Конспект и презентация урока окружающего мира "Что такое луг?" для учащихся 4 класса УМК "Школа России"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Постнова Наталья Викторовна

Данный подробный конспект урока по окружающему миру разработан для учащихся 4 класса УМК "Школа России", занимающихся по учебникам А. А. Плешакова. В данной разработке предоставлен сам конспект и  презентация.  Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_lug.doc77.5 КБ
Office presentation icon chto_takoe_lug.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:

                          Тема урока: «Что такое луг?»

Цели урока: 1) обучающая: сформировать представление учащихся о луге как о

                         природном сообществе и показать влияние деятельности человека на луг;

                      2) воспитывающая: формирование личностных УУД (внутреннюю

                          мотивацию учащихся по поводу бережного отношения к природе;  

                          доброжелательного отношения к одноклассникам)                                                                                                

                      3) развивающая: формирование метапредметных УУД

                              * регулятивных УУД, направленных на  ориентацию своей учебной

                                деятельности на уроке (принятие и сохранение учебной цели и задач,

                                 контроль и оценка своих действий и знаний)

                              * познавательных УУД (развитие умения воспринимать и анализировать

                                 текст, развивать логическое мышление через установление причинно-

                                следственных связей, развитие умения наблюдать, сравнивать и

                                 обобщать)

                              * коммуникативных УУД (развитие коммуникативных навыков в ходе

                                 групповой и парной работы: умение учитывать позицию партнёра,

                                организовывать и осуществлять сотрудничество, строить внешнюю

                                 речь для других).

Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные карточки для учащихся, карточка для работы в группе, кроссворд, иллюстрации растений.

                                                  Ход урока.

Этап урока

   Содержание материала

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

6

7

Организационный момент.

1)  Долгожданный дан звонок – начинается урок.

     Всё на парте? Всё в порядке? Ручки? Книжки? И тетрадки?

     Начинаем наш урок: всем пойдёт он точно впрок.

2) Психологический настрой.

     - У         У меня хорошее настроение, а у вас?

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. (Звучит запись пения птиц)

- Давайте представим, что мы  на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы, задевает щёки, касается губ.

 У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.

Проверка домашнего задания

1) Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

     Кто из вас бывал в лесу? Значит при подготовке домашнего задания, я надеюсь, вы не испытывали трудности. Давайте проверим, ваши знания.

2) Графический диктант (если верное утверждение ставите +, если нет, то -)

  • Самый верхний ярус леса образован деревьями. (+)
  • Средний ярус – это мхи и лишайники. (-)
  • На дереве обитают кроты и землеройки. (-)
  • Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (+)
  • Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу. (-)
  • Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. (-)
  • Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания. (+)
  • Бурый медведь – хищник. (-)
  • Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу. (-)

  3) Проверка (работают при помощи карандаша)                                  Поменяйтесь в парах листами и проверьте ответы при помощи слайда.

  Встаньте те, кто без ошибок справился с данным заданием.

    Молодцы!

  Актуализация знаний

  Сегодня мы с вами должны познакомится с новым природным сообществом. А вот с каким – на этот вопрос ответите мне вы, если разгадаете небольшой кроссворд. (Каждый получает лист с кроссвордом)

  • Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России. (Лес)
  • Вертикальная структура леса. (Ярус)
  • Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. (Экология)

Проверка при помощи слайда

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока

Какая цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы должны узнать

  • определить что такое луг
  • выяснить виды луга
  • познакомиться с растениями луга
  • познакомиться с животными луга
  • определить влияние человека на луг

 Домашнее задание

Этот материал поможет вам при выполнении домашнего задания.

1 вариант – готовит пересказ по данной теме

2 вариант готовит презентации либо о растении луга, либо о животном

Изучение нового материала

1) сравнение луга и леса

Что в вашем представлении луг?

   Посмотрите на слйд и скажите мне на какой картине вы видите изображение луга? Чем луг отличается от леса?

Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями.

Чтение стихотворения.

Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы

2) виды лугов

Как вы думаете все луга одинаковы или бывают разными?

1 вариант -  работает с текстом о заливных лугах

Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные.

2 вариант работает с текстом о цветочных лугах

( У каждого учащегося есть карточка опросник)

Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга - цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели.

* О каком луге ты прочитал?

* Где располагаются эти луга?

* Почему их так назвали?

