Главные вкладки

    Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Лебедева Елена Ивановна

    Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Master-klass_MGPI.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Добрый день, уважаемые коллеги.

    Представляю вашему вниманию факультативный курс «Азбука добра», созданный мной в соавторстве с к.п.н., доцентом кафедры педагогики начального обучения Шуляповой О.В.

    Целью курса является  формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.

    Средства достижения цели:

    Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.

    Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ  нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
    Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы,  обсуждения на занятиях, диалогов  необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

    Занятия  курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.

    Первый раздел курса «Азбука добра»  посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – формировать у  младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.

    Второй раздел курса  называется «Добро и зло». Он  предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У  младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

    Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир гимназического сообщества.

    Четвертый раздел  «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном  и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

    Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения  нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения, эмпатия.

    №  урока

    Тема занятия

    Этика приветствия

    1

    Здравствуй, гимназия!

    2

    Добрые традиции гимназии

    3

    Доброе утро, учитель!

    4

    Здравствуйте, ребята!

    Добро и зло

    5

    Ежели вы вежливы

    6-7

    Почтение родителей – уважение себе

    8

    Старших надо уважать, малышей – не обижать

    9

    Доброе слово, что ясный день

    Энциклопедия этикета

    10

    1 Б идет в  школу

    11

    1 Б идет в столовую

    12

    1 Б идет в библиотеку, медпункт

    13

    1 Б идет в театр (театральный этикет)

    14

    1Б идет на экскурсию

    15

    1 Б идет домой (повседневный этикет)

    16

    1 Б идет по городу

    Жизнь по законам добра

    17

    Узнай себя. Из чего сделаны девчонки? Из чего сделаны мальчишки?

    18

    Ладушки – ладошки (мой сосед по парте)

    19

    Раздели печаль и радость другого

    20

    Жить – Родине служить

    21

    Если радость на всех одна

    22

    Мама, я могу быть волшебником!

    23

    Самый «классный» класс

    24

    Мы соберем большой хоровод (подарок коллективу)

    Добро побеждает зло

    25

    Сказка ложь, да в ней намек!

    (путешествие в волшебную страну)

    26

    Нам счастья не сулит обида чья-то

    27

    Мы рисуем добро

    28

    1 Б несет добро детям

    29

    1 Б несет добро бабушкам и дедушкам

    30

    1 Б несет добро нашему городу

    31-33

    Добро, что солнце (итоговые занятия)

    Занятия курса «Азбука добра» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

    Мастер-класс

    Давайте подробнее коснемся каждого раздела и побудем немного детьми.

    I раздел 

    Задачи раздела

    -  формировать представление у младших школьников об этикетных формах приветствия;

    - способствовать успешной адаптации и социализации первоклассников в условиях  гуманитарной гимназии;

    - освоение кодекса гимназиста как совокупности нравственных правил.

    Содержание деятельности

    В рамках этого раздела содержание деятельности включает

    • обучение умению общаться в коллективе, вести диалог; употреблять вежливые  формы приветствия; пользоваться различными средствами выразительности речи;
    • формирование коммуникативных навыков.  

     Содержание проблемы

    Актуальным вопросом является формирование умения толерантного  межличностного общения. Согласно возрастным особенностям, сменой ведущего вида деятельности первоклассник испытывает затруднения в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. При этом  вежливое общение нами рассматривается как нравственная основа построения отношений в детском коллективе.

    Формы реализации

    беседы,
    игры,
    викторины,
    игры-путешествия,
    конкурсы чтецов,

    конкурсы рисунков.

    Учащиеся должны знать и уметь:

    • употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
    • правильно вести себя во время беседы;
    • умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
    • вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.

    Хочу сразу остановиться на самом первом уроке, первом дне ребенка в школе.

    Мы с вами  сегодня оказались в новом коллективе, кто-то встретил здесь знакомого, кто-то видит людей в первый раз.

