особенности воспитания у младших школьников ответственности за свои поступки и поведение
статья (1 класс) на тему

Шиш Наталья Николаевна

Формирование ответственности становиться наиболее актуальным с момента поступления ребенка в начальную школу.  В младшем школьном возрасте это качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya_osobennosti_vospitaniya_otvetstvennosti.zip74.06 КБ

Предварительный просмотр:

особенности воспитания у младших школьников ответственности за свои поступки и поведение

Шиш Наталья Николаевна

ГБОУ школы 641 с углублённым изучением английского языка

 Невского района Санкт-Петербурга

Ответственность в психологической литературе - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности, один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. Наблюдается тесная связь ответственности с рядом других волевых качеств (настойчивостью, выдержкой).Формирование ответственности становиться наиболее актуальным с момента поступления ребенка в начальную школу. Обучение в корне изменяет образ жизни ребенка. Первоклассник должен выполнять большое количество требований: он должен посещать занятия, выполнять задания, предусмотренные школьной программой, следовать указаниям учителя, соблюдать школьный режим, добиваться результатов в учебной деятельности.  Многие первоклассники в силу недостаточной сформировaнности волевых качеств не могут соответствовать данным требованиям, которые с каждым годом лишь увеличиваются.Волевые качества не даны от рождения и формируются только в ситуациях, требующих их проявления. Способностью предвидеть конечный результат своих действий и поступков, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, по мнению Л.И. Божович, обладают далеко не все зрелые, сформировавшиеся личности. Психологи полагают, что если развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой [1, 302].Экспериментальные исследования К.А. Климовой, Л.С.Славиной и других авторов свидетельствуют, что ответственное отношение к порученным обязанностям и их исполнение формируются у детей в дошкольном возрасте. К пяти годам ребёнок усваивает и соблюдает правила коллективной жизни, несмотря на то, что эти правила пока недостаточно им осознаны [3, 328].Вопросами формирования представлений, суждений об ответственности у детей занимался Ж. Пиаже. Он рассматривает ответственность в рамках морального развития детей. По мнению автора, всякая мораль есть система правил и сущность её - добиваться уважения, почитания этих правил. Большинство моральных правил ребёнок получает от взрослых. Процесс этот постепенный. Сначала дети усваивают образцы социального поведения благодаря познанию и исполнению правил различных детских игр [6,89]. В отношении правил игры Ж.Пиаже описывает два феномена:

1 "Практические правила". Процесс овладения практическими правилами разделяется на несколько стадий. Перечислим их:

- моторные, двигательные правила (ребенок придерживается собственных схем игры и совершенно не соблюдает общепринятые правила);

- ребёнок начинает имитировать правила, увиденные у старших, но, играя с другими, не пытается выиграть (от 2 до 5 лет);

- зарождаются кооперативные навыки, появляется стремление выиграть, все игроки заинтересованы во взаимном контроле и унификации правил (7-8 лет);

- стадия кодификации правил, когда наступает осознание правил и безоговорочное им подчинение (11-12 лет).

2. "Осознание правил". Это знания, идеи, которые ребёнок формирует о характере игры. Пиаже различает стадии осознания детьми правил игры:

- правила не воспринимаются ни как принудительные, ни как обязательные, они еще не вошли в жизнь ребёнка;

- усвоение детьми правил игры как священных, неизменных, продиктованных авторитетом взрослых;

- правила видятся детьми как закон, установленный благодаря обоюдному согласию. Правила теперь не считаются вечными и могут быть изменены, если все игроки согласны.

Отношение ребёнка к правилам не остаётся неизменным. Большое внимание в своих работах Ж. Пиаже уделяет исследованиям генетических изменений в нравственных суждениях детей. Автор предлагает испытуемым два рассказа. Герой каждого из них совершает какой-либо поступок, имеющий нравственный смысл. Приведём примеры.

