Главные вкладки

    Образовательная программа творческого объединения «По малой Родине моей»
    рабочая программа (3 класс) по теме

    Кобелева Наталья Александровна

          В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к  Архангельской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу. Программа “По малой Родине моей” предназначена для проведения кружка в  основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 9-11 лет. Программа реализуется в течение 2013-2015 учебного года  по одному академическому часа в неделю. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_kraeved.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

               Образовательная  программа

    Творческого объединения

     « По малой Родине моей »

    Срок реализации  - 2 года

    Возраст___9-11___лет

    Педагог дополнительного образования

    Кобелева Наталья Александровна

    г. Архангельск 2013

    Пояснительная записка.

          В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к  Архангельской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу. Программа “По малой Родине моей” предназначена для проведения кружка в  основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 9-11 лет. Программа реализуется в течение 2013-2015 учебного года  по одному академическому часа в неделю.

    Цели программы: Познакомить учащихся с историко - культурным наследием города Архангельска; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

    Задачи программы:

    1.Изучение прошлого и настоящего города Архангельска, обычаев, традиций и духовной культуры.

    2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном селе.

    3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

    4.Активизация поисковой деятельности учащихся.

    5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

    6.Формирование у школьников навыков информационной культуры. 7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

    Основные направления: Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.

    Формы проведения занятий:

    Беседы.

    Экскурсии.

    Уроки.

    Работа с документами; СМИ; Интернет-ресурсами.

    Исследовательская деятельность.

    Создание рисунков,  стенгазеты «По малой Родине моей».

    Принцип программы:

     От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном городе.

    Механизм реализации программы:

    На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую атрибутику, посещают ветеранов.

    Календарно-тематическое планирование 2013-2015 уч.год

    тема

    содержание

    Кол-во часов

    1

    Введение. Краеведение- наука о родном крае.

    Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

    1

    2

    Красотою славится наша земля

    Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Подбор материала к папке

     « Путеводитель по городу Архангельску»

    3

    3

    Архангельская земля

    Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

     « Путеводитель по городу Архангельску»

    3

    4.

    Поморье.

    Архангельский край. Кто такие поморы?  

    Далекое прошлое Архангелького края.

    Языческое Поморье.

    4

    5.

    Викинги.

    Викинги в истории Поморья.

    2

    6.

    История Архангельска.

    Михайло-Архангельский монастырь.

    2

    7.

    Имя города.

    Небесный покровитель города и края – Архангел Михаил.

    Конкурс рисунков.

    4

    8.

    Герб Архангельска.

    История создания Архангельского герба.

    Первые эскизы.

    2

    9.

    «Двинской летописец».

    Архангельский историк Василий Крестинин. Исторические заслуги В. Крестинина.

    3

    10.

    Архангельские древности.

    Гостиный двор.

    Новодвинская крепость. Тайна Новодвинской крепости.

    4

    11.

    Императорские визиты.

    Царь Петр I в Архангельске.

    2

    12.

    Императорские визиты.

    Императоры Александр I и Александр II в Архангельске.

    4

    13.

    Грамота и просвещение в Поморье.

    Обучение грамоте в Древнем Поморье.

    Монастырские школы.

    Поморские колыбельные.

    6

    14.

    Михаил  Васильевич Ломоносов.

    Помора сын – он славой стал России.

    Памятники М.В. Ломоносову в Архангельске.

    5

    15.

    Мой Архангельск!

    Откуда пошел мой род.

    Знакомство со своей родословной.

    Создание родословной своей семьи. Конкурс рисунков «Моя семья».

    4

    16.

    Современный облик Архангельска.

    Культурно-исторические достопримечательности. Памятники в Архангельске.

    3

    17.

    Я и мой город.

    Мой город через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашего города в будущем.

    Конкурс рисунков.

    2

    18.

    История моей страны в названиях улиц.

    Имена архангельских улиц.

    История в названиях улиц города Архангельска.

