Главные вкладки

    Азбука добра
    рабочая программа (4 класс) на тему

    Порфирьева Вера Николаевна

    Рабочая программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению в коррекционной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл azbuka_dobra_4_b.docx54.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бюджетное  общеобразовательное учреждение «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

     Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

         РАССМОТРЕНО

    Руководитель методического объединения воспитателей

     Протокол № 1  

     от «27» августа 2018 г.

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по ВР

        ______________ Югина С.А.

              «29» августа 2018 г.

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор школы-интерната

     ___________ Шоколева А.Е.

         Приказ № 47

         от «31» августа 2018 г.

    ПРОГРАММА

    ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    по духовно-нравственному направлению

    «Этика: азбука добра».

        Воспитатель Порфирьева Вера Николаевна

        Квалификационная категория – первая

        Составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Программой  внеурочной деятельности БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.

               

       

    КАЛИНИНО

    2018 г.

    Содержание

    1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                            
    2. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
    3. Учебно – тематический план
    4. Содержание программы.
    5.  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    Пояснительная записка

    Программа внеурочной деятельности : «Этика: азбука добра» разработана в соответствии с требованиями:

                                                             

    1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
    2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);
    3. Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
    4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
    5. СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 38528;
    6. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993);
    7. Устава бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
    8. Программы внеурочной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
    9.  Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.
    10. Авторской программы:«Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;

    Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

    Задачи:

    •  сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

    •  способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.

    •  раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

    •  научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

    Актуальность программы.

    В современных условиях, когда происходит разностороннее воздейcтвие общества на ребенка, все большее значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Учитывая специфику возраста учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника каждый год можно корректировать.

    Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы 
    общения наиболее интересны для детей данного возраста.

    Детский коллектив- это маленькая страна, в которой необходима построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, так как основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении с приемами и способами поведения.

    Срок реализации программы

    Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 ч. Занятия проводятся один раз в неделю.

    Особенности реализации программы.

    Основной формой работы являются внеурочные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

    По курсу «Этика: азбука добра»  предусмотрен большой объём упражнений, которые позволят учащимся добиться самостоятельности при отработке приемов и действий, а также воспитать навыки самоконтроля и самооценки. При составлении тематического планирования учитывается неоднородность состава учащихся в классе и осуществляется дифференцированный подход с учетом развития психических функций, особенностей и возможностей детей о владения ими учебного материала, различными бытовыми и социальными навыками и возможность  включения какую-либо целенаправленную деятельность. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.  Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия направлены на развитие коммуникативности  ребенка: учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику. Курс по «Азбуке добра» опирается на межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром). В целях более успешного развития и усвоения знаний, умений и навыков  предусмотрены предметно-практические уроки, игры- драматизации.

    Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:

    - занятие – практика,

    - занятие – праздник,

    - интегрированное занятие,

    - занятие – конкурс,

    - беседа

    - путешествие в сказку,

    - рисунки,

    - выставка.

    Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

    Освоение детьми программы  внеурочной деятельности  Этика :азбука добра» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.

    Личностные результаты:

    - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;

    -  объяснить с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие.

    -  самостоятельно определить и высказывать самые простые общие дела для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    -  в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные  УУД:

    - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

    - развитие этических чувств-стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения;

    - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

    Познавательные УУД:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - строить сообщения в устной и письменной форме

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков;

    Коммуникативные УУД:

     - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

    - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться и приходить к общему решению и совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    Предметными результатами изучения курса являются знания и умения:

    Знания

    Умения

    Допустимый уровень

    Правила поведения в школе, классе.

    Правила поведения в библиотеке.

    Правила поведения во взаимоотношениях с одноклассниками.

    Правила поведения в общественном транспорте.

    Как организовать свой труд

    Профессии людей

    Поведение в гостях

    Братья наши меньшие

    Бережное отношение к природе.

    Оценивать свое поведение и поведение окружающих на уроке, на перемене.

    Уметь вести себя в библиотеке.

    Использовать в речи слова вежливости.

    Использовать доброжелательный тон в общении.

    Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

    Правила безопасного пользования общественным транспортом.

    Проявлять прилежание и старательность в учении и труде.

    Бережно относиться к вещам,созданным трудом других людей.

    Знать возможные опасности при общении с животными.

    Минимальный уровень

    Правила безопасного поведения на улице

    Бережное отношение к своей одежде.

    Правила безопасного поведения на природе.

    Правила безопасного поведения в

    общественных местах.

    Разговор по телефону.

    Я пишу письмо.

    Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ в создавшейся ситуации;

    Соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе;

    Подбирать соответствующую одежду и обувь на холодную погоду.

    Производить мелкий ремонт одежды.

    Применять правила вежливого общения,использовать в речи слова вежливости.

      Оценка планируемых результатов освоения программы

      В основу программы положены ценностные ориентиры. Достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

                 

                  по повышению уровня общей культуры;

                  по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;

                  по отношению в коллективе.

      Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

    Первый уровень результатов

    Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов

    Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

    Третий уровень результатов

    Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    Учебно-тематический план.

    Название раздела

    Количество часов

    Теор.

    Практ.

    1

    Школьный этикет

    8

    4

    4

    2

    Правила общения

    8

    4

    4

    3

    О трудолюбии

    7

    3

    4

    4

    Культура внешнего вида

    4

    2

    2

    5

    Внешкольный этикет

    6

    3

    3

    6

    Итоговое занятие

    1

    1

    Содержание программы.

    Школьный этикет (8 ч)

    Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

    Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

    Поведение в столовой, правила поведения за столом.

    Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (8 ч)

    Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

    Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

    Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

    О трудолюбии (7 ч)

     Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

      Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

     Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

     Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

    Культура внешнего вида (4 ч)

     Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

     Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

     Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

    Внешкольный этикет (6 ч)

     Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

     Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

     Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

    Календарно-тематическое планирование.

    п/п

    Тема занятий

    Кол-во

    часов

    Форма

    Деятельность учащихся

    Коррекционная работа

    Ожидаемый результат

    Раздел 1

    8

    Школьный этикет

    1

    Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

    1

    Беседа

    Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками

    Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

    3 уровень – приобретение опыта, по умению проявлять внимание к окружающим

    2

    Забота о младших

    1

    Беседа.

    Практика.

    Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие

    Воспитание доброты, заботы о младших.

    2 уровень- приобретение опыта при общении с младшими школьниками

    3

    . «Познай самого себя»

    1

    Беседа.

    Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания

    Коррекция эмоционально-волевой сферы через воспитание положительных качеств.

    1 уровень – приобретение знаний о себе.

    4

    Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

    1

    Беседа.

    Практика

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения анализировать.

    2 уровень- приобретение опыта действия по составлению плана на неделю.

    5

    Как я работаю над собой

    1

    Тест.

    Практика.

    Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия

    Коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы через формирование умения анализировать.

    2 уровень- приобретение опыта во взаимоотношениях со сверстниками

    6

    О терпении

    1

    Обсуждение

    Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    Коррекция эмоционально-волевой сферы через наглядный пример.

    3 уровень- приобретение опыта для самостоятельной деятельности

    7

    Конец каждого дела обдумай перед началом

    1

    Беседа Обсуждение

    Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения

    Коррекция эмоционально-мыслительной сферы через создание ситуаций успеха.

    1 уровень- приобретение знаний.

    2 уровень –приобретение опыта действия уметь планировать способы достижения цели..

    8

    . «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

    1

    Беседа

    Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других

    Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения анализировать.

    1 уровень- приобретение знаний.

    2 уровень – приобретение опыта действия, уметь анализировать свои действия.

    Раздел 2.

    8

    Правила общения

    9

    Традиции общения в русской семье. «Домострой»

    1

    Обсуждение.

    Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя»

    Коррекция эмоционально-волевой сферы через наглядный пример.

    3 уровень- приобретение опыта при общении в семье.

    10

    Культура общения в современной семье

    1

    Беседа.

    Обсуждение

    Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения

    Коррекция эмоционально-волевой сферы через воспитание положительных качеств.

    1 уровень- приобретение опыта при общении в современной семье.

    11

    Правила приличия в житейских ситуациях

    1

    Беседа.

    Обсуждение

    Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения

    Коррекция эмоционально-волевой сферы через воспитание положительных качеств.

    3 уровень- приобретение опыта при общении со сверстниками..

    12

    Культура спора

    1

    Обсуждение.

    Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины)

    Выработка навыка самоконтроля

    2 уровень- приобретение опыта по выходу из конфликтной ситуации.

    13

    Правила этикета: знакомство

    1

    Беседа. Практика.

    Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости

    Коррекция связной речи через формирование и умения применять вежливые слова.

    3 уровень- приобретение опыта при общении с друзьями и со взрослыми.

    14

    Язык, мимика и жесты

    1

    Беседа. Практика

    Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику

    Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения анализировать.

    1 уровень- приобретение знаний.

    2 уровень – приобретение опыта по использованию жестов, мимики при разговоре.

    15

    «Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей»

    1

    Практика.

    Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова

    Коррекция связной речи через формирование умения применять адекватные вежливые слова.

    3 уровень- приобретение опыта при общении со сверстниками и со взрослыми.

    16

    . Игра «Город вежливости»

    1

    Игра

    Уметь практически применять правила коллективных игр

    Коррекция эмоционально-волевой сферы через формирование умения соблюдать правила игры.

    2 уровень- приобретение опыта при проведении коллективных игр..

    Раздел 3.

    7

    О трудолюбии

    17

    Культура физического и умственного труда

    1

    Беседа.

    Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

    Воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий.

    2 уровень- приобретение знаний о различных профессиях.