Вывод:  есть луга заливные, есть цветочные

3) растения луга

Как вы думаете, какие растения растут на лугу? Почему именно они растут на лугу?

С некоторыми растениями я вам предлагаю познакомиться подробнее. Для работы пересядьте по группам.

Отгадайте загадку:

Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё ж на звёздочку похож. (Василёк)

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему слишком звонкое дали.

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)

В поле сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички – белые реснички. (Ромашка)

За что мы любим эти цветы? (они красиво цветут) Их называют цветущими. Есть ещё ядовитые , кормовые и лекарственные.

 У вас остались ещё растения. Мы должны определить что это за растения и как их используют. У каждой группы текст с описанием растения. Узнайте растение по описанию и распределите по группам.

* Эти травы неярки, почти не цветут, похожи на злаковые растения. Именно их животные употребляют в пищу.

 (мятлик, тимофеевка, ежа сборная, )

* Эти травы достаточно ярки, но их обходят стороной все животные.

(сон-трава, лютик,  дурман)

* Эти растения человек издавна собирает, чтобы с их помощью лечить различные заболевания.

(зверобой, мята, тысячелистник )

Скажите, какие группы растений встречаются на лугу?

Вывод: растения луга бывают цветущие, лекарственные, кормовые и ядовитые.

4) животные луга

У каждого из вас есть названия животных. Я буду показывать картинку этих животных, а вы должны показать название.

(пчела, бабочка, кузнечик, муха, стрекоза, лягушка, коростель, крот, мышь)

Что вы можете сказать о размере этих животных?

Почему?

Почему их много особенно на лугу?

Прочитайте по книге какие ещё животные обитают на лугу. Назовите их.

Что даёт луг животным?

Вывод: луг даёт пищу для животных, убежище, место обитания

А животные как- нибудь  влияют на растения? Как?

Вывод: растения и животные зависят друг от друга, поэтому луг называют природным сообществом.

5) влияние человека на луг

А влияет ли человек на данное сообщество? Как?

- Сейчас в каждом городе существуют телефон доверия, куда можно позвонить и попросить   помощи.

На нашем лугу тоже есть такой телефон и тревожные сигналы уже поступили. (слайды с изображением звонящих животных и растений)

Послушайте:

Шмель: Алло! Вы меня слышите? Я - луговой шмель. Распахивают мой любимый луг, а ведь в земле наши домики. Помогите!

Перепёлка: К вам обращается перепёлка. Люди насыпали на луг удобрение .Апчхи! Нам негде спрятаться! Апчхи! Я не могу дышать! Ой! Я умираю!

Ромашка: Скорее! На помощь! Пришли дети и собирают нас большими охапками! Боюсь нас совсем не останется!

Вывод . Мы любим гулять на лугу. Но нужно помнить определённые правила, чтобы сохранить красоту луга и всех его жителей.

Закрепление материала

С каким природным сообществом мы познакомились на уроке?

Давайте проверим, как вы запомнили материал сегоднешнего урока.

1 задание. Подчеркнуть растения луга.

Роза, колокольчик,  мятлик, гладиолус, лилия, тимофеевка, дурман, орхидея, ромашка, василёк.

2 задание. Подписать названия животных.

Бабочка , крот, трясогуска, кузнечик.

3 задание. Написать правила поведения на лугу по картинкам.

Не ловите бабаочек и других насекомых!

Не жгите костры!

Не рвите цветы!

Молодцы! Хорошо поработали!

Рефлексия

Посмотрите на свой маршрутный лист. Как много мы сегодня узнали. Покажите с каким настроением вы заканчиваете урок.

         Спасибо за плодотворную работу на уроке!

     Самоорганизация

   Настрой психологически на урок под звуки пения птиц

Лес – природное сообщество

3 человека работают по индивидуальным карточкам

Остальные фронтально совместно с учителем

 

Взаимопроверка

Самопроверка и самоорганизация

  Индивидуальная работа

 

Самопроверка

Что такое луг?

