«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
статья на тему

Бикмаева Галия Дявлятшиновна

   … Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. То, что ребёнок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Ведь главное в воспитании ребёнка в семье - это достижение душевного единения, нравственной связи родителей и детей. Между тем в последнее время в восприятии подростков семья утрачивает своё ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологических исследований лишь каждый третий ребёнок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находит понимания в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii_v_penze.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с.СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ

ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА  ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление

на XII межрегиональной научно-практической конференции

   «Гуманная педагогика. Полюбите будущее  в ребёнке»

 НА ТЕМУ:

«СЕМЕЙНЫЕ  ТРАДИЦИИ

В    РАЗВИТИИ  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ»

Автор: Бикмаева Галия Дявлятшиновна,

 учитель начальных классов

30 ноября 2016г.

 «Семья- это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
                                                                                                               В.А.Сухомлинский.

   … Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. То, что ребёнок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Ведь главное в воспитании ребёнка в семье - это достижение душевного единения, нравственной связи родителей и детей. Между тем в последнее время в восприятии подростков семья утрачивает своё ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологических исследований лишь каждый третий ребёнок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находит понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50 % детей находится в зоне социального риска.

  Школа, которую называют «вторым домом», должна стать для наших детей благоприятной высоконравственной средой, наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием. Нравственные ценности лежат в основе всего уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность учащихся.

      Очень важно для воспитания духовно нравственной личности правильно построенное семейное воспитание.


     Во многих семьях существуют свои традиции. Их передают из поколения в поколения, ими дорожат, их чтят и берегут. Очень важно , чтобы дети об этом знали, а родители об этом рассказывали. 

   Вот почему сегодня нам, педагогам, так важно привлекать к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей в школьном образовании родителей. Установление партнёрских отношений с родителями, создание атмосферы взаимной поддержки и общности интересов, организация педагогического сопровождения семейного воспитания,- вот те задачи, которые мы, классные руководители, ставим перед собой в ходе реализации плана воспитательной деятельности

         
     Активно использую  просветительские формы работы с родителями: родительские собрания, в том числе и анкетирования, консультации для родителей, памятки и рекомендации по темам, обсуждаемым на собраниях. Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания может быть различной:
«Семейное воспитание и здоровье наших детей»;
«Режим дня и его соблюдение»;
«Как воспитать толерантного человека?»;
«Как помочь своему ребёнку учиться?»;
«Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии»;
«Как сделать ребёнка счастливым?»;

«Общение родителей и детей»;
«Роль традиций в семейном воспитании ребёнка»;
«Авторитет родителей в воспитании детей в семье».
   

 Ещё одной формой работы, активизирующей родителей, являются творческие конкурсы, направленные на совместную деятельность с их детьми:
-участие в проведение «Праздника Осени»
-« За здоровый образ жизни», участие в школьной спартакиаде;
- Конкурс  «Наша дружная семья»
- Конкурс сочинений «Моя семья»;
-  Выставка рисунков  « Моя мама»;
- Презентации « Наша семья»;
- Пожелания мамам на праздник «Наши милые мамы»;
- «Моя родословная»;

-участие в фольклорном  празднике и т.д.
   
Такие конкурсы сплачивают семьи, дают возможность общения с детьми, объединяют их интересы.

  Особая работа в совместной деятельности родителей и детей проводится и в спортивных мероприятиях. Здесь наблюдается большее количество участников. Это такие мероприятия, как:
-«Мама, папа, я - спортивная семья»;
-«Зимние забавы»;
-«А ну-ка, девочки»;
 
 Важная роль, на мой взгляд, в сближении родителей и детей отводится в программе «Досуг и традиции». Здесь существует широкий спектр и классных часов, и встреч с родителями, и проведение совместных праздников, соревнований, викторин, посещение уроков, беседы. Вот лишь некоторые из них: 

В рамках курса «Разговор о правильном питании» было проведено открытое внеурочное занятие на тему «Как утолить жажду?

(показ  видео ролика)
-Классные часы: « Мир наших увлечений», «Привычки -хорошие и плохие», «Мои любимые родители», «Жизненные ценности», «Моя семья- мое богатство».
-Совместные презентации «Наша семья», «Семейный отдых»,
- Беседы родителей с детьми: «Моя профессия», « Курение и его последствия»,
«Здоровый образ жизни».
-Совместные сборы родительского комитета с детьми;
- Рейды в неблагополучные семьи.
   
