Конспект и презентация урок окружающего мира 3 класс Семейный бюджет
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Князева Ксения Андреевна

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 3 класс  УМК «Школа России» Тема: Семейный бюджет.

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

– образовательные:

ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;

формировать представление о структуре семейного бюджета;

повторить изученные экономические понятия;

– развивающая:

развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;

– воспитательные:

формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;

формировать умение работать в группе;
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
  • Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
  • Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.

    Задачи:
    1. Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.
  • 2. Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.
    3. Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету.
  • 4.Ценить труд всех членов семьи.
  • 5.Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.
  • Планируемый результат обучения: 
  • Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Познавательные УУД: 
  • Формирование  умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умения ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи.
  • Коммуникативные УУД:
  • формирование умения договариваться, находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
  • Регулятивные УУД: 
  • самостоятельное  формулирование учебной проблемы; поиск и выделение необходимой информации.
  • Личностные УУД:
    умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
  • Основные понятия и определения
  • Семейный бюджет, стипендия, пенсия

III. Постановка цели и задач урока
- Сегодня каждая группа на уроке - ( показывает ребус- 7я)  семья.
СЛАЙД 4

- Может ли у семьи быть свой бюджет? (Да)
-Как он будет называться?  (семейный)

- Какая же сегодня тема урока? (Семейный бюджет.)  СЛАЙД 5
Игра «Верите ли вы?   (работа в парах)

-Начнём работу по теме урока с игры под названием   «Верите ли вы?»

-У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица.
Цифрами я указала № вопросов.
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».

 Вы обсуждаете ответы в парах.
Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

 +

 -

 +

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

Верите ли вы…

1.  Что семейный бюджет складывается из доходов и расходов семьи?  +

2.  Что лучшим считается  бюджет, в котором доходы меньше расходов?  -

3.  Что налогоплательщики это люди, которые платят налоги? +

4 . Что дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами?  +

5.  Что  экономия – это расточительное ведение хозяйства? –

Проверка    СЛАЙД 6

 - Ребята, возникли ли у вас какие – либо трудности при ответах на вопросы?

- Были ли такие задания, которые вызвали у вас вопросы и затруднения?

- Встретились ли вам новые понятия?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? ( узнаем, что такое семейный бюджет, из чего он складывается,  узнаем, что такое дефицит и экономия, научимся планировать бюджет)    Слайд 7 

Открытие новых знаний.

-  Мы поиграем в семью – Ивановы и Петровы (в группе по 4-3 человека)

Выбираем роль членов семьи. (Папа-доктор, мама-домохозяйка, 1 ребёнок-студент, возможны дедушка и бабушка-пенсионер)

Работа по учебнику с.75 –читаем вслух 1й абзац.

Вопросы: 1.Деньги, которые кладут,- это (как называются?)- ДОХОДЫ

2.Деньги, которые тратят,- это –РАСХОДЫ

Ролевая игра.

- Приглашается семья Синицыных.

- Каждый член вашей большой дружной семьи должен выбрать свой источник доходов(на доске выбирают карточки)

Каждый из них держит карточку на обратной стороне которой написано

 пенсия Пенсия – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям.

 стипендия  Стипендия —деньги, которые  платят за хорошую учёбу в университете, институте, колледже.

 зарплата  Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу

 зарплата Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу.

Детское пособие  Детское пособие- выплачивается родителям имеющим несовершеннолетних детей.

 - Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).

-На что семья тратит деньги?

Зачитает папа:

Папа зарплату принёс.

Куда тратить вот вопрос?

Давай-те спросим мы у мамы

Какой расход у нас важный самый?

Читает мама:

Продукты, одежда, квартплата,

На это уходит пол нашей зарплаты,

Детсад, лекарства, бензин.

Эти расходы очень важны,

 Для ежедневной жизни семьи.

Выберите карточки на что тратятся деньги в семье (на питание, обувь, оплату жилья, транспорта, на обучение, лекарства, содержание домашних животных)

Практическая работа в группах.(применение изученного)

- Каждая семья имеет не только  доходы, но и расходы.
- На что можно потратить заработанные деньги?  
СЛАЙД 9

На какой период может составляться бюджет семьи?

- Самый удобный срок - на месяц.

Вы сидите по группам. Каждая группа – это одна семья. Я вам раздаю карточки, на которых записаны доходы вашей семьи.

Сосчитайте и запишите доход вашей семьи 

Доходы.

Ивановы

Бабушка Мария Петровна работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 3 000 рублей. Дедушка Николай Алексеевич работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Сергей Николаевич работает водителем. Его заработная плата составляет 11 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе.

Доход семьи -

Петровы

Бабушка Лидия Васильевна работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает врачом. Его заработная плата составляет 10 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает почтальоном. Её заработная плата составляет 5 000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей.

Доход семьи -

Карточка 2.

Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.

Товар или услуга

Расходы

Цена, руб

Лекарства

 

Продукты

 

Одежда

 

Обувь

 

Бытовая химия

 

Транспор

 

Велосипед

 

Книги

 

Компьютер

 

Игрушки

 

Платежи и налоги

 

Диски с мультфильмами

 

Посещение цирка

 

Посещение боулинга

 

Туристическая поездка, отпуск

 

Поход в кино

 

Мороженное, конфеты

 

Фрукты

 

Сумма расходов

Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. 

Товар или услуга

Цена, руб.

