Разработка классного часа "Моя родословная"
классный час (4 класс) на тему

Шимон Татьяна Юрьевна

Цель: Стимулировать интерес учащихся к изучению родословной своей семьи.

Задачи: 

-познакомить детей с понятиями «генеалогия», «поколение», «род» и «родословная»;

-способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы;

-способствовать формированию семейных  ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений,  воспитанию уважения к семейным традициям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема классного  часа:    « Моя  родословная»

Цель: Стимулировать интерес учащихся к изучению родословной своей семьи.

Задачи:  

-познакомить детей с понятиями «генеалогия», «поколение», «род» и «родословная»;

-способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы;

-способствовать формированию семейных  ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений,  воспитанию уважения к семейным традициям.

Оборудование:  компьютер, проектор,  карточки с пословицами,  схемы для заполнения «Моя родословная» (каждому обучающемуся),  мультфильм               «Я и моя семья»,  презентация для мероприятия в программе Power Point.

На доске надпись: «Моя   родословная», 7Я, род,  родословная,  предок, генеалогия.

Методы и приемы: Беседа, вопросы, активное слушанье, демонстрация презентации, мультфильма, физкультминутка, игра.

Этапы мероприятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

-Приветствие  учащихся

-Просмотр мультфильма

Просмотр  мультфильма  «Я и моя семья»

-Вступительное слово педагога:

Давайте посмотрим на слайды (1-4), что  их объединяет (нарисованы  семьи)

-Ребята, послушайте стихотворение Л.Куклина.

«Очень люблю, когда все

Собираются.

Белою скатертью стол

Накрывается.

Бабушка с мамой, папа и я

Мы называемся вместе семья.»

- Рассматривают, предлагают ответы

-Давайте посмотрим ещё один слайд (5-6)                                                     ( изображено  генеалогическое древо)

- как связать эти два понятия:  генеалогическое древо и семья

-Давайте попробуем объяснить записи на доске: 7Я, род, родословная, предок, генеалогия.

-Предложите тему сегодняшнего классного часа

(Слайд 8)

Участвуют в обсуждении, предлагают  тему

II. Основная часть

Семья – это дом, в котором ты живешь, это твои мама и папа, братья и сестры. Они играют особую роль в нашей жизни. Именно в семье люди узнают о традициях и своего народа, своей страны, об основах веры.

Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

-На русской земле считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Сын знал не только своего отца, деда, но и пра - пра - прадеда. Достопамятные люди относились с почтением к своим предкам. А если, кто не почитал своих предков, тут же находились наиболее совестливые, стыдили и одергивали их.

Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую раму, всегда висело на самом видном месте.

Как вы понимаете понятие «родословие» или родословная»? ( слайд  9)

Каждая семья имеет свою родословную.

Родословная – это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – древний родственник по роду.

Поколение – одновременно живущие люди одного возраста.

Генеалогия – наука, изучающая родословную человека.

-Перечень поколений обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви.

-Давайте посмотрим как ещё можно оформить схемы со своей родословной ( слайды -10-16  )

 -Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков.

-А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?

- Знаете, откуда она родом?

-Кто входит в состав семьи? (папа, мама, дедушка, бабушка, твои братья и сестры).

-Попытаемся выяснить значение каждого члена семьи.

 папа – это покой, защита всей семьи.

 мама – это забота о семье.

дедушка – это связь времен, связь отцов и детей.

бабушка – самое теплое, доброе слово. Баба – бабушка самая уважительная женщина среди людей.

 брат и сестра - очень близкие родственники. Брат всегда защищал сестру, заботился о ней, сестра также относилась к брату с особой теплотой и нежностью.

Игра   «Встаньте те, ....»

 - А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе, поиграем в игру " Встаньте те, ,...":
- у кого есть брат;
- у кого есть сестра;
- у кого бабушка и дедушка живут здесь в посёлке;
- у кого есть тетя;
- у кого есть дядя;
- у кого родственники живут в другом городе.

