Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме:
    Презентация проекта-исследования по окружающему миру во 2 классе. Семейные посиделки"Мы за чаем не скучаем".

    Знакомства с традициями русского чаепития и историей самовара.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semeynye_posidelkis_fotkami-12.docx886.59 КБ
    Файл semeynye_posidelki.pptx1.72 МБ

    Предварительный просмотр:

                            Сценарий урока-презентации исследовательского проекта

                             по окружающему миру во 2 классе

                      Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем!»

        Автор: Истомина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

                       МБОУ СОШ№8 г.Карабаново

                                                     2011г.

                       Семейные посиделки .                                                                                                

    Цели; воспитание уважения к русской культуре и традициям; : знакомство с традициями русского народа и историей чая и самовара; формирование активного познавательного интереса к окружающему миру; формирование культуры общения         

    Оборудование: выставка рисунков и наборов высушенных ягод, фруктов, трав, используемых для заваривания чая; выставка упаковок с разными сортами чая; выставка различных самоваров;  детские проекты;   на столах самовары, заваренный чай, чашки и сладости; мультимедиа.

       

                        Празднование.

            Звучит музыкальный фрагмент  русской народной песни. Входят Хозяин и Хозяйка в русских костюмах. Хозяин на вышитом полотенце держит хлеб-соль, а Хозяйка на подносе - чашку с ароматным чаем.

    Хозяин.                 Очень часто за событиями

                                         И за сутолокой дней

                                       Старины своей не помним,                                                            

                                        Забываем мы о ней.

    Хозяйка.                И хоть более привычны

                                        Нам полеты на Луну,    

                                        Вспомним русские обычаи,

                                  Вспомним нашу старину.

     Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину в радость. Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома, угощенье откушайте, да речи послушайте.

    Учитель. Дорогие гости, ребята, приглашаем вас в гости к самовару.                                                                                                              – Ребята, кто из вас любит принимать гостей? (ответы детей)                                           Гостеприимство – национальная черта русских. Давно зародилась традиция встречать гостей хлебом - солью. Пока наш хозяин угощает вас, я расскажу об этой традиции.

                                                   

          На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство, а также то особое положение, которое отводилось столу в доме. Еще у славян - язычников хлеб-соль были символом верности, дружбы, богатства, благополучия. Значение символа богатства и обилия в доме хлеб-соль имело в русских свадебных обрядах. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол. В России хлеб-соль было принято дарить на новоселье. Отправляющемуся в дальний путь давали в дорогу символический хлеб-соль как благословение. Издавна к новорожденному ребенку ходят в гости с хлебом; принято так ходить, чтобы он рос добрым. О хлебе-соли как символе гостеприимства говорят многочисленные народные пословицы.                                                                                          – Кто из вас сможет назвать некоторые из них?   Например: «Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!», «За хлеб-соль не платят!», «От хлеба-соли не отказываются», «Хлеб-соль есть, да не про вашу честь», «Хлеб-соль и разбойника смиряет», «Хлеб-соль ешь да правду режь».                                               По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мед, печенье, бублики, пряники. Угощайтесь, гости дорогие. Наливайте вкусный чай. Наш праздник только начинается.  Учитель. Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. Главное в русском чаепитии - это общение. Много чая, угощений и приятная компания – составные части чая по – русски. Не принято молчать за столом. Молчание за самоваром расценивалось, как признак глубокого неуважения хозяевам дома. Хозяйка наливала чай, угощала гостей и домашних. Часто ей помогали дочери.

    Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали: «Спаси Бог вас», «Благо дарю вам». Дети пили чай со взрослыми,  слушали беседы, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Пили чай из блюдца только в узком кругу друзей или родственников, а в обществе такое поведение считалось вульгарным. Существует традиция завершения чаепития. В 18-19 в. представлял собой перевернутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Позже стали класть ложечку в чашку. Чайная ложка в пустом стакане была знаком того, что гость больше не хочет чая.

    Любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани. Без него нельзя представить жизнь русского народа.

         А что такое самовар, если без него нельзя было обойтись ни в будни, ни в праздники, ни в жару, ни в холод? Об этом нам расскажут ребята.

    1ученик. (слайд) Я нашел в словаре В.И. Даля определение значения слова. «Самовар - водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкой и жаровней внутри».

    2ученик. (слайд) Самовар - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является символом России, как балалайка и матрешка. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. К середине 19 века Тула стала настоящей самоварной столицей. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими - дорожными и огромными - трактирными, самовары были скромные и богато украшенные - купеческие. Тульские самовары всем нравились.