     С детьми, пришедшими в школу, происходит тоже самое. Они видят знакомые и не знакомые лица, не знают как себя подать, что можно или нельзя сказать тому или иному ребенку.

    Нас сегодня и детей первого сентября спасет создание «классного солнышка».

    Участникам семинара раздаются лучики солнца, на доске прикрепляется желтый круг, к которому будут прикрепляться лучики. Участники пишут свои имена, после представляются, прикрепляя лучики к основанию.

    Раздел 2. Добро и зло

    Задачи раздела

    - Воспитание добрых качеств личности как определяющих в повседневном поведении отношение детей к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);

    -  осуществление взаимосвязи представлений детей о добре и зле, полученных при изучении раздела  программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.

    В содержание деятельности по этому разделу входит формирование у детей нравственных представлений  в диапазоне «добра и зла», реализация   добрых дел по отношению к окружающим людям – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. Формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

    Содержание проблемы

    Добрый поступок - это основа нравственности. Формирование нравственности необходимо начинать с противопоставления добра и зла в жизни человека и  анализа последствий их проявления. Мотивация поступка как фактор анализа намерений ребенка (мотив- добро, поступок-зло..?)

    Формы реализации

    беседы,
    игры,
    викторины,
    игры-путешествия,
    конкурсы чтецов,
    конкурсы рисунков.

    Учащиеся должны знать и уметь:

    • знать существенные  признаки, отличающие добрых людей от злых;
    • употреблять добрые слова в  обращении с людьми;
    • учить делать добро и не совершать злых поступков;
    • уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла;
    • уметь проявлять знаки уважения и любви к родителям, родственникам и  заботиться о них.

    Занятие 9 «Доброе слово, что ясный день» поможет детям определить значение добрых слов в жизни человека, установить зависимость между добрыми словами и самочувствием. (см. Занятие 9)

    Раздел 3. Энциклопедия этикета

    Задачи раздела

    - формировать представление  у младших школьников о поведении в общественных местах (школе, столовой, библиотеке, театре, церкви, такси, магазине, транспорте и т.д.);

    -    изучить существующие виды этикета;

    - формировать навыки поведения в общественных местах в соответствии с изученным сводом законов этики.

    Содержание деятельности

    Формирование навыков нравственного поведения при посещении театра, библиотеки, медпункта, столовой. Поведение на улицах города, в транспорте, в лифте.  Этикетные формы поведения гимназиста. Этикет для мальчиков. Этикет для девочек.

    Содержание проблемы

    Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям,  формы обращения и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Этикет – это форма поведения, обхождения, правил учтивости, принятые в данном обществе. Задача учителя посредством занятий данного раздела формировать у младших школьников целостное представление об этикете и   побуждать желание соблюдать его законы.

    Формы реализации

    беседы,
    игры,
    викторины,
    игры-путешествия,
    конкурсы чтецов,
    конкурсы рисунков.

    Учащиеся должны знать и уметь:

    • знать существующие виды этикета, взаимосвязь этикета и культуры общения;
    • иметь представление о приличиях и манерах поведения;
    • уметь адекватно применять правила этикета в зависимости от сложившейся ситуации.
    • узнать о нем больше и т.п.

     Этот раздел практико-ориентированый. Изучая данный раздел можно предложить детям следующие упражнения:

    Ролевая групповая  игра

              Каждой группе дается ситуация, которую они должны разыграть, например:

    • - вы попали в чужой город, стоите на вокзале и не знаете, как вам добраться до нужного места;
    • - вам нужно попасть домой к определенному времени, а часов с собой нет;
    • - вы на центральной площади чужого города, видите удивительное сооружение и хотите

    Ролевая групповая  игра

    • Каждой группе дается ситуация, которую они должны разыграть.
    • - вам срочно нужно перейти дорогу, на другой стороне вас ждет мама, а пешеходный переход через 200 метров;
    • - вы вышли из автобуса, а в руках остался проездной билет, урны на остановке нет;
    • - по дороге из школы домой мама дала вам съесть банан, банан съеден, что делать с кожурой?

