Главные вкладки

    Авторская программа воспитательной деятельности « Моя малая Родина»
    материал (2 класс) по теме

    Муратова Евгения Петровна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vospitatelnyy_plan_moy.doc113.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Авторская программа воспитательной деятельности во 2 «В» классе МБОУ гимназии №5 г. Конаково « Моя малая Родина» на 2011-2012 учебный год.

    Автор-составитель: учитель начальных классов Зосько Е. П.

    Пояснительная записка

         Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

         Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

         В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

         Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

    Цель программы: воспитание учащихся гражданами своей Родины, России, людьми, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи, историю своего родного края; развитие социально активной личности, ответственной за свое будущее и за судьбу Отечества.

    Задачи программы:

    1. . Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к прошлому и настоящему, активного подхода к событиям в жизни страны, города, школы, воспитание патриотического чувства к своему Отечеству.
    2. Изучение истории и культуры Отечества и родного края, приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям.
    3. Привлечение детей к участию в восстановлении исторических событий, в сохранении традиций русского народа, к проблемам сохранения истории и культуры родного края.
    4. Развивать творческие способности детей, определённые навыки и умения.
    5. Пополнение теоретическими и практическими наработками, а также новыми экспонатами класса-кабинета Боевой славы.

    Направления в работе:

    - Создание учащимся более полного представления о культуре, традициях Тверского края - я и Отечество;

    - Создание более полного представления об основных веках  истории своего края через историю своих семей -  я и семья;

    - Привитие любви к своей Малой Родине, бережного отношения к природному  наследию родного края – я и природа;

    -  Формирование навыков поисково-исследовательской  деятельности – мой мир знаний;

    -  Создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ученика, я – человек;

    Основные потенциалы личности, формируемые через данную воспитательную систему:

    • Познавательный;
    • Эстетический;
    • Нравственный;
    • Коммуникативный;
    • Физический.

    Воспитательная система реализуется через:

    - Проведение классных часов и бесед;

    - Встречи с интересными людьми, ветеранами;

    - Проведение экскурсий, поездок;

    - Проведение выставок;

    - Исследовательскую и поисковую работу учащихся;

    - Совместную деятельность с семьей и общественностью

    - Сотрудничество с библиотекой, редакцией, музеем и архивом;

    Принципы  воспитательной программы

    1.  Принцип  субъективности  -  формирование  активной  жизненной  позиции.

    2.  Принцип  личностно-ориентированного  подхода  -  индивидуальный  подход  к  каждому  ребенку.

    3.  Принцип  развития  от  простого  к  сложному  -  усложнение  заданий  в  течение  года.

    4.  Принцип  наглядности.

    5.  Принцип  систематичности  и  последовательности.

    6.   Принцип  открытости  -  обсуждение,  выступления.

    Методы  и  формы:

    При  реализации  программы  используются  следующие  методы  и  формы  обучения:

    1.  Словесные  методы  -  беседы,  рассказ,  объяснение

    2.  Наглядные  методы  -  фото- и видеоматериалы,  карты,  схемы,  плакаты  и  т.д.

    3.  Игровые  методы  -  игра-путешествие, инсценирование  и т.д.

    4.  Репродуктивный  метод  -  повторение,  закрепление,  обобщение  материала.

    5.  Эвристический  метод  -  поисковые  задания,  составление  анкет  и  т.д.

    6.Информационно-рецептивный  метод  -  восприятие,  осознание  готовой  информации.

    8.  Практический  метод  -  оформление  краеведческого  материала.

    Содержание программы        

    Направления

    Воспитательные задачи

    Основные мероприятия

    Формы проведения

    Сентябрь

    Я и Отечество

    Формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

    «Герои земли Тверской»

    Классный час

    Я  - человек

    Развитие творческих способностей учащихся.

    «Чудеса своими руками»

    Выставка поделок

    Октябрь

    Я и природа

    Формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.

    «Красота родного края»

    Экскурсия на берег Волги

    Мой мир знаний

    Знакомство с традициями и обычаями тверского народа»

    «Край, в котором я живу».

    Познавательная игра.

    Я и семья

    Воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.

    «Чью старость ты утешил?

    Классный час

    Ноябрь

    Я - человек

    Развитие адекватной самооценки.

    «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»

    Классный час.

    Я и семья

    Формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.

    «Род, родные, Родина»

    Семейный праздник.

    Я и Отечество

    Формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.

    «Их именами славится Россия»

    Беседа

    Декабрь

    Я - человек

    Повысить интерес к приобретению знаний. Привлечь к участию всех учащихся для проверки и закрепления полученных знаний

    Праздник первой оценки.

    Праздник.

