Внеурочное занятие «Моя малая родина. Будущее моего села»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…

Ребята 3 класса под руководством учителя и при непосредственном участии родителей, получили возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями, показать связь поколений.

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся. Ведь воспитание – великое дело!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur.moe_rodnoe_selo.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие «Моя малая родина. Будущее моего села»

Подготовила: Вамбольд Наталья Анатольевна

Разделы: Начальная школаКлассное руководство


Цель: воспитывать чувство гордости за свою малую Родину

Задачи урока:

Образовательная:

  • определить вместе с учащимися понятие “Малая Родина”;
  • обогащать и систематизировать знания детей о родном посёлке;
  • создать проект  «Будущее моего села»

Развивающая:

  • способствовать логическому мышлению учащихся;
  • Развивать эмоционально – ценностные отношения к достопримечательностям посёлка. Показывая связь поколений;
  • развивать творческое воображение и фантазию;

Воспитательная:

  • прививать любовь к родному краю;
  • воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;

Оборудование:

  • текстовый раздаточный материал: Высказывание Константина Дмитриевича Ушинского о Родине
  • видеопесни “С чего начинается Родина

Тип урока: урок-беседа;

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Актуализация знаний.

  • Ребята, шла я сегодня в школу по нашему красивому поселку Тыгда. Рассматривала заснеженные деревья. И вдруг подул ветер. С березы прямо на мою ладонь упал березовый листик. Я стала его рассматривать. Листик необычный, из бумаги. И на нем появились буквы. Я стала читать. Лист меня спрашивал, знают ли мои ребята, как называется наша страна? Что такое малая родина?
  • С этими вопросами я обращаюсь к вам.

- Какое дерево является символом России?(Береза)

Береза большое раскидистое дерево.

-А чем является крохотный березовый листик для дерева? (Его частицей)

Россия – огромная страна. Как вы думаете, что является частицей России?

(Наши города и села)

Кто поможет мне назвать тему урока.

Тема урока: «Наша малая Родина»

Наше село называется Тыгда, давайте послушаем историю села.

Историческая справка:

Наше село – Тыгда, основано в 1904. Название села по протекающей рядом одноименной реке и происходит от эвенкийского "тыгдэ" - "дождь, дождевой". Тыгда - Дождевая река.

Второй вариант названия: "тыгдэлэн", "тыгдылэн" - "мостик, бревно, перекинутое через ручей для перехода. В 2008 году на территории села по берегам реки Тыгда найдены древнейшие поселения и стоянки древнего человека

 В 1904 году на территории современного села Тыгда было всего 4 дома, и были они построены в районе улиц Партизанская и Кошелева. Поселение, вероятно, имело название Нижняя Федоровка. Это название среди старожилов восточной части Тыгды бытует до сих пор.

К сожалению, имена самых первых поселенцев, как и первые их дома, история для нас не сохранила. Известно лишь одно — все они были переселенцы с Амурской области, среди них были и освобожденные каторжники.

В сентябре 1918 году японцы захватили Дальний Восток и  вошли в Большую Тыгду  пешим строем с соседней станции Чалганы. Тогда в стране шла Гражданская война.   Часть японских войск с пушками, пулеметами ушла в гор. Зею.

Они хозяйничали в нашем селе и люто ненавидели наших жителей. За это  местные жители стали уходить в тайгу и организовывать партизанские отряды.

 Кто такие партизаны

 Но самое страшное свидетельство зверств и злодеяний японских захватчиков является братская могила около вокзала. 

Кто же там захоронен? А захоронены местные жители. Вопрос лишь в том, сколько там человек. Одни старожилы называют цифру 13-14, другие 19-20.

Удалось узнать несколько фамилий расстрелянных. Все они весной 1920 года были перезахоронены в братской могиле в сквере недалеко от здания железнодорожного вокзала. Партизаны выловили и казнили предателей.

Второй памятник был открыт в 2002 году ветеранам, погибшим в годы Великой отечественной войны.

По сохранившимся воспоминаниям старожилов, поселившихся в Тыгде в начале века, начальная школа была открыта в 1913г.

 Первым учителем был сын одного из жителей поселка - Пименов Порфирий Папилович. Было ему тогда 19 лет. Условия для занятий были чрезвычайно тяжелыми: не было учебников, карандашей и других письменных принадлежностей.

 Когда началась Великая отечественная война многие из выпускников ушли защищать Родину сразу после выпускного вечера. Защищать свою Родину ушли многие учителя школы. Во время войны учебный год начинался с октября месяца, т.к. сентябрь дети работали на полях, собирая для солдат и для страны урожай.

Защита буклета – Вербицкая Ульяна.

II. Работа над понятием Родина

У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.

“Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

А что для вас, ребята, означает слово “Родина”? (Выслушать ответы детей)

Родина – это земля, государство, где человек рождается. 

