Главные вкладки

    Программа по краеведению "Моя малая Родина - Сахалин".
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

    Трофимова Светлана Владимировна

    В  данной  программе  даётся  полное  ракрытие  занятий  по  краеведению  для  учащихся  4  класа  по  теме  "Моя  малая  Родина - Сахалин".  Данная  программа  разработана  как  инновация  природоведческой  деятельности  учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 4_klass_innovaciya.doc115 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

    по краеведению

    «Моя малая Родина - Сахалин»

    для учащихся 4 класса

    Валентин Богданов

    "Наш остров"

    На самом краешке России,

     Где море бьётся в берега,

     Лежит он в океане синем,

     Как в песне звонкая строка…

    Весна немного припоздает,

     Промедлит осень взять права -

     И к сенокосу вырастает

     По плечи самые трава.

    А то в апрель влетят метели

     И так завеют белый свет,

     Что в дальних селах по неделям

     Ни писем нет и ни газет.

    Но он живёт, живёт наш остров!

     И сквозь циклонный ветробой

     С неиссякаемым упорством

     Идёт на спор с самой судьбой…

    И пусть на тесной карте мира

     Порой едва означен он -

     К нему протянуты пунктиры

     Земных дорог со всех сторон.

    Пояснительная записка

    Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

             Предлагаемая программа кружка «Моя малая Родина-Сахалин» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.

    Предлагаемый материал о  культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

    Представленная программа кружка «Моя малая Родина-Сахалин» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 4 класса.

    Гипотеза

    Если  при  использовании  различных  образовательных  технологий  повысится   интерес  детей  к  познанию  истории,  культуры,  природы  родного  края,  то   расширятся  знания    о  своей  малой  родине  -  Сахалине   и  сформируются  представления  об  истории,  культуре,  традициях, природе  родного  края,  как   неотъемлемой  части  истории,  культуры,  природы   родной  страны  в  целом.

    Концептуальные идеи программы

    Цель: приобщение детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края  через различные образовательные технологии.

    Программа построена на принципах:

    развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;

    действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;

    свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников районной  библиотеки, краеведческого музея, ДМШ. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердится в поиске новых идей и новых знаний.

    Формы занятий кружка

    Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:

    лекции;

    аналитические и эвристические беседы;

    учебные  сценки;

    праздники;

    экологические сказки;

    народные, подвижные и интеллектуальные игры;

    ролевые игры;

    работа с наглядными пособиями;

    работа с объектами живой и неживой природы;

    читательские конференции;

    тестирование;

    анкетирование;

    Занятия в кружке чередуются с посещением краеведческого музея города,  экскурсиями в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной экологической тропе.

    Важную роль играют занятия, организованные  с посещением библиотеки, встречи со  специалистами  города  и  района.

     На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и информационно-коммуникативные технологии.

    Режим занятий

    1-й год реализации программы (4-й класс) рассчитан на 68 учебных часов: из них теоретические занятия - 30 час; практические занятия - 38 часов.

            Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

            Участники программы: учащиеся 4 класса, учителя начальной школы, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, работники библиотеки, краеведческого музея, ДМШ.

    Связи, устанавливаемые для реализации программы

    Внутренние: педагоги начального  звена, школьный библиотекарь.

    Внешние: ДДТ, детская библиотека, ДЮСШ, ДМШ,  краеведческий музей.

    Направления реализации программы

    1. Экологическое краеведение

    2. Литературное краеведение

    3. Историческое краеведение

                                   

    Условия реализации программы

    Программа будет успешно реализована, если:

    будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

    будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;

    будет использоваться разнообразный дидактический материал и ИКТ.

    Формы контроля промежуточных результатов реализации программы

    Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

    тестирование;

    творческие задания;

    викторины;

    конкурсы;

    олимпиады;

    интеллектуальные игры;

    выставки творческих работ учащихся;

    защита проектов;

    Возможные критерии результативности

    1. Активность учащихся во внеурочное время.

    2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.

    3.Положительная тенденция роста участников районных, областных конкурсных программ, выставок, викторин, школьных, районных олимпиад, Всероссийских конкурсов, в смотрах знаний, в интеллектуальном марафоне, в научно-практической конференции, в защите проектов.

    4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

    Показатели результативности

    1. Активное участие во внеклассной работе.

    2.Активное участие школьников в районных, областных, Всероссийских интеллектуальных играх и конкурсах.