    Мой мир знаний

    Развивать стремление к самостоятельному изучению истории родного края.

    Краеведческий альбом.

    Поиск материала в краеведческий альбом и его оформление.

    Я – человек

    Знакомство с историей празднования Нового года. Развитие кругозора.

    «В мастерской Деда Мороза»

    Выставка работ

    Январь

    Я и природа

    Формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

    «Взятие снежной крепости»

    Игра – соревнование.

    Я и Отечество

    Формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

    "Достопримечательности нашего города"

    Экскурсия.

    Мой мир знаний

    формировать любознательность, интерес к знаниям.

    "Клуб Почемучек"

    поисковая деятельность

    Февраль

    Я и природа

    Показывать разнообразие культурных человеческих ценностей.

    "Птицам нужна помощь"

    Изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

    Я и Отечество

    Познакомить с общественно - политической жизнью страны.

    "Символика России"

    Поисковая работа.

    Я и семья

    Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за Вооруженные силы России. Развивать ловкость, быстроту, интерес к спорту.

    «Защитники отечества»

    Спортивный праздник.

    Март

    Я и семья

    Создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

    «При солнышке тепло, при матери – добро»

    Праздник мам.

    Я - человек

    Формировать чувство ответственности у детей.

    «Что значит быть ответственным?»

    Классный час.

    Мой мир знаний

    Формировать любознательность, интерес к знаниям.

    Что? Где? Когда?

    Интеллектуальная игра

    Я и природа

    Познакомить с растительным миром родного края.

    «Этот удивительный мир растений»

    Беседа-рассказ.

    Апрель

    Я и Отечество

    Формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

    Музей Тверского быта

    Экскурсия

    Мой мир знаний

    Формировать любознательность, интерес к знаниям.

    «Клуб Почемучек»

    Литературная викторина

    Я и природа

    Формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.

    «У добрых дел конца и края нет»

    Участие в субботнике

            Май

    Мой мир знаний

    Использование навыков поисково-исследовательской  деятельности.

    Моя малая Родина

    Круглый стол

    Я и отечество

    Формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

    "Дети - герои"

    Классный час

    Я и семья

    Создание более полного представления об основных веках  истории своего края через историю своих семей.

    Народные промыслы Тверской области

    Беседа, выставка рисунков

    Я и природа

    Формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.

    «Россией Родину назвали».

    Экскурсия

    Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

     - психолого - педагогическое просвещение родителей;

    - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

    - участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

    Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

    Взаимодействие классного руководителя с родителями

    Основные направления

    Формы работы с семьей


    психолого - педагогическое просвещение родителей





    родительские университеты

    индивидуальные и тематические консультации

    тренинги

    конференции

    родительские собрания


    вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс


    открытые уроки и внеклассные мероприятия

    помощь в организации и проведении внеклассных дел

    шефская помощь



    участие в управлении учебно-воспитательным процессом

    участие родителей класса в работе совета школы

    участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля

    Калейдоскоп родительских собраний

    Срок проведения

    Тема собрания

    Ответственные

    I четверть

     Садимся за уроки.

    учитель

    II четверть

    Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.

    Учитель и психолог

    III четверть

    Причины и последствия детской агрессии.

    Учитель и психолог

    IV четверть

    Перелистывая страницы учебного года.

    учитель

    Список литературы

    1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

    2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.

    3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.

    4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

    5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.

    6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.

    7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

    8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.

    Характеристика 1 «В» класса гимназии №5 г.Конаково на конец учебного 2010-2011 года.

          В данном классе 20 учащихся. Из них 7 мальчиков и 13 девочек. Паспортный возраст учащихся: 18 учеников 2003 года рождения 2 ученика - 2002 года рождения.  До поступления в школу 19 детей посещало дошкольное учреждение. 8 человек обучались в подготовительном классе.

         По результатам медицинского обследования учащихся класса 2 учащихся – I группа здоровья, 18 учащихся – 2 группа здоровья. Наиболее часто пропускали занятия по болезни 3 учащихся.

          14 человек проживают в полных семьях, 3 учащихся проживают в многодетных семьях, неблагополучных семей нет. Характер взаимоотношений между учениками и родителями в целом доброжелательный. Родители ответственно, с интересом и участием относятся к школе, посещают родительские собрания, обращаются за консультацией, помогают в организации праздников и ремонте кабинета.

         Все учащиеся социально адаптированы. У учащихся класса высокий уровень учебной мотивации, познавательная мотивация сформирована не у всех. Большой интерес   у учащихся к русскому языку, литературному чтению, математике, ИЗО и художественному труду.

         Уровень работоспособности и активности учащихся - высокий, уровень самостоятельности – средний. Все ребята стремятся к получению новых знаний. Учащиеся пользуются школьной и городской детскими библиотеками.

