Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме:
    программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"

    Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rodina.doc513.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

               Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.

      Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.

     Как же развивать интерес детей к тому, чем «живёт» и «дышит» его отчизна, в чем она нуждается и чем ей нужно помочь? Курс «Моя малая родина», составленный в рамках внеурочной деятельности, призван оказать помощь в решении данных вопросов.

    Цель программы: -формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

    Задачи:

      - изучение малой родины через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, города, области

    - способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, города, семьи

    -содействовать  воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям

    - развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас

    - формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста

              Основное   направление  курса « Моя малая родина» -исследовательская и  практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. самостоятельно и с помощью взрослых. Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников

    Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родной город, область, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате  формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.

     Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.  

    Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.

    Ожидаемые результаты.

    -Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

    -Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.

    -Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.

    -Приобретение коммуникативных навыков.

    -Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.

    -Формирование универсальных учебных действий.

    -Развитие речи и обогащение словаря.

    -Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

     

      Программа состоит из 9  блоков: «Я», «Моя фамилия», «Моя родословная, моя семья», «Профессии моих родителей», «Мои сверстники», «Моя школа», «Мой микрорайон», «Мой город», «Путешествие по Кузбассу» и рассчитана на 4 года в рамках  внеурочной деятельности в соответствии с новым ФГОС

    Содержание курса 

    Введение

        Цели и задачи занятий по программе «Моя малая Родина»

      1.  «Я» Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего  словесного  портрета, объективная оценка себя как личность.

    Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение словаря терминов, выставка портретов, фотовыставка

    2.«Моя фамилия» происхождение своей фамилии,

    Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение дневника исследования, участие в составлении фотоальбома

        3.  «Моя родословная, моя семья» продолжается  знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа.

    Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи», выставка творческих работ детей и членов их семей, презентации «А у нас живет..», фильмы детей о своей семье.

    4 «Профессии моих родителей» ученики делятся сведениями о профессиях мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайших родственников. Узнают о различных профессиях.

    Практическая работа: составление рассказов о профессиях, участие в подготовке тематической выставки «Такие разные профессии», посещение совместно с родителями предприятий, на которых они трудятся, составление кроссвордов

    Домашнее задание: составление фоторепортажа экскурсии

      5. «Мои сверстники» Понятия «сверстник», «товарищ», «друг». Интересы и увлечения сверстников в нашей стране и за рубежом. Образование в Кузбассе, России и других странах. Национальные традиции сверстников края, страны.

    Практическая работа:

    А)рассказ о друге: фотография, рисунок, презентация

    Б)телефон, адрес – как связаться с другом,   составление приглашения на день рождения, выбор подарка  другу,

    В) составление пожелания другу, составление записной книжки, домашнее задание: составление анкеты для друзей ( что бы я хотел узнать у друга), просмотр видеоматериалов о национальных традициях

    1. «Моя школа» Знакомство с традициями и историей школы, поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея

    Практическая работа: экскурсия по школе и в окрестностях, участие в поисково-исследовательской деятельности школьного музея в соответствии с планом и тематикой его деятельности, выполнение индивидуального поискового задания.

     Практическая работа: фотоколлаж «Что растет на клумбе около школы», составление летописи «История моей школы», участие в тематической выставке «Трудовая жизнь в школе»

    1. «Мой микрорайон» Знакомство с историей своей улицы, своего микрорайона, значение микрорайона в городском хозяйстве

    Практическая работа: создание путеводителя по микрорайону, фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы», этапы подготовки к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности

        8.«Мой город» знакомство с  историей своего города, названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и области.

    Знакомство с понятиями «топонимы», «экспонат», «экспозиционный материал». «выставка», «выставочная деятельность музея»

    Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу (заочная и автобусная), обзорная и тематическая экскурсии в городской краеведческий музей, создание видеофильма о своем городе, создание брошюр «Анжеро-Судженск- музыкальный», «Анжеро-Судженск-спортивный», «Анжеро-Судженск»-шахтерский город», «Кем может гордиться наш город»

    9. «Путешествие по Кузбассу» История образования области, ее роль в жизни страны.

    Знакомство с достопримечательностями областного центра и других городов. Традиции и культурное наследие края.

    Практическая работа: экскурсии в областной краеведческий музей, по г.Кемерово, составление паспорта выставки, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов для школьного музея, работа в сети Интернет и поиск информации по теме блока, создание презентаций или электронной книги по достопримечательностям Кузбасса.

