программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodina.doc513.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.

  Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.

 Как же развивать интерес детей к тому, чем «живёт» и «дышит» его отчизна, в чем она нуждается и чем ей нужно помочь? Курс «Моя малая родина», составленный в рамках внеурочной деятельности, призван оказать помощь в решении данных вопросов.

Цель программы: -формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

Задачи:

  - изучение малой родины через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, города, области

- способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, города, семьи

-содействовать  воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям

- развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас

- формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста

          Основное   направление  курса « Моя малая родина» -исследовательская и  практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. самостоятельно и с помощью взрослых. Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников

Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родной город, область, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате  формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.

 Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.  

Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.

Ожидаемые результаты.

-Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

-Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.

-Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.

-Приобретение коммуникативных навыков.

-Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.

-Формирование универсальных учебных действий.

-Развитие речи и обогащение словаря.

-Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

 

  Программа состоит из 9  блоков: «Я», «Моя фамилия», «Моя родословная, моя семья», «Профессии моих родителей», «Мои сверстники», «Моя школа», «Мой микрорайон», «Мой город», «Путешествие по Кузбассу» и рассчитана на 4 года в рамках  внеурочной деятельности в соответствии с новым ФГОС

Содержание курса 

Введение

    Цели и задачи занятий по программе «Моя малая Родина»

  1.  «Я» Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего  словесного  портрета, объективная оценка себя как личность.

Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение словаря терминов, выставка портретов, фотовыставка

2.«Моя фамилия» происхождение своей фамилии,

Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение дневника исследования, участие в составлении фотоальбома

    3.  «Моя родословная, моя семья» продолжается  знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа.

Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи», выставка творческих работ детей и членов их семей, презентации «А у нас живет..», фильмы детей о своей семье.

4 «Профессии моих родителей» ученики делятся сведениями о профессиях мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайших родственников. Узнают о различных профессиях.

Практическая работа: составление рассказов о профессиях, участие в подготовке тематической выставки «Такие разные профессии», посещение совместно с родителями предприятий, на которых они трудятся, составление кроссвордов

Домашнее задание: составление фоторепортажа экскурсии

  5. «Мои сверстники» Понятия «сверстник», «товарищ», «друг». Интересы и увлечения сверстников в нашей стране и за рубежом. Образование в Кузбассе, России и других странах. Национальные традиции сверстников края, страны.

Практическая работа:

А)рассказ о друге: фотография, рисунок, презентация

Б)телефон, адрес – как связаться с другом,   составление приглашения на день рождения, выбор подарка  другу,

В) составление пожелания другу, составление записной книжки, домашнее задание: составление анкеты для друзей ( что бы я хотел узнать у друга), просмотр видеоматериалов о национальных традициях

  1. «Моя школа» Знакомство с традициями и историей школы, поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея

Практическая работа: экскурсия по школе и в окрестностях, участие в поисково-исследовательской деятельности школьного музея в соответствии с планом и тематикой его деятельности, выполнение индивидуального поискового задания.

 Практическая работа: фотоколлаж «Что растет на клумбе около школы», составление летописи «История моей школы», участие в тематической выставке «Трудовая жизнь в школе»

  1. «Мой микрорайон» Знакомство с историей своей улицы, своего микрорайона, значение микрорайона в городском хозяйстве

Практическая работа: создание путеводителя по микрорайону, фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы», этапы подготовки к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности

    8.«Мой город» знакомство с  историей своего города, названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и области.

Знакомство с понятиями «топонимы», «экспонат», «экспозиционный материал». «выставка», «выставочная деятельность музея»

Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу (заочная и автобусная), обзорная и тематическая экскурсии в городской краеведческий музей, создание видеофильма о своем городе, создание брошюр «Анжеро-Судженск- музыкальный», «Анжеро-Судженск-спортивный», «Анжеро-Судженск»-шахтерский город», «Кем может гордиться наш город»

9. «Путешествие по Кузбассу» История образования области, ее роль в жизни страны.

Знакомство с достопримечательностями областного центра и других городов. Традиции и культурное наследие края.

Практическая работа: экскурсии в областной краеведческий музей, по г.Кемерово, составление паспорта выставки, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов для школьного музея, работа в сети Интернет и поиск информации по теме блока, создание презентаций или электронной книги по достопримечательностям Кузбасса.