    3. Рост числа учащихся, занимающихся в кружке.

    4.Высокий уровень удовлетворенности  родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

    5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

    Методики диагностики

    1.Методика диагностики сформированности коллектива «Выявление мотивов участия учащихся в делах коллектива» (модифицированный вариант методики О.В.Лишина)

    2.Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (автор А.А.Андреев)

    Тематический план программы

    1-й год реализации – 4-й класс

    Направление

    Содержание

    Количество часов

    Теория

    Практика

    Экологическое направление

    Раздел 1

    Вводное занятие. Что такое экология? Правила техники безопасности

    1

    -

    Растительный мир района, области.

    Экскурсия «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений)

    1



    2

    Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад).

    Сбор и создание гербариев. Участие  во  Всероссийском  конкурсе сочинений «Уж  небо  осенью  дышало…»

    1



    2

    Редкие и исчезающие растения района и области, занесенные в красную книгу. Участие  во  Всероссийском  конкурсе  прикладного  творчества «Осенняя  фантазия»

    1

    -

    Зеленый мир вокруг нас (викторина)

    1

    Осенний бал (праздник)

    1

    Раздел 2

    Мир насекомых своей области. Участие  во  Всероссийском  конкурсе  прикладного  творчества «В  мире  бабочек».

    Работа с энтомологической коллекцией


    2


    1

    Охрана полезных насекомых борьба с вредителями

    1

    1

    Викторина-игра «спор насекомых» «Кто важнее?»

    1

    Раздел 3

    Рыбы, обитающие в реках области. Всероссийская  дистанционная  олимпиада  по  окружающему  миру (1 тур).

    1

    Прудовые хозяйства области. Охрана рыбных богатств

    1

    Игра-викторина с применением инсценировки «Золотая рыбка»


    1                  

    Раздел 4

    Обитатели воздушного пространства родного края

    2

    Экскурсия в краеведческий музей

    1

    Охрана птиц.

    Сооружение и установка кормушек, скворечников

    1


    2

    Интеллектуальная игра «Птичий час»

    1

    Раздел 5

    Животный мир родного края (общие понятия)

    2

    1

    Дикие и домашние животные.

    Составление портрета животного. Составление  «Красной  книги»  класса.

    1

           1

    Праздник домашнего животного.  Конкурс  загадок  о  зверях  и  птицах  родного  края.

    1

    Звери, обитающие на территории района, области

    2

    Экскурсия в краеведческий музей «Ребятам о зверятах»


    1

    Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека

    1

    Животные, занесенные в Красную книгу.

    1

    1

    Игра «Что? Где? Когда?»

    1

    Раздел 6

    Охрана природы родного края. Охраняемые территории. Всероссийская  дистанционная  олимпиада  по  окружающему  миру (2 тур).

    1

    Час информации в детской библиотеке «Заповедные места родного края. Природоохранный заповедник Сахалинской  области»

    1

     Библиотечный урок с посещением фотовыставки «Знакомство  с  редкими  животными»

    1

    1

    Экскурсия в краеведческий музей с просмотром фильма «Памятники природы и охраняемые территории Макаровского района»

    1

    Литературно-экологическое путешествие «Люблю тебя, мой край суровый, северный!»

    2

    Литературное краеведение

    Обзор «Мы читаем сахалинских  писателей»

    1

    Литературный час по  произведениям  В. Санги

    Обзор-беседа «Стихи  Э. Ромашиной»

    Рассказы  Льва  Дёмина

    Нифские  легенды







    1


    1

    Литературный час по творчеству Олега  Кузнецова «Держу перо жар-птицы»

    1

    Творческий  конкурс  стихов  собственного  сочинения  о  малой  родине  «Волшебное колечко».

    Пословицы  и  поговорки  разных  народностей  Дальнего  Востока.

    1

    Историческое краеведение (некоторые занятия проходят в краеведческом музее, носят теоретическо - практический характер)

    Русская изба

    1

    1

    Как рубашка в поле выросла

    1

    1

    Бабушкин сундук

    1

    1

    Гончарное искусство

    1

    1

    Русский самовар

    1

    Колокольный звон (поддужные колокольчики)

    1

    Как учились крестьянские дети

    1

    1

    Старинные подвижные игры

    2

    Итоговая игра по станциям

    1

    Защита проектов в конце учебного года по любому из направлений.