    Учитель. ( с показом) Самовар устроен очень просто. Сначала на специальных наковальнях из медных листов формировали фигурное тулово. В него заливалась вода, обычно ведро. Потом в тулово помещали кувшин - жаровую трубу. Токарь полировал самовар, приделывал ручки, кран, украшал его. И самовар готов. Клади в трубу горячие угли, шишки, березовые щепки, заливай в тулово воду, и готово. Вода закипит – открывай кран и разливай чай.

    Учитель. А сейчас самое время поговорить о том,  откуда и когда к нам пришел чай.

    Дети (говорят по очереди).

    1. ( показ слайда) Чай, который ты пьешь, приготовляется  из листьев чайного дерева или кустарника. Тебе приходилось видеть - на пачках написано: «Грузинский чай», «Краснодарский чай». Значит, его привезли из Грузии или Краснодарского края. А бывает, что на пачках написано: «Китайский чай», «Индийский чай». Значит, его вырастили и приготовили в этих странах.
    2. (слайд) Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
    3. (слайд) Китай - родина чая. Там с очень давних времен разводили чайные кусты. В Индии растут чайные деревья высотой до 10-15 метров. В Европе чай появился всего лет 200 назад. Теперь это самый обыкновенный напиток, но тогда выпить чашку чая могли только очень богатые люди.
    4. (слайд) Раньше чай привозили в нашу страну из Китая и других стран. Теперь и у нас стали разводить чайные кусты. Чай - растение южное, ему нужен жаркий и влажный климат. Растет он в Грузии и Краснодарском крае.

            Чайная фабрика построена недалеко от плантации чая.

    1. ( слайд) Перед нами открытая поляна. Она вся засажена низкими темно- зелеными кустами. На кустах очень много мелких листиков. Это и есть чайный куст.

           Видимо, много чая даст каждый куст?

    Нет, не так уж много. Тут есть один секрет. Хороший напиток, ароматный чай получается только из самых молодых, свежих побегов - трех верхних листиков каждой ветки. Сорвешь их - и жди, пока опять не отрастут. Свежие побеги срывают с мая по октябрь. За это время можно  раз 10-12 срывать свежие листья с каждого куста.

    1. (слайд) Собирают листики вручную или машинами и отвозят на фабрику. На фабрике необыкновенно чисто. Чайные листы обрабатывают в помещении, куда не попадает пыль, не проникает никакой запах.
    2. (слайд) У чая особое свойство - впитывать всякий запах. Забудешь недалеко от высушенного чайного листа луковицу – и все пропало: когда заварят чай, он будет пахнуть луком.
    3. Чай – это прекрасное жаждоутоляющее и тонизирующее средство. Если человек устал, то чай успокаивает. В нем есть витамины, микроэлементы, необходимые человеку. Чай является чистильщиком организма, выводя из него вредные вещества. Чай используют в борьбе  с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких.
    4. В России первое чаепитие состоялось в 1638 г. А самовары появились в 1679 г.

    Учитель. Понравился ли вам рассказ?

          Мы думаем, за то время, что шел разговор о чае, вы вполне насладились этим прекрасным напитком.

                         Хорошо чайку попить,

                         О том, о сем поговорить.

                         А теперь пора сыграть,

                         Свою удаль показать.

            А сейчас настало время перейти к веселым конкурсам. В них будут принимать участие 3 команды «Тульский пряник», «Русский каравай», «Конфетки - бараночки».

    Чья команда дружнее, чья веселее - надо определить. Представляю вам наше высокоуважаемое жюри. А вы все сидящие, на нас глядящие, не просто глядельщики, а еще и болельщики.

    1 задание. «Чайная викторина».

       2.В борьбе с какими болезнями помогает чай?

       3.Когда в России состоялось первое чаепитие?

       4.Назовите уж   1.Где и когда зародился обычай чаепития?

    родину чая.

       5.О каком особом свойстве чая должны помнить работники чайной фабрики?

       6.Как правильно н но заваривать чай?

       7.Где в нашей стране выращивают чайные кусты?    

       8.Дайте определение значения слова « самовар».

       9.Расскажите о традиции завершения чаепития.

         (Вопросы задаются по очереди каждой команде, если ответ неверный, то другая команда может заработать дополнительный балл.)  

                           

    Учитель: Издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые целебные травы. . На Руси

    - А какие травы можно добавлять в чай или заваривать отдельно? ( ответы детей и родителей, учитель показывает их на выставке)

    Следующий наш конкурс- конкурс дегустаторов чая. Нужно определить компоненты чая. (По одной семье из каждой команды выходят и пробуют чай, определяя, что в него добавлено - малина, смородина…)

    3 конкурс. Конкурс загадок.

    а) у носатого  у Фоки                        б)    Был листок зеленым -

        Постоянно руки в боки.                      Черным стал, томленым,

        Фока воду кипятит                                 Был листочек зубчатым-

         И, как зеркало, блестит.                    Стал листочек трубчатым.        