А. Мальчик по имени Джон находился в своей комнате. Его позвали обедать. Он пошел в столовую. За дверью стоял стул, на котором лежал поднос с 15 чашками. Джон не знал об этом. Входя, он стукнул дверью поднос, и все чашки разбились.Б. Мальчик по имени Генри в отсутствии матери пытался достать джем из шкафа. Он влез на стул и протянул руку. Но джем был слишком высоко, и он не мог достать его, только задел чашку, которая упала и разбилась.Рассказывая подобные истории, экспериментатор просил испытуемого сравнить степень виновности героев, определить, кого из них он считает более непослушным и почему: того, кто случайно разбил 15 чашек, или того, кто разбил только одну чашку, пытаясь добыть джем без разрешения? Кого из провинившихся следует наказать строже? Задаются также различные уточняющие вопросы о том, откуда происходят правила, можно ли их изменить, какое наказание называют справедливым, что такое ложь, почему плохо красть и др.Оказалось, что дети 7-8 лет определяют виновность героя рассказа по величине нанесённого ущерба. Они не смотрят на то, злым или добрым было намерение героя, случайно или умышленно был нанесён ущерб. Для оценки в этом возрасте важен лишь физический аспект последствия, но не мотивы действия. Такие суждения характеризуют, по мнению Пиаже, объективную ответственность в развитии ребёнка. Ребёнок в этом возрасте всецело подчиняется нормам и требованиям, приходящим "извне", от взрослых. Свой долг и прямую обязанность он видит в беспрекословном подчинении взрослым, всецело зависит от их мнений и оценок. Если ребёнок нарушает установленные правила, его ждёт наказание. Наказание будет тем больше, чем больше не слушался ребёнок. Поэтому, рассуждает он, за 15 разбитых чашек наказание будет большим, чем за 1. Ребёнок верит в то, что и другие люди рассматривают происходящие события так же.В 9-11 лет дети начинают принимать во внимание мотивы неправильного поступка и условия, побудившие совершить поступок. Формируется субъективная ответственность в моральном развитии. Ребёнок может поставить себя на место других людей. Поэтому многие дети этой возрастной группы оправдывают поведение мальчика, разбившего 15 чашек, и осуждают того, кто разбил 1 при таких обстоятельствах. Правила уже не считаются священными и неизменными. Возможны отступления от них, их можно даже подвергать изменениям. Правила устанавливаются на основе сотрудничества, кооперации со сверстниками или взрослыми. Долгом отныне является не простое послушание внешним правилам, а оправдание взаимных ожиданий.

Ж. Пиаже подчёркивает роль кооперации, сотрудничества для перехода от объективной ответственности к субъективной. Автор отмечает важность усвоения социальных образцов поведения на самых ранних этапах развития ребёнка. Большую роль в этом процессе Ж. Пиаже отводит детской игре. Знакомясь и исполняя правила различных игр, ребёнок приобретает опыт социального взаимодействия.Роль игры в формировании волевых качеств ребёнка, в том числе ответственности, подчёркивают также отечественные психологи. В своей работе "Развитие воли в онтогенезе" Л. И. Божович отмечает: "В игре ребёнок должен подчиняться определённым правилам: Избрав для себя ту или иную роль, ребёнок действительно подчиняется правилам этой роли; должен вести себя соответственно тому, как ведёт в себя жизни персонаж, роль которого он на себя взял. Например, выполняя роль матери, девочка проявляет к своему "ребёнку" заботливость, внимание, доброту, ухаживает за ним, готовит ему пищу, укладывает спать [2, 315]. Автор отмечает, что в игре ребёнок подчиняется этим правилам не по принуждению, а по собственному желанию. Играя, дети испытывают удовлетворение и радость, а это "накладывает светлый эмоциональный отпечаток на сами эти правила, требования и нормы". Игра требует от ребёнка "самопринуждения", а не принуждения "извне". Л. И. Божович приводит пример игры, проведённой Д. Б. Элькониным со своими двумя дочерьми (5 и 7 лет). Он предложил им игру в "сестёр". Следуя правилам игры, девочки перестали ссориться, что часто случалось в обычной жизни, старались вести себя так, как должны вести себя сёстры. Это показывает, что "у игры есть не только план действий, в ней строятся реальные отношения".

Игра требует проявления определённых качеств личности в зависимости от выполняемых функций. Например, взяв на себя роль часового, ребёнок должен проявить настоящее терпение и выдержку. Игра в "дочки-матери" требует проявления ответственности [4, 56].

Конечно, ответственность и обязанности в игре качественно иные, чем в учебной и трудовой деятельности. "Ответственность в игре дошкольника не выходит за пределы конкретной ответственности перед коллективом детей, участвующих в данной игре, тогда как ответственность в учебной и трудовой деятельности носит общественный, государственный характер.Особенности игры важно использовать на начальном этапе школьного обучения. Если ребёнок начинает выполнять свои школьные обязанности охотно, по собственной инициативе, подобно тому, как он выполнял правила роли в игре, то он легче преодолевает трудности обязательной школьной работы. Это способствует формированию правильной внутренней позиции школьника, делает учение личностно значимым и эмоционально привлекательным для ребёнка, создает возможности для развития его личностных качеств.

Метод упражнения, как наиболее эффективный для формирования ответственности, был использован К. А. Климовой. В "Лекциях для родителей" А. С. Макаренко отмечает: "Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке” [4,46].

Л. И. Божович подчеркивала, что "качество личности является результатом устойчиво закрепившейся привычки". Человек испытывает потребность делать то, что он привык делать в определённое время и при определённых обстоятельствах. Поэтому для развития ответственности большое значение имеет режим. Важно, чтобы ребёнок составил его самостоятельно. Если он привыкнет начинать занятия в определённое время, то эта привычка поможет ему заниматься без контроля со стороны взрослого [2, 324].В экспериментах Л. С. Славиной по формированию ответственности у детей акцент был сделан на планирование ребёнком своей работы.Экспериментатор полагал, что установление связи между заданием и его планированием является установлением связи между поручением и действием. Планирование - это мысленное осуществление действия, это начало действия реального.

