Классный час "Символика Владимирского края"
классный час (3 класс) на тему

Федотова Маргарита Владимировна

Материал,посвященный символике родного края (Владимирская область)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа имени чемпионки мира по шахматам Е. И. Быковой»

Классный час

Символика Владимирского края

(В рамках регионального конкурса методических разработок

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»)

Федотова Маргарита Владимировна – учитель начальных классов

Цель: создание условий для формирования духовно – нравственных качеств личности через изучение  символики Владимирского края и её истории в рамках внеурочной деятельности.

Задачи:

- способствовать развитию интереса учащихся к государственной символике, к  истории её становления и развития;

- формировать  представление учащихся о  символах Владимирской области;

- воспитывать любовь, уважение и чувство патриотизма к своей Родине, к  родному краю.

 Формируемые результаты:

Познавательные УУД: учащиеся научатся извлекать информацию из иллюстраций и текста; на основе анализа объектов делать выводы, анализировать, обобщать; перерабатывать и применять полученную информацию; самостоятельно выполнять творческие задания;

Регулятивные УУД: учащиеся научатся организовывать свою деятельность; осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Коммуникативные УУД: учащиеся научатся оформлять свои мысли в устной форме; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; слышать и понимать речь других;

Личностные УУД: учащиеся научатся ценить и принимать базовые ценности «родина», «семья».

Форма проведения:  классный час.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово ведущих.
  2.  Знакомство с  символикой Владимирского края.
  3. Творческая работа учащихся.
  4. Рефлексия.
  5. Подведение итогов.

Возрастной состав учащихся: 9 - 10 лет.

Оборудование: мультимедиа, Конституция РФ, государственная символика России (флаг, герб, гимн), презентация (Приложение 1), фонограмма песни «С чего начинается Родин», альбомные листы, фломастеры и  цветные карандаши для учащихся.

Ход мероприятия

Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина» (авторы В. Баснер,  М. Матусовский)

Учитель:

-  С чего начинается Родина? На этот вопрос можно найти множество ответов, но я уверено могу сказать,  что Родина – это наш дом, наша школа, друзья, наш замечательный поселок,  в котором мы живем. И, конечно,  огромная,  великая и прекрасная наша страна.

Ученик:

Есть в мире много разных стран,

Но мне милее всех одна.

Скажите, как она зовётся?

Великая моя страны?  (Ответы детей)

Учитель: Это наша Родина.

-  Ребята, каждое государство имеет свои отличительные символы, по которым узнают страну. А какие государственные символы России знаете вы?  (Ответы детей: флаг, герб, гимн)

- Какой город является столицей нашего государства?  (Ответы детей)

(Учитель показывает Конституцию РФ и зачитывает статью 70 (глава 3, Федеративное устройство))

 (Слайд 2, карта России)

- Перед вами карта России, покажите столицу нашего государства  на карте.

- А где находится наша Владимирская область? Покажите на карте местоположение нашей области.

Ученик:

Здесь наше всё: дары Ополья,

Лесов мещерских глубь и тишь

И полноводных рек раздолье,

Одетых  в тальник и камыш.

Родник клокочет над горою,

Трава осыпана росой.

Мой край! Ты стал моей судьбою

И самой радужной мечтой.

(В. Солоухин)

(Слайд 3)

Учитель: У каждого человека есть своя малая родина. Это место где он родился и вырос, где он живет, где живут его родные и близкие люди. Для нас с вами  это наша Владимирская область.

(Слайд  4, карта Владимирской области)

- Ребята, наша область тоже имеет свою символику. Свой флаг, герб и гимн. Сегодня я предлагаю вспомнить историю создания этих символов. А начнем мы с  флага Владимирской области.

(Слайд  5, флаг Владимирской области)

Ученик рассказывает историю создания флага Владимирской области.

( Флаг Владимирской области – официальный  символ Владимирской области Российской Федерации.  Флаг утвержден 11 мая 1999 года законом Владимирской области № 22 – 03. Законом Владимирской области от 10 мая 2017 года № 45 – 03 было изменено соотношение сторон флага с 1:2 на 2:3. Данное изменение вступило в силу 1 июля 2017 года.

«Флаг Владимирской области представляет собой красное прямоугольное полотнище со светло – синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. В середине верхней части синей  полосы  изображены золотые серп и молот. В  середине красного полотна золотое изображение герба Владимирской области. Ширина  изображения герба Владимирской области должна составлять одну третью часть длины полотнища. Соотношение сторон флага – 2:3».

В основу флага положен флаг РСФСР.

Флаг Владимирской области отразил историю владимирской земли за 12 -20 века).

Учитель: Другим официальным  символом  нашего края является герб Владимирской области.

(Слайд 6, герб Владимирской области)

Ученик рассказывает историю создания герба Владимирской области.

(Герб Владимирской области немного изменился в течение  времени,  но общие  черты его сохранились еще со времен Владимирского княжества. В Законе «О гербе Владимирской области»  в редакции от 06.09.1999 года  говорится:  «Герб Владимирской области представляет собой изображение золотого львиного леопарда, в железной, украшенной золотом и цветными камнями короне,  держащего в правой лапе длинный серебряный крест в  червленом поле.  Щит увенчан короной и украшен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой».

Красный цвет гербового щита является символом мужества и храбрости. Он напоминает о героических страницах богатой истории владимирской земли и роли, которую она сыграла в процессе формирования русской народности и становления Руси.