         Учащиеся открыты, доброжелательны, присутствует чувство сопереживания и ответственности. Ребята умеют взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, сотрудничать с педагогами.

    Характеристика 2 «В» класса гимназии №5 г. Конаково на начало учебного 2011-2012 года.

    В классе всего 19 человека, из них 6 мальчиков и 15девочек.  Основной состав учащихся в количестве 18 человек 2003 года рождения. Один ученик 2002 года рождения.

         По результатам медицинского обследования учащихся класса 2 учащихся – I группа здоровья, 17 учащихся – 2 группа здоровья.

    15 человек проживают в полных семьях,4 учащихся проживают в неполных семьях, 3 учащихся проживают в многодетных семьях, неблагополучных семей нет. Родители принимают участие в школьных делах, откликаются на просьбы учителей.

    Небольшая группа учеников – это  дети со средними  уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно выделить группу обучающихся  (К. Е., М. Я., К. Р.), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания.  

    В классе дети в основном доброжелательные, злостных нарушителей дисциплины нет. В классе есть гиперактивные дети: С. С., М. Я., С.А.   В классе немало ребят, которые ведут активный образ жизни: принимают участие во внеклассных  мероприятиях, посещают кружки и секции. Есть в классе и дети с неустойчивым, рассеянным вниманием – Б. Д., Л., К. М.

    Класс сплоченный, дисциплинированный. Ребята добрые отзывчивые,  инициативные, у большинства ребят хорошо развито чувство ответственности.

    Состав родительского комитета

    1. Климова Елена Олеговна – ул. Энергетиков 28Б-15, тел. 4-39-06.
    2. Кузнецова Елена Васильевна – ул. Энергетиков 7-3, тел. 3-50-87.
    3. Комарова Мария Сергеевна – ул. Набережная Волги 34-48, тел.3- 73-94
    4. Комарова Наталья Владимировна – Карачарово 2-4, 6-87-61
    5. Скрябина Елена Анатольевна – пр. Ленина 13-16, тел. 4-40-75
    6. Шилова Надежда Владимировна – ул.Строителей 24-67, тел.3-16-38

    План работы с учащимися и семьями группы риска 2 «В» класса на

    2011 – 2012 учебный год.

    Цели и задачи:

    -   установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;

    -   изучение воспитательных возможностей семей;

    -   формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;

    -   предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;

    -   оказание помощи родителей в организации педагогического образования.

    Сентябрь

    1.Составление социального паспорта класса.

    2. Коррекция картотеки неблагополучных семей.

    3. Организация банка данных о занятости учащихся во внеурочное время.

    Октябрь

    1.  Посещение семей группы риска (проверка жилищно–бытовых условий и беседа с родителями учащихся группы риска).

    2. Вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции.

    Ноябрь

    1.Проведение совместного родительского собрания «Наши неудачи и успехи в учебе – пути их решения».

    2.Организация досуга учащихся на каникулах.

    3.Диагностика психологического климата в семье.

    Декабрь

    1.Вовлечение учащихся группы риска в подготовку празднования Нового года.

    2.Проведение классного часа «Я – член семьи».

    Январь

    1.Организация досуга учащихся на каникулах.

    2. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

    Февраль

    1.Празднование Дня защитника Отечества – «Рыцарский турнир».

    2.Классный час «Без друзей меня чуть – чуть».

    3.Проведение опроса «Мои отношения с родными».

    Март

    1.Встреча учащихся и родителей с инспектором КДН « Причины, ведущие подростков к правонарушениям».

    2.Родительское собрание «Причины и последствия детской агрессивности».

    Апрель

    1.Беседа «Моя семья».

    2.Тренинг общения.

    3.Составление психологического паспорта класса.

    Май

    1.Практические рекомендации родителей по проведению детьми летнего отдыха.

    2.Организация летнего отдыха.

         В течение года контроль над успеваемостью детей группы риска, индивидуальные  встречи и беседы с учителями и родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"

    Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение ...

    Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина".

    Программа внеурочной деятельности....

    Комплексная программа внеурочной деятельности "Познаём малую родину"

    Данная программа позволит организовать занятия с учениками начальных классов в ГПД по изучению малой родины, Автозаводского района, принимать посильное участие в его жизни....

    Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

    Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности для начальной школы "Моя малая Родина" (Курск). Для 1 - 4 классов....

    Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

    Программа “Моя малая Родина”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за св...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

    Данная программа может быть рекомендована педагогам начальной школы и учителям кубановедения младшего звена....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"

    Программа данного курса представляет систему общекультурного и социального занятий для учащихся начальных классов, и расчитана на четыре года обучения....