 

                                               

Учебно-тематический план

Темы

всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

 Я

20

8

12

3

Моя фамилия

30

10

20

4

Моя родословная, моя семья

36

12

24

5

Профессии моих родителей

20

8

12

6

Мои сверстники

25

11

14

7

Моя школа

30

12

18

8

Мой микрорайон

36

16

20

9

Мой город

36

12

24

10

Путешествие по Кузбассу

36

16

20

 итого

270

106

164

1 класс- 32х2 =64 часа

2 класс- 34х2= 68 часов

3 класс- 34х2= 68 часов

4 класс- 34х2= 68 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ в 1 классе

Месяц

Неделя

Тема занятия

Примечание

1

сентябрь

2

Вводное занятие

2

Родная школа (экскурсия)

3

3

Что растет на клумбе (экскурсия)

4

Кто трудится в школе

5

4

Из истории школы (экскурсия в музей школы)

6

октябрь

1

С днем рождения, наш класс

7

Мой дом

8

2

Безопасный и короткий путь домой

9

Моя улица

10

3

Моя улица, почему она так названа

11

Достопримечательности моей улицы

12

4

Достопримечательности моей улицы

13

Я и мое имя

14

5

Я и мое имя

15

Составление словесного портрета

16

ноябрь

2

Выставка портретов

17

Моя семья

18

3

Профессии в моей семье

19

Профессии в моей семье

20

4

Увлечения членов моей семьи

21

Выставка творческих работ «Моя семья»

22

декабрь

1

Выставка творческих работ «А у нас живет»

23

Мой друг

24

Рассказ о друге

25

2

Как связаться с другом (адрес, телефон)

26

У друга день рождения

27

3

Какие народности живут в Кузбассе

28

Как живут наши сверстники

29

4

Как учатся наши сверстники

30

Традиции моих сверстников

31

январь

3

Зимние забавы моих предков

32

Наш  город  Анжеро-Судженск. Заочная  экскурсия.

 

33

4

Природа края по сезонам

34

Экскурсия  «Зима  в  городе»

35

5

Растительность нашего края

36

Животный мир края

37

февраль

1

Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу

38

Предприятия моего города

39

2

Экскурсия по городу Анжеро-Судженску

40

Экскурсия в краеведческий музей города

41

4

Люди моего города

42

Выставка творческих работ «Мой город»

43

март

1

Моя фамилия

44

История моей фамилии

45

2

История моей семьи в истории моего города

46

История моей семьи в истории моего  города

47

3

Выставка «Кем гордится мой город»

48

Поисковая деятельность школьного музея

49

4

Работа в школьном музее

50

апрель

1

Знакомство с картой Кемеровской области

51

2

Заочное путешествие в Кемерово

52

Как живут и трудятся в моем крае

53

3

Города и села Кузбасса

54

Реки и озера моего края

55

4

Традиции и культура моего края

56

Весенние забавы моих предков

57

май

1

Встречи с участниками исторических событий моего города

58

Работа в школьном музее

59

2

Экскурсия в редакцию городской газеты

60

Экскурсия в эколого-биологический центр

61

3

Работа в сети Интернет «Достопримечательности моего края»

62

Символика края

63

4

Выставка творческих работ «Мой край»

64

Обобщающее занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Моя малая Родина - Сахалин".

В  данной  программе  даётся  полное  ракрытие  занятий  по  краеведению  для  учащихся  4  класа  по  теме  "Моя  малая  Родина - Сахалин".  Данная  программа  разработана  как  инновация  природовед...

Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"

Факультативный курс по краеведению в начальной школе...

Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:·         Федеральный закон от 10 июля 1992 год...

Образовательная программа творческого объединения «По малой Родине моей»

    В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовн...

Рабочая программа «С любовью к малой Родине».Летний школьный лагерь "Лада"

Пояснительная записка и планирование работы в летнем школьном лагере с дневным пребыванием....

Программа элективного курса "Моя малая Родина"

Программа межпредметного элективного курса "Моя малая Родина" предназначена для учащихся 4-х классов. Курс расширяет представление детей об истории своего родного города, его жителях. Позвол...