Как показывает опыт, формами работы, наиболее популярными у родителей, являются:
-
совместные мероприятия ( традиционными являются праздники «Наши милые мамы», «Новогоднее представление», «Наши семейные традиции», спортивные соревнования с участием родителей );
-консультации учителей предметников,
-посещение уроков родителями;
- тематические родительские собрания;
- анкетирование детей и родителей;
-творческие конкурсы.
  Специфика нашей работы такова, что мы, учителя, не только даем образование детям, но и находимся в тесном контакте  с родителями. Все мы сталкиваемся с различными ситуациями в повседневной жизни, но, несмотря на это, хочется, чтобы ребенок всегда ощущал поддержку своих родных и был уверен, что они не оттолкнут его.

Так что же самое важное в семье? Ребенок с самого рождения впитывает семейные ценности, ту атмосферу, в которой он вырос, и переносит это впечатление на свою собственную семью в будущем и на общество в целом. Поэтому самое ценное, что может дать семья - это родительская любовь.

Родитель – это тот, от кого исходят любовь, знание и забота.

А, как и на чем строится семья? На понимании? На любви? На взаимной поддержке? На уважении? – на всём этом вместе взятом и ещё на многом другом, и всё это называется одним словосочетанием – семейные ценности. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь, беречь как зеницу ока.

Каждый по своему понимает определение «семейные ценности». Для кого-то это любовь и уважение. Для кого-то это поддержка, обычаи, правила доброй и благочестивой жизни. А кто-то понимает под ценностями семейные традиции.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний  о детстве, о нежных руках матери, о лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их  жизни.  

Ведь при помощи семейных традиций семья становится более дружной, каждый ее член начинает чувствовать свою ответственность и своё участие в построении семьи.

Семейные традиции – признак единения

Семья не может существовать без традиций!

Если в семье нет традиций и ценностей или их не соблюдают, это прямой путь к ее разрушению.


Семейные традиции:
- Семейные трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения. Семейные ужины дают чувство семейной сплоченности.

- Совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе.

-путешествия

-Вместе с ребёнком можно заняться составлением генеалогического дерева или начать собирать какую-нибудь коллекциюпростор для фантазии безграничен! Главное - почувствовать, что это действительно «ваше» и приносит радость всем членам семьи.

-Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого – нибудь из членов семьи.

 -Празднование Нового года – идеальный семейный праздник!

-Гордостью и хранителем семейных преданий и  реликвий, отражением истории семьи всегда являлся семейный альбом. Современная жизнь внесла в этот процесс технологический прорыв. Мы теперь фотографии храним в компьютере и большей частью в виде безликих файлов и папок. Традиции семейного альбома  это не только фотографии. Это и документы семейного архива, это пожелания семье и её членам от друзей и знакомых. Это и первый рисунок ребёнка, и «ваша записка, в несколько строчек», и эти смешные бирочки на  верёвочке с фамилией новорождённого

-Семейные династии - это тоже традиция. Несколько поколений врачей, инженеров, художников, рабочих, учёных, артистов в одной семье – это гордость страны.

-Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России была практически утрачена, именно в нашей стране семейное чтение имеет удивительную историю развития.

-Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.

-Всё большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха. 

-Существуют национальные традиции семейного воспитания, которые складывались в нашем обществе и сознании веками.

● «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли»,

●«мужчина — оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы»,

● «главная сфера деятельности женщины в семье — домашний труд и воспитание детей», ●«женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию», ●«родители обязаны заботиться о воспитании детей», а «дети должны уважать своих родителей».

А ещё семейные традиции:

● позволяют ребёнку ощущать стабильность жизненного уклада: « при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено;

● дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищённости;

● настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда «каждый день – праздник»;

● создают неповторимое детское воспоминание, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

● позволяют ощутить гордость за себя.

У некоторых семей нет своих семейных традиций и семейных праздников. Не следует ссылаться только на острый дефицит времени. Эта причина поверхностная, истина на много проще и печальней: вероятно этим людям не о чем говорить между собой. Такой дом совсем не прочен.

Независимо от того, стараетесь вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребёнка на всю жизнь.

Семейные традиции, обычаи и праздники лежат в основе культуры каждого народа. Именно на них воспитывается каждое новое поколение. В трудные периоды жизни именно это позволяет уцелеть семье.

Стихотворение А. Лопатиной   «Дружите с детьми»

 Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

И главное, что хочу вам пожелать, любите своих родных и близких. Пусть ваш ребенок растет в атмосфере мира и заботы друг о друге.