Лекарства

1 000

Продукты

8 000

Одежда

4 000

Обувь

3 000

Бытовая химия

1 000

Транспор

1 000

Велосипед

8 000

Книги

500

Компьютер

20 000

Игрушки

1 000

Платежи за квартиру

3 000

Диски с мультфильмами

300

Посещение цирка, театра

500

Посещение боулинга

1 000

Туристическая поездка, отпуск

20 000

Поход в кино

200

Мороженное, конфеты

500

Фрукты

1 000

Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.) Бюджет вашей семьи в месяц составляет 20 000 рубля. Сумели ли вы вложиться в эту сумму?

VI. Физкультминутка
- Доход мы получаем в виде денег. А знаете ли вы номиналы денег?

( Игра “Знаете ли вы номиналы денег?”. Учитель называет разные числа,  если есть такие номиналы денег, то дети приседают.)

Д≥Р –это хорошо? (Да останутся деньги для накопления например можно накопить на отдых для всей семьи или на непредвиденные расходы например вас пригласят на др необходимо будет купить подарок, или сломается что-нибудь из бытовой техники, пылесос, стиральная машина, потребуются запчасти на автомобиль, можно взять из накопленных денег)

Д=Р – это хорошо? (не очень, не сможем накопить)

 Доходы < Расходы (Дефицит бюджета)- очень плохо, где будем брать деньги на необходимое? Такое допустить нельзя

– Какая формула будет наилучшей? (Доходы больше  расходов)
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
– Что в этом случае делать? (Если экономия – отложим сбережения,
Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.)

На чём можно сэкономить? (на игрушках, на одежде - бережно относиться к вещам, на еде не покупать сладости, вовремя выключать свет особенно днём, закрывать кран

– И так, что мы сейчас составили? (План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)

– Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.

– А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. )

– А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (Лотерея, премия, наследство.) 

– А непредвиденные расходы?  (Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок.)

Товар или услуга

Расходы

Цена, руб

Лекарства

 

Продукты

 

Одежда

 

Обувь

 

Бытовая химия

 

Транспор

 

Велосипед

 

Книги

 

Компьютер

 

Игрушки

 

Платежи и налоги

 

Диски с мультфильмами

 

Посещение цирка

 

Посещение боулинга

 

Туристическая поездка, отпуск

 

Поход в кино

 

Мороженное, конфеты

 

Фрукты

 

Сумма расходов

Товар или услуга

Расходы

Цена, руб

Лекарства

 

Продукты

 

Одежда

 

Обувь

 

Бытовая химия

 

Транспор

 

Велосипед

 

Книги

 

Компьютер

 

Игрушки

 

Платежи и налоги

 

Диски с мультфильмами

 

Посещение цирка

 

Посещение боулинга

 

Туристическая поездка, отпуск

 

Поход в кино

 

Мороженное, конфеты

 

Фрукты

 

Сумма расходов

Товар или услуга

Цена, руб.

Лекарства

1 000

Продукты

8 000

Одежда

4 000

Обувь

3 000

Бытовая химия

1 000

Транспор

1 000

Велосипед

8 000

Книги

500

Компьютер

20 000

Игрушки

1 000

Платежи за квартиру

3 000

Диски с мультфильмами

300

Посещение цирка, театра

500

Посещение боулинга

1 000

Туристическая поездка, отпуск

20 000

Поход в кино

200

Мороженное, конфеты

500

Фрукты

1 000

Товар или услуга

Цена, руб.

Лекарства

1 000

Продукты

8 000

Одежда

4 000

Обувь

3 000

Бытовая химия

1 000

Транспор

1 000

Велосипед

8 000

Книги

500

Компьютер

20 000

Игрушки

1 000

Платежи за квартиру

3 000

Диски с мультфильмами

300

Посещение цирка, театра

500

Посещение боулинга

1 000

Туристическая поездка, отпуск

20 000

Поход в кино

200

Мороженное, конфеты

500

Фрукты

1 000

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Ивановы

Бабушка Мария Петровна работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 3 000 рублей. Дедушка Николай Алексеевич работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Сергей Николаевич работает водителем. Его заработная плата составляет 11 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе.

Доход семьи -

Петровы

Бабушка Лидия Васильевна работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает врачом. Его заработная плата составляет 10 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает почтальоном. Её заработная плата составляет 5 000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей.

Доход семьи -

Зачитает папа:

Папа зарплату принёс.

Куда тратить вот вопрос?

Давайте спросим мы у мамы

Какой расход у нас важный самый?

Читает мама:

Продукты, одежда, квартплата,

На это уходит пол нашей зарплаты,

Детсад, лекарства, бензин.

Эти расходы очень важны,

 Для ежедневной жизни семьи.

Пенсия – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям.

Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу

работу.

Стипендия —деньги, которые  платят за хорошую учёбу в университете, институте, колледже.

Детское пособие- выплачивается родителям имеющим несовершеннолетних детей.

Пенсия – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям.

  Стипендия —деньги, которые  платят за хорошую учёбу в университете, институте, колледже.

Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу.

 Детское пособие- выплачивается родителям имеющим несовершеннолетних детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

Доходы > Расходы Доходы = Расходы Доходы < Расходы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Конспект и презентация урока окружающего мира "Что такое луг?" для учащихся 4 класса УМК "Школа России"

Данный подробный конспект урока по окружающему миру разработан для учащихся 4 класса УМК "Школа России", занимающихся по учебникам А. А. Плешакова. В данной разработке предоставлен сам конспект и ...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Семейный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “семейный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определениями: &qu...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

Технологическая карта урока окружающего мира тема «Семейный бюджет»

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего хозяйства. Задачи урокаДидакти...