     

                                                   

    Учебно-тематический план

    Темы

    всего часов

    теория

    практика

    1

    Вводное занятие

    1

    1

    2

     Я

    20

    8

    12

    3

    Моя фамилия

    30

    10

    20

    4

    Моя родословная, моя семья

    36

    12

    24

    5

    Профессии моих родителей

    20

    8

    12

    6

    Мои сверстники

    25

    11

    14

    7

    Моя школа

    30

    12

    18

    8

    Мой микрорайон

    36

    16

    20

    9

    Мой город

    36

    12

    24

    10

    Путешествие по Кузбассу

    36

    16

    20

     итого

    270

    106

    164

    1 класс- 32х2 =64 часа

    2 класс- 34х2= 68 часов

    3 класс- 34х2= 68 часов

    4 класс- 34х2= 68 часов

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ в 1 классе

    Месяц

    Неделя

    Тема занятия

    Примечание

    1

    сентябрь

    2

    Вводное занятие

    2

    Родная школа (экскурсия)

    3

    3

    Что растет на клумбе (экскурсия)

    4

    Кто трудится в школе

    5

    4

    Из истории школы (экскурсия в музей школы)

    6

    октябрь

    1

    С днем рождения, наш класс

    7

    Мой дом

    8

    2

    Безопасный и короткий путь домой

    9

    Моя улица

    10

    3

    Моя улица, почему она так названа

    11

    Достопримечательности моей улицы

    12

    4

    Достопримечательности моей улицы

    13

    Я и мое имя

    14

    5

    Я и мое имя

    15

    Составление словесного портрета

    16

    ноябрь

    2

    Выставка портретов

    17

    Моя семья

    18

    3

    Профессии в моей семье

    19

    Профессии в моей семье

    20

    4

    Увлечения членов моей семьи

    21

    Выставка творческих работ «Моя семья»

    22

    декабрь

    1

    Выставка творческих работ «А у нас живет»

    23

    Мой друг

    24

    Рассказ о друге

    25

    2

    Как связаться с другом (адрес, телефон)

    26

    У друга день рождения

    27

    3

    Какие народности живут в Кузбассе

    28

    Как живут наши сверстники

    29

    4

    Как учатся наши сверстники

    30

    Традиции моих сверстников

    31

    январь

    3

    Зимние забавы моих предков

    32

    Наш  город  Анжеро-Судженск. Заочная  экскурсия.

     

    33

    4

    Природа края по сезонам

    34

    Экскурсия  «Зима  в  городе»

    35

    5

    Растительность нашего края

    36

    Животный мир края

    37

    февраль

    1

    Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу

    38

    Предприятия моего города

    39

    2

    Экскурсия по городу Анжеро-Судженску

    40

    Экскурсия в краеведческий музей города

    41

    4

    Люди моего города

    42

    Выставка творческих работ «Мой город»

    43

    март

    1

    Моя фамилия

    44

    История моей фамилии

    45

    2

    История моей семьи в истории моего города

    46

    История моей семьи в истории моего  города

    47

    3

    Выставка «Кем гордится мой город»

    48

    Поисковая деятельность школьного музея

    49

    4

    Работа в школьном музее

    50

    апрель

    1

    Знакомство с картой Кемеровской области

    51

    2

    Заочное путешествие в Кемерово

    52

    Как живут и трудятся в моем крае

    53

    3

    Города и села Кузбасса

    54

    Реки и озера моего края

    55

    4

    Традиции и культура моего края

    56

    Весенние забавы моих предков

    57

    май

    1

    Встречи с участниками исторических событий моего города

    58

    Работа в школьном музее

    59

    2

    Экскурсия в редакцию городской газеты

    60

    Экскурсия в эколого-биологический центр

    61

    3

    Работа в сети Интернет «Достопримечательности моего края»

    62

    Символика края

    63

    4

    Выставка творческих работ «Мой край»

    64

    Обобщающее занятие


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по внеурочной деятельности " Кубань- моя малая родина".

    Программа разработана с учётом регионального компонента- кубановедения. В процессе изучения учащиеся познакомятся с географическим положением, историей, полезными ископаемыми Краснодарского края и Тем...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....

    Программа по краеведению "Моя малая Родина - Сахалин".

    В  данной  программе  даётся  полное  ракрытие  занятий  по  краеведению  для  учащихся  4  класа  по  теме  "Моя  малая  Родина - Сахалин".  Данная  программа  разработана  как  инновация  природовед...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

           «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

    Программа по внеурочной деятельности "Моя родина".

    Программа многогодичная и состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков.1 класс «Знатоки родного города» (Моя малая Родина – поселок Пироговский)Программа первого года обучения предполагае...

    Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс

    Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:·         Федеральный закон от 10 июля 1992 год...

    Рабочая программа по курсу « Моя малая Родина» для 2 класса

    Рабочая программа по  курсу « Моя малая Родина»  для 2 класса...