Программа по краеведению "Моя малая Родина - Сахалин".
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Трофимова Светлана Владимировна

В  данной  программе  даётся  полное  ракрытие  занятий  по  краеведению  для  учащихся  4  класа  по  теме  "Моя  малая  Родина - Сахалин".  Данная  программа  разработана  как  инновация  природоведческой  деятельности  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_innovaciya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по краеведению

«Моя малая Родина - Сахалин»

для учащихся 4 класса

Валентин Богданов

"Наш остров"

На самом краешке России,

 Где море бьётся в берега,

 Лежит он в океане синем,

 Как в песне звонкая строка…

Весна немного припоздает,

 Промедлит осень взять права -

 И к сенокосу вырастает

 По плечи самые трава.

А то в апрель влетят метели

 И так завеют белый свет,

 Что в дальних селах по неделям

 Ни писем нет и ни газет.

Но он живёт, живёт наш остров!

 И сквозь циклонный ветробой

 С неиссякаемым упорством

 Идёт на спор с самой судьбой…

И пусть на тесной карте мира

 Порой едва означен он -

 К нему протянуты пунктиры

 Земных дорог со всех сторон.

Пояснительная записка

Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

         Предлагаемая программа кружка «Моя малая Родина-Сахалин» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.

Предлагаемый материал о  культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

Представленная программа кружка «Моя малая Родина-Сахалин» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 4 класса.

Гипотеза

Если  при  использовании  различных  образовательных  технологий  повысится   интерес  детей  к  познанию  истории,  культуры,  природы  родного  края,  то   расширятся  знания    о  своей  малой  родине  -  Сахалине   и  сформируются  представления  об  истории,  культуре,  традициях, природе  родного  края,  как   неотъемлемой  части  истории,  культуры,  природы   родной  страны  в  целом.

Концептуальные идеи программы

Цель: приобщение детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края  через различные образовательные технологии.

Программа построена на принципах:

развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;

действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;

свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников районной  библиотеки, краеведческого музея, ДМШ. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердится в поиске новых идей и новых знаний.

Формы занятий кружка

Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:

лекции;

аналитические и эвристические беседы;

учебные  сценки;

праздники;

экологические сказки;

народные, подвижные и интеллектуальные игры;

ролевые игры;

работа с наглядными пособиями;

работа с объектами живой и неживой природы;

читательские конференции;

тестирование;

анкетирование;

Занятия в кружке чередуются с посещением краеведческого музея города,  экскурсиями в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной экологической тропе.

Важную роль играют занятия, организованные  с посещением библиотеки, встречи со  специалистами  города  и  района.

 На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и информационно-коммуникативные технологии.

Режим занятий

1-й год реализации программы (4-й класс) рассчитан на 68 учебных часов: из них теоретические занятия - 30 час; практические занятия - 38 часов.

        Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

        Участники программы: учащиеся 4 класса, учителя начальной школы, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, работники библиотеки, краеведческого музея, ДМШ.

Связи, устанавливаемые для реализации программы

Внутренние: педагоги начального  звена, школьный библиотекарь.

Внешние: ДДТ, детская библиотека, ДЮСШ, ДМШ,  краеведческий музей.

Направления реализации программы

1. Экологическое краеведение

2. Литературное краеведение

3. Историческое краеведение

                               

Условия реализации программы

Программа будет успешно реализована, если:

будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;

будет использоваться разнообразный дидактический материал и ИКТ.

Формы контроля промежуточных результатов реализации программы

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

тестирование;

творческие задания;

викторины;

конкурсы;

олимпиады;

интеллектуальные игры;

выставки творческих работ учащихся;

защита проектов;

Возможные критерии результативности

1. Активность учащихся во внеурочное время.

2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.

3.Положительная тенденция роста участников районных, областных конкурсных программ, выставок, викторин, школьных, районных олимпиад, Всероссийских конкурсов, в смотрах знаний, в интеллектуальном марафоне, в научно-практической конференции, в защите проектов.

4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

Показатели результативности

1. Активное участие во внеклассной работе.