 

Выяснить что такое луг

Определение учащимися цели  урока

У учащихся маршрутный лист с планом урока

                                Маршрутный лист

1. Определить что такое луг.  ____________________                          

2. Выяснить виды луга. ________________________                                      

3. Познакомиться с растениями луга.     ____________        

4. Познакомиться с животными луга.    _____________          

            5. Определить влияние человека на  

               луг.    __________   

 

Ответы учащихся

Сравнительная характеристика

-нет деревьев, кустов

- много цветов

- ровная поверхность

Делают учащиеся

Отмечают в маршрутных листах

Учащийся читает стихотворение

  Работа в парах (подчеркнуть  главные слова, которые облегчат вам пересказ)

1 этап – самостоятельное чтение и пересказ по вопроснику

2 этап – рассказ по вопроснику друг другу

Делают учащиеся

Отмечают в маршрутных листах

 Ответы учащихся

 

 Работа в группах ( у каждой группы набор картинок с цветами) + гербарий

- показывают ответы и от каждой группы выступающий о данном цветке

Работа в группах

- учащиеся читают описание и раскладывают по группам

- проверка при помощи слайдов (кормовые растения, ядовитые растения, лекарственные растения)

Делают учащиеся

Отмечают в маршрутных листах

Индивидуальная работа

Маленькие

Чтобы спрятаться от врагов в траве

Там они находят пищу

Работа с текстом учебника

(подчёркивают названия животных)

Делают учащиеся

Насекомые опыляют растения,

Птицы уничтожают вредителей растений

Делают учащиеся

Отмечают в маршрутных листах

Самоосмысление

Выводят проблемы (уже напечатаны, учащиеся выбирают и прикрепляют на доску)

1) распахивание лугов

2) использование  удобрений в больших количествах

3)  уничтожение растений и животных

Отмечают в маршрутных листах

Самостоятельная работа

Фоном звучит песня

Самопроверка

Самооценивание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира 4 класс

Слайд 3

Графический диктант Самый верхний ярус леса образован деревьями. Средний ярус – это мхи и лишайники. На дереве обитают кроты и землеройки. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания. Бурый медведь – хищник. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

Слайд 4

Проверь себя + , - , - , + , - , - , + , - , - .

Слайд 5

Реши кроссворд

Слайд 6

Проверь себя

Слайд 7

Тема урока: «Что такое луг?» Цель урока: - выяснить что такое луг План урока Определить что такое луг. Выяснить виды луга. Познакомиться с растениями луга. Познакомиться с животными луга. Определить влияние человека на луг.

Слайд 8

Домашнее задание 1 вариант – пересказ по данной теме 2 вариант – презентация о растении или животном луга

Слайд 9

Отличие луга от леса

Слайд 10

Луг – безлесные площади, занятые травянистыми растениями

Слайд 11

Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь – цветы вокруг Да по колено травы.

Слайд 12

Луг Заливной луг Цветочный луг По низменным берегам рек и озер. В горах

Слайд 13

Васильки

Слайд 14

Колокольчики

Слайд 15

Ромашки

Слайд 16

Цветущие растения Васильки Колокольчики Ромашки

Слайд 17

Кормовые растения Мятлик Ежа сборная Тимофеевка

Слайд 18

Ядовитые растения Лютики Сон-трава Дурман

Слайд 19

Лекарственные растения Зверобой Тысячелистник Мята

Слайд 20

Растения цветущие ядовитые кормовые лекарственные

Слайд 22

ЛУГ Значение луга для животных Место обитания животных Пища животных Защита и укрытие от хищников

Слайд 23

Растения и животные зависят друг от друга, поэтому луг называют природным сообществом

Слайд 25

Мы любим гулять на лугу. Но нужно помнить определённые правила, чтобы сохранить красоту луга и всех его жителей Мы любим гулять на лугу. Но нужно помнить определённые правила, чтобы сохранить красоту луга и всех его жителей

Слайд 26

Самостоятельная работа Подчеркни растения луга. Роза, колокольчик, мятлик, гладиолус, лилия, тимофеевка, , дурман, орхидея, ромашка, василёк. 2. Подпиши названия животных. 3. Напишите правила поведения на лугу по картинкам.

Слайд 27

Проверь себя Подчеркни растения луга. Роза, колокольчик , мятлик , гладиолус, лилия, тимофеевка , дурман , орхидея, ромашка, василёк . 2. Подпиши названия животных. бабочка крот трясогузка кузнечик 3. Напишите правила поведения на лугу по картинкам. Не ловите бабочек и других насекомых! Не рвите цветы! Не жгите костры!

Слайд 28

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...

Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями.Планируемые  результатыПредметные:·     знать праздники в России;·...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...

Технологическая карта урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с праздниками, которые отмечают в России.2. Учить...