Дидактические материалы к модулю "Декоративно-прикладное искусство" курса "История и культура кубанского казачества".
методическая разработка на тему

Терешкина Зинаида Алексеевна

Материалы пригодятся для работы с учащимися классов казачьей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя оббразовательная  школа №27 х. Кубанского

муниципального образования Белореченский район

Краснодарского края

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ:

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

Разработала

учитель начальных классов

Терешкина З. А.

20018 г.

Вышивка

Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани.

Орнамент вообще, и в частности вышивки, для своего научного исследования требует обширного, хорошо и систематически собранного материала, это главное затруднение, на которое наталкивается исследователь при изучении орнамента.

Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры – восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличные от метропольных.

На примере народного искусства Кубани, в частности вышивки, мы можем проследить процесс взаимовлияния культур различных этносов, выявить архаичные черты, проследить связь с фольклорными традициями.

В вышивке орнамент представляет главное средство выражения; особенности материала и техники исполнения обусловливают большую орнаментальность решения тематических изображений. Параллельно рассматриваются тканые узоры.

На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое. Вышивали по целой ткани (собственно «вышивка») различными «верхошвами» – крестом, гладью (счетной, позже свободной) и прозрачными строчевыми швами по разреженной предварительно ткани – белая строчка или шитье по выдергу.

Мережка – узкая строчевая вышивка, в которой нити ткани выдергиваются лишь в одном направлении. Нити, оставшиеся не выдернутыми, соединяются в пучки различными способами. Мережка применялась чаще всего в комбинации с другими вышивальными техниками. Узкой полоской узора она проходила по нижнему краю рушников, настольников.

В строчевой технике продольные и поперечные нити выдергиваются по всей ткани или только по фону для образования клетчатой сетки. Узор выполнялся либо на оставшихся невыдернутыми участках, для которых предварительно обвитая сетка составляла фон, либо разрабатывался различного рода швами, образующими более или менее плотный настил. Преобладает белая строчевая вышивка («русская вышивка»), иногда встречается белая с введением красной нитки в обводку контуров рисунка или в разделку узора.

Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Вышивки крестом бытовали повсеместно и также отличались разнообразием приемов исполнения. На Кубани нередки изделия, выполненные так называемым болгарским крестом (двойной крестик). В орнаментации женских сорочек, реже рушников, встречается вышивка мелким крестиком по счету ниток ткани. Вышивка по канве появилась довольно поздно. Она стала распространяться в России особенно со второй половины XIX в., что было связано в основном с новыми видами орнамента и возможностью более реалистической трактовки мотивов. В первой половине XX в. вышивка крестом стала преобладающей.

 Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне хлопчатобумажными нитками (заполочью), реже использовался лен. В начале XX столетия вошло в употребление фабричное полотно – миткаль. Доминировала двухромная вышивка: основные цвета – красный и черный. Иногда мастера использовали вместо черного, синий цвет или серый (от светло-серого до холодного серо-голубого). Но принципы цветовых соотношений оставались традиционными. Основным цветом в декоре был красный, столь излюбленный в народном творчестве. Монохромная орнаментация выполнялась преимущественно техникой ткачества.

Обработкой прядильных материалов, изготовлением полотна занимались исключительно женщины. Правда, в некоторых источниках содержится указание на то, что ткачеством занимались также и мужчины- «ткачи». По-видимому, это были те случаи, когда ткачество превращалось в ремесло, служило источником заработка.

Девочки уже с 6 – 7 лет приучались к прядению и до замужества приготавливали себе приданое – несколько «сувоев» (кусков) полотна, рушники, рядна и мешки. По старинному обычаю девушки с разрешения родителей собирались в будние осенние и зимние вечера «на попряхи», «на досвiтки» (к «досвiтчаной матери») или «на сиделки» в какой-нибудь малосемейный дом с хорошей репутацией, где готовили себе приданое, шили, вязали.

Умение тонко прясть, искусно ткать ставилось в большую заслугу. Молодые женщины и девушки похвалялись друг перед другом количеством пряжи и натканных холстов. Одна женщина изготовляла в год полотна и ряднины до 30 аршин.

Во многих станицах были особо искусные мастерицы, которые славились своими ткаными и вышитыми изделиями. Часто они работали на продажу. Не только отдельные мастерицы, но и целые станицы славились своим ткачеством. В ст. Спокойную Отрадненского района из различных районов Кубани приезжали покупать холсты, рушники и редюшки.

Наглядный материал, представленный в данном разделе, предназначен для использования на занятиях в классах и группах казачьей направленности, модуль «Декоративно-прикладное творчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       Тип программы:              образовател...

программа по кружку "История и культура кубанского казачества"

Программа рассчитана на школы работающие по ФГОС, в классах казачьей направленности....

материалы к занятиям кружка "Традиции и обряды кубанского казачества"

конспекты занятий кружка для работы в группе казачьей направленности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества"

Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

Курс внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их право...