Слово “Родина” произошло от древнего слова “Род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

III. Игра “Родня”

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем “род”.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле. 

- Да, ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.  Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

IV. Знакомство с понятием малая Родина.

Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья – 
Ласковая малая
Родина моя!

Защита презентации «Моя малая Родина» - Садовой Егор.

V. Создание проекта

О селе нашем любимом

      будет  дальше разговор,

      О селе родном и милом,

      Там, где мы живём!

Я хочу предложить вам поразмышлять…

  • Что значит прошлое села? (То, что было. Говорят поезд ушёл)
  • Настоящее? (То, что сейчас. Подарок жизни)
  • Будущее? ( МЕЧТА)

Поэтому надо жить настоящим, с надеждой на будущее и опытом прошлого. Как хотим? (Нет. Не совершать ошибок, делать добрые дела!)

У вас на партах лежат конверты. Откройте конверт с красной пометкой. Выберите фотографии прошлого, наклейте на доску.

А теперь настоящего.

_ В чём различие? (чёрно – белое фото, цветное)

 

Работа в группах.

             Я предлагаю коллективное творческое дело. Взять карандаши и бумагу и превратиться в АРХИТЕКТОРОВ.

 Достаньте 2 конверт с синей пометкой, рассмотрите фото достопримечательностей нашего села, давайте подумаем и ВЫСТРОИМ СЕЛО БУДУЩЕГО, создавая плакат «Есть идея»

Звучит музыка (Песня «Край ты мой любимый»)

Чья группа готова,тянет свои лучики вверх.

            ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

1группа «Памятники» Ильницкая Арина

                                       Ильницкий Матвей

 ( Показывают связь поколений)

Наш дедушка Ильницкий Леонид Иванович работал председателем сельского совета и принимал участие в открытии и установлении памятника – семафора. (17декабря 1976года)

Ильницкий Матвей

В декабре 2002года сдан в эксплуатацию новый вокзал.

Одновременно построены водокачка и водонапорная башня.

Ильницкая Арина

Эти памятники поставили, чтобы жители нашего села могли приходить, возлагать цветы, говорить спасибо тем людям, которые погибли, за то, чтобы мы сейчас жили мирно! Это ценно!

Следующая группа ребят писала сочинения: «Будущее моего села» (СОЧИНЕНИЯ оформили в КНИГУ)

               Савина Диана

               Вамбольд Марк

               Ершов Даниил

 Все ребята оказались настоящими волшебниками – АРХИТЕКТОРАМИ.

Если ты забудешь прошлое, то у тебя не будет будущего.

У НАШЕГО СЕЛА ЕСТЬ ИСТОРИЯ, А ЗНАЧИТ, ЕСТЬ И БУДУЩЕЕ.

Березка подарила листочки и всем вам. Они тоже волшебные. Пусть за окном зима. Мы можем украсить березку зелеными листьями.

Но для этого надо ответить на последний вопрос листика березы.

Он спрашивает:

« Если хочешь быть со мной – что отдашь Земле родной»

Что вы сделаете для своего села, когда вырастите, или уже сейчас?

 ( Я готов …….

  • Помогать пожилым;
  • Посадить дерево;
  • Стать волонтёром;
  • Приложить усилия, чтобы наша школа была лучше всех.

РЕФЛЕКСИЯ: Берёзки украсили листиками, а сейчас я предлагаю зажечь фонарики, чтобы они ярко освещали наше село.

ЗЕЛЁНЫЙ  цвет фонарика  –Мне всё понравилось, могу поделиться информацией с другими.

ЖЁЛТЫЙ-  Если всё понятно, но были затруднения.

КРАСНЫЙ- ничего не понравилось, не запомнилось.

Вывод:

Мы верим, что Тыгда начнёт процветать. Нужно только не сидеть сложа руки. Ведь будущее в наших руках!

И тогда наше село станет той самой сказочной, о которой мы все мечтаем!

VIII. Заключение

Ребята, любите родное село, в котором вы живёте, продолжайте его лучшие традиции, не забывайте о людях, которые вошли в его историю. Мы верим, что Тыгда начнёт процветать. Нужно только не сидеть сложа руки. Ведь будущее в наших руках! И тогда наше село станет тем сказочным, о котором мы все мечтаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющ...

Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....

Внеурочное занятие по теме: "Берёза- символ моей малой Родины".

Формирование у детей образа родной страны, края, как Родины. Формирование понятий «символ», умение объяснить это понятие. Развивать исследовательские навыки....

Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Моя малая Родина. История моего города"

Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Моя малая Родина. История моего города" расчитана на детей  ГПД 8-9 лет, с целью формирования чувства патриотизма, любви к св...

Конспект внеурочного занятия "Моя Малая Родина", 2 класс

Название курса: «Моя малая Родина»Направленность внеурочной деятельности: Историко-краеведческаяКласс / возраст детей: 2 Г, 8-9 летТема: Богатства Челябинской областиЦель: формирование поз...