Лев представляет силу и мужество. Он издавна считался символом величия и мощи владимирских князей. Леопард подчеркивает  храбрость и отвагу. Корона на львином леопарде означает, что герб принадлежал Великому княжеству Владимирскому (12 -14 века). Серебряный крест в  лапе хищника символизировал  христианскую веру).

Учитель:  У нашей области есть и свой гимн. Что прославляют, воспевают  авторы гимна в своем тексте? Внимание на экран. (Дети читают текст гимна и отвечают на вопрос учителя)

(Слайд 7, текст гимна Владимирской области)

 Учитель: Много красивых и самобытных городов и поселков в нашем Владимирском крае.  И они тоже имеют свою символику.

(Слайд 8, гербы Владимирской области)

- Рассмотрите  внимательно гербы городов. Что общего у них, что их объединяет? ( Ответы детей)

- Ребята, как называется наш район? ( Ответы детей)

- Что изображено на гербе города Суздаля? Почему?

(Слайд 9, герб  города Суздаля)

Рассказ ученика о гербе и флаге города Суздаля.

(Современный герб города Суздаля основан на историческом гербе 1781 года.

Сокол – символ красоты и храбрости. Белый цвет (серебро) символизирует веру,  чистоту, благородство. Желтый цвет (золото)  символизирует богатство, величие, достоинство. Желтая корона показывает, что Суздаль имеет богатейшую историю. Он являлся старейшим крупным русским центром в  Северо  – Восточной Руси уже в 11 веке. Синий цвет символизирует честь, славу, преданность, чистое небо.  Красный цвет – символ мужества и храбрости.

Флаг города Суздаль создан на основе символики герба Суздаля.  Ныне действующий флаг утвержден 18 мая 2004 года решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Суздаль»).

(Слайд 10. флаг города Суздаля)

Учитель:

-  Ребята, а кто из вас знает, чей это  герб?  (Ответы детей)

 (Слайд 11, герб  поселка Боголюбово)

 - Ребята, что изображено на нашем гербе? Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Рассказ ученика о гербе и флаге поселка Боголюбово.

(Поселок Боголюбово  имеет древнюю и богатую историю. На его территории сохранились известные памятники архитектуры. Одним из самых узнаваемых является храм Покрова на Нерли. Это величайший памятник мирового искусства, созданный в 1165 году по указанию князя Андрея Боголюбского.

Лазурь символизирует честь, красоту, благородство и чистое небо.

Золото – символ величия, великодушия, богатства, уважения.

Серебро – символ чистоты, мира  и взаимопонимания.

Зеленый цвет – символ жизни, возрождения и плодородности земли.

Лазурь и зелень – символы природы, отражают природные красоты Мещеры.

Флаг нашего муниципального образования  создан на основе герба муниципального образования Боголюбовское и повторяет его символику).

(Слайд  12, флаг поселка Боголюбово)

 Учитель: 31 мая 2018 года произошло знаковое событие и для нашего поселка. Совет депутатов муниципального образования «Боголюбовское сельское поселение» утвердил  изображение герба нашего поселка.  Теперь наш герб внесен в Государственный регистр (официальный список) гербов  Российской Федерации.

Учитель:

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать «геральдистами». Кто может объяснить значение этого слова? (Ответы детей, учитель знакомит с  новым понятием «геральдика», работа со словарем   С. И. Ожегова  «Словарь русского языка»).

(Геральдика – это описание гербов и их истории. Это особая наука, которая изучает и объясняет уже созданные гербы и знаки, определяет правила составления новых.

У каждого рыцаря был свой герб, который изображался на его щите, на попоне (накидке) коня, шлеме или при входе в замок. Герб был знаком чести рода рыцарей).

(Слайд  13, геральдика)

- Ребята, ваша задача придумать и  нарисовать на альбомных листах герб своей семьи.  Герб должен показать особенность вашей семьи, ее самобытность, неповторимость.

(Творческая работа учащихся)

Презентация гербов учащихся по плану:

- Что изобразили на своем гербе?

- Почему выбрали такие цвета?

Учитель:

- Дорогие ребята, подходит к концу наше мероприятие. Я хочу поблагодарить всех вас за участие в нём и услышать ваши отзывы.

-  Расскажите, что нового вы узнали сегодня?

- Что хотели бы узнать ещё?

- Ребята, как вы думаете,  где могут пригодиться полученные знания?

-Для чего мы должны знать символику нашей страны, нашего края?  (Ответы детей)

Учитель: История становления и развития Владимирского края неразрывно связана с символикой, героическим подвигом наших предков. Мы должны помнить об этом. Расти патриотами своей страны, любить свою Родину, свой народ, стать настоящими гражданами нашего государства.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации.  М. «ЛадКом».2008.- с. 21.
  2. Ожегов С. И. «Словарь русского языка». М. «Русский язык». 1981.- с. 111.
  3. Материалы сайтов: Википедия  (ru. wikipedia. org.); heraldik. ru; geraldika. ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суворов и Владимирский край.

Можно использовать как внеклассное мероприятие....

Бакшеево - уголок владимирского края.

Презентания "Моя малая родина"....

Проект "Птицы владимирского края"

Проектная деятельность "Птицы Владимирского края" (внеурочная деятельность)...

"Каменная летопись Владимирского края" - внеурочное занятие. Учитель Громова Татьяна Викторовна МБОУ СОШ №6 г. Киржач Владимирской области.

На внеурочном занятиии по теме "Каменное зодчество Владимирского края" обобщаются знания учащихся о храмах города Владимира, формируются представление о православном храме, его значении в жи...

История Владимирского края

Презентация про Владимирскую область для окружающего мира....