Семейные посиделки
классный час (3 класс) на тему

Шищенко Анастасия Сергеевна

Определение понятия «семья», формирование понятия «счастливая семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.semeynye_posidelki.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Семейные посиделки»

Цель: 

  • Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
  • Формировать желание жить в гармоничной, дружной  семье.

Задачи:

  • Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить ее особенности.
  • Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам. 
  • Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения,  эстетический вкус.
  • Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.
  • Развивать речь, внимание, мышление, память.
  • Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
  • Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
  • Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

Оборудование: посреди класса стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда. В сторонке – русская печь (макет), предметы – ухват, чугунок. Стены украшены узорами, орнаментом, плакатами с пословицами. Мультимедийная презентация.

 Выставки:

  • “Мы рисуем” (рисунки детей о дедушках),
  • “Мы сочиняем” (рассказы детей о бабушках и дедушках),
  • “Чудеса своими руками” (совместные поделки детей и их родителей),
  • “Мое родословное дерево” (родословные детей).

Ход мероприятия:

I     Встреча гостей

Звучит русская народная мелодия

Хозяин с хозяйкой (появляются оба в русских народных костюмах) встречают гостей.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Гость на порог – хозяину в радость. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем! 

Хозяйка:
Хлебосольством да радушием
Знаменит наш русский край -
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час,
По старинному обычаю
Гостеприимно встретить вас!

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Учитель: Гостям-то известное дело места хватило, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте, да не в обиде. (хозяева усаживаются)

_______________________________________________________________

II    Определение темы посиделок

Учитель:

На завалинках, в светелке,

Иль на бревнышках каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

- Добрый день, уважаемые гости, родители и ребята. Мы с вами собрались вместе под крышей нашего дома на семейные посиделки.

- Мне в наследство от бабушки достались две шкатулки. Посмотрите, что лежит в одной из них. (Драгоценности)

- А для чего люди копят, собирают эти богатства? Может ли человек прожить без них?

- А теперь загляните во вторую шкатулку. Она пустая!

- Что же можно положить в нее? (ответы учащихся)

- Об этом мы постараемся подумать на нашем занятии и заполнить шкатулку.

Учитель: Ребята. а о чем же мы будем говорить на посиделках?  В этом нам поможет ребус. Отгадайте, что он означает:

                                                        

(На доску вывешивается карточка  с надписью СЕМЬЯ)

.- Сегодня мы с вами поговорим о семье, семейных ценностях и о том, как они важны в наше время.

______________________________________________________________

III     Работа по теме

Учитель: Довольно часто мы слышим или произносим слово «семья», но задумываемся ли о том, что оно обозначает?  В нашем классе …..точно знает, что такое семья.

(выступление ученика)

Ученик:

Семья – словечко странное,

 Хотя не иностранное.

 – Как слово получилось,

 Не ясно нам совсем.

 Ну, «Я» – мы понимаем,

 А почему их семь?

 Не надо думать и гадать,

 А надо просто сосчитать:

 Два дедушки,

 Две бабушки,

 Плюс папа, мама, я.

 Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Учитель:

-Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «семья»?

-А у вас, уважаемые взрослые?

Учитель: Семья – это самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются". Именно в семье мы учимся любви, ответственности и уважению.

Учитель: -А как вы считаете, для чего человеку семья? 

-Давайте вернемся к шкатулкам. В первой – драгоценности. Это какие ценности? (материальные). Но в каждой семье есть еще и нематериальные ценности – это любовь, забота, взаимопомощь…Как мы назовем такие ценности, если они хранятся в семье?

(вешаю на доску слова «семейные ценности»)

Учитель: -Сегодня мы с вами соберем такие ценности в нашу шкатулку.

А работать будем по группам. За помощью вы можете обращаться к старейшинам - вашим родителям. Но не забывайте о том, что вы должны быть дружными, поддерживать друг друга и прислушиваться к мнению других.