    18

    Положительные герои в былинах и сказках

    1

    Беседа. Иллюстрации

    Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений

    Коррекция мышления на основе приведенных примеров.

    2 уровень – приобретение опыта действия, воспитание таких качеств как трудолюбие, ответственность.

    19

    Книга — источник знаний

    1

    Беседа.

    Практика

    Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования

    Развитие самостоятельности учащихся.

    1 уровень- приобретение знаний.

    2 уровень – приобретение опыта действия при самостоятельной работе с книгой.

    20

    Золотые руки

    1

    Беседа.

    Пословицы. Иллюстрации.

    Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

    Коррекция мышления на основе приведения примеров.

    1 уровень – приобретение знаний.

    2 уровень – приобретение действия, воспитание таких качеств, как трудолюбие, ответственности.

    21

    Кем быть?

    1

    Ролевая игра.

    Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека, расширять познавательные интересы

    Коррекция мышления на основе приведенных примеров. Воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий.

    2 уровень- приобретение опыта о различных профессиях.

    22

    Твоя малая родина

    1

    Беседа.

    Иллюстрации

    Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности

    Коррекция мышления на основе приведенных примеров, воспитание любви к своей малой родине.

    1 уровень – приобретение знаний.

    3 уровень – приобретение опыта действий при общении.

    23

    Герои труда

    1

    Иллюстрации.

    Беседа.

    Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

    Коррекция мыслительной деятельности на основе приведенных примеров, воспитание уважительного отношения к людям труда.

    1 уровень – приобретение знаний о героях труда.

    Раздел 4.

    4

    Культура внешнего вида

    24

    Что такое культура внешнего вида?

    1

    Беседа. Иллюстрации

    Определять оптимальные правила внешнего вида

    Воспитывать аккуратность и самостоятельность

    3 уровень – приобретение опыта по оценке внешнего вида человека.

    25

    Одежда и осанка

    1

    Беседа. Примеры.

    Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки

    Формирование грамотного выбора необходимой одежды, воспитание аккуратности.

    3 уровень – приобретение опыта действия по грамотному выбору необходимой одежды.

    26

    Вежливость и внешний вид

    1

    Беседа.

    Применять основные правила вежливости и опрятности

    Коррекция личностных качеств, воспитании аккуратности.

    2 уровень – приобретение опыта действия по применению правил вежливости и опрятности.

    27

    «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

    1

    Тесты.

    Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

    Коррекция мыслительной деятельности на основе приведенных примеров.

    2 уровень – приобретения опыта действия и применения в жизненных ситуациях.

    Раздел 5

    6

    Внешкольный этикет.

    28

    Осваиваем правило «так нельзя»

    1

    Рассказ.

    Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

    Коррекция эмоционально волевой сферы через воспитание положительных качеств.

    3 уровень – приобретение опыта действия в конкретной жизненной ситуации.

    29

    Услышать собеседника

    1

    Беседа.

    Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре

    Коррекция личностных качеств, воспитание умения услышать собеседника.

    2 уровень – приобретение опыта действия при общении с собеседником.

    30

    Совесть — основа нравственности

    1

    Беседа.

    Примеры.

    Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

      Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения анализировать.

    2 уровень – приобретение опыта действий в конкретной жизненной ситуации.

    31

    Что такое хорошо и что такое плохо

    1

    Беседа. Примеры. Обсуждения.

    Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

    Коррекция эмоционально волевой сферы через формирование умения анализировать.

    3 уровень – приобретение опыта действия в конкретной жизненной ситуации.

    32

    В мире мудрых мыслей

    1

    Пословицы

    Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы

    Коррекция связной речи через формирование умения объяснять пословицы.

    2 уровень – приобретение опыта действия при умении объяснять пословицы

    33

    Россияне о любви к Родине

    1

    Беседа. Пословицы

    Оценивать яркое проявление патриотизма

    Коррекция мышления на основе формирования умения анализировать.

    2 уровень – приобретение опыта действия с помощью художественных произведений.

    34

    Итоговое занятие

    1

    Беседа.

    Подвести итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию

    Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения анализировать.

    2 уровень – приобретение опыта действия и применение в жизненных ситуациях.

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    Литература

    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

    3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

    4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

    5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

    6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

    7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

    9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

    10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

     Материально-техническое оснащение:

    1. технические и электронные средства обучения:

    - классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

    1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

    материалы:

    ― бумага цветная разной плотности;

    ― клей ПВА, клеящий карандаш;

    инструменты:

    ― ножницы;

    ― линейки;

    ― карандашная точилка

    печатные пособия:

    • дидактический раздаточный материал


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

    Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

    Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")

    Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....

    программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

    программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

    Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

    Программа расчитана на учеников 1 классов....

    Программа "Этика: азбука добра"

    Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...

    Внеурочная деятельность программа Этика:азбука добра Школа 21 век

    Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по Школе 21 век...

    Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".

    Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...