Статья - ПРОЕКТ. Актуальные изменения в Календаре памятных дат, в соответствии с воспитательными задачами нашего времени.
статья (4 класс) на тему

Соболева Надежда Александровна

Я убежден, что до определенного возраста культуру необходимо навязывать, как картошку при Екатерине (если воспользоваться известным выражением Б. Пастернака). Предоставьте десятилетнему мальчику свободу выбора - и он, безусловно, предпочтет тургеневской "Муму" мировые ужастики. После 18 лет - пожалуйста! Но до этого возраста молодой человек обязан усвоить некий культурный минимум, те основы, на которых зиждется национальная (да и мировая) культура. Причем, повторяю, этот минимум необходимо жестко навязывать, дабы нация, если не говорила, то хотя бы понимала этот язык. (И.Л. Волгин, профессором МГУ, президент Фонда Достоевского)

ПРОЕКТ. Актуальные изменения в Календаре памятных дат, в соответствии с воспитательными задачами нашего времени.

В настоящее время возвращается традиция воспитательной деятельности в школе. Цель урока по ФГОС – триединая. В частности министр просвещения РФ Ольга Васильева считает, что у учителя должна быть выраженная гражданская позиция, что нельзя быть бесстрастным учителем, понимая, что одним из важных моментов является не только передача информации, но и воспитательная функция.

Воспитание – в т.ч. и формирование нравственных ценностей, идеологии, так как основа воспитания - ценностные ориентации.

Известно, что все по-настоящему великие люди и конечно учителя, всегда заботились о нравственности, как главной основе человека, понимали её важность. Так как даже самый умный и знающий человек, не обладающий нравственностью, представляет угрозу для общества и чем он умней и безнравственней – тем угроза больше.

Прекрасно, когда родители закладывают эти основы, но далеко не все способны это сделать, хотя бы потому, что нравственности надо учиться также как и другим умениям, чем были обделены родители многих школьников… Так как главная задача школы была не воспитательная, а обучающая и ещё воспитание на идеологии строительства коммунизма (не допускающих других взглядов).

В настоящее время средствами массовой информации пересматривается отношение к религии, нравственным ценностям, к истории России. Сейчас, как известно, в школе не принимают в октябрята, пионеры и т.д., а значит, Россия отходит от этой идеологии. Но что взамен?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я убежден, что до определенного возраста культуру необходимо навязывать, как картошку при Екатерине (если воспользоваться известным выражением Б. Пастернака). Предоставьте десятилетнему мальчику свободу выбора - и он, безусловно, предпочтет тургеневской "Муму" мировые ужастики. После 18 лет - пожалуйста! Но до этого возраста молодой человек обязан усвоить некий культурный минимум, те основы, на которых зиждется национальная (да и мировая) культура. Причем, повторяю, этот минимум необходимо жестко навязывать, дабы нация, если не говорила, то хотя бы понимала этот язык. (И.Л. Волгин, профессором МГУ, президент Фонда Достоевского)

ПРОЕКТ. Актуальные изменения в Календаре памятных дат, в соответствии с воспитательными задачами нашего времени.

В настоящее время возвращается традиция воспитательной деятельности в школе.

Цель урока по ФГОС – триединая. В частности министр просвещения РФ Ольга Васильева считает, что у учителя должна быть выраженная гражданская позиция, что нельзя  быть бесстрастным учителем, понимая, что одним из важных моментов является не только передача информации, но и воспитательная функция.

Воспитание –  в т.ч. и формирование нравственных ценностей, идеологии, так как  основа воспитания - ценностные ориентации. 

Известно, что все по-настоящему великие люди и конечно учителя, всегда заботились о нравственности, как главной основе человека, понимали её важность. Так как даже самый умный и знающий человек, не обладающий нравственностью, представляет угрозу для общества и чем он умней и безнравственней – тем угроза больше.

Прекрасно, когда родители закладывают эти основы, но далеко не все способны это сделать, хотя бы потому, что нравственности  надо учиться также как  и другим умениям, чем были обделены родители многих школьников…

Так как главная задача школы была не воспитательная, а обучающая и ещё воспитание на идеологии строительства коммунизма (не допускающих других взглядов).

В настоящее время средствами массовой информации пересматривается отношение к религии, нравственным ценностям, к истории России.

Сейчас, как известно, в школе не принимают в октябрята, пионеры и т.д., а значит, Россия отходит от этой идеологии. Но что взамен?

Как известно, воспитательная деятельность делиться на множество форм и направлений, охватить большую часть которых и позволит составление совместно  с детьми Календаря памятных дат, с старыми и новыми героями и событиями.

 Дети расширят свой кругозор и относительно нового материала – мыслей великих людей о вере, смысле жизни, отношению к знаниям, идеалах и т.п. это научит их и критическому отношению к информации, поможет восторжествовать исторической справедливости, задаться мыслями о смысле жизни, что так необходимо в начале жизни человека.

Вспомним цитату Ф.М. Достоевского – «Что может сделать луч света, с душой человека!» Вот этими лучами света и являются мысли, творчество и жизнь великих людей, которые ставят на путь правды, любви, человечности, красоты и добра.

Это и является относительно новым материалом, так многие эти факты истории умалчивались в период пост советской секуляризации, которая и в настоящее время ещё не потеряла своих учеников.

Для примера хочется отметить цикл короткометражных видео роликов (4-7 минут) ТК СОЮЗ (Простые истории) о мировоззрении великих людей, которые можно использовать вспоминая памятные даты и события календаря.

Также интересны факты историка Андрея Борисюка, изложенные в книге «История России, которую приказали забыть» (эта книга входит в число 15 самых продаваемых книг Москвы).

Совсем новым материалом, это всё же назвать нельзя, так как последние несколько лет в школах были введены предметы ОРКСЭ а теперь и  ОДНКР, изучающие положительный вклад религий.

Что я, когда говорит А.С Пушкин, «наше всё»: «Религия создала искусство и литературу, всё что было великого в самой глубокой древности, все находиться в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра … мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия- всемирна.»

В качестве примера мной разработаны пять уроков по ФГОС календаря памятных дат  по личностям: Ф.М. Достоевский (2занятия), Д.С. Лихачев, М.В.Ломоносов, А.В. Суворов,  (приуроченные к дате рождения или смерти по новому или старому стилю). Эти уроки могут быть использованы в качестве воспитательной работы в группе ГПД для учеников 4, 5, 6 классов, как воспитательная работа классных руководителей и как дополнительный материал к урокам истории и обществознания. (уроки размещу в январе 2019 на сайте АНЭКС или nsportal.ru)

Даёт пищу для размышления и такая мысль И.Л. Волгина, профессора МГУ, президента Фонда Достоевского:

Молодые люди, считающие себя поколением, которое выбирает пепси, сами являются жертвами и продуктами навязанной им идеологии, в том числе - и того убеждения, что они выбирают пепси. Тот нравственный беспредел, который изливается сегодня с экранов наших телевизоров, не имеет оправдания. Конечно, это разложение нации, это моральное преступление, совершаемое прежде всего над молодыми людьми. Достанет ли у них сил, чтобы остановить этот бег к пропасти и возродить собственную страну?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарь памятных дат

Этот материал будет полезен всем классным руководителям....

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА – ЭТО ВАЖНЕЙШАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования...

Разработка проекта «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»

  Взаимодействие школы с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с...

Разработка проекта «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО»

Создание системы сотрудничества МБОУ СОШ  с. Чернава с социальными объектами микрорайона школы для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей начальной школы, их способностей ...

Проект Календарь памятных сражений

Проект Календарь памятных сражений 4 класс...