________________________________________________________________________

IV  Работа с пословицами

Учитель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов и объяснить их значение.(Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

  1. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  2. Где любовь да совет, там и горя … (нет)
  3. Где мир и лад, не нужен и … (клад)
  4. Лучший клад, когда в семье … (лад)
  5. В гостях хорошо, а дома … (лучше)
  6. В своём доме и стены … (помогают)
  7. В семье разлад, так и дому … (не рад)
  8. Доброе братство лучше … (богатства)
  9. Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

__________________________________________________________________________

Родственники на сердечках

Учитель: Ну-ка, ребятки, отгадайте загадки:

1.  Кто любовью согревает,
     Всё на свете успевает,
     Даже поиграть чуток?
     Кто тебя всегда утешит,
     И умоет, и причешет, 
     Кто заботится о вас,
     Hе смыкая ночью глаз?    (мама)    

2.  Он всё может, всё умеет,

     Всех храбрее и сильнее,

     Штанга для него как вата,

     Ну, конечно, это - …  (папа)

3.  Кто на кухне с поварёшкой
    У плиты всегда стоит,
    Кто нам штопает одёжку,
    Пылесосом кто гудит?

     Кто на свете всех вкуснее
   Пирожки всегда печёт,
   Даже папы кто главнее
   И кому в семье почёт?       (бабушка)

4.  С кем же я ходил на пруд?

     Там у нас рыбалка,

     Только рыбы не клюют,

     Что, конечно, жалко!

     Дня четыре или пять

     Не приносим рыбы…

     Скажет бабушка опять:

    «И на том спасибо»!                (дедушка)

Учитель: Каждый из нас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение.

-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка? Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

-Да, старших членов своей семьи надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, заботиться о них.

 Учитель: Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого бы вы впустили в него.

Учитель: Молодцы! Давайте сложим эти сердца в нашу шкатулку? Ведь родные люди

Хорошо, когда в сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.

___________________________________________________________

Работа в группах.

Учитель: Каждый человек имеет право жить в счастливой семье. Подберите слова - качества, которые, по-вашему мнению, соответствуют счастливой семье.

Ложь, любовь, уважение, огорчение, доброта, радость, уют, грубость,  ненависть, семейные традиции.

Учитель: Я согласна с вашим выбором. Все эти качества относятся к семейным ценностям, которые нужно беречь и хранить. Хотели бы вы жить в такой семье?

- Можно назвать семью счастливой с этими словами?  (указать на отрицательные качества) Почему?

- А чтобы было бы с Землей, если бы на ней жили такие семьи? (ответы учащихся)

 - Давайте уничтожим их. И построим свою картину семейных ценностей.

- У каждой семьи будет свое задание. Сложите пазлы – символы. Подумайте, что они могут  означать и прикрепите картинку к своей пословице.

                Выполняется задание

- Что означают ваши символы?!  (ответы групп)

- Как вы думаете, можем мы все это считать богатством? Давайте его положим в нашу пустую шкатулку и будем хранить эти ценности.

________________________________________________________

Физминутка. Частушки

Учитель: Давайте немножко отдохнем. В нашей дружной семье не только стихи рассказывают, но и поют частушки.

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

2. Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем постесняться.

3. У меня семья большая 

Мама, папа, брат и я.

Мы друг друга уважаем

Прямо скажем – мы друзья.

4. Мама вяжет руковички

Я плету ей две косы.

Мы с ней будто бы сестрички,

Как две капельки росы.

5. Папа пишет сочиненье,                 

    Дед решает уравненье –                                 

    Все с уроками сидят.                                 

    Вот семейный наш подряд!  

6. Мама с папой и братишка

    Вот она моя родня

    Ох, спасибо, дорогие

    Что вы есть все у меня

7.Про себя мы рассказали

Наши семьи просто класс!

Мы счастливые ребята

Посмотрите-ка на нас.

___________________________________________________________


Строим дом

Учитель: Друзья, вы задумывались, почему говорят : «Мой дом - моя крепость»?

    Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут. Я предлагаю вам построить такой дом, где будет уютно, где  поймут, посочувствуют, поддержат. Сегодня каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваши семьи превратятся в строительные бригады.

-Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать? Предлагаю командам набор кирпичей (раздаются конверты с «кирпичиками»). Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах уже написаны слова «здоровье», «любовь», «понимание», «улыбка». Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома.(собрать дом из кирпичиков и оформить плакат «Любимый дом»)

Домашний очаг

Учитель: Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи.  В хорошей семье –теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашний очаг. Он дает человеку не только кров, но и хранит душевное тепло. Вы такие дома сегодня построили.

Давайте зажжем огонь в домашнем очаге. Огонь горит и не гаснет, если в доме есть любовь, забота, взаимопомощь. На полосках-дровах вам необходимо написать то, как вы помогаете своей семье А как вы помогаете своим родителям?  

(дети прикрепляют «дрова» на доску)

Учитель: Молодцы! Зажгли огонь в очаге! (учитель прикрепляет пламя)

Семейные традиции

Учитель: Особое значение для семьи имеют ее обычаи и традиции. Например,

 -собираться всей семьей в праздники;

-вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

-собирать и хранить семейные фотографии.

О своей семейной традиции нам расскажет Лена Самойлова вместе с бабушкой Ниной Александровной.

Учитель: Ребята, давайте откроем шкатулку и посмотрим, что же мы с вами сегодня в нее положили.

(Звучит стихотворение. И Молчановой "Семь главных правил". Читают дети).

1 ученик:

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных

2 ученик:

Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом. 
Не просто чтоб бурлила страстью кровь, 
А трепетно, и каждый день по -разному.

3 ученик:

Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

4 ученик:

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна 
Была всегда с тобою, а не где-то.

5 ученик:

Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды... 
И отогреет солнышком окно. 
Что инеем заледенело белым.

6 ученик:

А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.

7 ученик:

Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

8 ученик:

И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

___________________________________________________

Учитель: Ребята, как вы думаете, а можно наш класс назвать семьей? (ученики высказывают мнение. Н-р, наш класс -тоже семья. Мы видимся каждый день, узнаем что-то новое, радуемся победам друг друга.) (школа это наш дом, а класс – это семья. И я думаю, что в этом доме, в этой семье мы будем жить дружно, весело, всегда друг другу помогать.)

Учитель: мы действительно с вами семья. У нас даже есть свои традиции. Третий год мы отмечаем «День именинников» , «День матери», «23 февраля».

_____________________________________________________________

Рефлексия:

Итог урока:

Учитель: Ребята, наш классный час подходит к концу и мне хотелось бы узнать ваше мнение:

-Интересно ли вам было строить дом?

-Работать в строительной бригаде?

-Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами? Пригодится ли вам это в жизни?

-Что на свете всего дороже? Семья

-Без чего не может быть она? Без мамы, папы и меня

-А чем же скреплена семья? Любовью, теплом и заботой

Ученик:

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните ее!

Учитель: На память о нашем классном часе мы дарим вам, дорогие гости , наш талисман тепла, добра и радости. И желаем, чтобы в вашем доме всегда улыбалось солнышко. Спасибо за внимание!(хозяин и хозяйка вручают талисманы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люблю тебя мама, ты лучший мой друг! Семейные посиделки, посвященные Дню Матери.

Мама! Самое понятное слово на земле. Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые ласковые и нежные руки, они все умеют. У мамы самое доброе и чуткое сердце. Оно ни к чему не ост...

внеурочное мероприятие " Семейные посиделки у самовара"

внеурочное мероприятие для учащихся и родителей...

Внеклассное мероприятие "Семейные посиделки".

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит...

Сценарий праздника "Семейные посиделки"

"Семейные посиделки" праздник для детей и родителей. Как сохраняются  семейные традиции. Вспомнить семейные песни, блюда кухни семьи. Познавательный интерес детей, узнать степень родства среди ро...

Семейные посиделки (внеклассное мероприятие)

Данное внеклассное мероприятие проводилось совместно с родителями, посвящено году Семьи. Целью его является организация совместного досуга детей и родителей, сплочение коллектива. Весь используемый ма...

Семейные посиделки «Листая семейный альбом» ( внеклассное мероприятие для 3 класса)

Целью семейных посиделок является: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и гимназии; воспитание чувства любви и уважения к старшим, своим родителям, гордости за свою семью; сплоче...