писать и читать»

Задание 1.

-Закрасьте в тетради голубым карандашом части рисунка, в которые вписана буква и.

Задание 2

-Выполните звукобуквенный анализ слов, вписывая гласные буквы.

-Что общего у слова гиря, лиса, вишня?

Умение оформлять свои мысли в письменной речи с учетом своих и жизненных ситуаций

Самоопределение и самоконтроль

Осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Используют усвоенные приемы работы

VI

Письмо заглавной буквы И.

Научиться писать заглавную букву И.

-Рассмотрите образец заглавной буквы И. Сравните печатную и письменную буквы. Какие элементы одинаковые? (Документкамера с показом поэтапного написания элементов буквы И).

-Запишите букву в воздухе под счет «и-раз, и-два, и»

-Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1 -5 строках.

(с.60)

 Написание букв по аналогии с предложенным в прописи и на доске.

. Осуществить анализ поэлементного состава печатной и письменной заглавной буквы И.

Овладевают приемами письменной речи.

Проводят работу по предложенному плану .

Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач

VII

Физминутка

Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка.

Гуси серые летели.

На полянку тихо сели.

Походили, поклевали,

Быстро, быстро побежали.

Сбережение здоровья

VIII

Включение в систему знаний и повторения

Примененить новые знания на практике. Воспроизвести ранее изученное правило письма по образцу.

1.Прочитайте соединения букв на следующих строках (Рабочая тетрадь).

-Каким шрифтом они написаны? Сравните их.

2.Прочитайте и подчеркните кличку ослика из мультфильма. Допишите строку.

3.-Какие имена людей начинаются с буквы И?

Напишите имя Ия по образцу.

Формулируют простые выводы, делают сравнения, строят понятные для слушателей высказывания

Анализ объекта, классификация, выдвижение гипотез и доказательства

Проводят работу по предложенному плану

Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач.

IX

Итог урока и рефлексия

Организовать фиксацию нового материала, изученного на уроке.

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Игра на внимание «Найди такую же тройку букв». (Тетрадь на печатной основе).

  • О, а, Э ( Эмма, корова, Алла, Оля).
  • И, и, у. ( игрушка, Ульяна, Ирина).
  • Ю, о, я. (Юля, Орел, орел, юла).

 Рассмотрите заданную тройку букв. Найдите такую же. Подчеркните ее синим карандашом.

- Что полезного вы узнали на уроке?

- Какую букву мы научились писать? Расскажи о ней.

- Продолжи предложения:

Я научился …

Я узнал на уроке…

Мне было трудно, когда…

Мне было интересно…

Формулируют простые выводы.

Обосновывают и оценивают собственную

деятельность,

отделяют знания от незнания, прогнозируют будущую деятельность.

Оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

Осознают необходимость самосовершенствования, выражают желание осваивать новые действия.

Список литературы: Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». -3-е изд; дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010.

Иванов С.В.,  Русский язык. 1 класс. М.: Вентана – Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).

Иванов С.В., Русский язык 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: Вентана –Граф. 2011.

Жиренко О.Е.. Учим русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1 – 4 классы. М.: 5 за знания. 2007.

Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Под. ред. Ладыженской Т.А. М.: Просвещение. 1992.

Подпись учителя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя родословная".

Классный час "Моя родословная". Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит,кем были его предки,где его настоящая "малая Родина".Откуда я родом?...

Классный час "Моя родословная"

Цель:  дать детям понятие о родословной.Задачи:    развивать у учащихся потребность узнать историю своей семьи;  формировать понимание ценности семьи;воспитание чувств гордост...

Презентация к классному часу "Моя родословная"

Презентация к классному часу "Моя родословная"...

классный час на тему "Шежере - моя родословная"

классный час для учащихся 3-4 классов с предварительной подготовкой презентаций учащимися своих семейных родословных...

Классный час на тему: "Моя родословная"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11571080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Что может быть интереснее, чем изучение своего родословного др...

Конспект классного часа"Родословная моей семьи"

Конспект и презентация классного часа на тему "Родословная моей семьи"...


 

Комментарии

Агапова Лидия Федоровна

Замечательный материал для проведения классного часа. Обязательно воспользуюсь