2.Активное участие школьников в районных, областных, Всероссийских интеллектуальных играх и конкурсах.

3. Рост числа учащихся, занимающихся в кружке.

4.Высокий уровень удовлетворенности  родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

Методики диагностики

1.Методика диагностики сформированности коллектива «Выявление мотивов участия учащихся в делах коллектива» (модифицированный вариант методики О.В.Лишина)

2.Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (автор А.А.Андреев)

Тематический план программы

1-й год реализации – 4-й класс

Направление

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Экологическое направление

Раздел 1

Вводное занятие. Что такое экология? Правила техники безопасности

1

-

Растительный мир района, области.

Экскурсия «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений)

1



2

Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад).

Сбор и создание гербариев. Участие  во  Всероссийском  конкурсе сочинений «Уж  небо  осенью  дышало…»

1



2

Редкие и исчезающие растения района и области, занесенные в красную книгу. Участие  во  Всероссийском  конкурсе  прикладного  творчества «Осенняя  фантазия»

1

-

Зеленый мир вокруг нас (викторина)

1

Осенний бал (праздник)

1

Раздел 2

Мир насекомых своей области. Участие  во  Всероссийском  конкурсе  прикладного  творчества «В  мире  бабочек».

Работа с энтомологической коллекцией


2


1

Охрана полезных насекомых борьба с вредителями

1

1

Викторина-игра «спор насекомых» «Кто важнее?»

1

Раздел 3

Рыбы, обитающие в реках области. Всероссийская  дистанционная  олимпиада  по  окружающему  миру (1 тур).

1

Прудовые хозяйства области. Охрана рыбных богатств

1

Игра-викторина с применением инсценировки «Золотая рыбка»


1                  

Раздел 4

Обитатели воздушного пространства родного края

2

Экскурсия в краеведческий музей

1

Охрана птиц.

Сооружение и установка кормушек, скворечников

1


2

Интеллектуальная игра «Птичий час»

1

Раздел 5

Животный мир родного края (общие понятия)

2

1

Дикие и домашние животные.

Составление портрета животного. Составление  «Красной  книги»  класса.

1

       1

Праздник домашнего животного.  Конкурс  загадок  о  зверях  и  птицах  родного  края.

1

Звери, обитающие на территории района, области

2

Экскурсия в краеведческий музей «Ребятам о зверятах»


1

Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека

1

Животные, занесенные в Красную книгу.

1

1

Игра «Что? Где? Когда?»

1

Раздел 6

Охрана природы родного края. Охраняемые территории. Всероссийская  дистанционная  олимпиада  по  окружающему  миру (2 тур).

1

Час информации в детской библиотеке «Заповедные места родного края. Природоохранный заповедник Сахалинской  области»

1

 Библиотечный урок с посещением фотовыставки «Знакомство  с  редкими  животными»

1

1

Экскурсия в краеведческий музей с просмотром фильма «Памятники природы и охраняемые территории Макаровского района»

1

Литературно-экологическое путешествие «Люблю тебя, мой край суровый, северный!»

2

Литературное краеведение

Обзор «Мы читаем сахалинских  писателей»

1

Литературный час по  произведениям  В. Санги

Обзор-беседа «Стихи  Э. Ромашиной»

Рассказы  Льва  Дёмина

Нифские  легенды







1


1

Литературный час по творчеству Олега  Кузнецова «Держу перо жар-птицы»

1

Творческий  конкурс  стихов  собственного  сочинения  о  малой  родине  «Волшебное колечко».

Пословицы  и  поговорки  разных  народностей  Дальнего  Востока.

1

Историческое краеведение (некоторые занятия проходят в краеведческом музее, носят теоретическо - практический характер)

Русская изба

1

1

Как рубашка в поле выросла

1

1

Бабушкин сундук

1

1

Гончарное искусство

1

1

Русский самовар

1

Колокольный звон (поддужные колокольчики)

1

Как учились крестьянские дети

1

1

Старинные подвижные игры

2

Итоговая игра по станциям

1

Защита проектов в конце учебного года по любому из направлений.