    2

    Всего

    68

    30

    38

    Список дидактических и методических материалов к учебному курсу

    - карточки-задания для усвоения нового материала;

    - карточки-задания для  самостоятельных наблюдений в природе;

    - карточки правила;

    - викторины по каждому изучаемому направлению и разделу;

    - кроссворды по каждому изучаемому направлению и разделу;

    - загадки по каждому изучаемому направлению и разделу;

    - рассказы-загадки;

    - биологические, экологические,  исторические и литературные задачи;

    - экологические,  исторические и литературные  игры, сказки, ситуации;

    - рабочие альбомы;

    - видеофильмы по каждому изучаемому направлению и разделу;

    - архивные документы краеведческого музея;

    - экспонаты краеведческого музея;

    - использование в работе ИКТ (проектора, интернет - ресурсов)

    Список рекомендуемой литературы

    Научно-популярная

    Александров С. М. Остров Сахалин. — М.: Наука, 1973. — 183 с.

    Василевский А. А. Каменный век острова Сахалин. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 411 с.

    Исаченко А. Г., Шляпников А. А. Сахалин // Природа мира: Ландшафты. — М.: Мысль, 1989. 504 с.

    Южная часть Дальнего Востока. — М.: Наука, 1969. — 422 с.

    География

    Атлас Сахалинской области. — М.: ГУГК при СМ СССР, 1967. — 135 с.

    Справочник по физической географии Сахалинской области / Сост. З. Н. Хоменко.  Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003.  112 с.

    Флора и фауна

    Баркалов В. Ю., Таран А. А. Список видов сосудистых растений острова Сахалин // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 1. — Владивосток: Дальнаука, 2004. — С. 39-66.

    Красная книга Сахалинской области: Животные. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 190 с.

    Красная книга Сахалинской области: Растения. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 348 с.

    Нечаев В. А. Птицы острова Сахалин. Владивосток: ДВО АН СССР, 1991. 748 с.

    Нечаев В. А. Обзор фауны птиц (Aves) Сахалинской области // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 2.. — Владивосток: Дальнаука, 2005. — С. 246—327.

    Определитель высших растений Сахалина и Курильских островов / Д. П. Воробьёв, В. Н. Ворошилов, Н. Н. Гурзенков, и др.. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974. — 372 с.

    История

    История Сахалина и Курильских островов с древнейших времён до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История» / М. С. Высоков, А. А. Василевский, А. И. Костанов, М. И. Ищенко. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 712 с.

    История Сахалинской области с древнейших времён до наших дней: Изд. 3-е, перераб. и дополн. / М. С. Высоков, В. А. Голубев, Н. И. Колесников, и др.. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1995. — 272 с.

    Задачи программы:

    Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;

    осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона;

    развитие интеллектуальных  умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;

           углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;

             формирование положительной мотивации в общественно-полезной    деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

    Способы мотивации учащихся

    Разнообразие форм проведения занятий

    Содержание курса,

    использование ИКТ

    Прогнозируемые  результаты реализации программы

    Отдаленные

    Промежуточные

    Заинтересованность и активное участие родителей в работе кружка

    Повышение мотивации младших школьников

    приобретение  учащимися учебно- интеллектуальных  умений, навыков исследовательской и проектной деятельности

    получение представлений о природе края, об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края

    Сумма конкретных знаний о прошлом, осмысленных с помощью настоящего; активная гражданская, нравственная жизненная позиция младших школьников в различных сферах деятельности; экологическая грамотность;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по теме "Наш край". Леса Сахалина. 4 класс

    Данную презентацию я использовала на уроке окружающего мира в четвёртом классе по теме "Наш край". Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей ин...

    Образовательная программа программа внеурочной деятельности "Игры народов Сахалина"

    Россия  - многонациональная страна. И очень важно  уважать народы, живущие рядом с нами. А что может лучше познакомить с традициями и культурой соседних народов, чем игра. Ведь игра - естест...

    Водные красоты Сахалина

    Водные красоты Сахалина...

    Красота Сахалина

    Красота Сахалина...

    Растения Сахалина

    Красивые растения Сахалина...

    Остров Сахалин

    Остров Сахалин...

    Викторина по теме "Сахалин - моя малая Родина"

    Данная разработка может быть использована во внеурочное время. Викторина напрвлена на то, чтобы научить детей применять знания по краеведению в нестандартной ситуации.Она поможет расширить и углу...