В. И. Селиванов все методы и приёмы формирования волевых качеств, в том числе ответственности, сводит к четырем основным группам. К первой группе можно отнести те методы работы, которые непосредственно направлены на сознание человека, преследуют цель создания у него правильных убеждений и понятий, без которых не может быть правильного поведения. Это разъяснение, чтение, беседа, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика. Все эти методы можно назвать методами убеждения.  Во второй группе объединяются методы, помогающие человеку на практике развивать и закреплять ответственное поведение. Это методы упражнения. К третьей группе относятся многочисленные методы и приёмы, побуждающие человека увеличивать волевые усилия, работать над формированием ответственности. Это поощрение, требование и принуждение.  К четвёртой группе методов В.И. Селиванов относит методы и приёмы воспитательной работы над собой. Это методы самовоспитания [7, 126]. Но формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить их общественным смыслом. Для формирования ответственности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей.В процессе накопления опыта сознательного поведения исключительную роль играют самооценка и контроль. Школьники устанавливают сходные или отличительные признаки своего поведения, сравнивают с действиями других членов коллектива.Разнообразие форм учебной работы (коллективных и индивидуальных) избавляет учащихся от скуки, безделия на уроках, рождающих пассивное, потребительское и безответственное отношение к учебному труду.

Ответственное отношение более активно формируется в процессе трудового воспитания и обучения [5, 15].Внеурочная деятельность, как показывает опыт, тесно связаны с урочной работой, дополняют ее, удовлетворяют запросы и интересы школьников; являются более динамичной действенно-практической мерой воздействия, создают благоприятные условия для проявления учащимися моральной ответственности. Среди показателей ответственности у детей младшего школьного возраста К.А.Климова выделяет: осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.Большой круг исследователей рассматривает волевые качества, в том числе ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. В младшем школьном возрасте это качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности.Формированию ответственности представляет собой комплекс специальных мер и воздействий и предполагает усвоение ребенком определенных теоретических представлений о нормах и образцах ответственного поведения с дальнейшим отображением их в реальном поведении.

1этап: формирование представлений учащихся об ответственности;

2 этап: упражнение, тренировка в проявлении ответственности в игровой деятельности с дальнейшим переносом приобретенных навыков в учебную деятельность.

Основные задачи первого этапа:

1) развитие интереса учащихся к содержанию занятий;2) усвоение учащимися отдельных терминов, определяющих поведение человека с точки зрения ответственности;3) осознание учащимися социальной значимости существующих норм ответственного поведения;

4) развитие умений анализировать поведение других людей и свое с точки зрения проявления ответственности, создание эталонов поведения;5) формирование самооценки ответственности. На втором этапе осуществляется тренировка в проявления ответственности в учебной и вне учебной деятельности.

Основные задачи второго этапа:

1) развитие умений учащихся планировать и организовывать свою деятельность;2) тренировка учащихся в проявлении волевых качеств;3) развитие умений брать ответственность за результат своего решения на себя;4) развитие самооценки и самоконтроля.

                                            Памятка для учителей и родителей

«Как сформировать у ребёнка чувство ответственности»

1.Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи, класса, должен знать, что окружающие нуждаются в нём. 2. Не надо торопить, позвольте выполнить ответственное задание в удобном для ребёнка темпе. 3. Не делайте замечание за плохо выполненную работу, а сделайте так, чтобы ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.4. Поручайте посильное дело.5. Придумайте сигналы- «напоминалки».6. Ответственное дело должно быть связано с положительными эмоциями.

                                                      Памятка для родителей

«Как сформировать у ребёнка чувство ответственности»

1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.2. Как можно больше времени проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.4. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны их хорошо знать.5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.6. Не заставляйте ребёнка доверять свои тайны: «Мы всё должны знать о тебе» - этим вы ничего не добьётесь.7. Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.8. Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

 Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1997

3. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. - В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 1968.

4. Макаренко А.С. Лекции для родителей. - М.: Учпедгиз, 1940.

5. Марьенко И.С. Ответственность школьников: пути воспитания. - // Советская педагогика. – 1987. № 5.

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.,1995.
7. Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. - М., 1954.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье».

Цель - обсуждить с родителями одну из задач воспитания детей - формирование ответственной личности, раскрыть понятие "ответственность", познакомить с треми уровнями ответственности. В конце родит...

Родительское собрание на тему: "Как научиться быть ответственным за свои поступки?"

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей...

Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье»

               Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, что он был самостоятельным, понимал, что у него ест...

Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье»

             Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, что он был самостоятельным, понимал, что у него есть опред...

Статья на тему "Особенности воспитания толерантности младшего школьника"

Статья, которая подскажет, как воспитать в человеке толерантные качества....

Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств при проведении занятий в группе продленного дня

В статье автор рассматривает проблему воспитания у младших школьников патриотических чувств в группе продленного дня. Современная российская школа находится в процессе интенсивного развития, плодотвор...

Конспект классного часа «Мы ответственны за свои поступки» 3 класс

Цель деятельности учителя: способствование развитию у школьников чувства ответственности и формирование у детей умений анализировать свои поступки....