    3

    19.

    Архангельск – город воинской славы.

    «Их имена навечно останутся в наших сердцах!»

    Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны, ВОВ в судьбе моей семьи.

    3

    20.

    Семейные традиции, праздники.

    Конкурс сочинений на тему: «Традиции в моей семье».

    2

    21.

    Кем славится земля Поморская.

    Сбор материала о людях разных профессий города Архангельска. Профессии моих родителей.

    2

    22.

    Писатели, сказочники Поморской земли.

    Сказочник – Степан Писахов.

    «Чародей Севера» - Борис Шергин. Конкурс рисунков по произведениям сказочников.

    3

    23.

    Итоговое повторение.

    Презентация творческих работ. Итоговое тестирование.

    1

    Итого:

    68

         Ожидаемые  результаты работы творческого объединения:

    1. формирование у детей знания основ народной жизни;

    2.  воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины»,  

    1. приобретенные знания  истории и культуре родного края учащиеся  в старших классах могут применить на уроках истории, литературы, географии;
    2.  ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;
    3. через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны

    1. запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры;

    1. предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

         Данная система изучения своей малой Родины - погружение  ребенка в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в нем элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Данная программа способствует духовному становлению и развитию ребенка как культурного гражданина своей страны.

    Список используемой литературы:

    1. Ануфриев В.В. Русские поморы. Культурно-историческая идентичность.М.,2008

    2. Архангельская старина. Популярный исторический журнал. 2009-2011г.

    3. Булатов В. Русский Север. Архангельск: Помор.гос.ун-т им. М.В. Ломоносова, 1997.

    4. Зайцева Т. В. Город, хранимый архангелом. Архангельск, 2011.

    5. Киприянов В. Старый Архангельск. Архангельск, 1992.

    6. Криничная Н.А. Предания Русского Севера. СПб.: Наука, 1991.

    7. Куратов А.А. Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера. Архангельск, 2005.

    8. Нелаева С.М. Здравствуй, морюшко Белое! Архангельск: Помор.гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001.

    9. Овсянкин Е.И. Имена архангельских улиц. Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1983.

    10. Поморская энциклопедия Т. 1: История Архангельского севера. Архангельск, 2001.

    11. У моря Белого, студеного…Архангельск: Издательский дом «СК», 2000.

    12. Шергин Б. У Архангельского города. Архангельск, 1985.

    13. Шергин Б. Гандвик – студеное море. Пермь: Пермское кню изд-во, 1987.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Военное прошлое моей малой родины. Освобождению станицы Гундоровской посвящается.

    В презентации представлен материал, посвященный освобождению станицы Гундоровской от немецко-фашистских захватчиков. Ежегодно учащиеся нашей школы проводят уроки мужества у памятника погибшим воинам в...

    Проектная работа "7 чудес моей малой Родины".

    Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушки, бабушке, к с любви к своему дому, к своей улице, на которой ты живешь, своей школе, к городу. В результате проектн...

    Образовательное путешествие «ТОП-10 города Кизела» (ТОП-10 моей малой Родины)

    Разработка «ТОП-10 города Кизела» (ТОП-10 моей малой Родины) (Образовательное путешествие) представляет собой внеклассное мероприятие для  учащихся начальной школы. Образовательное путешеств...

    Статья "С малой родины моей начинается Россия"

    Статья "С малой родины моей начинается Россия" знакомит читателей с мероприятиями, проведенными специалистами БУ ХМАО-Югры  "КЦСОН "Милосердие" в рамках Всероссийского открытого урока "Моя малая ...

    Презентация к занятию кружка " По малой Родине моей!"

    Данная презентация отражает прошлое и настоящее родного города. Возможно применение на часах общения и уроках по краеведению....

    Классный час " С МАЛОЙ РОДИНЫ МОЕЙ НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ"

    Одна из задач нравственного воспитания школьника - воспитание любви к Родине и родному краю. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, г...