                (самовар)                                              Был он на лозине-

                                                                                 Стал он в магазине. (чай)

    в) Из горячего колодца

       Через нос водица льется. (чайник)

    (Учитель читает загадки по очереди каждой команде.)

    -А сейчас капитаны каждой команды загадают свои загадки команде – сопернику.

    Следующим в нашей программе будет конкурс частушек.

    ( Выходят две девочки и два мальчика от каждой команды и поют частушки. Команды выступают по очереди.)

                                        1 команда.

    1.Посидеть за самоваром                  2.Самовар поет, гудит,

       Рады все наверняка,                            Только с виду он сердит.

      Ярким солнечным пожаром               К потолку пускает пар

     У него горят глаза.                                  Наш красавец самовар.

    3.Самовар пыхтит, искрится,              4.Лучше доктора любого    

    Щедрый, круглый, золотой,                  Лечит скуку и тоску

    Озаряет наши лица                                 Чашка вкусного, крутого

    Он своею добротой.                                 Самоварного чайку.

                                   2 команда.

    1.На столе у нас пирог,                  2. В пляске не жалей ботинки.

       Пышки и ватрушки.                         Предлагай-ка чай друзьям.

      Так пропойте ж под чаек                Если в чае есть чаинки,

      Чайные частушки.                             Значит, письма пишут нам.

    3. Самовар блестит, кипя,                 4.Подавай мне чашку чая,

         И чаек в нем пенится,                       Ведь люблю я русский чай.

         Погляди- ка на себя -                        В чае я души не чаю,

        Ну и отраженьице!                            Наливай горячий чай.

                                    3 команда.

    1.Ой, чай, крепкий чай,                  2.Чай с вареньем и лимоном,

       Пейте чай - чаечек,                            С кренделями и поклоном.

      Чтобы радость приносил                  После бани свежий чай

       Каждый день - денечек.                   Русским удальцам подай.

    3.Он бальзам от всех болезней,        4.Мы за чаем не скучаем,

       И напитка нет полезней.                     Вместе песни сочиняем.

    Кто здоровым хочет быть,                        Рады всех вас пригласить

    Больше чая надо пить.                              Вволю чаем напоить.

        Учитель. Вот как интересно можно провести время у самовара. Предоставим слово жюри.

                                                                     

    Учитель. Сейчас в каждом доме есть газовые плиты, электрические чайники. Но надо ли забывать такое чудо, как самовар?

          У кого из вас дома есть самовар? Часто ли вы им пользуетесь? Иностранцы, побывав в России, называли самовар «русской чайной машиной». Давайте и мы с вами не будем забывать эту чудесную «чайную машину» и следующее наше классное чаепитие проведем у самовара.

        До свидания. До новых встреч.

           

                     Список литературы:

     1.Кравякова С. В. Семейные посиделки. Журнал «Начальная школа» № 10 2001г.

    2.Плясина Е.В. Наши маленькие открытия. Журнал «Начальная школа» № 2 2009г.

    3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D0%B0%D0%B9                                         

    4. http://magazin-samovarov.ru/about_samovars/tradiciichaepitiya/

    5. http://samovar.holm.ru/


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация проекта-исследования Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем». Автор : Истомина Н.А.

    Слайд 17

    www.24open.ru www.liveinternet.ru www.britannica.com

    Слайд 18

    Конец


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по окружающему миру во 2 классе на тему : «В гостях у осени».

    Урок "Окружающего мира", 2 класс,  Худенко Е.Д., Терехова И.А. Тема: "В гостях у осени"....

    "Безопасность в доме" - презентация к уроку по окружающему миру во 2 классе.

    Данная презентация поможет ученикам запомнить какие бывают опасности в доме и как их предостеречь....

    Семейные посиделки " Мы за чаем не скучаем! "

    Это мероприятие позволит воспитать  уважение  к русской культуре и традициям. Объединить родителей и их детей. На этом классном часе  учащиеся   знакомятся с традициями русского на...

    открытый урок по окружающему миру во 2 классе на тему:"Мы - жители Земли"

    Образовательная программа: «Начальная школа XXI в.»Предмет: «Окружающий мир», автор Н.Ф.ВиноградоваКласс:  2Тема урока:  « Мы – жители Земли. Земля- планета. Что входит в Солнечную «семью»....

    Презентация к уроку по окружающему миру во 2 классе "Какой бывает транспорт"

    Презентация к уроку по окружающему миру во 2 классе "Какой бывает транспорт"....

    Презентация к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Заглянём в кладовые земли "

    Презентация к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Заглянём в кладовые земли "...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Как разные животные готовятся к зиме" Материал на конкурс "Учитель года 2017г."

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Как разные животные готовятся к зиме" Материал на конкурс "Учитель года 2017г."...