2

Всего

68

30

38

Список дидактических и методических материалов к учебному курсу

- карточки-задания для усвоения нового материала;

- карточки-задания для  самостоятельных наблюдений в природе;

- карточки правила;

- викторины по каждому изучаемому направлению и разделу;

- кроссворды по каждому изучаемому направлению и разделу;

- загадки по каждому изучаемому направлению и разделу;

- рассказы-загадки;

- биологические, экологические,  исторические и литературные задачи;

- экологические,  исторические и литературные  игры, сказки, ситуации;

- рабочие альбомы;

- видеофильмы по каждому изучаемому направлению и разделу;

- архивные документы краеведческого музея;

- экспонаты краеведческого музея;

- использование в работе ИКТ (проектора, интернет - ресурсов)

Список рекомендуемой литературы

Научно-популярная

Александров С. М. Остров Сахалин. — М.: Наука, 1973. — 183 с.

Василевский А. А. Каменный век острова Сахалин. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 411 с.

Исаченко А. Г., Шляпников А. А. Сахалин // Природа мира: Ландшафты. — М.: Мысль, 1989. 504 с.

Южная часть Дальнего Востока. — М.: Наука, 1969. — 422 с.

География

Атлас Сахалинской области. — М.: ГУГК при СМ СССР, 1967. — 135 с.

Справочник по физической географии Сахалинской области / Сост. З. Н. Хоменко.  Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003.  112 с.

Флора и фауна

Баркалов В. Ю., Таран А. А. Список видов сосудистых растений острова Сахалин // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 1. — Владивосток: Дальнаука, 2004. — С. 39-66.

Красная книга Сахалинской области: Животные. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 190 с.

Красная книга Сахалинской области: Растения. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 348 с.

Нечаев В. А. Птицы острова Сахалин. Владивосток: ДВО АН СССР, 1991. 748 с.

Нечаев В. А. Обзор фауны птиц (Aves) Сахалинской области // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 2.. — Владивосток: Дальнаука, 2005. — С. 246—327.

Определитель высших растений Сахалина и Курильских островов / Д. П. Воробьёв, В. Н. Ворошилов, Н. Н. Гурзенков, и др.. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974. — 372 с.

История

История Сахалина и Курильских островов с древнейших времён до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История» / М. С. Высоков, А. А. Василевский, А. И. Костанов, М. И. Ищенко. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 712 с.

История Сахалинской области с древнейших времён до наших дней: Изд. 3-е, перераб. и дополн. / М. С. Высоков, В. А. Голубев, Н. И. Колесников, и др.. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1995. — 272 с.

Задачи программы:

Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;

осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона;

развитие интеллектуальных  умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;

       углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;

         формирование положительной мотивации в общественно-полезной    деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

Способы мотивации учащихся

Разнообразие форм проведения занятий

Содержание курса,

использование ИКТ

Прогнозируемые  результаты реализации программы

Отдаленные

Промежуточные

Заинтересованность и активное участие родителей в работе кружка

Повышение мотивации младших школьников

приобретение  учащимися учебно- интеллектуальных  умений, навыков исследовательской и проектной деятельности

получение представлений о природе края, об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края

Сумма конкретных знаний о прошлом, осмысленных с помощью настоящего; активная гражданская, нравственная жизненная позиция младших школьников в различных сферах деятельности; экологическая грамотность;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Наш край". Леса Сахалина. 4 класс

Данную презентацию я использовала на уроке окружающего мира в четвёртом классе по теме "Наш край". Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей ин...

Водные красоты Сахалина

Водные красоты Сахалина...

Красота Сахалина

Красота Сахалина...

Растения Сахалина

Красивые растения Сахалина...

Остров Сахалин

Остров Сахалин...

Викторина по теме "Сахалин - моя малая Родина"

Данная разработка может быть использована во внеурочное время. Викторина напрвлена на то, чтобы научить детей применять знания по краеведению в нестандартной ситуации.Она поможет расширить и углу...

Презентация " Сахалин - моя малая родина."

Данную работу можно использовать на классном часе о малой родине. В этой работе рассказано  о Сахалине....