    Раздел 4. Жизнь по законам добра

    Задачи раздела

    - вооружить младших школьников знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм;

    - формировать потребности и мотивы нравственного поведения у младших школьников;

    - обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;

    - научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.

    Содержание деятельности

    Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.

    Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.

    Содержание проблемы

    Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.

     Формы реализации

    конкурс знатоков;
    беседа;
    игра с последующей рефлексией;
    день добрых сюрпризов;
    конкурс рисунков;
    смотр талантов.

                 Учащиеся должны знать и уметь: 

    • приобрести опыт общения с людьми;
    • уметь проявлять сильные стороны характера;
    • уметь выполнять роль хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
    • осознавать  роль сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.

    Обращаясь к занятию 19, мы  поднимаем проблему дружбы в коллективе. Предлагаю вам вновь вспомнить, что на данный период мы с вами тоже коллектив.

    Я не предлагаю вам прожить со мной весь урок, однако частичку его мы сейчас проведем.

    Мимическая гимнастика

    - Улыбнитесь друг другу.

    - Покажите мимикой лицо доброжелательного человека, злобного.

    VII. Тактильное общение

    - Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)

    - Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать? Пожмите руки друг другу.

    - Говорят: «Рука друга, локоть друга». Как вы понимаете это выражение?

    - Как вы думаете, какая дружба на ощупь? На вкус? С какой погодой вы бы сравнили дружбу? С каким животным можно связать это слово? Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?

    И в продолжении темы, уже на 21 занятии предлагаются следующие тренинги:

    - представьте своего друга в виде какого-либо животного, объясните свой выбор (дети, а в данном случае взрослые описывают своего друга в образе животного, доказывают почему именно это животное они выбрали).

    - Вы правы, только сказочные герои до конца не изучены. Они такие же загадочные, как и вы.

    А теперь немного пошутим. Поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья»

    - Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

    - Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?

    - Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?

    - Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

    - Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

    - Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?

     Рефлексия

    - Ну, и для того, чтобы понять, что сегодня мы все стали дружным коллективом, давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!

    Раздел 5. Добро побеждает зло

    Задачи раздела

    - сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом;

    - формировать представление  о силе добра  и его нравственном потенциале;

    - обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;

    - научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в  других людях.

    Содержание деятельности

    Основное содержание деятельности – осмысление необходимости проявлять только добрые чувства, это позволит ребенку чувствовать себя победителем в любой жизненной ситуации.

    Содержание проблемы

    Противостояние добра и зла. Дороги добра и дороги зла. Эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка. Психологический дискомфорт при  проявлении злости и безнравственности.

     Формы реализации

     конкурс знатоков;
    беседа;
    игра с последующей рефлексией;
    день добрых сюрпризов;
    конкурс рисунков;
    смотр талантов.

                Предполагаемый результат: 

    • приобретение опыта  доброго общения с людьми;
    • проявление сильных добрых сторон характера;
    • возникновение устойчивого  желания совершать добрые поступки;
    • построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.

    Учащиеся должны знать и уметь:

    • равноправно общаться, считаясь с интересами других;
    • отстоять своё мнение;
    • проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
    • расширять круг интересов, способностей и увлечений;

    самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе

    На  подведение  итогов  работы по формированию нравственных качеств учащихся первого года обучения рассчитан этот раздел. (см. занятие 31, 32-33)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

    Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...

    "Экономика в начальных классах". Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов.

    Данная статья даёт представление о необходимости изучения экономики в начальной школе,раскрывает её цели и задачи, знакомит с комплектом учебников и тетрадей по экономике ( 2 -4 классы)....

    Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"

    Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов  "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...

    Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"

    Выступление на  городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием  ИКТ"...


     

    Комментарии

    Андреева Ольга Станиславовна

    Ваша программа пригодится мне в работе. Спасибо!

    Материал очень интересный, буду использовать его в работе