Статья - воспитываем интеллигента (одобрено президентом)
статья (4 класс) на тему

Соболева Надежда Александровна

Хотелось бы поговорить о интеллигентности. Ещё не так давно, по мнению Д.С. Лихачёва, это слово «интеллигент»  употреблялось чаще с приставкой – вшивый… К сожалению, это было политикой страны, а сам Лихачёв был в молодости сослан на Соловки.

Сейчас ситуация в корне изменилась, и чаще всего за понятием о «интеллигентности» обращаются к мыслям самого Лихачёва.

Владимир Путин о Д.С.Лихачёве: Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны. И далее: В своих исследованиях академик Лихачев сформулировал саму миссию культуры, которая состоит в том, чтобы из «просто населения делать народ».

Путин издал указы, где были отмечены выдающиеся заслуги и видится признание особой роли Дмитрия Сергеевича Лихачева даже не столько в прошлом и настоящем нашей страны, сколько в ее будущем.

В этой связи не лишне будет вспомнить книгу Д.С.Лихачёва  «Письма о добром». Её можно использовать как предусмотренную ФГОС проектную деятельность (на ОДНРК, обществознании и т.д.), материалы которой по ФГОС должны отличаться от рамок базового урока, как воспитательную работу классного руководителя, вид по внеурочной деятельности на ГПД, на уроках обществознания, литературы и пр.

Некоторые выдержки, я приведу в статье из его книг и фильма «Один в поле воин». Академик Лихачев |:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья - воспитываем интеллигента (одобрено президентом)

      «Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.  Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и Вы по мере вашего успеха в хорошей жизни, хорошо воспитаете детей».

Л.Н. Толстой

Начну с цитаты Ф.М. Достоевского: «Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным»  – она относится как ко всему народу, так и к отдельной личности.

Хотелось бы поговорить о интеллигентности. Ещё не так давно, по мнению Д.С. Лихачёва, это слово «интеллигент»  употреблялось чаще с приставкой – вшивый… К сожалению, это было политикой страны, а сам Лихачёв был в молодости сослан на Соловки.

Сейчас ситуация в корне изменилась, и чаще всего за понятием о «интеллигентности» обращаются к мыслям самого Лихачёва.

Владимир Путин о Д.С.Лихачёве: Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны. И далее: В своих исследованиях академик Лихачев сформулировал саму миссию культуры, которая состоит в том, чтобы из «просто населения делать народ».

Путин издал указы, где были отмечены выдающиеся заслуги и видится признание особой роли Дмитрия Сергеевича Лихачева даже не столько в прошлом и настоящем нашей страны, сколько в ее будущем.

В этой связи не лишне будет вспомнить книгу Д.С.Лихачёва  «Письма о добром». Её можно использовать как предусмотренную ФГОС проектную деятельность (на ОДНРК, обществознании и т.д.), материалы которой по ФГОС должны отличаться от рамок базового урока, как воспитательную работу классного руководителя, вид по внеурочной деятельности на ГПД, на уроках обществознания, литературы и пр.

Некоторые выдержки, я приведу в статье из его книг и фильма «Один в поле воин». Академик Лихачев |:

«Главная цель средней школы – воспитание. Образование должно быть подчинено воспитанию. (Лихачев Д.С. и др. Школа на Васильевском: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. С.5)

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев был убежден, что детей надо воспитывать в религиозном духе с самого раннего детства: «В религиозном духе воспитываются с детства. Не сковывает ли эту свободу людей в выборе религии, свободу вообще? Нет, так как отказаться от религии легче, чем войти в большую семью верующих. …Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, осмыслить жизнь человека, составляет самую убедительную основу нравственности. Без религии всегда остается соблазн эгоизма, соблазн замкнутости в своих личных интересах» («Письма о добром и прекрасном»).

И как Дмитрий Сергеевич видел основу культуры народа - "Культура - это святыни народа, святыни нации".

И теперь о главной теме, она шире у Д.С. Лихачёва в его книге "Письма о добром и прекрасном" (письмо "Человек должен быть интеллигентен"), её легко найти в интернете, а рамки статьи не позволяют добавить всё письмо, поэтому приведу несколько цитат о интеллигентности :

 Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью.

Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

И закончу его цитатой:

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие Выборы президента класса.

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках изучения курса "Я и мой мир" по гражданско-правовому образованию.Это второй этап, который проходил после урока - практикума на тему: "Судтьба России в твои...

доклад на тему : Обучать воспитывая и воспитывать обучая.

Здесь речь пойдет о воспитании детей....

Статья "Воспитывать петербуржца"

Статья о необходимости воспитания у детей чувства причастности к истории своего города....

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя

Ссылка на сайт 4 класса:   http://nsportal.ru/site/n-e-p-o-s-e-d-y   Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя...

Урок (занятие) Развиваем в себе интеллигента (по страницам книги академика Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном".)

Начнём урок:Как вы думаете, какое качество, по мнению Д.С. Лихачёва важно развивать в себе, чтобы жить счастливо и долго? (интеллигентность)И что, по его мнению, равно нравственному здоровью? (интелли...

Статья на тему: "Вежливость воспитывается вежливостью"

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задач...

Статья "Личность воспитывает личность"

Нельзя сказать, что на развитие личности влияет только родитель или только учитель, но можно сказать, что педагог способен повлиять на многие аспекты становления личности....