Физкульт-

минутка

-Давайте попробуем  составить родословную семьи (раздаются карточки со схемами родословной)

- Звучит песня

 «Семейный Альбом»  Сл. М.Танича Муз. Д.Тухманова

- Не  все окошки таблицы заполнили. Что это значит?  Какую задачу вы поставите перед собой? (Надо побольше узнать о своих родственниках). Я предлагаю вам вместе с родителями продолжить составлять свои родословные, расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений.

Заполняют  схемы Приложение

рассказывают о своих родственниках.

-Давайте рассмотрим следующие картинки                       (слайды 17-19)

-Что объединяет  эти вещи?

- Это семейные реликвии

В каждой семье есть свои реликвии, т. е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение.

Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.

- Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье.

Обсуждают, слушают

III.Заключительная часть

1.Пословицы о семье.

Ребята, а вы знаете пословицы о семье?

Давайте разделимся на три группы.

Каждая команда получает конверт с набором слов, из которых надо сложить пословицу, объяснить её  значение).
1. её, удача, в, если, всегда, семья, согласии, ждёт, живёт (если семья живёт в согласии, её всегда ждёт удача);
2. так, семья, вместе, на вся, и, удача, месте (вся семья вместе – так и удача на месте);
3. превратит, семья, землю, в, работящая, и, золото (работящая  семья и землю превратит в золото)

Предлагают свои варианты пословиц

Складывают пословицы и объясняют значение

А сейчас мне хотелось бы в игровой форме поговорить о том ,что в семье должно быть. А чего нет. Если вы со мной согласны, хлопайте в ладоши, если нет, то топочите ногами. И так, начали!

  1. Родители контролируют школьные дела детей.
  2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
  3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
  4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
  5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи принимает активное участие в их организации.
  6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свободное от занятий время.
  7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Молодцы! Вы очень хорошо знаете все правила дружной и сплоченной семьи.

Физкультминутка

Составь синквейн: 

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

          5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме)

1.Семья

2.счастливая, крепкая; 3.оберегает, поддерживает, воспитывает; 4.окружает заботой, любовью;

5.семейство

Рефлексия.

- «Быстрый круг» - «Сегодня я понял ….»

Свою родословную можно дополнить, добавив много интересного о своей семье, о себе самом, о значении имени. Используйте семейные документы, письма, фотографии, обратите внимание на даты, место жительства. Подробно опросите всех родственников – что не помнит один, может помнить другой.

  Чем дальше вы сможете проследить историю своего рода, чем глубже погрузитесь в увлекательный мир генеалогии, тем богаче духовно вы станете. Поверьте, очень стыдно быть «Иванами, не помнящими родства». Так что я вам желаю успехов на этом поприще.

Звучит песня

 «Семейный Альбом»  Сл. М.Танича                      Муз. Д.Тухманова

 -Рассказывают.

- читает стихотворение подготовленный ученик:

 Храни семейные альбомы,

Слуг верных памяти своей!

Благодаря им в вашем доме –

Тревожный отблеск прошлых лет.

Со снимков, бледных, пожелтевших,

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забыть их до сих пор!



Предварительный просмотр:

Я.


мама

папа

дедушка

бабушка

дедушка

бабушка

прадедушка

прабабушка

прадедушка

прабабушка

прадедушка

прабабушка

прадедушка

прабабушка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Деньги в нашей жизни"

Развернутый конспект  классного часа на тему "Деньги в нашей жизни". Имеется приложение для проведения игры в группах....

Разработки классных часов

Сценарии классных часов для начальной школы...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа "Изучение родословной нашей семьи"

Классный час посвящен родословной. Цель: Патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере истории своей семьи. Задачи: Воспитание гражданственности...

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...

Разработки классных часов, в помощь классному руководителю.

https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/konspekty-klasnyh-chasov-dlja-2-klasa.html...

Конспект классного часа"Родословная моей семьи"

Конспект и презентация классного часа на тему "Родословная моей семьи"...